Гимнастика ума
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika_uma_romanova2.docx | 100.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1908»
Принято на заседании методического совета Протокол №___ от «__»_______20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____ Луговая Н.А. «__» _______20___г | «Утверждаю» Директор школы _________ Булаева М.В. Приказ № ___ от «__»_______20___г |
. .
Дополнительная общеразвивающая программа
«Гимнастика ума»
Направленность: коррекционно - развивающая
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Романова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Москва
2017 -2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы.
Программа коррекционно – развивающей направленности ознакомительного уровня.
Актуальность программы.
Программа коррекционно - развивающей работы «Гимнастика ума» — это программа по развитию у детей способностей, позволяющих добиться больших успехов в обучении и лучшей социальной адаптации.
Анализируя используемые современные методы развития психических и личностных качеств детей, следует сказать, что наилучших результатов удается добиться с применением методов нейропсихологической коррекции. Технология нейропсихологической коррекции связана с мозговой организацией психических процессов. Подбирая специализированные упражнения можно оказать целенаправленное влияние на определенные функции организма, а через изменения функции - воздействовать на восстановление поврежденной системы.
У учащихся начальной школы часто наблюдается недостаточное развитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, что затрудняет успешное обучение. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для большинства детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. Значительная часть упражнений нейропсихологической коррекции посвящена развитию именно взаимодействия полушарий.
Методы нейропсихологической коррекции
В основу нейропсихологических методов легли научные данные А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л. С. Цветковой, Б.А.Архипова и других. Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяются на два основных направления. Первое — собственно когнитивные методы, чаще всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Например, целенаправленная работа в сфере слухоречевой памяти, формирование счетных операций и т.д. Второе направление — методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.
Нейропсихологическая коррекция включает когнитивные и двигательные методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Эти методы являются базовыми для развития ВПФ и создают предпосылки для полноценного участия этих психических процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.
Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга, по А.Р. Лурия).
1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований.
На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.
2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства), формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память).
На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль.
Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному, зависят от исходного статуса ребенка.
Современные представления о закономерностях развития ребенка и работы отечественных исследователей в области детской нейропсихологии (Ю.В, Микадзе, Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, А.Р. Лурия и др.) позволяют выделить следующие принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте, реализуемые и в данной программе.
- Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка
- Принцип опоры на сохранные формы деятельности.
- Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию.
- Принцип от простого к сложному.
- Принцип использования игровой деятельности.
- Эмоциональный контакт с ребенком.
Цель: развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста методами нейропсихологии для достижения более высоких учебных и личностных результатов ребенка.
Задачи программы:
образовательные
- научить детей использовать в дальнейшей учебной деятельности приобретенные умения;
- сформировать у детей готовность к преодолению сложностей в образовательном процессе;
- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции;
коррекционно-развивающие:
- способствовать развитию высших психических функций;
- способствовать формированию навыка самостоятельного применения усвоенных и упроченных способов выполнения заданий в изменяющихся условиях.
- способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действия;
воспитательные:
- сформировать у детей чувство уверенности в собственных силах и возможностях;
- повысить у детей школьного возраста мотивацию к учению в школе;
- предотвратить формирование у детей чувства неполноценности и способствовать становлению чувства позитивного самопринятия.
Особенности организации образовательного процесса
Программа предусматривает проведение занятий с периодичностью 1 раз в неделю по 1 часу и предполагает работу в режиме мини-группы (2-4 человека). Методы: анкетирование с целью сбора анамнестических данных, наблюдение, беседа с родителями, нейропсихологический метод синдромного анализа состояния психических функций (А.Р. Лурия), методики, разработанные в рамках отечественной школы нейропсихологии (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева, Ж.М. Глозман, Л.С. Цветкова, А.В. Семенович), игровые методы, рисуночные методики, методы развития и поддержания физического благосостояния ребенка.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 часов, длительность одного занятия 30 минут
Ожидаемые результаты:
В результате занятий по программе у учащихся произойдет развитие всех 3 блоков мозга.
Для 1 блока мозга (энергетического), обеспечивающего общий тонус, необходимый для протекания психических процессов, произойдет развитие пространственных представлений, слухо-моторных координаций, мелкой моторики, межполушарного взаимодействия, саморегуляции, коррекция тревожности.
Для 2 блока мозга (операционального), связанного с приемом, переработкой и хранением информации, произойдет развитие памяти, произвольности, самоконтроля над собственной речью, мыслительных операций обобщения и аналогий, слухо – речевое развитие.
Для 3 блока мозга (программирования и целеполагания) произойдет развитие абстрактно – логического мышления, логики, операций анализа и синтеза, удержания программ, самоконтроля, саморегуляции.
Результатом работы по программе является достижение оптимального для детей младшего школьного возраста уровня сформированности высших психических функций (памяти, мышления, внимания), навыка самостоятельного применения усвоенных и упроченных способов выполнения заданий в изменяющихся условиях, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства
- строить речевое высказывание в устной форме
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото)
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- формулировать своё собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Одним из важных результатов работы является способствование формированию уверенности у будущих младших школьников в преодолении своих сложностей, использование в процессе обучения приобретенных умений. Подобное в свою очередь способствует формированию чувства уверенности в своих силах, повышению у детей школьного возраста мотивацию к обучению в школе, в целом способствует формированию способности к самоконтролю и саморегуляции.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Так как высшие психические функции имеют системное строение, большое внимание в данном случае будет уделяться работе с теми уровнями, оптимальное функциональное состояние которых необходимо для формирования более высоких и сложно организованных. Специфика разделов и упражнений заключается в том, что, несмотря на условное выделение той или иной психической функции, которая является мишенью в каждом блоке занятий, упражнения требуют вовлечения всех тех систем, которые выделяются в качестве основных причин трудностей обучения. Подобное позволяет педагогу комбинировать в зависимости от диагностированных сложностей, собственную стратегию проведения занятий. Также отметим, что каждое занятие включает в себя и задания, актуализирующие функционирование большинства психических процессов.
В программе выделяются следующие разделы
- Первичное нейропсихологическое обследование ребенка с целью определения актуальных проблемных сфер познавательного развития, уяснение степени несформированности психических функций.
Итоговое нейропсихологическое обследование для определения уровня
сформированности психических функций после прохождения курса коррекционных занятий
Всего 6 часов
- Работа со зрительными функциями, формированиеустойчивых зрительных представлений. Для этого задействуется основа методического комплекса, разработанного Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой (6 часов).
- Работа со слуховыми гностическими процессами и фонематическим восприятием (5 часов)
- Работа со зрительно-пространственными функций, более тщательное усвоение представлений о пространстве вокруг и пространстве собственного тела, осознание того, как нужно действовать с пространством листа, формирование устойчивых понятий о пространственной ориентации цифр и букв (6 часов)
- Работа с мнестическими и речевыми функциями, постепенная интериоризация внешне усвоенных навыков запоминания (6 часов)
- Работа с функциями программирования, регуляции и контроля по специально разработанной методике (Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева) в совокупности с различными двигательными упражнениями, нацеленными на обучение управлять собственным телом (7 часов)
Структура занятий подразумевает включение следующих типов упражнений:
- Разминка, выполнение физических упражнений для активации работоспособности, мышечного тонуса, мозговой активности.
- Упражнения, характерные для содержания раздела, темы
- Упражнения на восстановление состояния внутренней уравновешенности, сил, нацеленные на расслабление и снижение умственного и физического напряжения
Длительность занятий – 1 час
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | теории | практики | Форма контроля |
Раздел 1 | Стабилизация и активация энергетического потенциала организма | 6 | 0 | 6 | Входная диагностика |
1.1 | Формирование правильного дыхания | 1 | 0 | 1 | - |
1.2 | Работа с ригидными телесными установками | 1 | 0 | 1 | - |
1.3 | Работа с телесным пространством | 1 | 0 | 1 | - |
1.4 | Работа с межполушарным взаимодействием | 1 | 0 | 1 | - |
1.5 | Оптимизация крупной и тонкой моторики | 2 | 0 | 2 | - |
Раздел 2 | Коррекция зрительно- вербальных функций | 6 | 0 | 6 | - |
2.1 | Работа с простыми изображениями | 1 | 0 | 1 | - |
2.2 | Формирование Целостного образа реального предмета. | 1 | 0 | 1 | - |
2.3 | Работа с закреплением зрительного образа в памяти | 1 | 0 | 1 | - |
2.4 | Формирование полного Зрительного образа предмета. | 1 | 0 | 1 | - |
2.5 | Формирование Представлений о возможности воссоздания целостного образа из его частей. | 1 | 0 | 1 | - |
2.6 | Отработка зрительного образа в графическом плане, работа с изображениями. | 1 | 0 | 1 | - |
Раздел 3 | Коррекция слуховых и фонематических функций (5 ч.) | 5 | 0 | 5 | - |
3.1 | Идентификация звуков разной модальности и разной отнесенности | 1 | 0 | 1 | - |
3.2 | Идентификация звуков, из которых состоит слово посредством материальных опор | 1 | 0 | 1 | - |
3.3 | Идентификация образа слова посредством зрительного образа | 1 | 0 | 1 | - |
3.4 | Идентификация слухового образа слова с графическим | 1 | 0 | 1 | - |
3.5 | Идентификация звукового состава слова без материальных опор | 1 | 0 | 1 | - |
Раздел 4. | Коррекция зрительно- пространственных функций) | 6 | 0 | 6 | - |
4.1 | Освоение пространства Собственного тела с Одновременной вербализацией | 1 | 0 | 1 | - |
4.2 | Освоение внешнего пространства и собственного тела в пространстве | 1 | 0 | 1 | - |
4.3 | Освоение окружающего пространства, работа идентификацией положения предметов во внешнем пространстве | 1 | 0 | 1 | - |
4.4 | Освоение пространства Рабочего листа и ориентация в нем. | 1 | 0 | 1 | - |
4.5 | Освоение пространства Рабочего листа и ориентация в нем | 1 | 0 | 1 | - |
4.6 | Формирование квазипространственных представлений | 1 | 0 | 1 | - |
Раздел 5 | Коррекция мнестических и речевых функций | 6 | 0 | 6 | - |
5.1 | Формирование тактильной памяти с опорой на вспомогательные средства | 1 | 0 | 1 | - |
5.2 | Активация, стимуляция мнестической деятельности | 1 | 0 | 1 | - |
5.3 | Формирование устойчивых зрительных образов Букв и цифр Посредством внешних средств-опор | 1 | 0 | 1 | - |
5.4 | Активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы | 1 | 0 | 1 | - |
5.5 | Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные части и смысл | 1 | 0 | 1 | - |
5.6 | Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл (ч. 2) | 1 | 0 | 1 | - |
Раздел 6 | Формирование функций программирования, регуляции и контроля | 7 | 0 | 7 | - |
6.1 | Формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами | 1 | 0 | 1 | - |
6.2 | Формирование действий в умственном плане с одновременной парциальной помощью психолога | 1 | 0 | 1 | - |
6.3 | Формирование представлений о Соотношении числового и количественного ряда | 1 | 0 | 1 | - |
6.4 | Формирование и упрочениепредставлений о числовом ряде в обратном порядке | 1 | 0 | 1 | - |
6.5 | Работа с одновременным усвоением расходящихся программ. | 1 | 0 | 1 | - |
6.6 | Работа с числовым Рядом в упроченных ситуациях, работа с избирательным рядом, формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами. | 2 | 0 | 2 | Итоговая диагностика |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1
Стабилизация и активация энергетического потенциала организма (6 ч.)
Количество занятий: 6
Цель:
- определение актуального уровня психического развития ребенка, определение проблемных и сохранных звеньев в структуре ВПФ
- стабилизацияэнергетического потенциала, развитие сенсомоторных взаимодействий
Задачи:
- осуществлять комплексное нейропсихологическое обследование;
- квалифицировать выявленные симптомы, составить заключение;
- обсудить с родителями возможные причины трудностей ребенка,
- определить примерные стратегии преодоления актуальных и потенциальных трудностей
- развить возможности регуляции тонуса, развить базовые сенсомоторные взаимодействия, развить возможности регуляции двигательных актов.
Данный раздел программы предполагает проведение полного нейропсихологического обследования, процедура проведения которого, содержание, интерпретация данных такого обследования представлены в современной литературе по нейропсихологии детского возраста.
По завершении нейропсихологического обследования составляется гипотетическое предположение, характеризующее актуальный уровень развития познавательной сферы ребенка, а также отражающее зоны потенциальной уязвимости в виде дефицитарности в развитии той или иной психической функции.
На первоначальном этапе нейропсихологической коррекции уделяется большое внимание процессам активации и оптимизации энергетического потенциала. Этому способствует включение дыхательных упражнений и упражнений из блока «оптимизация тонуса».
На этом этапе ребенок осваивает базовые сенсомоторные взаимодействия в положении лежа и сидя, ползание. Воздействие на сенсомоторный уровень, «вызывает активацию в развитии всех высших психических функций, простраивает взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Также, в начале курса занятий большое внимание уделяется выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.
Занятие 1 Формирование правильного дыхания
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи:
- нормализовывать состояние психических процессов;
- развивать телесные ощущения.
- развивать зрительно-моторную координацию.
Оборудование: ковер для ползания, «колючие» мячи, фитнесбол, теннисный мячик.
- Комплекс дыхательных упражнений на формирование брюшного дыхания;
- Упражнения на чувствительность;
- Упражнение: «Ходьба с мячами»: ребенок двигается по комнате обычным шагом, далее – двигается, поднимая правую, затем левую ногу и делая хлопок рукой по одноименной ноге; двигается с перекрестными хлопками (правая нога – лева рука и наоборот). Ребенку в руки даются два теннисных мячика, делая шаг правой ногой, он бросает и ловит мячик с правой стороны правой рукой, шаг левой ногой – мячик бросается и лоится слева. Более сложный вариант, когда ребенок уже научится выполнять одноименные движения – шаг правой ногой, мячик бросается и ловится слева, шаг левой ногой, мячик бросается и ловится справа. Еще более сложный вариант – движение спиной вперед. Для левшей предлагается начинать подобное упражнение с ведущей руки.
Занятие 2 Работа с ригидными телесными установками
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи:
- нормализовывать состояние телесных психических процессов;
- снять излишние напряжение;
- создать навык осознания и снятия синкенезий.
Оборудование: ковер для ползания, «колючие» мячи, фитнесбол, теннисный мячик.
- Комплекс дыхательных упражнений;
- Комплекс упражнений на контраст напряжения и расслабления;
- Упражнения «Часы» и «Сломанные часы»;
- Упражнения с теннисными мячами.
- Упражнения на релаксацию.
Занятие 3 Работа с телесным пространством
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи:
- нормализовать состояние психических процессов;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать представление о «схеме тела»;
- развивать регуляторную сторону деятельности.
Оборудование: листы бумаги, карандаши, настольные дидактические игры.
- Комплекс глазодвигательных и дыхательных упражнений. Упражнения на освоение телесного пространства.
- Рисование двумя руками одновременно: рисование по заданным линиям, свободное рисование, рисование на горизонтальной поверхности, за тем – на вертикальной поверхности. Для школьников можно прописывать таким образом буквы алфавита.
- Настольная игра с правилами. Оборудование: ковер, листы бумаги, карандаши, карточки с буквами.
- Выполнение графических диктантов под диктовку психолога. За тем ребенок диктует узор по клеточкам взрослому и поверяет ошибки.
- Игра с алфавитом: буквы алфавита, нарисованные на отдельных листах и разложенные на полу, ребенок перепрыгивает на буквы, которые называет ему психолог.
Занятие 4 Работа с межполушарным взаимодействием
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи:
- нормализовать состояние психических процессов;
- развивать телесные ощущения.
- развивать зрительно-моторную координацию.
- усилить дивергенцию и конвергенцию глазных мышц; Оборудование: ковер, набор маленьких игрушек, фитнесболы.
- Комплекс дыхательных и глазодвигательных упражнений.
- Ползания.
- «Запретное движение»: психолог показывает ребенку ряд движений, одно из которых повторять нельзя.
- Кувырки; «падения»; «колобок», «коробочка», «бревнышко»;
Занятие 5-6 Оптимизация крупной и тонкой моторики
Цель: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Задачи:
- нормализовать состояние психических процессов;
- развивать общую координированость и навыки владения телом; развивать межполушарное взаимодействие;
- развивать представление о «схеме тела»;
- развивать регуляторную сторону деятельности.
- научить навыкам планомерной конструктивной деятельности при помощи тонких
- научить видеть конечный результат выполняемой деятельности.
- развивать внимание.
Оборудование: конструктор, веревка, ковер, лист, карандаши, бланки.
- Комплекс темпо-ритмических упражнений;
- Комплекс упражнений «Часы»;
- Работа с конструктором;
- Игра «Канатоходец». Инструкция: «С закрытыми глазами, «балансируя над пропастью», ты должен пройти по веревке, которая лежит на полу, как можно более аккуратно, не оступиться». Рисование двумя руками одновременно.
- Рисование на заранее подготовленном бланке: «Закончи недорисованные изображения».
Раздел 2. Коррекция зрительно-вербальных функций (6 ч.)
Цель: формирование зрительно-вербальных функций, оптимизация процессов зрительного восприятия
Задачи:
- способствовать развитию способности к переработке зрительной информации, ее целостной (холистической) и аналитической стратегии
- развивать зрительное внимание, ориентировочной основы зрительного действия
- развивать вербальные функции, номинативной функции речи (функции называния)
Занятие 7 Работа с простыми изображениями Цель: формирование образов реалистических изображений
Задачи:
- формировать способность к идентификации реалистических изображений
- научить узнавать изображения в условиях сенсибилизированных условий предъявления заданий
Оборудование: листы из альбома Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой «Учимся видеть и называть», баночки с разными крупами
На данном занятии осуществляется работа с идентификацией реалистичных изображений
- одновременным усложнением гностической и речевой линии выполнения задания. В начале занятия выполняется гимнастика для активации организма для последующей работы, а в конце - релаксация
Занятие 8 Формирование целостного образа реального предмета. Цель: нахождение вербализуемых различий в сюжетных картинках
Задачи:
- научить идентифицировать изображения, отличающиеся разной перцептивной сложностью
- способствовать формированию целостного образа реального предмета
Оборудование: мяч, наборы листов из используемого альбома, карандаши, коврик для упражнения на полу
Осуществляется работа с изображениями, которые отличаются перцептивной сложностью (черно-белые, контурные, стилизованные). Усложнение задания с последующей сенсибилизацией активирует зрительную систему и настраивает на активный поиск. Использование метода «сравнение».
Занятие 9 Работа с закреплением зрительного образа в памяти
Цель: формирование целостного образа предмета и закрепление его в памяти Задачи:
- способствовать развитию возможности верно идентифицировать форму предмета
- способствовать расширению зрительного поля
- закреплять межмодальные связи
Оборудование: листы из используемого альбома, гимнастический коврик
На данном занятии осуществляется расширение объема зрительной памяти. осуществляется привлечение наглядных предметов, а также техники визуализации и рисования фигур, которые нужно запомнить на листе. Игра «Memory»
Занятие 10 Формирование полного зрительного образа предмета. Цель: актуализация целостного восприятия образа предмета
Задачи:
- Формировать холистическую стратегию зрительного восприятия
- Научить анализировать части зрительного образа, ключевые признаки формы и структурировать их в единый целостный образ восприятия
Оборудование: листы из используемого альбома, гимнастический коврик, картинка для раскрашивания
Работа с конкретным зрительным образом, обнаружение вербализуемых различий в изображении. Тренировка зрительного восприятия. Закрепление зрительного образа.
Занятие 11 Формирование представлений о возможности воссоздания целостного образа из его частей.
Цель: формирование способности к актуализации целостного предметного образа посредством объединения частей
Задачи:
- научить формировать целостный образ из его составных частей
- актуализациязрительно-вербального опосредствования в процессе дорисовывания образа
Оборудование: мяч, листы из используемого альбома Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой.
Работа с перцептивным моделированием: непосредственное складывание модели предмета из частей, дорисовывание недостающих деталей с опорой на образец, самостоятельное дорисовывание, рисование по памяти, отсроченное рисование по слову-наименованию.
Занятие 12 Отработка зрительного образа в графическом плане, работа с ми изображениями.
Цель: формирование способности к идентификации сенсибилизированных изображений Задачи:
- Научить идентифицировать сенсибилизированные изображения
- Развитие холистической стратегии восприятия зрительного пространства
- Закрепление зрительного образа посредством зрительных, мнестических и моторных функций
Оборудование: картинки с изображением разных предметов, листы из используемого альбома, гимнастический коврик
Идентификация сенсибилизированных изображений. Развитие холистической стратегии восприятия зрительного пространства
Раздел 3. Коррекция слуховых и фонематических функций (5 ч.)
Цель: развитие фонематических процессов и оптимизация развития слухо-речевых функций
Задачи:
- Формировать фонематическое восприятие
- Способствовать актуализации слухоречевых связей
- данном разделе используются упражнения, нацеленные на развитие фонематического слуха начальном этапе, для того чтобы «запустить» фонематический слух, нужно опуститься на ступень ниже, то есть начать работу с формирования неречевых звуков. Таким образом, ребенку дается определенная программа, и тем самым формируется произвольная слуховая регуляция.
Занятие 13 Идентификация звуков разной модальности и разной отнесенности
Цель: улучшение способности к звуковой идентификации Задачи:
- Научить верифицировать звуки разной модальности
- Стабилизировать соматосенсорные процессы
- Актуализовать целенаправленный поиск пространственной локализации звуков
Оборудование: гимнастический коврик, зеркало, материальные вещи, имитирующие препятствия для игры в «Робот»
Стабилизация соматосенсорных процессов, верификация звуков разной модальности,
актуализация процессов активного поиска звуков разной пространственной локализации.
Занятие 14 Идентификация звуков, из которых состоит слово посредством материальных опор
Цель: актуализация тактильно-слуховых процессов Задачи:
- расширить словарный запас
- актуализировать ассоциативные связи посредством образных представлений
Оборудование: зеркало, мяч, гимнастический коврик
Работа с актуализацией словарного запаса, посредством наглядных средств. Работа со звуковым составом слова
Занятие 15 Идентификация образа слова посредством зрительного образа Цель: стабилизация слоговой организации слова Задачи:
- закрепить навыки слогового анализа слова
- формировать навыки словообразования и продуцирования ассоциативного ряда
Оборудование: мяч, гимнастический коврик, бумага, цветные карандаши
Стабилизация навыков слогового анализа слова, навыков словообразования, актуализации ассоциаций посредством предметных опор.
Занятие 16 Идентификация слухового образа слова с графическим Цель: актуализация межмодальных, зрительно-слуховых связей Задачи:
- развиваться навыки словообразования и вербальной гибкости
- расширять словарный запас
Оборудование: мяч, гимнастический коврик
Актуализация навыков словообразования, расширение словарного запаса, использование метода рисования для стабилизации навыков словообразования
Занятие 17 Идентификация звукового состава слова без материальных опор Цель: нормализация звукового состава слова Задачи:
- Развивать способность к самоконтролю
- Формировать зрительно-пространственные навыки
Оборудование: мяч, гимнастический коврик, лист с картинкой для раскрашивания
Формирование навыков словообразования, актуализация ассоциативных связей, расширение кругозора, работа с воображением.
Раздел 4. коррекция зрительно-пространственных функций (6 ч.)
Для формирования пространственных представлений и схемы тела применяются следующие методы: метод рисования (рисование геометрических фигур по образцу и по речевой инструкции), метод конструктивной деятельности (мозаика, составление разрезной картинки по образцу, конструктор), вербальные методы в сочетании с методами рисования (раскрашивание картинок по заданной инструкции, рисование по точкам), конструктивно-рисуночные методы (графический диктант на бумаге, затем ребенок сам ходит по речевой инструкции специалиста), метод игр (настольные игры: домино, лабиринты, парочки; подвижные игры: игра с мячом).
Цель: развитие пространственных отношений
Задачи:
- формировать представления о схеме собственного тела
- Развивать пространственные представления относительно предметов в пространстве и себя в окружении этих предметов
- Развивать зрительно-пространственные функции
Занятие 18 Освоение пространства собственного тела с одновременной вербализацией
Цель: актуализация представлений о собственном теле Задачи:
- формировать представления о собственном теле
- формировать представления о положении себя в пространстве относительно окружающих предметов
Оборудование: гимнастический коврик, дополнительные предметы для упражнения «Робот», карандаши, листы бумаги в клетку
Расширение представлений о собственном телесном пространстве, обучение навыком пространственного представления, стабилизация энергетического потенциала и тонуса тела
Занятие 19 Освоение внешнего пространства и собственного тела в пространстве
Цель: формирование представлений о себе в пространстве Задачи:
- актуализировать перцептивного образа окружающей среды
- формировать межполушарные взаимодействия
Оборудование:
Оптимизация процессов распознавания частей собственного тела в обычной и зеркальной репрезентации, развитие представлений о схеме собственного тела, актуализация межполушарных связей, стабилизация энергетического потенциала, выработка и закрепление программы моторного действия
Занятие 20 Освоение окружающего пространства, работа с идентификацией положения предметов во внешнем пространстве
Цель: актуализация представлений о положении предметов в окружающем пространстве Задачи:
- развивать пространственные представления
- развивать пространственную память
Оборудование: гимнастическая палка, цветная бумага и схемы для оригами, гимнастический коврик
Вначале проводится упражнение на активизацию и стабилизацию энергетического потенциала. Осуществляется знакомство с обстановкой кабинета для закрепления способностей ориентации во внешнем пространстве. Затем складывается оригами, что способствует улучшению способности к программированию и контролю своих действий, а также способствует улучшению мелкой моторики.
Занятие 21 Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем. Цель: развитие зрительно пространственных функций при работе с листом и тетрадью Задачи:
- научить ориентироваться в пространстве листа посредством усвоенных способов ориентации во внешнем пространстве
- оптимизировать представления о направлениях сторон и геометрических формах Оборудование: гимнастический коврик, спички, цветная бумага или картон
Выполнение самомассажа для активизации энергетического потенциала. Затем проводится упражнение на складывание разных фигур из спичек, что способствует усвоению пространственных отношений между предметами в пространстве посредством наглядно-образных образов
Занятие 22 Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем Цель: оптимизация символических представлений о цифрах и буквах Задачи:
- Формировать и закреплять образы букв и цифр
- Закреплять понимание пространственных отношений в символическом пространстве
Оборудование: картинки, бумага белая формата А4, гимнастический коврик
Выполнение упражнения «Разрезные картинки», рисование и дорисовывание простых и сенсибилизированных изображений, самомассаж, выполнение гимнастики мозга. Обучение навыкам ориентации в пространстве листа.
Занятие 23 Формирование квазипространственных представлений Цель: развитие квазипространственных представлений Задачи:
- развивать понимание логико-грамматических конструкций
- оптимизировать счетные операции
Оборудование: гимнастический коврик, листы бумаги А4, ручки
Выполнение гимнастики для активации тонуса тела, работа со словами, дописывание слова до целого, работа с функциями внимания, программирования и контроля, раскрашивание картинки по цифрам, формирование квазипространственных представлений посредством наглядных средств-опор
Раздел 5. Коррекция мнестических и речевых функций (6 ч.)
Работа по формированию слухоречевой и зрительно-предметной памяти направлена на увеличение объема, прочности и точности запоминания и воспроизведения. Это возможно путем формирования опосредованного запоминания, расширения межмодального и межфункционального взаимодействия, усиления произвольной регуляции мнестической деятельности. К методам формирования памяти можно отнести метод семантизации (психологический смысл заключается в формировании опосредованного запоминания), метод «Память в деятельности» (формирование психологической системы «зрительно-предметная память – вербально-логическое мышление – образы-представления», благодаря чему создаются дополнительные опоры для запоминания зрительно-предметного материала), метод зрительно-предметного опосредования.
Цель: развитие мнестических функций
Задачи:
- развивать зрительную память
- развивать пространственную память
- развивать слухоречевую память
Занятие 24 Формирование тактильной памяти с опорой на вспомогательные средства
Цель: развитие сенсомоторной памяти
Задачи:
- формирование мнестических образов посредством дополнительных средств
- развивать зрительную память
Оборудование: игрушки, гимнастический коврик, листы А4.
Расставление игрушек по инструкции, чтение рассказа и пересказ с опорой на наглядные картинки, верификация расположения собственных частей тела, актуализация вербальных навыков посредством визуализации и образных представлений.
Занятие 25 Активация и стимуляция мнестической деятельности
Цель: актуализация зрительных образов-представлений посредством идентификации изображения
Задачи:
- оптимизировать развитие мнестических функций
- развивать умение оперировать зрительными образами с целью оптимизации мнестических процессов
Оборудование: мяч, гимнастический коврик, бумага А4, текст, напечатанный на листе
Упражнение «тематические ассоциации», выполнение упражнений на тактильную память, актуализация функций регуляции, программирования и контроля, осознание пространства своего тела.
Занятие 26 Формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор
Цель: формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор
Задачи:
- формировать зрительных образов букв и цифр
- актуализация символических представлений посредством внешних средств-опор Оборудование: гимнастический коврик, мяч, рассказ, напечатанный на листе
Гимнастика и разминка для активации организма и подготовке к перцептивно насыщенной деятельности. Игра в ладушки для активизации внимания. Работа с предметными эквивалентами цифр, опознание цифр на ощупь, тренировка навыков внимания посредством актуализации фонематического восприятия
Занятие 27 Активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы
Цель: активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы, посредством включения номинативной функции речи
Задачи:
- формировать номинативную функцию речи
- формирование умения опосредствованного запоминания
Оборудование: мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А4, ручки
Для актуализации умения говорить используются визуальные образы, наглядные картинки, являющиеся внешними опорами при составлении предложений, формирование навыков связной речи, перевод деятельности в мысленный план. Упражнения с мячом.
Занятие 28-29 Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл (ч. 1, ч.2)
Цель: формирование умения активного слушания, слухового восприятия и изложения содержания в речи
Задачи:
- формировать способности активного слушания
- Формирования умения пересказывать содержание текста
- Развитие умения смыслового понимания содержания
Оборудование: гимнастический коврик, мяч, бумага формата А4, ручки игрушки
Слушание рассказа и пересказ по вопросам, обучение навыкам выделения главной сюжетной линии, развитие связной речи. Отработка навыков пересказывания, выделения главных смысловых линий, развитие навыков активного слушания посредством прослушивания отрывков текста. Сопоставление отрывков текста с картинками.
Раздел 6. формирование функций программирования, регуляции и контроля (7 ч.)
Для работы с функциями регуляции, программирования и контроля используются элементы методики Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой «Школа внимания». В качестве дополнительных средств используются игры настольные, упражнения с мячами, задания на развитие логического мышления, развития концентрации, лабиринты, ребусы, кроссворды головоломки со спичками
Цель: формирование функций регуляции, программирования и контроля Задачи:
- развивать умение контролировать свою деятельность
- Развивать умение программировать и планировать свою деятельность
- Развивать умение контролировать свою деятельность
Занятие 30 Формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами.
Цели: формирование представлений о числовых рядах в упроченных ситуациях Задачи:
- формировать умение оперировать с прямым порядком
- Развивать умение опосредствованной деятельности в условиях взаимодействия со взрослым
Оборудование: листы из рабочей тетради «Школа внимания», мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А 4, карандаши, листы 1-5 из рабочей тетради «Школа внимания»
Работа с числовым рядом в упроченных ситуациях, работа с избирательным рядом, закрепление представлений о числах посредством игрового сюжета и упражнений с мячом.
Занятие 31 Формирование действий в умственном плане с одновременной парциальной помощью психолога
Цели: формирование умственных действий посредством использования числового ряда в условиях помощи взрослого
Задачи:
- обучить способам образного оперирования символическими представлениями
- Обучать принципам словесного опосредствования задания с целью тренировки функций программирования и контроля
Оборудование: мяч, гимнастический коврик, игрушки, бумага, цветные карандаши, листы 6-10 из рабочей тетради «Школа внимания»
Вербализация предлагаемого задания, тренировка функции программирования и контроля, перевод действий из предметного в умственный план путем обучения навыкам самоконтроля.
Занятие 32 Формирование представлений о соотношении числового и количественного ряда
Цели: формирование представлений о взаимосвязи числового и количественного ряда Задачи:
- формировать представления о числовом ряде в обратном порядке
- Развивать принципы обращения с прямым и обратным числовым рядом и их взаимосвязи
Оборудование: текст с картинками, мяч, гимнастический коврик, листы бумаги А4, цветные карандаши, листы 11-15, 16-20 из рабочей тетради «Школа внимания».
Оптимизация представлений о схеме тела, сопоставление чисел в количественном эквиваленте, вербализация числового ряда, формирование внешней программы и программы во внутреннем плане
Занятие 33 Формирование и упрочение представлений о числовом ряде в обратном порядке
Цели: формирование представлений о числовом ряде в обратном порядке Задачи:
- развивать умения оперировать числами в обратном порядке
- развивать умение соотносить числа прямого и обратного числового порядка
Оборудование: гимнастический коврик, гимнастический мяч, бумага, цветные карандаши, листы 21-25 из рабочей тетради «Школа внимания»
Закрепление образов чисел в количественном эквиваленте в обратном порядке, вариации программы выполнения задания, обучение оперированием числовыми рядами с целью закрепления программы во внутреннем плане
Занятие 34 Работа с одновременным усвоением расходящихся программ. (ч 1,
ч.2)
Цели: формирование внешней программы действия посредством усвоения расходящихся программ
Задачи:
- Обучить принципам внешне опосредствованного контроля за своей деятельностью
- Развивать умение планомерного выполнения задания
Оборудование: мяч, листы 26-30 из рабочей тетради «Школа внимания», листы А4, цветные карандаши
Самостоятельное выполнение действия по внутренней программе или перенос ее на новый материал. Оптимизация навыков регуляции, программирования и контроля, активизация способностей к планомерной деятельности, закрепление в игровой форме, посредством мяча.
Занятие 35 Работа с избирательным числовым рядом
Цель: формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами.
Задачи:
- Обучить принципам контроля посредством опоры на интериоризированные внешние средства
- Формировать навыки произвольного внимания
Занятие 36 Нейропсихологическая диагностика, обсуждение результатов коррекционной работы с родителями, проблемных вопросов, уточнение имеющихся вопросов родителей, обоснование рекомендаций
Цель: определение уровня познавательного развития ребенка после проведенного курса нейропсихологической коррекции.
Задачи:
- Провести нейропсихологическое диагностическое обследование; оценить динамику на основе сравнения с исходным протоколом.
- Обсуждение результатов коррекционной работы с родителями, проблемных вопросов, уточнение имеющихся вопросов родителей, обобщить изменения, отмеченные родителем; дать рекомендации по дальнейшей работе с ребенком, организации его досуга, режима дня и пр.
Данный раздел предполагает подведение итогов коррекционной работы. Для ребенка это возможно реализовать через сравнение продуктов его деятельности в начале и конце курса занятий. С родителем в форме беседы проясняются достижения ребенка за период занятий; так же даются рекомендации (в устной или письменной форме).
Календарно-тематическое планирование на 2017-2018 учебный год
№ урока | месяц | число | Время проведения | Форма занятия | Модули, темы урока | Кол часов | Место проведения | Форма контроля |
1 | практическая | Формирование правильного дыхания | 1 | Кабинет психолога | Входная диагностика | |||
2 | практическая | Работа с ригидными телесными установками | 1 | Кабинет психолога | ||||
3 | практическая | Работа с телесным пространством | 1 | Кабинет психолога | ||||
4 | практическая | Работа с межполушарным взаимодействием | 1 | Кабинет психолога | ||||
5 | практическая | Оптимизация крупной и тонкой моторики | 1 | Кабинет психолога | ||||
6 | практическая | Оптимизация крупной и тонкой моторики | 1 | Кабинет психолога | ||||
7 | практическая | Работа с простыми изображениями | 1 | Кабинет психолога | ||||
8 | практическая | Формирование целостного образа реального предмета. | 1 | Кабинет психолога | ||||
9 | практическая | Работа с закреплением зрительного образа в памяти | 1 | Кабинет психолога | ||||
10 | практическая | Формирование полного зрительного образа | 1 | Кабинет психолога | ||||
11 | практическая | Формирование представлений о возможности воссоздания целостного образа из его частей | 1 | Кабинет психолога | ||||
12 | практическая | Отработка зрительного образа в графическом плане, работа с ми изображениями | 1 | Кабинет психолога | ||||
13 | практическая | Идентификация звуков разной модальности и разной отнесенности | 1 | Кабинет психолога | ||||
14 | практическая | Идентификация звуков, из которых состоит слово посредством материальных опор | 1 | Кабинет психолога | ||||
15 | практическая | Идентификация образа слова посредством зрительного | 1 | Кабинет психолога | ||||
16 | практическая | Идентификация слухового образа слова с графическим | 1 | Кабинет психолога | ||||
17 | практическая | Идентификация звукового состава слова без материальных опор | 1 | Кабинет психолога | ||||
18 | практическая | Освоение пространства собственного тела с одновременной вербализацией | 1 | Кабинет психолога | ||||
19 | практическая | Освоение внешнего пространства и собственного тела в пространстве | 1 | Кабинет психолога | ||||
20 | практическая | Освоение окружающего пространства, работа с идентификацией положения предметов во внешнем пространстве | 1 | Кабинет психолога | ||||
21 | практическая | Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем | 1 | Кабинет психолога | ||||
22 | практическая | Освоение пространства рабочего листа и ориентация в нем | 1 | Кабинет психолога | ||||
23 | практическая | Формирование квазипространственных представлений | 1 | Кабинет психолога | ||||
24 | практическая | Формирование тактильной памяти с опорой на вспомогательные средства | 1 | Кабинет психолога | ||||
25 | практическая | Активация и стимуляция мнестической деятельности | 1 | Кабинет психолога | ||||
26 | практическая | Формирование устойчивых зрительных образов букв и цифр посредством внешних средств-опор | 1 | Кабинет психолога | ||||
27 | практическая | Активация экспрессивной функции речи с опорой на зрительные образы | 1 | Кабинет психолога | ||||
28 | практическая | Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл | 1 | Кабинет психолога | ||||
29 | практическая | Формирование способности активно слушать и воспринимать рассказ на слух и затем пересказывать, выделяя при этом важные его части и смысл | 1 | Кабинет психолога | ||||
30 | практическая | Формирование совместных с психологом действий, опосредованных внешними опорами. | 1 | Кабинет психолога | ||||
31 | практическая | Формирование действий в умственном плане с одновременной парциальной помощью психолога | 1 | Кабинет психолога | ||||
32 | практическая | Формирование представлений о соотношении числового и количественного ряда | 1 | Кабинет психолога | ||||
33 | практическая | Формирование и упрочение представлений о числовом ряде в обратном порядке | 1 | Кабинет психолога | ||||
34 | практическая | Работа с одновременным усвоением расходящихся программ | 1 | Кабинет психолога | ||||
35 | практическая | Работа с избирательным числовым рядом | 1 | Кабинет психолога | ||||
36 | практическая | Работа с избирательным числовым рядом | 1 | Кабинет психолога | Итоговая диагностика |
Формы аттестации и оценочного материала
Диагностика 2 раза в год (на входе и на выходе) позволяет отслеживать индивидуальные достижения ребёнка.
Отслеживание результативности работы по программе осуществляется с помощью психодиагностики (на входе и на выходе), а также с помощью экспертных оценок родителей и, при необходимости, педагогов.
Перед началом работы по программе осуществляется определение актуального уровня психического развития ребенка, определение проблемных и сохранных звеньев в структуре ВПФ с использованием нейропсихологических методик. Для определения результатов работы также используются принципы нейропсихологической диагностики (приложение 1)
Данные, полученные с помощью проб, позволяют оценить эффективность проделанной работы, поскольку предоставляют данные о сформированности функций программирования и контроля, зрительно-пространственных функций, слуховых функций, зрительных процессов.
Оценка продуктивности с позиции педагога осуществляется путем сопоставления результатов нейропсихологической диагностики, которая проводилась в начале года, с результатами, которые получены при проведении нейропсихологической диагностики в конце года.
Для оценки эффективности данной программы используются те же диагностические процедуры, которые применялись в начале года.
Организационно – педагогические условия реализации программы
Основные методы, используемые на занятиях
Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:
- упражнения - растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- упражнения для артикуляционного аппарата;
- перекрестные реципрокные телесные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения релаксационные;
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
- упражнения с правилами и т.д.
Материально-техническое оснащение кабинета: просторный кабинет, мячи, гимнастические коврики, гимнастическая палка, мячи массажные, цветная бумага, картон, бумага белая, тетради, карандаши, ручки, ластик, карандаши цветные, фломастеры, кубики Никитина, мозаики, листы бумаги в клеточку, несколько небольших ярких игрушек, спички; браслеты для маркировки руки; оргтехника для распечатывания рекомендаций родителям; альбом «Школа внимания» Ахутиной Т.В., Пылаевой Т.М.; бланки Корректурной пробы для школьников; бланки схем и лабиринтов, схемы оригами.
Учебно-методическое обеспечение (методические и учебные пособия, дидактический материал):
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное
пособие / Под ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.
- Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные
проблемы логопедической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.
- Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Ропедагенство, 1997,2001.
- Микадзе Ю. В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии, 2002. — №4, — С. 111-119.
- Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.
- Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР,
1997.
- Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5-6 лет // Школа здоровья, 1999. —№ 2. — С. 65-71
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
- Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при
отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). — М., 1998.
- Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн.: Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 170-183.
Литература, рекомендованная для родителей
Бауэр Т. Психическое развитие младенца. — М.: Прогресс, 1985.
Голдберг Э. Управляющий мозг. — М.: Смысл, 2003.
Доброхотова Т. А., Брагина Я. Я. Левши. — М.: Книга, 1994.
Заваденко Я. Я. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.:
Академия, 2005.
Заваденко Я. Я. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. —
М.: Школа-Пресс, 2000. — С. 7-10.
Клосовский Б. Я. Основные данные о развитии мозга ребенка. — М.: Медгиз, 1949
Лейтес Н. С. К проблеме сенситивных периодов психического развития человека. В кн.:
Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978.
Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.
Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под
ред. JI. С. Цветковой. — М.: МПСИ, 2006.
- Александрам Э. А. Сенсорное развитие на ранних стадиях онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. — Ереван: Айастан, 1972.
- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. – М.: Наука, 1980. Антропов Ю. Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. — СПб.: Сфера, 2002
- Ахутина Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция // Актуальные
проблемы логопедической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.
- Бадалян Л. О. Детская неврология. — М.: Медицина, 1984.
- Бетелева Т. Г. Онтогенез анализаторных систем. В кн.: Возрастная физиология, —
Л.: Наука, 1975. — С. 523-549.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: Мир, 1988.
- Венгер JI. А., Ибатуллина А. Л. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии, 1989.
— № 2. — С. 20-27.
- Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997.
- Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1966.
- Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.
- Горев А. С. Возрастные особенности произвольной регуляции функционального состояния нервной системы. В кн.: Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990.-С. 111-133.
- Дубровинская Я. В. Нейрофизиологические механизмы внимания. – Л., 1985.
- Князева М. Г. Системная организация интегративных процессов при умственной
деятельности ребенка // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990. — С. 134-167
- Корнев А. Н. Применение нейропсихологических методов исследования у детей / Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. — СПб.: Стройлеспечать, 1997.
- Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Ропедагенство,
1997,2001.
17. Лебединский В.В, Нарушение психического развития в детском возрасте -
М.:ACADEMA, 2003
18. Леей Г. Б. Квадратные колышки к круглым отверстиям. Дети с нарушениями обучаемости в школе и дома. — СПб.: Смарт, 1995.
19. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. — М.: Педагогика, 1963. – Т. 1; 1970. – Т. 2.
20. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.
21. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста // Психология развития / Под ред. Т. Д. Марцинковской. — М.: Академия, 2005. — С. 212-258.
22. Микадзе Ю. В. Нейропсихологическая диагностика способности к обучению // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. — № 2. — С. 46-50.
23. Пылаева Н. М.,Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. – М.: ИНТОР, 1997.
24. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-вербальных функций у детей 5-6 лет // Школа здоровья, 1999. —№ 2. — С. 65-71
25. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002.
26. Семенович А. В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии (методические рекомендации к нейропсихологической диагностике). — М., 1998.
27. Семенович А. В., Цыганок А. А. Нейропсихологический подход к типологии онтогенеза. В кн.: Нейропсихология сегодня / Под ред. Е. Д. Хомской. – М.: МГУ, 1995. – С. 170-183.
28. Цветкова Л. С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997; М.: МГУ, 2001.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Нейропсихологическое обследование
Комплекс заданий № 1
- Сбор анамнестических данных ребенка (со слов родителей, или законных представителей, заключения различных специалистов о физическом и психическом состоянии ребенка), жалобы и запрос родителей.
- Беседа с ребенком (ориентировка в месте и времени, общая осведомленность).
- Определение латеральных предпочтений (правша, левша, амбидекстр).
- Двигательная сфера: пробы на динамический праксис, реципрокная координация, праксис позы, пространственный праксис.
Комплекс заданий № 2
- Восприятие: зрительный и зрительно-пространственный гнозис, слуховой гнозис
- слухо-моторные координации.
- Конструктивная и изобразительная деятельность (копирование фигуры Тейлора ведущей рукой, рисунок человека, выполнение пробы «Забор»).
- Речь: автоматизированная, повторная, номинативная функция речи, понимание речи (значения слов, низкочастотных слов, логико-грамматических конструкций), спонтанная речь, фонематический слух.
- Память: слухоречевая, зрительно-предметная.
- Мышление: вербально-логическое, наглядно-образное.
- Чтение.
При проведении обследования детей следует учитывать возраст ребенка. Диагностические методики должны соответствовать следующим критериям: доступность, знакомость, привлекательность (наглядность, занимательность, способность привлекать внимание).
Критерии балловых оценок:
0 – Ребенок правильно выполняет все виды тестов без существенных ошибок
1 – это 25% ошибок из 100%
2 – это 50% ошибок
3 – это 100% ошибок в выполнении тестов.
Балловая оценка организована как система штрафов, т.е. чем выше балл, тем хуже выполнение пробы.
Бланк обследования ребенка | ||||||
Дата обследования: | Ф.И. | Возраст, д.р. | ||||
- Общая характеристика ребенка
день | имя | |||||||||||||
время г. | месяц | нед. | место | мамы | ||||||||||
Латеральный профиль | рука | глаз | ухо | нога | ||||||||||
2. Исследование двигательной сферы | ||||||||||||||
реципрокная координация: | ассимитричное постукивание: | |||||||||||||
праксис позы: | Пр. рука | 2 | 2_3 | 1о4 | 1_2 | 3на2 | 2_5 | |||||||
Лв. рука | 5 | 2_5 | 1о3 | 4_5 | 2на3 | 1_5 | ||||||||
динам.праксис: | Пр. рука | КЛР | Лв. рука | КЛР | ||||||||||
Пр. рука | РКЛ | Лв. рука | РКЛ |
Графическая проба:
- Исследование гностической сферы
Зр.гнозис: | реальные | н/частот. | налож. | перечерк. | ||||||||||
Ритмы: | образец | инст-ция | оценка | |||||||||||
та- | ||||||||||||||
коза- | точка- | бочка- | ба-па- | да- | ||||||||||
Фонематический слух: | коса | собор-забор | дочка | почка | па-ба-паба | та | ||||||||
Стереогнозис: | Коос: | "елочка" | "вертолет" | елка из 9 |
Палочки: | |||
Лв Пр | |||
Хэд: | Пр. тыл к подбород. | ухо | Пр Лв щека+Лв пр. бровь |
- Исследование памяти
Зр.память предметы
символы
Слухореч.
- В саду за высоким забором росли яблони
- На опушке леса охотник убил волка
- В саду за высоким забором росли яблони
крот | хлеб | окно | стул | вода | брат | конь | гриб | игла | мед |
отсроч. воспроизведение
- Исследование интеллекта
100-7=…
5 лишний | аналогии | обобщение | ||||||||
Окно: | ||||||||||
Качели: | ||||||||||
Галка и голуби: | чтение | пересказ | понимание |
- Исследование нейродинамических показателей психической деятельности
Шульте: | 1 | 2 | 3 |
Корр.проба
Снижение умственной работоспособности
Флуктуации умственной работоспособнос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Учу здоровью! Драгоценные минуты отдыха и релаксации на уроке". Гимнастика для глаз. Дыхательная гимнастика.
Работа, направленная на сохранение здоровья, во время проведения физминуток на уроках в начальной школе. Гимнастика для глаз по методу У.Г. Бейтса. Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стр...
Методические рекомендации по организации обучения гимнастике учащихся начальных классов «Техника и методика основных упражнений по гимнастике»
Данный материал могут использовать учителя физической культуры при изучении раздела "Гимнастика"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
Авторская программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах «Фитбол-гимнастика» по ФГОС.
Современная школа стоит на пороге внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельнос...
Технологическая карта урока гимнастика. Тема: "Обучение технике выполнения упражнений с элементами акробатики и аэробики на уроке гимнастики".
Опыт работы, представленный в технологической карте урока физическая культура по разделу программы - гимнастика.Тема урока: " "Обучение технике выполнения упражнений с элеме...
Конспект занятия по гимнастике для учащихся 2 классов Гимнастика: Упражнения в лазаньи и перелезании
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Главную роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание...
Гимнастика. Виды гимнастики.
Представленный материал может быть использован на вводном занятии раздела учебной программы "Гимнастика с элементами акробатики" для начальной школы. Материал могут использовать учителя, инструкторы, ...