Влияние имитации школьно-урочной системы в процессе подготовки к школе на учебную мотивацию учащихся начальных классов.
статья на тему
В статье рассматривается проблема подготовки детей к школе. Подчеркивается мысль о том, что научно обоснованная идея о преемственности школьного и дошкольного образования претерпевает серьезную деформацию в процессе практического применения. Также в статье обсуждаются сложности, возникающие у первоклассников в процессе неправильно организованной подготовки к школе и пути преодоления возникшей проблемы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Селиванова Елена Викторовна
психолог МБОУ Гимназия №9
г.Красноярска
Влияние имитации школьно-урочной системы в процессе подготовки к школе на учебную мотивацию учащихся начальных классов.
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема подготовки детей к школе. Подчеркивается мысль о том, что научно обоснованная идея о преемственности дошкольного и школьного образования претерпевает серьезную деформацию в процессе практического применения. Также в статье обсуждаются сложности, возникающие у первоклассников в процессе неправильно организованной подготовки к школе и пути преодоления возникшей проблемы.
Ключевые слова: учебная мотивация, преемственность дошкольного и школьного образования, учебная деятельность, игровая деятельность, школьно-урочная система организации занятий.
В последние годы педагоги и психологи наблюдают снижение уровня учебной мотивации среди учеников начальной школы, в том числе — среди первоклассников. Подтверждают это и данные групповых психологических обследований учащихся 1-4 классов за период с 2001 по 2014 год, проводившихся в Гимназии № 9. У этого явления много разных причин. Сложившееся положение требует комплексного анализа, в том числе изучения изменений в социальной ситуации развития. По-прежнему можно констатировать и недостаточный учет системой образования особенностей психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из оказывающих негативное влияние факторов является возрастающая тенденция к усиленной подготовке детей к школе, содержанием которой является учебный материал первого класса. При этом смешивается более высокая степень овладения ребенком навыками чтения, письма и счета с готовностью к школе [1, с.265]. Занятия проводятся в рамках классно-урочной системы по сокращенному временному лимиту (30 минут) как в учреждениях дополнительного образования, так и на базе школ (за год до поступления в школу). Участие в занятиях по этим программам принимают дети с 4-5-летнего возраста. Среди родителей такая подготовка к школе набирает большую популярность, и значительная часть детей проходит через нее. Как показывает практика, дети могут одновременно посещать подготовку в центрах дополнительного образования, на базе школы, и в подготовительной группе детского сада. В основе этой системы лежит известная идея о преемственности дошкольного и школьного образования.
Оправданность и полезность реализации этой идеи путем переноса требований старших ступеней образования на более ранние этапы давно обсуждается в научном сообществе [2, c.12]. На практике идею преемственности активно подхватили (и, вероятно, исказили) специалисты различных центров дополнительного образования и развития, для которых она стала источникам коммерческой прибыли. Мы же можем наблюдать, к чему она приводит на практике.
Получивший подобную подготовку ребенок, пришедший в первый класс, не испытывает чувства новизны от происходящего, подобное с ним уже происходило на протяжении 1-2 лет. Здесь же к ставшему уже привычным роду деятельности добавляются еще и дополнительные требования к дисциплине, увеличивается количество правил, порицаний и наказаний, более строгое отношение, при этом условия обучения в школе проигрывают условиям занятий на подготовке (количество детей в группе больше вдвое, шум на переменах, продолжительность урока длиннее и др.). К тому же, родители и педагоги дополнительного образования намеренно называют подготовительные занятия «школой», всячески подчеркивают приближенность происходящего с дошкольником к реальности будущего первого класса.
Таким образом, изменения в социальном статусе, необходимые для формирования позиции ученика и учебной мотивации, первоклассникам оказывается сложно заметить. Новизны нет, это отмечают в интервью с психологом ученики первого класса, отвечая на вопрос о том, что им нравится в школе, что кажется интересным. Новым для них оказывается огромный спортивный зал и столовая, а не компоненты учебного процесса. Даже дети, испытывающие желание ходить в школу вначале, испытывают разочарование.
Особый и, к сожалению, распространенный аспект подготовки — дублирование школьной программы первого класса. Получается даже наоборот — первый класс дублирует материал подготовительных занятий. Учителя говорят о том, что им приходится переучивать детей, в частности это касается обучения письму. Возможно, для части детей, особенно той части, которые не были готовы к школе и поэтому не усвоили программу подготовительных занятий, повторное изучение материала не принесет большого вреда. В любом случае, школа будет теперь прочно ассоциироваться для такого малыша со скукой, ребенок не забудет, как он занимался чем-то не очень интересным, к тому же часто эти занятия проводились в неподходящей для дошкольника форме (т.е. не в игровой, а в учебной). Есть и другая часть детей, успешно осваивающих программу «дошколенка», по сути являющуюся программой первого класса. Большинству педагогов знаком такой тип «переученного» и «переготовленного» к школе ученика, который скучает на уроках и может нарушать дисциплину.
При этом, мы не можем сказать, что дети готовы к школе в целом лучше, чем до того, как подготовительные курсы получили такую бешеную популярность.
Ориентация современного образования на инновационное развитие позволяет нам осмыслить возникшую на практике ситуацию подготовки детей к школе и изменить ее с учетом реальных потребностей детей в развитии, их возрастных особенностей и новообразований. При этом мы можем предложить полезные формы деятельности, которые позволяют создавать условия для возникновения необходимых для будущего ученика произвольного поведения, мотивационной готовности ребенка к школьному обучению, воображения и овладения средствами познавательной деятельности. Для осуществления этих изменений, на мой взгляд, недостаточно обсуждений проблемы в научной среде и создания новых программ подготовки детей к школе. Стала очевидной необходимость работы с общественным мнением, психолого-педагогическое просвещение родителей, являющихся основными заказчиками образовательных услуг.
Список литературы
Возрастная психология/ Л.Ф.Обухова: учебник. - Москва: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
Между детством и отрочеством/ Е.Е.Кравцова, Г.Г.Кравцов, Г.Б.Ховрина. - Москва: Левъ, 2010. - 124 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Папка индивидуальных учебных достижений» как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов
В материале представлены листы индивидуальных достижений учащихся по разным предметам: математика, русский язык, чтение, окружающий мир, универсальные уч...
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...
«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».
В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...
Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащимися начальных классов"
Доклад по теме " Папка индивидуальных учебных достижений как средство организации системы внутренней накопительной оценки предметных и метапредметных результатов освоения учебных программ учащими...
Мотивация учебной деятельности учащихся начальных классов
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, пост...
Формирование мотивации учащихся начальных классов в процессе обучения в малокомплектной школе
В докладе рассмотрены пути и методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов в малокомплектной школе...