Формирование мотивации учащихся начальных классов в процессе обучения в малокомплектной школе
учебно-методический материал
В докладе рассмотрены пути и методы повышения мотивации к обучению учащихся начальных классов в малокомплектной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forimrovanie_motivatsii_uchashchihsya_nachalnyh_klassov_v_malokompleknoy_shkole.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивации учащихся начальных классов
в процессе обучения в малокомплектной школе
В настоящее время немыслимо себе представить грамотного, взрослого человека, не прошедшего ступени школьного образования. И одна из первых ступенек в образовании человека - это начальная школа. Где идет закладка «фундамента» будущей личности. И тем прочнее этот «фундамент», чем качественнее, профессиональнее организован учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Цели современной начальной школы, независимо от того, какая это школа - городская или сельская малокомплектная, ориентированы на получение образования, духовное воспитание личности, овладение учащимися определенными объемами знаний, приобретение навыков самообразования, удовлетворение потребности учащихся и их родителей.
Особую актуальность приобретает проблема овладения в школе не только системой знаний, умений и навыков, но и учебными действиями по их приобретению и применению, что позволяет учащемуся стать центральной фигурой учебного процесса. Все факты предполагают изменение приоритетов в выборе методов обучения. Необходимы такие формы и методы учебной работы, которые вызвали бы у учащихся потребность в данном виде деятельности или ее результатах. Иначе говоря, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет.
Поэтому формирование мотивации учения в малокомплектной школе можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в малокомплектной школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Формирование у учеников мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью (например, престижных или выполнение требований родителей и т. д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной.
В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями: 1) через усвоение учащимися общественного смысла учения; 2) через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.
Исследования показывают, что уровень учебной мотивации учеников малокомплектных школ довольно низкий, познавательные интересы развиты гораздо слабее, соответственно и успеваемость ниже.
Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд особенностей, которые являются благоприятными для создания мотивации учащихся. Так как практика показывает, что школьникам нравятся разновозрастные занятия. Такие занятия проходят в непринужденной обстановке, интересно, на их легче работается, меньше спрашивает учитель, больше самостоятельности, ответственности самих учащихся. Дети отмечают, что им интересно общаться с учениками других классов.
Важнейшая педагогическая функция разновозрастного занятия – стимулирующая. Благодаря совместной деятельности детей разных возрастов могут актуализироваться и проявиться индивидуальные качества, которые в условиях класса остались бы незамеченными: активность, ответственность, инициативность, заботливость. На разновозрастном занятии старших стимулируют проявление и развитие организаторских умений, способности самостоятельно решать учебные задачи.
Рассмотрим пути и методы формирования положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности в малокомплектной начальной школе.
1. Важную роль в мотивации учения играет содержание учебного материала.
Мотивационное влияние может оказывать не всякий учебный материал, а лишь такой, информационное содержание которого соответствует наличным и вновь возникающим потребностям ребенка.
При разработке тематических планов, планов отдельных уроков, при подборе учебного и иллюстративного материала в малокомплектной школе учитель должен всегда учитывать характер потребностей своих учащихся, знать наличный уровень этих потребностей и их возможное развитие, с тем, чтобы содержание учебного материала удовлетворяло наличным потребностям школьников и в наибольшей степени способствовало возникновению и развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей, а главное материал одного класса гармонично монтировался с материалом другого класса. Дети выполняют общую задачу, но каждый на своем уровне знаний.
Учебный материал по содержанию обязательно опирается на прошлые знания учащихся, их жизненный опыт. Но в то же время он обязательно должен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знания и опыт. Новое в знаниях должно показывать ограниченность прошлого знания и жизненного опыта, показывать знакомые объекты с новой стороны, с новой точки зрения, показать, что одних жизненных наблюдений совершенно не достаточно для установления подлинной сущности явления.
Немаловажно в малокомплектной школе не только подбор информационного материала, но и то, в каком виде этот материал будет преподнесен учащимся, какие приемы и формы работы будет использовать педагог.
2. Организация учебной деятельности – один из путей формирования мотивации.
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. Изучение каждого самостоятельного этапа или темы учебной программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
На данном этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучить данный раздел программы. Что именно им придется изучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационный этап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемной ситуации, вводящих учащихся в предмет изучения предстоящей темы (раздела) программы. Учебно-проблемная ситуация может быть создана учителем разными приемами:
а) постановкой перед учащимися задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы.
б) рассказом учителя о том, как решалась проблема в истории науки.
2) Формулировка основной учебной задачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемной ситуации, завершается формулированием основной учебной задачи. Которая затем, должна быть решена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основной учебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации. Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлять свою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создает основу для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленных на изучение учебного материала.
3) Самоконтроль и самооценка возможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основная учебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждают план предстоящей работы. Учитель сообщает время, отпущенное на изучение темы, сообщает, что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требует пополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своим возможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что еще сделают для подготовки к предстоящим урокам.
Операционально-познавательный этап.
На этом этапе учащиеся усваивают содержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями, входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельности зависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержания и отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебной задачи, поставленной на мотивационном этапе.
В осознании учащимися содержания темы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядного представления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала, и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которые нужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей, а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях
Рефлексивно-оценочный этап.
Этот этап итоговый в процессе изучения темы, когда учащиеся учатся рефлексировать (анализировать) собственную учебную деятельность, оценивать ее, сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебными задачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение в становлении мотивации учебной деятельности.
Работу по подведению итогов изучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиеся смогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будет формироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств, в будущем, что приведет к возникновению потребности в творчестве, познании, в упорной самостоятельной учебе, т. е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
3.Формы учебной деятельности, влияющие на мотивацию учения.
Различные формы коллективной деятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, что объясняется несколькими обстоятельствами.
Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу одноклассников, которые коллективно выполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше,чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации.
Когда ученик, работая коллективно в группе учащихся, находясь в тесном общении с ними, наблюдает, какой большой интерес вызывает его деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, то он сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлять значимость сама по себе. А это способствует включению ученика в активную учебную работу, которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемую им ценность, что приводит к мотивации учения.
Для формирования устойчивой положительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовал себя субъектом учебно-воспитательного процесса.
Основной способ организации обучения в малокомплектной школе является групповое обучение. На уроках возможны различные схемы работы: «учитель – разновозрастной класс», «ученик – ученик одноклассник», «ученик – ученик другого класса».
Назовем некоторые способы организации и стимулирования совместной деятельности детей разного возраста:
- постановка общей проблемы и задачи, понятной, доступной и привлекательной для всех;
- использование исследовательских заданий, создание ситуации поиска;
- формирование разновозрастных микрогрупп, каждая из которых решает общую проблему или ее часть;
- выполнение микрогруппами творческих заданий, как при подготовке, так и при проведении занятий;
- совместное обсуждение результатов выполненных заданий, использование игровых элементов, проведение конкурсов, соревнований.
На различных этапах занятия могут быть использованы специальные взаимодействия детей разного возраста.
При проверке домашнего задания:
- старшие проверяют и оценивают выполнение домашних заданий младших;
- старшие, в случае затруднений, помогают при ответах младших;
- младшие задают в ходе опроса вопросы старшим, касающиеся повторения материала, ранее изученного (уроки повторения и обобщения).
При объяснении нового материала:
- старшие рассказывают новый материал младшим (это целесообразно делать при изучении текстового материала);
- самостоятельная совместная работа;
- совместное составление таблиц в ходе изучения материала.
При закреплении изученного материала:
- решение комбинированных задач, в которых используются знания, приобретенные в разных классах;
- составление и отгадывание кроссвордов и ребусов;
- организация разных учебных игр - соревнований;
- включение в занятие дополнительного материала.
В малокомплектной начальной школе условия таковы, что требуют на каждом уроке обязательно проводить самостоятельную работу с учащимися каждого класса.
Самостоятельность это одно из условий развития учебной мотивации. В МКНШ, самостоятельная работа учеников одного из классов - условие нормальной учебной деятельности учащихся другого или (других) и обязательным компонентом урока в малокомплектной начальной школе. От умения учителя чередовать занятия под своим руководством и самостоятельную работу во многом зависит успех урока. Организация совместной, самостоятельной и коллективной работы детей разного возраста позволяет решать задачи развивающего обучения.
В малокомплектной школе не всегда у учителя есть возможность объяснить ход самостоятельной работы учащихся. Функцию руководства учителя в этом случае могут выполнять карточки или таблицы алгоритмических предписаний, указывающих пути получения нужных результатов с помощью данных в определенной последовательности приемов работы.
Фронтальная форма работы в малокомплектной школе способствует установлению особенно близких отношений между учителем и классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении не только образовательных, но и воспитательных задач, взаимопомощи, формированию устойчивых познавательных интересов, позволяет использовать разнообразные методы и приемы для активизации процесса обучения. Эта форма обеспечивает привлечение в работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Фронтальная учебная работа может быть организована и таким образом, что каждый учащийся выполняет задание или упражнение самостоятельно, одновременно с другими, по указанию и под руководством учителя. Иногда индивидуальные задания могут составлять часть общего коллективного задания, и после их выполнения все ученики принимают участие в обсуждении полученных результатов.
На этапе опроса пройденного материала, каждому ученику дается индивидуальная карточка. При выполнении задания, учащиеся получают ответы, которые соответствуют определенной букве выставленной на панно. При правильном выполнении всех заданий, учащиеся могут прочитать ту информацию, которую учитель запланировал.
Фронтальная, групповая и индивидуальная работа учащихся по-разному способствуют формированию учебной мотивации. Поэтому необходимо рациональное их сочетание, обоснованный и продуманный выбор той или иной формы учителем с учетом особенностей предмета содержания изучаемого материала, методов обучения, особенностей класса - комплекта и отдельных учащихся.
При всех перечисленных формах организации учебной работы учащихся на уроке так же большое значение имеет характер отношений между участниками процесса обучения: учителем и учащимися и между самими учениками. Положительный характер этих отношений стимулирует познавательную деятельность учащихся, повышает ее результативность.
4. Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности.
Для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направляться на формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльная оценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенно осторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первых порах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо просто указывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. При тематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать.
Итак, мы рассмотрели разные пути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся. Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
Для осуществления мотивации учащихся в учебном процессе работа учителя в МКНШ должна основываться на известных в дидактике принципах и предусматривать:
- построение отдельных уроков или системы на однородном учебном материале;
- чередование работы учителя с классом и самостоятельной работы учащихся, причем не только внутри одного класса, но и совместной самостоятельной работы учащихся всех объединенных классов;
- использование групповой, парной форм организации работы учащихся на однородном учебном материале;
- использование методов взаимного обучения, позволяющих детям не только овладевать знаниями и умениями, но и учиться передавать их;
- изменение сложившихся стереотипов общения в малочисленном классе, увеличения общения, в моделях «ученик-ученик», «ученик-группа».
Для осуществления целенаправленной работы по формированию учебной мотивации необходимо на каждом уроке вести учет мотивации, а также осуществлять планирование работы по развитию мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Возможности дополнительного образования в повышении мотивации учащихся начальных классов к обучению.
Выступление на районном семинаре...
Формирование гражданского самосознания младших школьников в процессе обучения в современной школе.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – сверстникам и взрос...
«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий »
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с со...
«Повышение мотивации учащихся начальных классов к обучению через использование современных образовательных технологий»
Почему именно повышение мотивации?Во – первых: стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, вклю...
Влияние имитации школьно-урочной системы в процессе подготовки к школе на учебную мотивацию учащихся начальных классов.
В статье рассматривается проблема подготовки детей к школе. Подчеркивается мысль о том, что научно обоснованная идея о преемственности школьного и дошкольного образования претерпевает серьезную деформ...
Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов.Что мне нравится в школе
Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показыват...