Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями
статья по теме

Шипилова Евгения Николаевна

Cоздание  условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в социум. Рекомендации, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detei_s_ovz.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Учитель начальных классов БОУ СОШ № 29 МО Динской район

Шипилова Евгения Николаевна 

Программа по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями

Сроки реализации программы – январь – апрель, реализуется во внеурочное время.

Участники программы: педагог-психолог, младшие школьники 2х классов, дети с особыми образовательными потребностями, педагоги, родители.

Цель программы – создание  условий для оказания комплексной помощи, обеспечивающей успешную интеграцию детей, с особыми образовательными потребностями в социум.

Задачи:

1) предупреждение возникновения проблем развития детей, с особыми образовательными потребностями;

2) помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, проблемы с выбором образовательного маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);

3) развитие психолого-педагогической компетентности детей, с особыми образовательными потребностями в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;

4) развитие психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Структура и содержание программы:

Программа включает в себя пять модулей: консультативный, коррекционно-развивающий, профилактический,  психологический и социально-педагогический.

Консультативный модуль программы включает  - консультативную деятельность (консультации педагогов, психологов, родителей, школьников).

Коррекционно-развивающиий модуль в его рамках обеспечивается создание психолого-педагогических условий для ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями.

Профилактический модуль предполагает проведение профилактических мероприятий; режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных профилактических действий.

Психологический модуль - развитие психолого-педагогической компетентности детей; коммуникативных и социальных навыков; эмоционально-волевое развитие.

Социально-педагогический модуль - повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и  педагогов; организация социально-педагогической помощи детям и их родителям.

Таблица 2.

Содержание программы

Тема, участники, цель

Формы и методы работы

Консультативный модуль

1

«Повышение компетентности родителей и педагогов в воспитании детей с особыми образовательными потребностями»

Индивидуальные и групповые консультации

2

«Кто тебе поможет?»

младшие школьники имеющие особые образовательные потребности

Индивидуальные консультации, младших школьников имеющих особые образовательные потребности

Коррекционно-развивающий модуль

3

«Общение»

- развитие способностей детей познавать себя и других людей:  

младшие школьники имеющие особые образовательные потребности

занятия проводились во внеучебное время по 1 занятию в неделю

Игры- «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» )

4

«Эмоционально-волевая сфера»

Обучение младших школьников, имеющих особые образовательные потребности навыкам саморегуляции, формирование волевых качеств и позитивного отношения к школе.

младшие школьники, имеющие особые образовательные потребности

занятия проводились во внеучебное время по 1 занятию в неделю

Элементы сказкотерапии («Страна понимания», «Сказочное путешествие» и др.); двигательные упражнения, упражнения-релаксации

Профилактический модуль

5

«Мы и наш класс»,

- создать благоприятную атмосферу в классе, развить готовность детей к сотрудничеству в совместной деятельности; развивать навыки товарищества, заботы, взаимопомощи.

Школьники всех вторых классов во внеурочное время, занятия проводились 1 раз в неделю

Занятие «Как хорошо с тобой дружить!».

Занятие «Уважая себя – уважай других» .

Занятие в форме разброса мнений «Как мы решаем конфликты».

6

«Я среди других»

Развитие социальной компетентности детей с особыми образовательными потребностями

младшие школьники с особыми образовательными потребностями

Школьники всех вторых классов во внеурочное время, занятия проводились 1 раз в неделю

Тема 1. Как я выгляжу

Тема 2. Школьный этикет

Тема 3. Зачем быть вежливым

Тема 4. Сказка о вежливости

Тема 5. Твои родители

Тема 6. Обязанности ученика в школе и дома

Тема 7. Чем богат человек

Тема 8. Наш класс

Психологический модуль

7

«Тропинка к собственному Я»

[42]

младшие школьники, имеющие особые образовательные потребности

занятия проводились во внеучебное время по 1 занятию в неделю

формирование у учащегося готовности и способности  к саморазвитию, развитие мотивации к обучению  и  навыками адаптации;

принятие и освоение социальной роли обучающегося,

Занятие 1. Школьным трудности

Задание 2. Семейные трудности

Занятие 3. Какой я- большой или маленький?

Занятие 4. Мой внутренний мир

Занятие 5. «Что делать, когда дразнят?»

Социально-педагогический модуль

8

 «Особенности семейного воспитания детей особыми образовательными потребностями»

Педагоги, родители

Собрание проводилось в каждом классе

 - познакомить родителей с современными методами и приемами воспитания детей с отклонениями в развитии.

Родительские собрания

9

«Условия социального развития детей с различными отклонениями в развитии в соответствии с их возможностями здоровья»;

Педагоги

Встречи проводилось в каждом классе

 - познакомить педагогов с особенностями образования и развития детей с различными отклонениями в развитии в условиях инклюзивного образования

Методическое объединение педагогов, работающих в начальной школе

10

«Особенности детско-родительских отношений, их влияние на развитие личности детей  с особыми образовательными потребностями и взаимодействие таких семей с другими институтами социального воспитания»

- познакомить родителей и педагогов со спецификой детско-родительских отношений семей детей с особыми образовательными потребностями.

Собрание по классам

11

 «День добрых Сюрпризов»

Создание атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания

школьники всех 2х классов, родители, педагоги

Акция, праздник

12

 «Наши достижения»: отчёт учителя, родителей и детей по результатам работы за учебный год

Собрание-проект

В процессе реализации программы создается атмосфера сотрудничества, которая помогает детям ощутить собственную значимость, способствует укреплению дружбы, уважению других детей. На это направлена организация специальных реальных и воображаемых ситуаций, включающих такие виды деятельности, как посредничество при разрешении конфликтов между сверстниками, инсценировка, обсуждение проблемных ситуаций, игры.

Кроме описанных выше форм реализации направлений была проведена серия мероприятий, содержание которых представлена ниже.

Тема 1. Как я выгляжу

Дать понятие «внешний вид» (одежда, прическа, поза, жесты, мимика, речь). Значение для человека внешнего вида. Показать необходимость бережного отношения к своим вещам и умение поддерживать порядок на своем рабочем месте в школе и дома.  Отличие поведения мальчиков и девочек.

Тема 2. Школьный этикет

Понятие «этикет» и «правила поведения на уроке». Показать необходимость этих правил для организации урока. Сюжетно-ролевая игра «Я - на уроке».

Тема 3. Зачем быть вежливым

Понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Вежливость - самая нужная и необходимая привычка человека.

Тема 4. Сказка о вежливости

Понятия «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека».

Тема 5. Твои родители

Объяснить понятия «родители», «уважение к родителям». Показать, почему людям важно ценить добрые поступки, проявлять заботу и внимание к своим родителям.

Тема 6. Обязанности ученика в школе и дома

Понятие «обязанность». Обязанности в школе и дома. Показать необходимость выполнения обязанностей. Обязанности по отношению к родителям, учителям, к школе, классу.

Тема 7. Чем богат человек

Объяснить понятия «богатство», «характер», «сундучок». Богатство человека - в его знаниях, готовности и умении помогать людям, своей стране.

Тема 8. Наш класс

Дать понятия «класс», «коллектив класса». Необходимость вежливого общения и взаимопомощи в классе.

Тема 11. Моя мама - самая лучшая

В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, овладевает навыками сенсомоторной и игровой деятельности, обогащает социальный опыт.

У родителей в процессе работы формировалась установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, активная позиция к его воспитанию в семье; родителей учили приемам адекватного взаимодействия со своим ребенком.

Родители начинают больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого-педагогической компетентности, возрастает интерес и желание общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.

Таким образом, в ходе реализации программы по психолого-педагогической поддержке детей с особыми образовательными потребностями нами решались также  задачи предупреждения школьной дезадаптации учащихся, что  достигалось за счёт своевременного выявления и комплексного изучения личности учащихся, а также включения их в коррекционную работу; разрабатывались планы совместных психолого-педагогических мероприятий в целях коррекции образовательного процесса детей, с особыми образовательными потребностями; проводились консультации для родителей и педагогов.

 Консультации родителей были ориентированны на решение следующих задач: формирование у родителей правильного отношения к психологической работе с детьми; предоставление родителям данных об эффективности проведения с учащимся работы (разъяснение динамики развития ребёнка, результатов от комплексного психолого-педагогического сопровождения, подробные рекомендации).

Консультирование педагогов было ориентированно на решение следующих задач: согласование психологического и педагогического сопровождения учащихся; своевременному выявлению и выработке мер по развитию потенциальных возможностей учащихся.

В процессе работы мы столкнулись с трудностями, которые предполагаем решать в дальнейшей работе:

- Качество образования зависит от степени готовности учителей работать с детьми с особенностями в развитии. Многие учителя все ещё испытывают значительные трудности в организации учебно-воспитательного процесса. Многие затруднения связаны с нехваткой знаний смежных с педагогикой дисциплин, таких как психология, медицина, социология, коррекционная педагогика. Немаловажную роль играет и моральная готовность работать с данной категорией детей.

- Очень часто педагоги и родители поздно обнаруживают нарушения нормального хода развития ребёнка, несвоевременно оказывается коррекционная помощь – необходима более ранняя диагностика и коррекция. Работать профилактически, выявлять проблемы как можно раньше, по возможности предупреждать их.

В качестве рекомендаций предлагаем следующее:

  • Расширить консультативную работу с родителями, продумать формы взаимодействия: индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.
  • Своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, трудностей в обучении и адаптации учащихся.
  • Всем специалистам продолжить работу по оказанию консультативной и методической помощи учителям по внедрению технологий диагностики и коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

               Основное содержание деятельности с ребенком с особыми образовательными потребностями заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявлении актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребёнка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребёнка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании. Для этого в школе необходима  система работы, обеспечивающая оптимальные педагогические  условия обучения детей с проблемами школьной адаптации в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Рабочая программа внеурочной деятельности психолого-педагогического сопровождения младших школьников с особыми образовательными потребностями «Познай-ка»

Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями (с задержкой психического развития) приобрела в последние годы особую актуальность. По данными Министерства образования РФ, среди детей п...

Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями

     Речь пойдёт не просто о двигательной активности, а о нарушениях психического развития.      Мы вновь попытаемся понять, как же взаимодействовать с такими деть...

Методические разработки: "Разработка индивидуального плана обучения для детей с особыми образовательными потребностями на психолого-педагогическом консилиуме в образовательной организации

Данный материал будет полезен учителям общеобразовательных школ в работе по сопровождению детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями....

Статья на тему : " Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями. "Создание "безбарьерной" образовательной среды".

Инклюзивное образование предполагает создание образовательной среды, которая поддерживает участие всех детей, включая тех, у кого есть особые образовательные потребности. Целью инклюзивного образовани...