Психолого-педагогическое занятие с элементами тренинга для детей 1 класса "Знакомство"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Козлова Наталья Владимировна

Конспект занятия с  первоклассниками, где выясняется уровень сплоченности детей. Поможет учителям и психологу первого класса, организовать знакомство с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Групповые развивающие занятия с учащимися  1 классов по повышению психологической адаптации «Тропинка к своему Я»

Занятие 1. Знакомство.

Цели: знакомство учащихся друг с другом, создание дружеской, рабочей атмосферы в классе, снятие барьеров в общении.
Тип урока: Практическое занятие.
Оборудование: стулья, диски с двигательной музыкой, проигрыватель.

Ход урока:

Психолог приветствует детей.

Ребята, сегодня занятие поведу я. Зовут меня ….. Но сначала давайте познакомимся, чтобы лучше узнать друг друга. А знакомиться мы будем следующим образом.

  1. Я сегодня вот такой. 

Каждый по очереди говорит: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» - и показывает невербальное свое состояние. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу.

В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»

  1. Правила поведения на занятии.

Приятно было с вами познакомиться. А теперь послушайте внимательно правила поведения на занятии. Вы, наверное, обратили внимание, что в руках у меня игрушка, и, я ее держу не просто так, существует такое правило: «У кого игрушка, тот и говорит». Давайте это правило повторим дружно вместе. Следующее правило, правило «стоп». Я думаю, что это правило вы легко запомните. Ведь оно говорит о том, что нельзя перебивать друг друга и слушать внимательно. Давайте это правило повторим дружно вместе. Существует еще одно правило. Оно звучит следующим образом: «Будь активным». Давайте это правило повторим дружно вместе.

  1. Введение в мир психологии. Беседа: что такое психология.

Психолог проводит беседу о том, что такое психология и зачем она нужна человеку. Показываю детям цветок и спрашивает у них, как вырастает такой цветок и что для этого нужно. Из ответов детей делаю вывод, что большой красивый цветок вырастает из маленького семечка. А для того чтобы он вырос большим, красивым, радовал окружающих, ему необходимы дождик и солнышко. Так же и у людей. Чтобы из мальчика или девочки вырос красивый, умный, счастливый и здоровый взрослый, ему необходимы тепло, поддержка, а также умение понимать себя и других людей.

Психолог представляется детям, рассказывает, что педагог-психолог в школе наблюдает за тем, как развиваются дети, а если надо и помогает, при помощи игр и упражнений. А сегодняшнее занятие посвящено знакомству, сплочению класса.

  1. Упражнение «Меняются местами те, у кого…»
    Учащиеся сидят в кругу. Психолог произносит «Меняются местами те, у кого … » и те дети, кому утверждение подходит, встают и меняются местами друг с другом, поменявшись местами остаёмся на новых местах.
    - дома есть животные,
    - кто любит музыку,
    - кто любит сладкое,
    - у кого есть братик или сестричка,
    - те, кто любит бывать на природе,
    - кто любит манную кашу,
    - кто любит загорать,
    - кто любит купаться,
    - кто любит петь,
    - кто любит нашу школу
  2. Упражнение «Салфетка»
    Каждому ученику дается салфетка. Салфетку предлагается сложить в два раза. Затем психолог просит ребят выполнить следующие действия: оторвать правый верхний угол, затем нижний левый угол салфетки, затем ребята разворачивают салфетку. В классе нужно попробовать найти одинаковые салфетки. Их нет. Детей необходимо подвести к мысли, что все мы разные и салфетки разные, но все мы должны жить в мире и согласии, не унижая честь и достоинство других.

Беседа «Благоприятный микроклимат»

Вы сейчас учитесь в одном классе и будите учиться ещё много лет. В классе очень важно, чтобы был благоприятный микроклимат, доброжелательные отношения между одноклассниками.  Вы знаете, что в школу необходимо ходить, чтобы получать знания, а также вы здесь много общаетесь. Это главные причины. Может так получиться, что из-за того, что не складываются отношения с одноклассниками, некоторым не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать группа, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо. Сейчас я предлагаю вам подумать и назвать те черты, благодаря которым в группе всем будет хорошо и комфортно. В числе названных могут быть следующие качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность и т.д.

  1. Сиамские близнецы»

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается:

-походить по помещению

-присесть

-лечь, встать

-нарисовать что-то

  1. Упражнение «Рисунок на спине»

Описание упражнения: участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колоны параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища.

Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую - ни будь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд.

Задание - каждому почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше следующему участнику. В конце упражнения, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем.

Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Затем идет обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?

Упражнение помогает в развитии коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознавать, насколько важно настроиться на понимание другого человека. Демонстрирует возможности адекватного обмена информацией без использования слов.

8. Заключительная часть.

- Сейчас я буду задавать вам вопросы, и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Диме, он должен ответить на мой вопрос и передать его ….. Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает как). Игра будет продолжаться до тех пор пока клубочек не окажется снова у меня.

Рефлексия.

  • Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему?
  • Ты узнал лучше своих одноклассников? Какими они тебе показались?
  • Понравилась вам игра «гусеница»? Почему?
  • Ты хотел бы еще раз сыграть в игру «рисунок на спине»?
  • Тебе больше понравилось изображать животных или чувства и эмоции людей?
  • Когда мы играли в игру «Титаник». Ты не боялся, что твои товарищи не пустят тебя на свой стул, то есть не помогут тебе? Ты им доверял?

- Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.

- Распутываться мы будем следующим образом... Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?

- Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.

- Я хочу сказать всем спасибо.

Прощание.

- А теперь давайте попрощаемся, встанем в круг, вытянем ручку в середину: «Спасибо нам, до свиданья мы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"

Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...

Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»

Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...

Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»

Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА....

Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»

Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия:  45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»

Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия:  «Мамочка моя милая, самая любимая»...

Занятие с элементами тренинга на взаимодействие родителей и детей "Мы вместе"

Цель: гармонизация детско-родительских отношений в семье. Задачи: - создание положительной атмосферы на занятии; - повышение самоценности родителей и детей; - развитие доверия между родителями и ...

Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»

Психологическое занятие с элементами тренинга  для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»...