Занятие с элементами тренинга для старшеклассников «Формула успеха»
план-конспект занятия по теме
Оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_s_elementami_treninga.docx | 275.46 КБ |
Предварительный просмотр:
для старшеклассников «Формула успеха»
Цель – оказание психологической помощи обучающимся при подготовке и сдаче ЕГЭ.
Задачи:
- познакомить выпускников с особенностями и процедурой ЕГЭ для снижения тревоги и повышения интереса к результатам экзамена;
- научить справляться с психологическими трудностями при подготовке и сдаче экзаменов;
- развить умение адекватно оценить свои возможности, планировать и распределять время;
- освоить на практике методы саморегуляции, методы снижения напряжения и самоподдержки;
- повысить самооценку учащихся, уверенность в себе и в положительном результате сдачи экзамена.
Ход занятия:
Разминка.
1. Знакомство.
Цель: снятие психофизического напряжения, создание атмосферы безопасности на занятии.
Инструкция: «Представьтесь, пожалуйста. Назовите свой любимый цвет, любимое блюдо, расскажите о своих увлечениях». Упражнение выполняется по кругу, участники передают друг другу мячик.
2.Упражнение «Ассоциации»
Цель: настрой на тему, возможность поделиться своими чувствами по поводу экзамена.
Инструкция: «Ассоциации - это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово. Придумайте ассоциации на слово «экзамен». Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову».
3. Упражнение «Откровенно говоря».
Цель: побудить участников к откровенному разговору, создание доверительной атмосферы на занятии.
Материал: карточки с написанными на них незаконченными предложениями.
Инструкция: «На карточке написано начало предложения, прочитайте его и закончите, как считаете нужным».
Примерное содержание карточек:
- Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящих экзаменах…
- Откровенно говоря, когда я готовлюсь к экзаменам…
- Откровенно говоря, когда я думаю о переживаниях моих родителей относительно предстоящих экзаменов…
- Откровенно говоря, когда я прихожу домой…
- Откровенно говоря, когда у меня свободное время…
- Откровенно говоря, когда я гуляю на улице или иду на дискотеку…
- Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
- Откровенно говоря, когда я не могу собраться с мыслями…
- Откровенно говоря, когда я слышу об этих экзаменах…
Обсуждение: «Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?»
Основная часть.
4. Упражнение «Что вызывает беспокойство во время экзаменов?»
- Работа индивидуально – каждый в своих листочках
- Работа в группе: на доску выносятся все беспокойства
- Обсуждение: как справляться с этими трудностями?
5. Таблица «Плюсы и минусы ЕГЭ».
Цель: выработка объективного отношения к ЕГЭ.
Инструкция: используя таблицу «Сравнительный анализ ЕГЭ и традиционного экзамена». (Приложение 1). Подчеркните в таблице то, что лично для вас является плюсом ЕГЭ». Обсуждение.
удной ситуации, можно усилить свое ощущение уверенности.
Ведуший: Чтобы благополучно сдать экзамены, нужно уже сейчас готовиться к ни психологически. Успех любого испытания зависит не только от реальных знаний (наша школа дает их в необходимом объеме), но и от умения человека добиваться высоких результатов. От чего же это зависит?
Прежде всего, от самооценки. Самооценка — это оценка себя относительно других людей. Она базируется на чувстве собственной значимости (важности).
6. Упражнение «Декларация моей самоценности».
Цель: повышение самооценки, возможность поверить в свои силы.
Инструкция: «Я сейчас прочитаю вам «Декларацию моей самоценности». Это своеобразный гимн уникальности человека. «Я - это Я. Во всем мире нет никого в точности такого же, как Я. Поэтому все, что исходит от меня, - это подлинно мое, потому что именно Я выбираю это. Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были,- тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить,- вежливые, ласковые или грубые, правильные или неправильные; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные к другим людям или ко мне самому. Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки. Все это принадлежит мне. И поэтому Я могу очень близко познакомиться с собой. Я могу полюбить себя и подружиться с собой. И Я могу сделать так, чтобы все во мне содействовало моим интересам. Я знаю, что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего Я не знаю. Но поскольку Я дружу с собой и люблю себя, Я могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня, и узнавать все больше и больше разных вещей о себе. Все, что Я вижу и ощущаю, все, что Я говорю и что Я делаю, что Я думаю и чувствую в данный момент,- это мое. И это в точности позволяет мне узнать, где Я и кто Я в данный момент. Я могу
отказаться от того, что кажется неподходящим, и сохранить то, что кажется нужным, и открыть что-то новое в себе самом. Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все , чтобы быть близким другим людям, чтобы вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня. Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя. Я- это Я, и Я-это замечательно!».
Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Поделитесь с участниками группы своим настроением, душевным состоянием. Что дало вам это упражнение?»
Второе слагаемое на пути к успешной работе — умение распределять время. Важно помнить, о том, что человеческие ресурсы не безграничны, и, чтобы хорошо работать, надо уметь отдыхать.
Третье слагаемое тесно связано с первым и вторыми — это борьба со стресс-факторами.
Стресс — это способ реагирования на изменения условий окружения. Для нормальной работы необходимо научиться адаптироваться к изменениям и требованиям жизненных обстоятельств. Это связано как с физическим, так и с эмоциональным благополучием.
- В период экзаменов, как правило, человек, испытывает волнение. Это нормальное состояние, которое помогает мобилизоваться в ответственный момент. Если Вы волнуетесь слишком сильно или поняли, что Вам особенно трудно находиться в стрессовой ситуации, можно сделать несколько дыхательных упражнений:
- Долгий вдох через нос и выдох через рот, выдох в два раза длиннее вдоха.
- Слегка потрите подушечками пальцев заушные бугры;
- Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10-15 секунд, а затем резко выдохните.
Ещё несколько способов снятия нервно-психического напряжения:
1) Спортивные занятия.
2) Контрастный душ.
3) Стирка белья вручную.
4) Мытье посуды.
5) Скомкать газету и выбросить ее.
6) Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче». Затем выбросить на помойку.
7) Слепить из газеты свое настроение.
8) Закрасить газетный разворот.
9) Громко спеть любимую песню.
7. Упражнение «Прощай напряжение!»
Цель: обучить снимать напряжение приемлемым способом.
Инструкция: « Скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске».
Обсуждение: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после упражнения».
8. Рефлексия.
Цель: подведение итогов занятий.
Инструкция: «Вспомните прошедшее занятия. Что для вас было наиболее интересным и важным? Будете ли вы полученный опыт (знания) применять в жизненных ситуациях?»
После обсуждения участники заполняют анкету-отзыв участника тренинга. (Приложение 2).
Памятка для выпускников
«Как подготовиться к сдаче экзамена»
Подготовка к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку, считается, они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Четко определяй, что именно будешь делать сегодня: какие именно разделы будут пройдены.
Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», начни с наиболее интересного и приятного. Войдешь в рабочий ритм и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся иногда с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
Готовясь к экзамену, думай не о том, что не справишься, а, наоборот, рисуй себе картину положительную.
Оставь один день на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья, силы, боевого настроения. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзаменов ты должен явиться без опоздания, лучше за пол-часа до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).
Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене несколько часов.
Как вести себя во время сдачи экзаменов
Экзаменационные материалы состоят из трех частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания части С отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя!
Подыши, успокойся. Удели 2-3 минуты тому, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке.
Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос, подними руку! Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения бланка или в случае возникновения трудностей (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и т.п.).
Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в обычный ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные и непонятные места. Помни: в тесте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условие задания по «первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому предыдущие знания не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не
всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой задач вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Удачи тебе!
Помни: ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ или ГИА руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена; ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.
Анкета-отзыв участника
занятия с элементами тренинга
для старшеклассников «Формула успеха»
Ведущий: ______________________________________________
Дата проведения: « » ___________ 20 г.
Место проведения: _______________________
Уважаемый участник тренинга!
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.
Обведите кружком ту оценку, которая соответствует вашему мнению.
1) Насколько вы довольны в целом?
Не доволен Не очень доволен Доволен Очень доволен
2) Насколько полезным для себя вы считаете этот тренинг?
Бесполезный Не очень полезный Полезный Очень полезный
3) Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?
Совсем нет Не уверен Буду Обязательно буду
4) Оцените степень тревоги и страхов по поводу экзамена до и после занятия по
10-бальной шкале : обозначьте крестиком свои оценки .
До тренинга 0_____________________5_____________________10
После тренинга 0_____________________5_____________________10
Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:
Если хотите, распишитесь _________________________________________
Спасибо!
Анкета-отзыв участника
занятия с элементами тренинга
для старшеклассников «Формула успеха»
Ведущий: ______________________________________________
Дата проведения: « » ___________ 20 г.
Место проведения: _______________________
Уважаемый участник тренинга!
Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов, касающихся прошедшего тренинга.
Обведите кружком ту оценку, которая соответствует вашему мнению.
1) Насколько вы довольны в целом?
Не доволен Не очень доволен Доволен Очень доволен
2) Насколько полезным для себя вы считаете этот тренинг?
Бесполезный Не очень полезный Полезный Очень полезный
3) Будете ли вы применять полученный опыт (знания) в жизненных ситуациях?
Совсем нет Не уверен Буду Обязательно буду
4) Оцените степень тревоги и страхов по поводу экзамена до и после занятия по
10-бальной шкале : обозначьте крестиком свои оценки .
До тренинга 0_____________________5_____________________10
После тренинга 0_____________________5_____________________10
Вы можете добавить что-либо еще, если хотите:
Если хотите, распишитесь _________________________________________
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Занятие с элементами тренинга «Искру туши до пожара, беду отводи до удара»
Цель:систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара.Задачи:1.Пропаганда знаний по вопросам охраны безопасности жизни; воспитание чувство самосохранения.2.Формирование умения п...
Конспект игрового занятия с элементами тренинга «Мы весёлые ребята»
Занятие разработано для группы детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и повышенным уровнем активности. Продолжительность занятия: 45 минут. Тип занятия: игровое с элемен...
Конспект занятия с элементами тренинга для младших школьников. «Белая ворона».
Часто в детском саду и начальной школе берет начало проблема изгоя в классе. Если она не решается сразу, то в старших классах всем будет очень нелегко. Педагоги, родители, психологи думают над т...
Занятие с элементами тренинга "Я и Ты"
Процесс глобализации, определяет потребности современного общества в толерантности как сознательно формируемой модели взаимоотношений, как отдельного человека, так и общества в целом.Нацио...
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»
Занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы тема занятия: «Мамочка моя милая, самая любимая»...
ЗАНЯТИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «СОХРАНИМ СВОЁ ДУШЕВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»
СНЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ У ПЕДАГОГОВ. ПОМОГАТЬ ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ ВОКРУГ СЕБЯ. СПОСОБСТВОВАТЬ ПОЗИВНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ....