Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»
классный час (1 класс)
Психологическое занятие с элементами тренинга для детей начальной школы «Дружба-это счастье!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba-eto_schaste.docx | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое занятие с элементами тренинга
Для детей начальной школы
«Дружба-это счастье!»
Составитель:
Педагог-психолог МКОУ «Круглянская СОШ» ЯкименкоЕ.Н.
Пояснительная записка:
Актуальность: Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательного пространства. Переход из дошкольного учреждения в школу это всегда сложный момент в жизни ребенка. Для успешной адаптации детей в новой обстановке важно создать такие условия, которые бы способствовали быстрому и комфортному налаживанию взаимоотношений в коллективе, укреплению сплоченности и командного духа. Почему важна сплоченность: возможность увидеть…, возможность услышать, понять…, возможность стать одним целым, который поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Цель: Развитие дружеских, доверительных отношений внутри детского коллектива, создание атмосферы психологического комфорта для каждого обучающегося.
Задачи: - Формирование и усиление общего командного духа; - Развитие ответственности и вклада каждого обучающегося в решении общих задач; - Осознание себя командой.
Объект: межличностное взаимодействие обучающихся.
Субъект: обучающиеся 1-4 классов.
Организация: внеурочное время; 45 минут.
Ход занятия
Упражнение 1 (игровое) «Приумножь добро» Время: 5 минут
Цель: развитие коммуникативных навыков, укрепление позитивного отношения к окружающим, несмотря на различия, развитие рефлексии и способности к осознанию своих чувств.
Форма проведения: игровое занятие.
Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии. Ведущий: «Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить такую важную тему, как дружба и доброе отношение друг к другу. Сегодня мы с вами по говорим о том, что такое дружба и сделаем это в виде небольших игр, а также узнаем, как делиться добром с другими людьми».
Далее ведущий предлагает перед началом поздороваться друг с другом в тематике занятия.
Разминка
Упражнение 2 «Ласковый привет»
Время: 5 минут.
Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.
Ведущий предлагает участникам группы особенным образом поздороваться друг с другом.
Ведущий: «Предлагаю Вам сейчас по кругу называть имя своего соседа и сказать ему что-то ласковое. Давайте я начну с себя и покажу, как это может звучать. Лиза, ты очень добрая и милая девочка, у тебя красивые глаза. Лиза, теперь ты можешь поблагодарить меня и продолжить, обращаясь к Паше, и сказать ему что-то доброе».
После того, как круг завершится и все поздороваются, ведущий предлагает перейти к следующему упражнению.
Упражнение 3 «Вас к телефону» Время: 5 минут
Цель упражнения: создание дружелюбной доверительной атмосферы.
Ученики вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит: «Мне только что позвонили и спрашивали кое-кого. А кого сейчас мы постараемся узнать». |
|
Далее ведущий шёпотом называет какое-либо имя ученику слева. Это имя может быть как одного из детей, так и любое другое. Задача учащихся шепотом передать имя друг другу по кругу, пока оно вновь не дойдёт до учителя. Затем те, чьё имя назвали, выходят в круг и рассказывают о себе.
Если ведущим было названо имя, которого нет в классе, он говорит: «Значит, звонящие нам люди ошиблись номером. Есть ли у вас знакомые с таким именем? Слышали ли вы где-то это имя?»
Упражнение 4 Сказкотерапевтический тренинг
«Деревья характеры из волшебного леса»
Время: 25 минут.
Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.
Задачи:
- помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
- тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
- развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.
Упражнение «Деревья-Характеры»
Цели: применение сказочной метафоры для лучшего постижения самого себя; формирование умений расслабляться и снимать напряжение; развитие креативности.
Материалы: наборы для рисования; листы бумаги формата А4.
Данное упражнение состоит из 2 частей:
Часть 1. «Рисование сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.
Часть 2. «Найди похожие черты»
Процедура: «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».
Участники сообщают о своих выборах и коротко их поясняют. У них также есть возможность задать друг другу вопросы относительно каких-то аспектов или деталей изображения, уточнить, правильно ли понят образ на рисунке. У каждого есть право не отвечать на вопросы. Участники – те, кто захочет, – комментируют свои рисунки и рассказывают об ощущениях, возникших по ходу выполнения этапов упражнения во время слушания сказки и во время рисования. Чрезвычайно интересны пояснения, которые участники будут делать по поводу существ, появившихся на рисунках с Деревьями-Характерами.
Вопросы для обсуждения:
- Какие общие черты встречались в рисунках участников группы?
- Все ли рисунки были ожидаемы от их авторов?
- Какие ощущения вызвала проделанная работа?
Приложение 1
Сказка о Деревьях-Характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...
5.Рефлексия
Время: 5 минут.
– Сейчас я буду задавать вам вопросы, и передавать этот клубочек по кругу. Например, я передаю клубочек Мише, он должен ответить на мой вопрос: - « Понравилась вам сегодняшнее занятие? Почему?»
и передать его ….. Но прежде чем передать клубочек …. Должен намотать ниточку на пальчик (показывает как). Игра будет продолжаться до тех пор пока клубочек не окажется снова у меня.
- Ты узнал лучше своих одноклассников? Какими они тебе показались?
- Понравилась вам игра «гусеница»? Почему?
- Ты хотел бы еще раз сыграть в игру «превращение»?
- Тебе больше понравилось изображать животных или чувства и эмоции людей?
- Что на твой взгляд труднее изображать, животных или людей?
- Когда мы играли в игру «Титаник». Ты не боялся, что твои товарищи не пустят тебя на свой стул, то есть не помогут тебе? Ты им доверял?
– Молодцы! Посмотрите, ребята, у нас получился замкнутый круг. И каждый из нас является его частичкой. Если я, например, подниму пальчик, то ….. тоже придется это сделать, если он не хочет порвать ниточку. Мы единое целое. Мы команда.
– Распутываться мы будем следующим образом… Но сначала ответьте на мой вопрос: у вас возникало когда-нибудь желание сказать друг другу спасибо за проведенный вместе день?
– Сейчас у вас такая возможность появиться. А заодно мы сможем освободиться. То есть я сейчас передаю клубочек и говорю ему: «Спасибо за прекрасный день». …. разматывает ниточку с пальца, передает клубочек …. И говорит ей «спасибо за прекрасный день» и т.д. до тех пор, пока мы все не распутаемся, и клубочек не окажется снова у меня.
– Я хочу сказать всем спасибо.
Прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционное психологическое занятие с элементами тренинга для младших школьников "Путешествие в страну Счастья"
Данное занятие может быть интересно как классным руководителям (с целью сплочения классного коллектива), так и педагогам-психологам (с целью создания ситуации для размышления, которая поможет де...
Внеурочное занятие по фитнесу для детей начальной школы
Конспект внеурочного занятия по фитнесу для детей 6-9 летТема: Базовые движения аэробики. Упражнения для развития мышц пресса....
«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»
Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...
Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».
Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфли...
Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»
Формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»...
Психологическое занятие с элементами тренинга
Психологическое занятие с элементами тренинга по профилактике агрессивного поведения среди обучающихся начальных классов...