Инновационные подходы к обучению.
статья на тему

Манешина Лариса Николаевна

В статье дается краткая психологическая характеристика модальностей, влияющих на восприятие детей в процессе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_podhody_k_obucheniyu.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные подходы к обучению

с учетом модальности в начальной школе

Индивидуальный и дифференцированный подходы особенно актуальны в свете ФГОС НОО. Необходимо отметить эффективность дифференциации по индивидуально-физиологическим особенностям: свойств нервной системы и интенсивности мыслительной деятельности. В рамках начальной школы рассмотрим 4 модальности.

Первая модальность – визуальный язык;

Вторая модальность – аудиальный язык;

Третья модальность – кинестетический (деятельностный) язык;

Четвертая модальность – язык логики.

  1. Первая модальность – визуальный язык. Эти дети очень наблюдательны, позже учатся говорить, читать, писать, но почерк у них очень красивый – это обычно хорошисты, эстеты. Таким детям на уроке важна «магия света» и все виды наглядности. У таких детей руки всегда на парте, сидят они обычно совершенно прямо, ходят, подняв голову. Они должны сидеть в идеале на 1-ых – 2-ых партах. Их личное пространство, в которое нельзя внедряться 50 см. В конфликтах они всегда нападающие и не признают себя виноватыми. Они обращают большое внимание на свет, цвет, яркость. Они обычно в повседневной речи употребляют фразы типа «что-то никого не видно».

  1. Вторая модальность – аудиалы – слушатели. Для них существует в первую очередь мир звуков – они обычно отличники. Для них характерна телефонная поза – одна рука в районе ведущего уха. У них преобладает слуховая память, они ораторы от природы, интерпретаторы. Вербальный метод для них главный. Для них наглядность второстепенна. Их нужно учить визуализации, наблюдательности. Они «неприкасаемые». К ним нельзя близко подходить, дотрагиваться. Их личное пространство, в которое нельзя внедряться 50 см. При звучании легкой музыки лучше решают задачи. Для них важна «магия звука»: от шепота до крика. Такие дети раньше других учатся говорить, читать, писать. Они самые обучаемые. Но такие дети обычно «бегут» от конфликта, в то время, как визуалы всегда в нападении. В классе они должны сидеть за визуалами, т.е. в центре. Они обычно в повседневной речи употребляют фразы типа «что-то не слышно, чтобы кто-то шел».

  1. Третья модальность – кинестетики, т.е. деятели. Они воспринимают мир в движении. Они запоминают свое движение. (Но в нашей школе кинестетикам меньше уделяется внимания, их часто не понимают. Кинестетики же аудиовизуальное обучение не понимают и могут стать необучаемы, хотя у них высокая интуиция.) В конфликтах, чтобы загасить их, часто берут вину на себя. Эти дети воспринимают мир в собственной динамике, как мир запахов, вкусов. Они должны все потрогать, взвесить. Их руки всегда находятся под партой, но они не гиперактивны. Методика для их обучения – это подвижные игры, динамические упражнения, учебная гимнастика типа: как кошка двигается, как ходит медведь и т.д. Из таких детей вырастают хорошие менеджеры, организаторы. Такие дети подпускают к себе окружающих ближе, чем на 50 см. В классе должны сидеть сзади – им так комфортнее.
  2. Четвертая модальность – чистые логики. Это или больные дети генетически или кинестетики, из которых родители и учителя выбили природное восприятие, пытаясь сделать их такими, как все. Этих детей еще называют дискретлогики. Для них мир враждебен. Часто бывают занудами.  Это, как правило, отличники, т.к. их свободное время занято любимым делом – обучением. Эти дети играют в игры сами с собой: кроссворды, ИЗО, формулы, задачи. Этих детей утомляет общество. Дискреты в классе сидят в самом конце класса. Их больше в старших классах. Это человек – компьютер, всегда смотрит вниз, не общается, действует всегда по плану. У них полное отсутствие интуиции. Для них огромную роль играют схемы, таблицы. В конфликтах логически доказывают свою невиновность.

Таким образом,  методы и средства дифференцированного подхода на основе учета ведущей модальности влияют на мотивацию, память, мышление  и развитие речи учащихся. А, значит, требует особого педагогического внимания. Следовательно, современный урок должен быть ПОЛИМОДАЛЬНЫМ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения

Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Информационная карта инновационного опыта по теме "Дифференцированный подход в обучении как средство развития познавательной активности младших школьников"

В данной  работе описаны все разделы из  информационной  карты  по обобщению педагогического опыта на примере  темы "Дифференцированный  подход  в  обучении ...

Реализация инновационного подхода к обучению в начальной школе на примере урока литературного чтения

Разработка конспекта урока литературного чтения с внедрением в учебный процесс технологии «учебный мозговой штурм». Тема урока «Мордовская народная сказка «Врозь плохо - вместе хорошо»» ....

Инновационные подходы при обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО

laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,  мы украдем у детей завтра»                          ...

Инновационные подходы к обучению сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы  XIV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2020 года....

Статья "Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного обучения"

Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как  новую форму ...