Статья "Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного обучения"
статья
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования – дистанционному обучению. Основная задача статьи – обосновать и аргументировать дистанционное обучение как новую форму обучения. Выделены проблемы, решаемые обучающимися и преподавателями в дистанционном обучении. Показано, что эффективность дистанционного обучения определяется использованием педагогических технологий, лежащих в основе обучения. Сделан вывод о том, что дистанционное обучение может рассматриваться как самостоятельная форма обучения для реализации непрерывного образования, потому что обладает отличиями, которые не могут быть реализованными в традиционной форме обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eryomina_i.v.docx | 22.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Ерёмина И.В.
Педагогическая мастерская как инновационная технология
Реформирование образования – это обновление не только содержания, но и технологического процесса его усвоения.
Одной из таких современных нетрадиционных технологий является технология педагогических мастерских.
Педагогическая мастерская – технологическая рефлексивная форма личностно-деятельной организации учебного процесса. Она построена не только на познании внешнего мира, но и себя как личности и других людей; себя в социуме и окружающем мире. Мастерская включает в себя механизмы исследовательской работы, художественного и технического творчества, игры, вербального и невербального общения, театрализации, индивидуальной работы и социализации, психологических тренингов и рефлексии.
Так определяют мастерские французские и Санкт-Петербургские коллеги, сторонники идеи нового образования.
Центром концепции «Нового образования» является личность, адаптивная быстро меняющемуся миру:
- Самопознающая, рефлексивная, самоактуализирующаяся и саморегулирующаяся;
- Познающая и создающая целостный Образ мира.
Идеи и принципы педагогической системы сторонников Нового образования близки и современным поискам педагогов Казахстана, пытающихся преодолеть наследие того времени, когда стандартность мышления, искусственная усредненность личности, слепое следование догмам имели поддержку государства.
Казахстанские педагоги сегодня создают выстраданный оригинальный педагогический опыт, тесно связанный и с национальными педагогическими традициями и с сегодняшними местными реалиями образования.
Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей.
Несомненным достоинством данной технологии является развитие творческого мышления учащегося в проблемной ситуации, в ситуации когда сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.
Задачи, которые решают педагогические мастерские, следующие:
- не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;
- не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира;
- не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможность самооценки и самокоррекции;
- не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.
Успех и результат обучения и воспитания во многом зависит от того, насколько творчески будет спланирована совместная деятельность педагога и обучаемых. Творчество должно проявляться во всём, начиная с постановки проблемы, её актуализации, с расстановки этапов занятия и заканчивая подведением итогов. Долгое время, работая в традиционном режиме обучения, система профессионального образования не позволяла педагогу выйти за рамки устоявшихся традиций. Это порождало массу проблем, таких как:
- обилие непродуктивных способов обучения;
- недостаточность условий для самореализации и самоактуализации учащихся;
- слабая заинтересованность обучаемых в самостоятельном добывании знаний.
Ориентация начального образования на репродуктивную деятельность учителя школы порождает противоречие между существующей сегодня необходимостью в творческом подходе учителя к процессу обучения и воспитания.
Объяснить суть этого противоречия можно, опираясь на высказывание С.Т. Шацкого. «Педагогические вопросы весьма сильно отличаются от обычных человеческих вопросов: педагог знает ответ на свой вопрос, и ученику тоже хорошо известно, что ответ на вопрос, задаваемый учителем, у него в голове уже имеется…».
Педагог обычно спрашивает своих учеников о том, что знает, обычно человек спрашивает о том, чего не знает.
На такой основе подлинный диалог на занятии не может состоятся.
Педагогу следует спрашивать учеников о затруднениях, сомнениях, сомнениях, которые возникли в процессе учебной деятельности. В таких условиях у учеников возникает большой интерес к вопросам учителя и к своим ответам, помогает осмыслить свою деятельность, овладеть предметом.
Более того, обучение в учебном процессе по-прежнему преобладает над учением. Между тем, хорошо известно, что человека невозможно чему-нибудь научить, если он сам не будет учиться! Если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания.
Основной познавательной потребности всегда была заинтересованность учащихся в учебных действиях.
Логика проста:
Занимательность рождает интерес → интерес → познавательный интерес → что в свою очередь создает познавательную активность.
Традиционное обучение всегда работало по этой схеме, зачастую срабатывая вхолостую, и лишь в рамках одного урока. Дальше урока активность учащихся не развивалась.
Многие годы педагоги бились над тем, как приохотить учеников к чтению, к самостоятельной работе над книгой.
Такую же задачу приходилось решать и мне. Вопросы, которые возникали были примерно следующие:
Как включить учащихся в самостоятельный поиск решения проблемы?
Каким образом раздвинуть рамки занятия, сделать его максимально приближенным к детям?
Выход виделся в такой форме организации обучения, когда каждый учащийся мог бы, опираясь на теоретические знания, самостоятельно поставить ряд вопросов и предложить варианты их решения.
Этому наиболее соответствует технология педагогических мастерских, которая создает атмосферу творчества, комфортности, дарит радость сотворчества.
Какое же знание рождается в мастерской? С точки зрения дидактики «знание как продукт учебно-познавательной деятельности есть результат интеграции внешнего воздействия и внутренней активности субъекта научения».
Поэтому мастерская распахнута в мир ценностей и интересов учеников, обращена к их духовному и жизненному опыту. Именно в действии и творчестве человек узнает, на что он годен и в чем его задача.
Дидакты разделяют уроки на виды зависимости от стиля руководства познавательной деятельностью учащихся.
Какой же стиль руководства познавательной деятельностью учеников использует мастер в мастерской?
В мастерской внимание ребят направлено на задания и руководство познавательной деятельностью осуществляется через задания и логическую структуру мастерской.
На протяжении всей мастерской ребята работают самостоятельно, не даётся ни каких указаний, не оказывается помощь в тупиковых ситуациях. Они сами выбирают и нужный темп, и средства, и методы для выполнения заданий. В мастерской выстраивается коллективная работа, поэтому цель деятельности осознаётся всеми как единая, требующая усилий каждого. Мастер отслеживает процесс познания, стремится, чтобы все находки, открытия ребят не затерялись, попали в поле их внимания.
Рассмотрим еще один параметр разделения образовательных форм – результат урока. Результат урока – это «овладение всеми учениками основами изучаемого непосредственно на уроке». Результат мастерской – сам познавательный процесс, позволяющий каждому ученику выстроить свое знание, свое понимание.
Результат работы в мастерской описывается не словами: получил, овладел, узнал, запомнил, записал, а словами: сделал, открыл, понял, почувствовал, выстроил, создал, задумался, сделаю, подумаю, почитаю, понаблюдаю, проанализирую.
Осваивание технологии педагогических мастерских на уроках в начальной школе открывает широкие возможности для учащихся.
К ним можно отнести:
- возможность решения проблем и реализации идей, личностно-значимых для учащихся;
- постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей образовательной деятельности, решение жизненно важных вопросов на «проблемном поле детей»;
- свободное творческое самовыражение детей, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени;
- освоение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Нужно заметить, что решая вопрос об эффективности преподавания предмета с применением инновационных технологий, опираешься на рефлексию учащихся, давая им возможность поразмышлять на тему «Урок или мастерская»…
Отмечая наиболее важное для себя на таких уроках, учащиеся чаще всего называют:
- ощущение процесса творчества;
- возможность самовыражения;
- новый взгляд на известное раннее;
- общее творчество;
- особый эмоциональный настрой;
- ощущение поддержки;
- волнующее состояние значимости.
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и сам процесс. При всём разнообразии мастерских есть общий алгоритм процесса.
В начале – «индуктор», толчок к творческой деятельности каждого. Это обращение к образному мышлению каждого, работа вокруг задания, слова, мысли рисунка и т.д.
Второй этап – работа с материалом, или деконструкция, позволяющая участнику мастерской разобраться в самой сути проблемы и последующая за ней «реконструкция» - создание своего собственного мира, текста, видения.
Последующий этап – «социализация» или соотнесение своей собственной деятельности с деятельностью остальных.
И как вершина сотворчества – кульминация или творческое озарение, прозрение в видении проблемы.
В конце мастерской проводится рефлексия как осознание собственной деятельности, анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.
Подводя итог, следует отметить следующие положительные моменты данной технологии:
1. В мастерской то, как идет процесс является не менее важным по сравнению с тем, к чему он приводит, к какому результату выходят учащиеся.
2. Для мастерской принципиальна атмосфера открытости, доброжелательности, поддержки, поскольку в случае отсутствия таковой процесс взаимодействия распадается, не удается.
3. Формулировка целей и заданий на мастерской предполагает неоднозначность, неодинаковость в их прочтении и понимании учащимися обязательна возможность для учащихся наработки собственных ориентиров в движении по материалу.
4. На мастерской происходит максимальная эмпатия познавательных процессов, каждый опирается на свое представление, свое понимание, свою оценку созданного.
5. Представляется правомерным утверждением, что подготовка мастерской – это самореализация мастера. Участие в мастерской – самореализация ее учащихся. На уроке и в период его подготовки и в момент его проведения главное самореализующееся лицо – все-таки учитель.
Но на сегодняшний день такая форма организации учебного процесса как мастерская является лишь фрагментом, частью традиционной классно-урочной системы. По-прежнему процесс обучения в школах представляет собой, главным образом, чередование уроков, в ходе которых учитель сообщает, предает знания, формирует умения и навыки.
Реальные изменения вносятся пока в отдельные структурные элементы классно-урочной системы, совершенствуются лишь формы организации урочной деятельности. Безусловно уже это делает процесс обучения более эффективным, особенно в отношении самопознания учащихся, их саморазвития.
Но для целостного осуществления образовательных задач, для выхода на новое качество завтрашнего человека необходимо в решение организационно-педагогических задач (составление учебных планов, программ, расписания) вносить новые акценты.
Использованная литература
1. Мастерская: возможность саморазвития человека. Материалы научно-методической конференции. СПб., 1999г.
2. Шацкий С.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980г. – Т.1.
3. Степихова В.А. Педагогическая мастерская. – СПб., 1999г.
4. Дорога к согласию. Под ред. Н.И. Беловой. – СПб: Издательство «Корифей», 1999г.
5. Современные образовательные технологии. – М.: «Народное образование», 1998г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология непрерывного обучения английскому языку, Технология непрерывного обучения английскому языку "Детский сад - Школа".
Обязательное изучение иностранного языка в начальной школе начинается со второго класса. Между тем, многие дети учили иностранный язык ещё в детском саду. Получается, что первый класс выпадает и...
Инновационный подход практики работы учителя начальных классов через использование личностно-ориентированного обучения
Спрособ организации обучения, в процессе которого учитываются возможности и способности обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей....
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения качественные изменения в школе потребовали формирования нового вз...
Реализация инновационного подхода к обучению в начальной школе на примере урока литературного чтения
Разработка конспекта урока литературного чтения с внедрением в учебный процесс технологии «учебный мозговой штурм». Тема урока «Мордовская народная сказка «Врозь плохо - вместе хорошо»» ....
Инновационные подходы к обучению.
В статье дается краткая психологическая характеристика модальностей, влияющих на восприятие детей в процессе обучения....
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения
Реализация деятельностного подхода в обучении школьников на основе технологии коллективных способов обучения...
Инновационный подход в реализации содержания геометрического материала.
Описание работы ориентировано на то,что на современном этапе развития образования проблеме развития геометрического материала на уроках математики в начальной школе уделяется большое внимание.ФГОС НОО...