Инновационные подходы при обучении младших школьников в условиях ФГОС НОО
статья

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,  мы украдем у детей завтра»

                                                                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsionnye_podhody_v_obuchenii.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

         Соловьёва Алёна Александровна,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории,

 г.Нижневартовск 

Инновационные подходы при обучении младших школьников

в условиях ФГОС НОО

                                                                                      «Если мы будем учить сегодня так,

                                                              как мы учили вчера,

                                                                          мы украдем у детей завтра»

                                                                                                                         Джон Дьюи

Новая школа - это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

XXI век породил взрыв новой информации. Расширение пространства знаний, объем информации, ее многопрофильность сделали очевидным тот факт, что все знать и уметь – невозможно. Сегодня ценность является не там, где мы воспринимаем по схеме знаю – не знаю, умею – не умею, а по новому стандарту ищу – и нахожу, думаю – и узнаю, тренируюсь и делаю! Где происходит:

- Сбор информации

- Обработка информации

- Анализ информации

- Умение принимать решение

- Доведение до исполнения

На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации и становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию. Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть, воду не «открыть».

В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в созидание и сотворение. Реализация этой цели требует выполнения основных задач:

Обучение деятельности – умению ставить цели, организовывать свою деятельность для их достижения и оценивать результаты своих действий.

Формирование личностных качеств – ума, воли, чувств и эмоций, нравственных качеств, познавательных мотивов деятельности.

Формирование картины мира - адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

В последние годы наибольшее изменение претерпевает начальное образование как фундамент для формирования личности и развития духовного и интеллектуального потенциала ученика. Процесс обновления начального образования выдвинул на первый план новые приоритеты целей обучения, о которых говорилось выше. В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего обеспечивают комфортные условия и для учащихся, и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в инновационной школе образовательных технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем, практикой.

Инновационные образовательные технологии

- Личностно-ориентированный подход

- Деятельностный подход

- Здоровьесберегающие технологии

- Арт-технологии

- Игровые технологии

- Тестовые технологии

- Информационно-компьютерные технологии

- Внедрение проектной и исследовательской деятельности

Личностно-ориентированный подход обеспечивает активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика к равноправному сотрудничеству. Новые жизненные условия выдвигают свои требования к формированию молодых людей. Они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными и самостоятельными.

Деятельностный подход

Новые технологии не отбрасывают преподнесения информации ученикам, а просто меняют роль информации. Она необходима не сколько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали её в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Всем известно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. В основе деятельностного подхода лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности направляются и контролируются им самим. 

Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствует стандартам нового образования. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости. Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций развития современных образовательных технологий: свободного воспитания и образования в процессе жизни. Порой чувствуешь эмоциональное обеднение обучения, односторонность интеллектуального развития своих учеников. Тогда поневоле обращаешься к искусству с его неисчислимыми возможностями. Искусство способно восстановить внутренние силы учащихся, поддержать и даже ускорить темп их общего и интеллектуального развития, обеспечить устойчивость эмоционального состояния, соединить дух, душу и тело мыслящего человека. Действительно, вряд ли найдётся учитель, не испробовавший на уроке силу инсценированной сказки, художественного сочинительства, рисования, лепки, игры и музыки. Такие уроки, что самое главное, будят воображение, развивают образное мышление, создают прецедент проживания изучаемого материала, расширяют кругозор, формируют мобильность личности. Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества. По сути, это педагогика воспитания обыкновенных учеников по самым обыкновенным общеобразовательным программам. Дети учатся легко воспринимать все жанры искусства (театр, живопись, танец, музыку), не ставя цель стать в этой области профессионалами. Искусство помогает осваивать сложный учебный материал, являясь не целью, а только средством познания.

Решая поставленную познавательную задачу, учащийся полностью или частично выбирает способы исполнения своей роли в соответствии с определёнными правилами игры. При этом у него остаётся достаточно степеней свободы, чтобы импровизировать, выдумывать, выбирать, догадываться, прогнозировать. Арт-урок часто идёт по алгоритму «что будет, если...». Учащиеся могут общаться, помогать друг другу, рассуждать, слушать свой внутренний голос и самовыражаться.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, урок-психодрама, урок имитационного моделирования, урок диалога культур, заочные путешествия , уроки предметного рисования, учебные игры.

Игровые и ИКТ технологии

Учитывая, что основным видом деятельности детей семи-девяти лет является игра, можно предположить, что именно компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Современные компьютерные системы обучения ставят перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: правильно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь сказочного героя ближе к цели.  

Использование игровых, компьютерных и арт-технологий позволяют более активно включать учащихся в учебно-воспитательный процесс, развивают творческие способности детей, вызывают живой интерес учащихся, создают положительную мотивацию к самообразованию, помогают решать вопросы социализации и здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение здоровья школьников начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса. Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.  В деятельности образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, привитие детям элементарных гигиенических навыков.

Учителю следует помнить, чтобы утомление не разрушало здоровье, важно учитывать суточные циклы работоспособности детей. Наиболее резкие изменения функционального состояния центральной нервной системы происходят после четвертого часа занятий. Именно в это время не стоит загружать учащихся сложной и объемной учебной работой. 

Тестовые технологии

Одной из современных технологий оценки учебных достижений учащихся является форма контроля в виде тестовых заданий -  тестовая технология. Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам.

Проектная деятельность

Все чаще в современной школе внедряются проектная и исследовательская деятельность учащихся. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности учащихся и роста их успеваемости. В связи со стремлением педагогов повышать качество обучения все чаще они переходят на инновационные образовательные технологии. Но знания учителем инновационных технологий недостаточно, их надо учиться внедрять в практику. Только в этом случае мы сможем развивать ключевые компетентности младших школьников: коммуникативную, культурную, информационную, а также саморазвития и самообразования.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

«Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

«Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

Интегративный подход в обучении младших школьников как особенность реализации УМК «Гармония» в условиях ФГОС

Наша школа реализует учебно-методический комплект «Гармония», в основу реализации которого заложено использование интегративного подхода. Данный подход учитывает  межпредметные связи, способствуе...

«Системно – деятельностный подход в обучении младших школьников как средство повышения качества знаний в условиях ФГОС»

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность....

Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Из стать можно сделать вывод , как осуществляется  компетентостный подход в образовании  младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО...

«Личностно- ориентированный подход в обучении младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Ребенок приходя в школу, уже имеет многие личностные качества, но развитие личности - процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека и начальная школа вносит существенный вклад в этот п...