Реализация инновационного подхода к обучению в начальной школе на примере урока литературного чтения
проект по чтению (2 класс) на тему
Разработка конспекта урока литературного чтения с внедрением в учебный процесс технологии «учебный мозговой штурм». Тема урока «Мордовская народная сказка «Врозь плохо - вместе хорошо»» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть проекта……………………………………………………..7
Практическая часть проекта…………………………………...………………..10
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………...………………16
Введение
Постановка проблемы
Обществу нужны современно образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поиск новых образовательных технологий продолжает волновать педагогов – практиков. Это понятно: цели, содержание образования, а также требования к контролю результатов обучения в последние годы претерпели изменения и соотносятся теперь с принципом личностно-ориентированного обучения. В настоящее время назрела необходимость выделения новой отрасли педагогики – креативной педагогики. Каждому учителю приходилось принимать множество решений, а одной из важнейших его задач является научить этому детей.
Способность сознательно принимать решения – одна из характерных человеческих черт. И независимо от того, решает ли человек бытовую задачу или труднейшую проблему, опирается ли он на определенный метод или действует интуитивно – в процессе решения он, как правило, проходит следующих пять основных этапов: выбор цели, постановка задачи, поиск, анализ, оценка и выбор вариантов решения.
Творческий поиск – поиск и выбор вариантов решения, направленного на устранение неопределенности в условиях нестандартной ситуации (проблемы, задачи). При этом решение творческой задачи должно быть: физически осуществимым, реализуемым, полезным или выгодным как в личном и общественном, так и в других планах.
Мозговой штурм – это метод активизации творческого мышления.
Мозговой штурм – это способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Цель метода мозгового штурма – поиск нетрадиционных путей решения проблем. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет решить следующие задачи: творческое усвоение школьниками учебного материала, связь теоретических знаний с практикой, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи, формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма – возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.
Цель работы: разработать конспект урока литературного чтения с внедрением в учебный процесс технологии «учебный мозговой штурм».
Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:
- разработать действенные меры и механизмы внедрения интенсивной технологии - технологии мозгового штурма в педагогическую практику;
- использовать комплексный подход к применению технологии мозгового штурма в урочной деятельности;
- разработка и реализация урока литературного чтения с использованием технологии мозгового штурма.
Сущность темы проекта: данный проект направлен на поиск таких технологий работы с учащимися, которые способствовали бы всестороннему развитию личности и развитию способности сознательно принимать решения. В нашем проекте – это технология «мозговой штурм».
При подготовки проекта нами были использованы следующие методы: теоретические: теоретического анализа и синтеза, анализ, синтез, обобщение; практические: изучение научной литературы, опыта внедрения данной технологии в практическую деятельность, проектирование.
База проекта: МБОУ «ЦО №4» г. Донской, 2 класс.
Ресурсы проекта: компьютер, экран, учебник, цветные карандаши.
Наименование работы и основные этапы её выполнения | Сроки исполнения | Ожидаемый результат |
1этап: Информационно-подготовительный | ||
Изучение методической литературы и опыта других учителей. | Август-сентябрь 2016 г. | Получение теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для создания проекта. |
Стартовая разработка элементов технологии мозгового штурма | Октябрь 2016 г. | Накопление материала. |
2этап - Организационно – деятельный | ||
Введение и применение технологии мозгового штурма в образовательный процесс | Ноябрь-декабрь 2016 г. | Рост мотивации к обучению, повышение качества знаний за счёт увеличения потенциала работоспособности, сбережение и укрепление здоровья учащихся. |
Подведение итогов реализации проекта, анализ. | Январь 2017 г. | Отчёт. Обобщение опыта работы над проектом. |
Ожидаемые результаты: при условии развития творческого мышления учащихся через внедрение в учебный процесс технологии мозгового штурма появится возможность развития личностных, познавательных и регулятивных УУД учащихся 2 «В» класса.
Теоретическая часть проекта
Исследования психологов, в частности К.Левина и его единомышленников, доказали эффективность использования активных
методов взаимодействия, разнообразных групповых дискуссий при принятии управленческих решений, среди которых более эффективна специально организованная дискуссия, которая носит название «брейнсторминг», или мозговой штурм.
Мозговой штурм (МШ), или метод психологической активизации коллективной творческой деятельности, был разработан американским предпринимателем, изобретателем и психологом А. Осборном в 1953 г. для получения новых идей. Мозговой штурм широко применялся в 1950-х гг. в таких странах, как США и Франция, преимущественно при обсуждении технологических задач, проблем планирования и прогнозирования.
С развитием бизнеса и усилением роли деловых коммуникаций в обществе стало очевидным, что метод может успешно применяться в целом ряде сфер для решения самых различных задач, не связанных напрямую с процессом выработки производственных идей. Это привело к тому, что со временем МШ стал восприниматься и использоваться как общий метод творческого решения проблем, который может применяться на деловых встречах или при разработке проекта, а также для экспертной оценки рисков,
стимулирования креативного мышления.
Метод Осборна имеет исторический аналог — «корабельный совет». В трудных ситуациях команда парусного судна в полном составе во главе с капитаном собиралась на совет. Обсуждение шло по кругу, причем начинали с самого младшего юнги и далее — последовательно по старшинству до капитана. Такой совет проходил в два этапа: сначала высказывались соображения и идеи, а затем начинался процесс их обсуждения и высказывания различных мнений.
Сущность метода мозгового штурма — упорядочение, повышение организованности и рационализации творческого процесса. Это позволяет
отказаться от эффективного метода проб и ошибок, который предполагает перебор вариантов. В противовес ему метод МШ разрушает имеющиеся стереотипы и формирует новые шаблоны. Стихийное разрушение стереотипов заложено в самом названии нового метода, ведь «storm» более точно переводится не как «штурм», а как «шторм», «буря».
Метод Осборна групповой. Специально организованная дискуссия позволяет выслушать все мнения практически одновременно. Общение происходит в основном на вербальном уровне. Это позволяет не только услышать, но и воспринять чужое видение проблемы, уловить ее новые аспекты и грани, взглянуть на проблему совершенно с иной точки зрения.
Групповая дискуссия в процессе мозгового штурма важна еще и потому, что все участники коллективного взаимодействия в нее включены, участвуют в процессе поиска, выработки и принятия решений. Это ослабляет сопротивление участников инновациям и позволяет быть к этим инновациям сопричастными. В процессе генерирования идей вообще запрещена критика, а сама оценка идей начинается лишь после того, как проговорено все, что наработано, без немедленной реакции на сказанное. В процессе дискуссии поощряются любые инициативы, фантазии (парадоксальные, нереальные и необычные), домысливание чужих высказываний, взращивание «ростков» новой мысли или идеи. Отсутствие критики, как правило, снимает психологические барьеры, а возможность «раскручивать» чужие идеи позволяет довести их до предложения. Весь процесс МШ разделен как бы на два этапа: первый — коллективная дискуссия, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников; второй — критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Для выбора лучших идей из множества наработанных используются разнообразные техники и приемы — от метода «независимых характеристик», на основе выработанных самими участниками критериев анализа, до тестирования методом «от противного». Наиболее ценные идеи отбираются, группируются, ранжируются, распределяются по степени важности для обсуждаемой проблемы.
Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:
Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.
Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
- Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными.
Практическая часть проекта
Конспект урока литературного чтения на тему «Мордовская народная сказка «Врозь плохо - вместе хорошо»» - с использованием технологии «мозговой штурм»
Цели урока:
- продолжить знакомство с народным творчеством нашей Родины
- расширить знания обучающихся о профессиях;
- развивать навыки выразительного, беглого чтения, умения работать с текстом;
- обогащать словарный запас;
- развивать умения анализировать поступки героев;
- показать взаимосвязь между действиями главных героев.
Оборудование: компьютер, экран, презентация, учебник, цветные карандаши.
Ход урока:
- Организационный момент.
-Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке литературного чтения. Посмотрите на своего соседа по парте и улыбнитесь ему. Присаживайтесь.
- Прежде чем начать урок, покажите мне, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (дети показывают цветные карандаши: красный – «У меня хорошее настроение, я хочу и буду работать», желтый – «У меня не очень хорошее настроение, но я буду стараться во время урока», зеленый – «У меня плохое настроение, я не хочу и не буду работать»).
- Я очень рада, что большинство из вас пришли на урок в хорошем настроении. Надеюсь что в ходе урока мне удастся повысить настроение тем, кто не настроен сегодня на работу.
2. Проведение словарной работы:
Прочитайте про себя (прочитайте шепотом быстро, прочитайте с грустной интонацией, прочитайте с веселой интонацией) *на слайде*
Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня,
Три – вчера,
Три – ещё позавчера.
- Актуализация знаний
-Какое число встречается в скороговорке? (3)
-Где мы часто можем встретить это число в литературе? (в сказках)
-С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? Какому народу принадлежит эта сказка?
4. Постановка цели урока
-Кто догадался, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (познакомимся с народной сказкой, в которой будет встречаться число 3).
-Верно. Откройте учебник на странице 70. Прочитайте название сказки. Какой народ является ее автором?(мордовский)
- Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
5. Основной этап
-Давайте сначала проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ? (в презентации)
-Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы узнаете, кому нужны борона и наковальня.
*чтение сказки*
«Жили по соседству три старика, три брата.
Один старик хлеб сеял, другой был плотник, а третий – кузнец. Жили они плохо, несогласно: из-за всякого пустяка ссорились, а потом долго сердились друг на друга. Особенно часто старики ссорились из-за воды.
В жаркие дни вода в речке высыхала, даже курам напиться и то не оставалось.
За ночь вода набиралась в ямке. Кто успеет эту воду ковшом вычерпать – тот с водой, а остальным двум семьям воды не оставалось.»
-О ком говорится в сказке? (о трех братьях – стариках)
-Как они жили? (Несогласно – часто ругались и ссорились)
6.Технология «Мозговой штурм»
*постановка проблемы*
-Предложите всевозможные варианты, как братья могут запастись водой и больше не ссориться?
*генерация идей*
Предложенные варианты: выкопать колодец, построить водокачку, привозить воду из соседней деревни, запрудить пруд, провести водопровод, запасать воду в бочке и др..
*групповой отбор*
-Молодцы! А теперь давайте подумает – какой вариант подойдет лучше всего. (размышления учащихся: в то время, скорее всего, не было водопровода – поэтому этот вариант не подойдет; в бочке много воды не запасешь и т.д.. В ходе группового отбора обучающиеся оставили два варианта – вырыть колодец и запрудить пруд).
7. Продолжение работы с текстом
-Продолжим чтение сказки и узнаем, как же братья справились с этой проблемой.
*чтение сказки*
Стоят под дождем три старика, три брата, и думают одну тяжделую думу: как дальше жить?
Вдруг пахарь говорит:
-Братцы, давайте сделаем запруду на реке.
-Давайте! – ответили братья в один голос.
Принялись три старика, три брата, пруд прудить. Запрудили. Пустили туда рыбу. Построили мельницу.
Кузнец сделал пахарю сошники, исправил косу.
Пахарь посеял много хлеба.
Плотник построил для всех большие дома.
Стали три брата жить дружно, хорошо, помогать друг другу. И теперь они тоже дружно живут.
И я у них был, купался в их пруду, рыбу ловил, уху ел.
Хорошо жить вместе. Порознь – очень плохо!
8. Обсуждение сказки. Выводы.
-Ребята, как решили свою проблему братья? (запрудили пруд)
-Мы с вами во время совместной работы предусмотрели такой вариант? (да)
-Я уверенна, если бы вы были на их месте, вы бы гораздо быстрее решили эту проблему. Так кому же нужны борона и наковальня?
- Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки? (что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится).
9.Подведение итога урока. Рефлексия.
-С какой сказкой познакомились на уроке?
-Какую мудрость мордовский народ вложил в свою сказку?
-Оцените с помощью карандашей свое настроение на конец урока.
-Я очень рада, что в процессе нашего урока у некоторых из вас настроение улучшилось, а у остальных осталось таким же хорошим.
10. Домашнее задание.
-Дома подготовьте пересказ сказки «Врозь плохо, вместе хорошо». Спасибо за вашу работу, вы меня сегодня очень порадовали.
Заключение
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей. Он представляет собой способ решения проблемы или задачи на базе стимулирования творческой активности. В ходе проведения мозгового штурма участники высказывают большое количество вариантов решения, а затем из высказанных идей отбираются наиболее перспективные, удачные, практичные. Его применение способно значительно повысить активность всех школьников, так как в работу включаются все ребята. В ходе работы дети получают возможность продемонстрировать свои знания и задуматься о возможных вариантах решения задачи. При этом они учатся коротко и максимально четко выражать свои мысли, анализировать их. Метод мозговой атаки предполагает объединение усилий нескольких людей, и возможность развивать идеи друг друга.
Целью таких уроков является стимулирование творческой активности школьников. Так как при использовании технологии «мозговой штурм» приветствуются все идеи, включая нетрадиционные, нетипичные варианты, обучающиеся особенно активно принимают участие в уроке, организованном с включением такой технологии на этапе «генерации идей». Здесь активно задействовано творческое мышление. На заключительном этапе группового отбора особенно активно развивается критическое мышление учеников.
Для применения мозгового штурма необходимо подбирать темы и задачи, которые интересны детям и способны развивать их исследовательский потенциал. Для этого важно, чтобы проблема имела большое количество возможных решений. Таким образом, появляются новые подходы к изучению темы.
Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.
Список использованной литературы
- Аксёнова Т. Н., Гимранова М. М., Курдюкова Е. С., Якупова Ф. Ф. Использование метода мозгового штурма и поиск новых решений в начальной школе в учебном процессе и во внеурочной деятельности [Электронный ресурс] // URL: https://open-lesson.net/835/
- Долгих С.В. Инновационные образовательные технологии в преподавании гуманитарных и экономических дисциплин [Электронный ресурс] // URL: http://www.mami.ru/science/mami145/scientific/article/s12/s12_17.pdf
- Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: учеб.пособие для студентов вузов. 3-е изд.; - М., Академия 2012. -192 с.
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс] // URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
- Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям [Текст ] / А.В. Хуторской. - 2-е изд. ; стер. - М. : Академия, 2010. – 252 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...
ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...
Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...
Применение инновационных технологий в начальной школе на примере урока технологии.
В настоящее время понятие инновационные технологии широко распространено в начальной школе. Под этим названием в сфере образования мы понимаем совокупность психолого-педагогических приемов, определяющ...
«Реализация системно-деятельностного подхода при обучении в начальной школе на основе использования кейс-технологий»
Выступление...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»
Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...