Ледяная красавица
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Бахтина Ольга Серафимовна

Цель (здоровьесберегающая): помочь успокоиться, расслабиться, дать

выход агрессии и негативу, вызвать яркие эмоции посредством арт - терапии.

Задачи:

Образовательные:

- учить пониманию простых физических процессов: связь снега с живой

природой, формирование шестиугольной снежинки, причины разнообразия

снежинок;

- знакомство с «термометром», «температурой положительной и

отрицательной».

Коррекционно-развивающие:

- расширять словарный запас, развивать память, внимание и логическое

мышление; - концентрировать внимание на чувствах, эмоциях.

Воспитательные:

- воспитание эмоционально - эстетического отношения к окружающей действительности, художественного вкуса;

- обогащение социокультурного опыта детей (знакомство и конструктивное

взаимодействие с другим педагогом);

- учить толерантному отношению детей друг к другу в момент поощрения

(немногих) за внимание, активность и старательность.

Здоровьесберегающая направленность всех видов деятельности: коррекция осанки в течение всего занятия, музыкальная физкультминутка, музыкальное сопровождение практической части.

Планируемые результаты - дети должны получить удовлетворение от занятия в целом, а именно: - от получения новых знаний, - от процесса общения с педагогом, - от работы над изделием, - от своевременного завершения работы и упаковки «подарка» для родителей, - от поощрения за свою работу.

Базовые учебные действия

Л. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

изучаемому материалу; - устойчивость учебно-познавательного интереса

Р.: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и

самостоятельно, контролировать себя в практической работе.

П.: - формировать у детей представление о простейших физических

процессах и связях в природе.

К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать с незнакомым

педагогом; - уметь наладить деловое сотрудничество с соседом по парте,

выполняя задание арт- терапевтического характера.

Материал: снежинки из макарон, листы бумаги, акриловая краска,

баночки с водой, салфетки, кисточки, подарочные конверты.

Оборудование: магнитофон, предметные картинки (опорные сигналы для

беседы), смайлики – снежинки для итоговой рефлексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ледяная красавица85.87 КБ

Предварительный просмотр:

Арт – терапевтическое занятие

во 2 классе (8 вида)

по теме: «ЛЕДЯНАЯ КРАСАВИЦА»

февраль 2017 г.,

открытое занятие педагога – психолога Бахтиной О.С.

в рамках практической части курсов переподготовки

по направлению «Олигофренопедагогика»,

г. Йошкар – Ола, школа №1.

Цель (здоровьесберегающая): помочь успокоиться, расслабиться, дать

выход агрессии и негативу, вызвать яркие эмоции посредством арт - терапии.

Задачи:

Образовательные:

- учить пониманию простых физических процессов: связь снега с живой

природой, формирование шестиугольной снежинки, причины разнообразия

снежинок;

- знакомство с «термометром», «температурой положительной и

отрицательной».

Коррекционно-развивающие:

- расширять словарный запас, развивать память, внимание и логическое

мышление; - концентрировать внимание на чувствах, эмоциях.

Воспитательные: 

- воспитание эмоционально - эстетического отношения к окружающей действительности, художественного вкуса;

- обогащение социокультурного опыта детей (знакомство и конструктивное

взаимодействие с другим педагогом);

- учить толерантному отношению детей друг к другу в момент поощрения

(немногих) за внимание, активность и старательность.

Здоровьесберегающая направленность всех видов деятельности: коррекция осанки в течение всего занятия, музыкальная физкультминутка, музыкальное сопровождение практической части.

Планируемые результаты - дети должны получить удовлетворение от занятия в целом, а именно: - от получения новых знаний, - от процесса общения с педагогом, - от работы над изделием, - от своевременного завершения работы и упаковки «подарка» для родителей, - от поощрения за свою работу.

Базовые учебные действия

Л. - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к

изучаемому материалу; - устойчивость учебно-познавательного интереса

Р.: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и

самостоятельно, контролировать себя в практической работе.

П.: - формировать у детей представление о простейших физических

процессах и связях в природе.

К.: - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть

готовым изменить свою точку зрения; - уметь сотрудничать с незнакомым

педагогом; - уметь наладить деловое сотрудничество с соседом по парте,

выполняя задание арт- терапевтического характера.

Материал: снежинки из макарон, листы бумаги, акриловая краска,

баночки с водой, салфетки, кисточки, подарочные конверты.

Оборудование: магнитофон, предметные картинки (опорные сигналы для

беседы), смайлики – снежинки для итоговой рефлексии.

Ход занятия

1. Разогрев:

А). Игра: «Зима».

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

CНЕГ на улице идёт, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем мы в снежки. (Лепят и бросают снежки)

  • Ребята, а снег - он какой? (белый, пушистый, лёгкий,

серебристый, рыхлый, холодный, …) – посадить детей

Б). Психологический настрой: Все расселись по местам, никому не тесно,

по секрету вам скажу: "Будет интересно!”

В). Переход к основной части (стимулирование): - У меня есть сюрприз для

вас (здесь, в этом мешочке). Достанется он самому активному и

внимательному ученику 2 класса в конце занятия.

Г). Познавательный материал по теме.

Итак - нужно закончить фразу:

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ... (снег).

С неба всё скользят пушинки – серебристые ... (снежинки).

Вот веселье для ребят – всё сильнее ... (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился ... (снеговик).

Рядом – снежная фигурка – эта девочка – ... (снегурка).

На снегу-то, посмотри – с красной грудкой ... (снегири).

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил ... (снег).

  • Каким общим словом связаны все добавленные слова? (- словом СНЕГ)

Снег очень важен для живой природы и человека:

Снег не дает промерзать сильно земле и защищает посевы от холода.

Весной снег растает и напоит землю влагой. И поэтому говорят: «Много

снега – много хлеба».

Cнежинки очищают воздух от пыли и гари, поэтому легко дышится во

время снегопада.

В суровые морозные зимы тетерева, рябчики, куропатки, глухари

спят под снегом, как под пуховым одеялом. Ветер не продувает, мороз не

морозит, враги не видят… Прячутся мыши под снегом. Залегают в спячку

медведь, барсук, ёж. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких

водоемов в зимнее время температура не ниже 4 градусов. В них спят рыбы.

Ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

Снег - это и радость для детей.

- Сейчас зима, и пусть кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые

…(снежинки).

Физкультминутка (под музыку)

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружится, мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили-

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Ложатся снежинки очень тихо, мягко.

Д). Эмоциональный настрой для воплощения чувств детей в поделке - создать обстановку, помогающую отобразить образ зимнего чуда – снежинки.

- Вы ловили снежинки? На что они похожи? Правильно, на звёздочки.-Может быть, кто – то знает, как рождаются снежинки?

Ответы детей дополняются рассказом учителя: Высоко в небо, в облака, где очень холодно, поднимается водяной пар. Там пар превращается в крохотные кристаллики льда с 6-ю углами. Льдинки растут, увеличиваются их лучики, и постепенно они становятся снежинками. Когда же они станут достаточно тяжёлыми, то падают вниз, на варежку. Снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, но никогда не превращаются в звездочки-снежинки. Посмотрите, снежинки имеют разный узор, разную форму (картинка).

От чего же зависит форма снежинки? Снежинки в одном облаке

«зарождаются» одинаковыми (картинка). Но путь до земли долгий, и

снежинка растёт и меняет форму от простой до более сложной. Для

красивого снега необходим хороший мороз –20 градусов ниже нуля и

влажный воздух (картинка: «термометр»).

2. Основная часть.

Цель: - Арт – терапевтическое здоровьесбережение, снятие напряжения

в конце учебного дня.

Задачи:

- развивать творческое воображение, способность детей к построению

ассоциативных аналогий между собственными сенсорными ощущениями

(тактильными, зрительными, слуховыми) и пластическими, графическими

образами.

- развивать мышцы мелкой моторики.

  • Наступило  время открывать Снежную мастерскую!
  • Здесь снежинки из макарон, мы будем раскрашивать их в белый цвет.

Такие игрушки можно будет развесить на ёлке, украсить ими окно, сделать подарок маме и подарить его в красивой упаковке… (самостоятельная работа детей сопровождается музыкой; педагог лишь корригирует взаимодействие детей в парах на предмет аккуратного использования принадлежностей для раскрашивания макаронной снежинки акриловыми красками, помогает в трудных, неожиданных моментах работы, исправляя недочёты).

  • Упаковка подсохших работ в прозрачные конверты.

3. Итог и рефлексия:

- Чему мы сегодня учились? Что нового узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?

Ребята, сегодня вы раскрасили очень красивые снежинки. Они так

похожи на настоящих ледяных красавиц, которым поэты и музыканты

посвящают свои стихи и музыку.А теперь я подарю свой подарок самому внимательному ученику 2 класса («ангелочек» из макарон)… И попрошу каждого взять со стола ту снежинку, которая похожа на ваше настроение сейчас, после занятия….(снежинки – эмоции). МОЛОДЦЫ! Наше занятие окончено. Аккуратно расположим ваших ледяных красавиц на столе и покажем свою работу вашей учительнице Людмиле Ивановне.

Самоанализ проведенного занятия.

Класс – 2 (школа №1, г. Йошкар – Ола)

Количество учащихся в классе: 10.  Присутствовали на уроке: 8

Тема занятия: «Ледяная красавица»

Тип занятия:  Арт- терапевтическое

Целевое назначение - здоровьесберегающее: помочь успокоиться, расслабиться, дать выход агрессии и негативу, вызвать яркие эмоции.

Результативность обучения - применение БУД при изучении явлений окружающего мира (зима, снег, снежинка) в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов (изделие)

Занятие рассчитано на 40 минут.

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными возможностями обучающихся. К возможным трудностям усвоения материала можно было отнести непредсказуемость реакции детей на нового педагога.

Образовательная ценность занятия состоит в развитии БУД у детей с ОВЗ на богатом межпредметном материале, заложенном в идее арт- терапевтического занятия.

Например, в данном занятии: «озимая пшеница» согревается снегом зимой, - из твердых сортов пшеницы вырабатывается макаронная мука – затем из готовых макарон разной формы можно склеить «пшеничные снежинки» для раскрашивания их детьми: и в этом можно обнаружить интересную связь лета с зимой, взаимосвязь физики, химии, биологии.

Для достижения поставленных коррекционно – развивающих задач в занятии применялись два вида дидактических материалов: - визуальные наглядные пособия (художественно – изобразительные); - аудитивные (магнитозаписи).

Благодаря широкой наглядности и использованию музыки дети с ОВЗ легче концентрировали внимание на различных чувствах и эмоциях, педагог получала от них ожидаемую отдачу в виде ответов на вопросы и живого участия в двигательных акциях.

Соблюдалась общепринятая структура арт- терапевтического занятия, состоящая из 3-х частей:

1. Введение и настрой. «Разогрев». Задача настройки на творчество

состояла в подготовке детей к спонтанной, художественной деятельности

и внутригрупповой коммуникации. Для разогрева использовались: игра «Зима» с движениями. Дополнительная актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений достигалась включением в процесс элементов музыкальной терапии в сочетании с наглядным материалом и картинами художников. Использовалась инструментальная музыка с мягкой ритмикой без словесного текста.

2. Разработка темы (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ), индивидуальная изобразительная работа.

После «разогрева» дети принялись за красочное оформление снежинок, выполненных из макароннных изделий разной формы. Работа происходила в основном молча, преждевременная оценка не давалась. Но в процессе некоторым детям потребовалась помощь педагога: подклеить, заменить, сменить кисточку, просто поддержать неуверенного в своих действиях ученика, показать что – то. В такие моменты допускается тихое вербальное взаимодействие, что и имело место.

3. Заключительный этап. Вербализация и рефлексивный анализ.

На этом этапе каждый ребёнок показал свою работу, поделился впечатлениями, рассказал (попытался рассказать) о своих эмоциях, которые возникли на этапе изобразительной деятельности.

В завершение занятия:

  • суммирован общий итог: 8 законченных и упакованных снежинок,
  • подчеркнуты положительные стороны в работе детей,
  • вручён поощрительный приз («читающий ангел») за внимание и активность в ответах,
  • все дети получили благодарность за работу и готовую снежинку в подарок.

На занятии присутствовала учитель 2 класса …. Людмила Ивановна.

Она сказала о своих впечатлениях:

«Поставленная цель и задачи были достигнуты при использовании наглядного, словесного, практического методов. Занятие на разных этапах включало фронтальную, групповую и индивидуальную форму работы с детьми. Материал доступный, посильный, уровень сложности очень редко превышал возможности детей, но педагог своевременно помогала (доброжелательно, спокойно, тактично), и дети были заинтересованы происходящим. Многие стремились активно отвечать на обращённые к ним вопросы, играли, двигались. Работа над снежинкой увлекла и запомнится им надолго».

План занятия и временные затраты на каждый этап

1. Разогрев:

А). игра «Зима»; - 1 мин

Б). психологический настрой на восприятие материала;

В). переход к основной части (стимулирование); - 1 мин

Г). познавательный материал по теме: - (12 мин всего):

  • Закончить каждую фразу в стихотворении словами – родственниками

и определить по ним главное слово («снег») - фронтальная работа по

опорным сигналам. – 5 мин

  • Информация о взаимосвязи снега с растениями и зимующими животными

краткий рассказ педагога и фронтальная работа с классом (опора на наглядный материал) , - 6 мин и перерыв на музыкальную физкультминутку – 1 мин

Д). Эмоциональный настрой для воплощения чувств детей в поделке – сжатый рассказ педагога о процессе образования снежинок, их форме, условиях для «звёздчатой ледяной снежинки» (привлечение наглядности и рисование схемы на доске мелом). – 3 мин

2. Основная часть (арт- терапевтическая): 20 мин

  • Обеспечение детей необходимыми для изготовления поделки материалами;
  • Краткая инструкция о правильном нанесении на неровные поверхности акриловой краски;
  • Помощь детям в исправлении возникающих недочётов в работе;
  • Упаковка готовых снежинок для подарка.

3.Итог и рефлексия – 2-4 мин

- Чему учились? Что нового узнали? Что вам больше всего понравилось?

- Практический итог: очень красивые снежинки из неожиданного («хлебного») материала, оформленные для подарка близким людям.

- Подарок самому внимательному ученику 2 класса («ангелочек» из макарон)- Оценка собственного восприятия детьми проведённого с ними занятия: выбор «снежинок – эмоций».

- Благодарность детям за работу.

- Фотографирование готовых поделок и поощрительного приза.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кунгурская ледяная пещера

Кунгу́рская ледяна́я пеще́ра — одна из самых популярных достопримечательностей Урала, является памятником природы всероссийского значения. Пещера находится в Пермском крае, на правом берегу реки ...

Урок окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе "Природные зоны. Ледяная зона"....

От ледяной пустыни к пустыне песчаной

Открытый урок "Природные зоны России"...

1. Сказка о ледяном чуде города Новосибирска. 2. Проект "Курс ОРКСЭ как условие духовно-нравственного здоровья младших школьников". 3. Портфолио.

Для занятий по внеурочной деятельности была придумана сказка о ледяных фигурах, которые на Набережной города Новосибирска мастерят ежегодно к Новому Году.  Проект "Курс ОРКСЭ как условие ста...

Конспект урока по окружающему миру. Арктика. Ледяная зона.

Урок с использованием технологии критического мышления....

урок на тему Зона ледяных пустынь

Тема, цели, ход урока, слайды....

"Ледяная сказка"

И дети, и взрослые любят мороженое. Интересные факты о появлении этого лакомства вы узнаете из этой презентации...