-Использования занятия-квеста как интерактивной технологии в современном образовании для развития личностных качеств учащихся.
проект на тему

Романова Светлана Львовна

про квест-занятие можно сказать следующее: занятие-игра, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций, в том числе для развития логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности .про квест-занятие можно сказать следующее: занятие-игра, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций, в том числе для развития логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности .про квест-занятие можно сказать следующее: занятие-игра, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций, в том числе для развития логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kvest.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

 

Использования занятия-квеста как интерактивной технологии в современном образовании для  развития личностных качеств учащихся.

Романова С.Л., педагог-психолог, зав. ОДОД

                                               Воронова Е.Ф., методист ОДОД, педагог ДО

Компетентностный подход является важным направлением обновления образования согласно Федеральному закону об образовании РФ.

Актуальными на сегодняшний день являются инновационные технологии в образовательном процессе, т.е. использование особых форм, методов, способов, приемов в учебно-воспитательном процессе. Одним из таких способов является занятие-квест. Игровая форма часто приобретает наибольшую популярность на занятиях во многих образовательных учреждениях,  

Развивается направление реалити-квестов, это достаточно интересное и познавательное направление в сфере досуга, где человек применяет все полученные знания или обретает новые, и использует их для достижения результата.

Квест (от англ. «Quest – поиск») – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий.

Соответственно про квест-занятие можно сказать следующее: занятие-игра, которое представляет собой определенный сюжет или определенную последовательность действий с определенными правилами, на протяжении которого педагог руководит коллективной познавательной и иной деятельностью группы учащихся с целью формирования определенных компетенций, в том числе для развития логического мышления, способность к умственному эксперименту, нахождение верного решения в том или ином задании, воспитание качеств личности .

Кроме того, игра — это уникальное пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной атмосфере и ситуации. Можно сказать себе: «Я играю роль» и позволить себе быть самим собой. В игре мы больше похожи на себя, чем в жизни. Хорошая игра — это психологический эксперимент, который ставит сам на себе каждый участник.

        Поскольку в школе стало все труднее проводить такие формы работы как лекция, беседа, обсуждение книг, мы выбрали игровую форму – занятие-квест. Ценность данного метода заключается в том, что полученный в игре опыт сохраняется длительное время и имеет практическую направленность. Удается достичь максимального уровня включенности в деятельность каждого участника группы.

         В своей работе по дополнительной общеобразовательной программе «Квесты для подростков» мы  поставили цель – во-первых, уйти от национальной, социальной и религиозной принадлежности, обращая внимание на личностные качества, во-вторых, – дать четкие нравственные смыслы  и духовные ориентиры; способствовать успешной социализации в обществе.

       Квесты представляют из себя некоторую модель окружающей действительности. В момент проведения игры ребята получают необходимый опыт действия в самых разных ситуациях. Причем этот опыт потом обсуждается и, в отличие от реальной жизни, человек видит, что можно изменить. И в реальности его действия становятся

более эффективными.

Кроме того проводятся обучающие квесты, где в игровой форме ребята получают какие-то знания и навыки. Поскольку они тут же в игре и могут их применить, то усвоение идет гораздо эффективнее

      Цель – пройти определенную миссию, найти спрятанные предметы и подсказки, выполнить задания, разгадать загадки и головоломки.

      Квест – это  «маленькая жизнь», которая проживается каждым участником. Она позволяет участникам получить опыт, ценный и для их настоящей жизни.

      Игра может быть использована для решения трех последовательных задач:

  1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью     погружаться в игровой мир и игровые отношения.
  1. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.
  2. Научить осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.

 Цель программы «Квесты для подростков» – создание условий для развития социальной компетенции подростков через участие в  игровой деятельности.

Основными задачами являются:

  • научить навыкам конструктивного общения;
  • развивать навыки  преодоления негативных эмоциональных состояний;
  • развивать  коммуникабельность и  навыки самоанализа
  • формировать навыки  социального взаимодействия  с окружающими;
  • воспитывать готовность брать на себя ответственность за свой выбор и свои поступки;
  • вырабатывать умение быть независимым, отстаивать свою позицию конструктивными                способами.

 

Виды заданий используемых в программе для квестов.
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре .

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов.

Этапы работы над квестом

Начальный этап (командный)
 Учащиеся знакомятся с сюжетом игры.

Распределяются роли в команде:
Ролевой этап

 Индивидуальная работа в команде на общий результат.

Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания.

Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания,

Участники обмениваются материалами для достижения общей цели
Заключительный этап

В оценке результатов принимают участие как педагоги, так и учащиеся.                     
Обсуждение и оценка работы по квесту (примерные направления):  

  • достижение заявленной цели;
  • качество выполнения работы;
  • качество процесса выполнения работы;
  • содержание;
  • сложность задания.

По результатам обсуждения формулируются выводы и предложения

           Результаты  игры не всегда предсказуемы, более того — чаще всего неожиданны. Если  у участника нет сил принять и осмыслить новый опыт, игра предлагает ему безопасный уход, защиту: «Это был не я, это просто роль». Участник игры имеет возможность проработать ту или иную ситуацию, получив опыт, ценный для настоящей жизни.

           Польза квестов, прежде всего, в том, что ребята учатся быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.  

PS.

В ходе проводимой работы мы столкнулись со следующими проблемами:

- подбор реквизита для проведения квес-занятия (часто разового, материально затратно)

- помещение для проведения игры (хотелось бы, чтобы это было отдельное помещение, предназначенное для игровой деятельности)

- определенное время (полноценная игра требует 2-3 часа)

Литература.

  1. Андрианов М. А. «Философия для детей» МинскИООО «Современное слово» 2005
  2. Безруких М.М. «Как подготовить ребенка к школе» М,2010г.
  3. Деннисон П, Деннисон Г. Гимнастика для развития умственных способностей
    «Брейн Джим».М,2012 г.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.  Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 272 с.
  5. Семенов С. В.  Проектный подход // ИНФО. – 2007. - № 5. – С. 37.
  6. Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как метод и средство
    развития навыков информационной деятельности учащихся.
    http://rcio.pnzgu.ru/vio/07/cd_site/Articles/art_1_12.htm
  7. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников.
    «Психология развития» М, 2015г.
  8. Никольская И., Бардиер Г. «Уроки психологии в начальной школе».
    Санкт-Петербург - Рига, 1998г.
  9. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и
    упражнения. Перевод с немецкого М. «Генезис» 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...

Использование информационно-коммуникационных технологий в современном образовании начальной школы

Одним из результатов обучения в начальной школе должна быть готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и умение использовать полученную информацию для дальнейшего самообразов...

Использование информационных технологий в современном образовании.

Публикация об использовании ИКТ в современном образовании....

«Коррекция и развитие положительных личностных качеств учащихся через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности"

В данном материале рассказывается о коррекции и развитии положительных качеств личности младшего школьника через патриотическое воспитание во внеурочной деятельности....

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы

Использование информационно – коммуникативных технологий в современном образовании начальной школы...