Программа тренинга командообразования
учебно-методический материал на тему

Черникова Ирина Сергеевна

Программа тренинга для учащихся сборного пятого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_treninga_komandoobrazovaniya.docx51.82 КБ

Предварительный просмотр:

1. Название тренинга. «Мы вместе» (тренинг командообразования)

2. Цель тренинга:

создать условия для активизации процесса сплачивания группы

3. Задачи тренинга:

  • способствовать сплачиванию нового коллектива,
  • прививать навыки совместной деятельности.
  • формирование доверительной обстановки в группе;

4. Участники:

учащиеся сборного 5 класса

5. Время (частота и длительность каждого занятия): 5 занятий, 2 раза в неделю , длительность каждого занятия – 1 час

6. Программа тренинга

Тема

Время

Задачи, решаемые на каждом занятии

Упражнения

1

Это мой новый класс

1 час

  • ознакомление с основными правилами работы в группе;
  • установить контакт тренера с группой между членами группы;
  • создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

«Моё самочувствие», «Снежный ком» «Палочки», «Ветер дует», «Самый рассеянный», «Маленькие письма»

2

Я понимаю тебя…

1 час

  • развитие умения учитывать интересы каждого в команде.
  • создание дружеской атмосферы взаимопомощи;

   доверия;

«Вавилонская башня», «Сквозь кольцо», «Два автобуса», «Маленькие письма»

3

Мы все разные

  1. час
  • создание условий для большей активности участников группы для снятия эмоционального напряжнения

«Дождик», «Маленькие письма», «Бумажный бум», «Верблюд»

4

Мы можем договориться

  1. час
  • способствовать развитию навыков межполового взаимодействия
  • отработка навыков совместной деятельности

«Бип», «Маленькие письма», «Паром»

5

Самый дружный класс

1 час

  • отработка навыков совместной деятельности
  • систематизация  знаний, полученных в процессе предыдущих занятий

«Маленькие письма», «А я еду…», «Ожившая скульптура», «Немая сцена», «Идеально дружный класс»

Сценарий тренингового занятия №1

1. Тема представленного тренингового занятия. «Это мой новый класс»

2. Цель, которая должна быть достигнута: осознание детьми необходимости научиться вести совместную деятельность

3. Задачи:

  •   ознакомить с основными правилами работы в группе;
  •   установить контакт тренера с группой между членами группы;
  • создать положительную мотивацию к предстоящим занятиям

4. Время, отводимое на данное занятие - 1 час

5. Участники: учащиеся сборного 5 класса, классный руководитель, тренер

6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Приветствие

7 мин

установить контакт ведущего с членами группы; установить контакт между членами группы

 «Моё самочувствие»

         -

«Снежный ком – называйте меня…»

Кл.рук. принимает участие

Кому было трудно выбрать имя?

Разогрев

4 мин

Мотивация на дальнейшую работу

Упражнение «Палочки»

Дети сами должны сделать вывод

Почему палочки переломать по одной удалось сразу? Что символизируют палочки, собранные в пучок?

Правила работы в группе

Правила записываются на ватмане и висят на стене в процессе всех занятий

 Основная часть

45 мин

Освоение территории, присмотреться друг к другу

«Ветер дует…»

Держать динамику упражнения на высоком уровне.

Кл.рук. принимает участие в упражнении

О ком узнали новую информацию?

Принять факт о необходимости всматривания и вслушивания в окружающих людей

Упражнение «Самый рассеянный»

Призвать участников честно играть и не мешать другим проверить свою внимательность

Что помогло быстро найти предмет? Какие действия других участников мешали?

Развивать умение видеть в любом человеке положительные качества

Упражнение «Маленькие письма»

Акцентировать внимание на том, что письма должны быть приятны адресату

Завершение

4 мин

Формировать умение делать положительные выводы

Упражнение «Я рад, что…»

Проследить, чтобы каждый сказал и каждый получил фразу

Ритуал прощания

«Мы вместе!»

Участвуют все (в том числе и кл.рук)

Описание упражнений (с указанием источника)

«Моё самочувствие»  (авторская разработка)

Психолог:

-. Мы будем играть, а играя, будем учиться.

Как вы себя сейчас чувствуете? Если хорошо, поднимите большой палец вверх, если плохо – опустите его вниз, если самочувствие можно назвать средним – палец в сторону.

«Снежный ком – называйте меня…»

Участник слева от тренера говорит фразу «Называйте меня..» и называет производную от своего имени – так, как хотел бы, чтобы его называли в классе. Следующий повторяет имя первого и говорит свою фразу «Называйте меня…», следующий называет имч первого, второго и говорит свою фразу. И т.д. при необходимости можно подсказывать.

 «Палочки» (авторская разработка)

Тренер предлагает ребятам попробовать сломать деревянные палочки, связанные вместе. После неудачных попыток, раздает по одной палочке и просит сломать её.

«Ветер дует…» (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой., Питер, 2006)

Ведущий стоит в центре круга и говорит: «Ветер дует на тех, кто…» и называет какой-нибудь внешний признак, который есть у участников. Участники, обладающие этим признаком меняются между собой местами (с соседями меняться местами нельзя). Задача водящего – занять свободное место. Те из участников, кто не успел занять место, становится водящим.

«Самый рассеянный» (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой., Питер, 2006)

Ведущий показывает участникам какой-либо предмет, например, ластик, и просит всех выйти на минуту из комнаты. Оставшись один, ведущий кладет ластик  в такое место, где он хотя и виден, но может быть замечен при внимательном осмотре комнаты. Участники входят, каждый старается как можно скорее обнаружить ластик. Увидев его, играющий сейчас же садится, сообщив на ухо ведущему о находке. Самый рассеянный – последний, может выполнить шуточное поручение.

«Маленькие письма» (авторская разработка)

- В течение всех занятий мы будем писать друг другу маленькие письма и вкладывать их в именные конверты. Главное условие – писать только приятные вещи. Сегодня вы пишете первые письма. Адресатов может быть сколько угодно.

На последнем занятии каждый получит свой конверт. У кого-то он будет толстый, у кого-то не очень.  Этот конверт с приятными маленькими письмами остается вам.

«Я рад, что…» (авторская разработка)Участник слева от тренера говорит фразу, адресуя ее конкретному человеку:  «Юра, я  рад, что ты….» И договаривает предложение, связав его с занятием. Например: «Юра, я рад, что ты быстро нашел ластик».

«Мы вместе» (авторская разработка)

Участники соединяют в центре ладони правой руки, покачивают вверх-вниз. Считают хором: «Раз, два, три..» На счет «три» все поднимают руки вверх и громко произносят «Мы вместе»

Сценарий тренингового занятия №2

1. Тема представленного тренингового занятия. «Я понимаю тебя»

2. Цель, которая должна быть достигнута: создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

3. Задачи:

  • развитие умения учитывать интересы каждого в команде.
  • создание дружеской атмосферы взаимопомощи,  доверия
  • развитие навыков самопрезентации,

4. Время, отводимое на данное занятие - 1 час

5. Участники: учащиеся сборного 5 класса, классный руководитель, тренер

6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Комментарии

Вопросы для обсуждения

Приветствие

5 мин

установить контакт ведущего с членами группы; установить контакт между членами группы

 «Моё самочувствие»

         -

Упражнение «Паутина»

Нить должна у каждого члена группы остаться в руках (в том числе и у кл.рук)

- Сегодня мы все будем связаны невидимой нитью, подобно нитям нашей паутинки.

Разогрев

9 мин

снятие напряжения, установка на неформальное общение

Упражнение «Два автобуса»

При затруднении дать информацию, что на одном стуле могут уместиться 4-5 взрослых человек.

Удалось ли справится с заданием? Кому ты помого при выполнении? Как ты догадался, что ему нужна была помощь?

Кто тебе помог?

 Основная часть

36 мин

Дать обратную связь друг другу – что для меня важно при выборе друзей, что я могу предложить

Упражнение «Ищу друга»

Кл.рук. занимает позицию наблюдателя.

Чем вы руководствовались, когда выбирали объявление? Сколько объявлений вы выбрали? Сколько человек откликнулись на ваше объявление? Что бы хотели изменить в своем объявлении?

Развивать умение видеть в любом человеке положительные качества

Упражнение «Маленькие письма»

Акцентировать внимание на том, что письма должны быть приятны адресату

Завершение

10 мин

Повышение уровня уважения друг к другу, выявление скрытых ресурсов участников

«Никто из вас не знает, что я…"

Высказаться должен каждый (в том числе и кл.рук)

Ритуал прощания

«Мы вместе!»

Участвуют все (в том числе и кл.рук)

Описание упражнений (с указанием источника)

«Моё самочувствие» (авторская разработка)

Психолог:

-. Мы будем играть, а играя, будем учиться.

Как вы себя сейчас чувствуете? Если хорошо, поднимите большой палец вверх, если плохо – опустите его вниз, если самочувствие можно назвать средним – палец в сторону.

«Паутина» (авторская разработка)

В руках у ведущего клубок нитей. Ведущий, зажав пальцами кончик нити, бросает клубок тому, кого называет по имени и говорит любое слово или выражение приветствия (на любом языке). Поймавший клубок участник, зажимает нить пальцами и бросает клубок следующему. Когда нить окажется у каждого участника, клубок возвращается к ведущему.

 «Два автобуса» (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой., Питер, 2006)

Группа делится на 2 части. На середину комнаты ставятся две тройки стульев на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Тренер говорит, что две группы людей стоят на остановках и ждут своих автобусов. Подъезжает автобус для одной группы, в него садятся 4 человека, в автобус для второй группы садится 4 человека. Затем в первый автобус добавляется еще 2 человека. Во второй автобус тоже добавляется еще 2 человека. Постепенно все участники размещаются в своих автобусах. Получаются автобусы в час пик. Произошла поломка одного из автобусов и все пассажиры садятся во второй автобус. Становится еще теснее. Задача участников – продержаться хотя бы 20 секунд.

Тренеру необходимо следить за безопасностью участников.

 «Ищу друга» » (Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой., Питер, 2006)

Каждый участник группы пишет на чистом листе объявление о поиске друга. При этом ограничений и четкого алгоритма нет. Главное – не подписываться. Эти объявления тренер расклеивает по комнате. Затем все участники, прогуливаясь по комнате, читают их, выбирают максимум 3 объявления, на которые они откликнулись бы, и ставят на них свою метку.

«Маленькие письма» (авторская разработка)

- В течение всех занятий мы будем писать друг другу маленькие письма и вкладывать их в именные конверты. Главное условие – писать только приятные вещи. Сегодня вы пишете вторые письма. Адресатов может быть сколько угодно.

На последнем занятии каждый получит свой конверт. У кого-то он будет толстый, у кого-то не очень.  Этот конверт с приятными маленькими письмами остается вам.

«Никто из вас не знает, что я…" Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. Под ред. Е.А.Левановой., Питер, 2006)

Участники бросают друг другу мячик. Тот, у кого мячик, завершает фразу: «Никто из вас не знает, что я…»

Сценарий тренингового занятия №5

1. Тема представленного тренингового занятия. «Самый дружный класс»

2. Цель, которая должна быть достигнута:

осознание детьми возможности продуктивно вести совместную деятельность.

3. Задачи:

  • отработка навыков совместной деятельности
  • систематизация  знаний, полученных в процессе предыдущих занятий

4. Время, отводимое на данное занятие - 1 час

5. Участники: учащиеся сборного 5 класса, классный руководитель, тренер

6. Сценарий занятия

Этап занятия

Время (на каждый этап)

Задачи, решаемые на каждом этапе

Методы (упражнения, психотехники)

Вопросы для обсуждения

Комментарии

Приветствие

6 мин

установить контакт ведущего с членами группы; установить контакт между членами группы

 «Моё самочувствие»

         -

«Я очень рад…»

Почему подошли именно к этим одноклассникам?

Разогрев

8 мин

снятие напряжения, установка на неформальное общение

Упражнение «Автобус»

Что показалось трудным? Легко ли в стрессовой ситуации было вспоминать имена одноклассников?

На предыдущих занятиях предлагалось назвать имя любого одноклассника

 Основная часть

38 мин

разделить детей на случайные микрогруппы

Деление на группы

способствовать развитию умения принять верное решение в короткий срок, развитию воображения, артистичности

Упражнение «Немая сцена»

Что помогло удачно справиться с задачей?

Классный руководитель может принять участие в построении или угадывании названия скульптуры

способствовать развитию умения быстро выбрать ведущего, умения уступать

Упражнение «Идеально дружный класс»

Что в этом упражнение получилось лучше, чем на прошлых занятиях?

Почему?

Завершение

8 мин

Способствовать единому настрою на работу педагога и детей

Упражнение «Маленькие письма»

Заключительное слово классного руководителя.

Описание упражнений (с указанием источника)

 «Моё самочувствие» (авторская разработка)

Психолог:

- Сегодня, на итоговом занятии, мы проверим получится ли у нас сделать что-то вместе, и сделать это на высоком уровне. Мы будем играть, а играя, будем учиться.

Как вы себя сейчас чувствуете? Если хорошо, поднимите большой палец вверх, если плохо – опустите его вниз, если самочувствие можно назвать средним – палец в сторону.

«Я очень рад…»

Участник слева от меня находит визуальный контакт с любым одноклассником, называет его по имени и произносит фразу «Я очень рад, что ты учишься в этом классе»

 Упражнение «Автобус»

В кругу один стул пустой. Задача ведущего – занять этот стул, а задача остальных не дать ему это сделать. Тот, у кого справа оказывается пустой стул, пересаживается на него со словами «А я еду». Его сосед слева пересаживается на освободившийся стул со словами «А я рядом». Очередной сосед слева пересаживается на освободившийся стул со словами «А я заяц». Следующий должен стукнуть ладонью по освободившемуся справа стулу и назвать имя ученика противоположного пола. Названный ученик бежит и садится на пустой стул. Если кто-то зазевается, у ведущего есть возможность занять пустой стул. Как только освободится другой стул, игра продолжается.

 Упражнение длиться 6-7 циклов.

Деление на группы

Дети по кругу рассчитываются «синий-зеленый-желтый-красный». Формируются 4 группы:  Синие, Зеленые, Желтые, Красные.

Упражнение «Немая сцена»

Каждая группа получит карточку с названием статуи, которую они должны будут изобразить.  Статуи не двигаются, поэтому вы должны довольно выразительно принять соответствующие позы, выражение лица. Классный руководитель постарается угадать, как называется ваша немая сцена. «Синие» получают карточку с названием сцены «Тройка лошадей», «Зеленые» - «Хоровод вокруг елки», «Желтые» - «Ура! Каникулы!», «Красные» - «Сценка из сказки «Репка».

Упражнение «Идеально дружный класс»

- Используя глаза, руки, ноги, язык, вы должны досчитать до 10. Одно число называет только один человек. Если число называют двое, трое и т.д. счет начинается снова.

- Задача усложняется. Вы можете использовать только глаза и руки. Попробуйте сейчас досчитать до 10.

- Еще усложняем. Вы не двигаетесь. Используете только выразительный взгляд. Считаем до 10. (В третьем случае это сделать практически невозможно)

- Да, вы еще не телепаты. Будем расти дальше.

Упражнение «Маленькие письма»

- В течение предыдущих занятий вы писали друг другу маленькие письма и вкладывали их в именные конверты. Надеюсь, что вы выполнили главное условие – писать только приятные вещи. Сегодня вы получаете свои конверты. Я их раздаю так, что каждый пока получает не свой конверт. Ваша задача – подойти к адресату и передать ему конверт со словами «Я так рад, что …». Продолжение фразы вы должны придумать. Первой это делаю я.

Психолог подходит к классному руководителю и передает ей её конверт: «Нина Федоровна! Я так рада, что у Вас такой замечательный класс!»

- Теперь у каждого свой конверт. У кого-то он толстый, у кого-то пока не очень. Среди ваших писем есть одно от классного руководителя.  Оно другого цвета. Найдите сейчас его и прочитайте. Я предлагаю по кругу озвучить послание Нины Федоровны. Если кто-то не хочет этого делать, можно пропустить свою очередь.

- Этот конверт с приятными маленькими письмами остается вам. Не выкидывайте его после прочтения. Если вам вдруг станет грустно, перечитайте записки и убедитесь, что вы не одни, вы ВМЕСТЕ.

Цель: 

Создать  условия для активизации процесса успешного сплочения  группы.

Задачи:

  • формирование чувства команды;
  • навыков взаимодействия в команде (в группе);
  • формирование групповых норм партнерского общения.
  • умения координировать совместные действия

Список правил: 

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Этапы и упражнения!

I этап. “Знакомство”.

Цели: 

  • Ориентация учащихся в целях занятия;
  • знакомство с участниками;
  • установление групповых норм;
  • создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнения

Содержание

Цель

Слово ведущего.

Знакомство с группой, рассказ о целях занятий, мотивация на работу в группе.

Знакомство, ориентация участников в целях занятий, установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе.

Упражнение “Снежный ком”

Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.

Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций.

Упражнение “Интервью в парах”

Разбить участников на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 5 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.

Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.

 II этап. “Учимся общаться”.

Цели: 

  • Создание дружеской атмосферы взаимопомощи;
  • доверия;
  • доброжелательного и открытого общения учащихся друг с другом в команде.

5 общих признаков

Цель: развитие умения учитывать интересы каждого в команде.

Материалы: фломастеры и ватман.

Проведение: Все участники делятся на две группы. Каждой группе предлагается придумать и нарисовать новое несуществующие блюдо, состав которого бы удовлетворял пожеланиям и соответствовал вкусам всех членов команды. После чего каждая команда презентует другой свое блюдо, с его названием, составом и всем остальным.

III этап. “Мы – команда”.

Цели: 

  • Сплочение группы;
  • формирование чувства команды;
  • навыков взаимодействия в команде (в группе);

Упражнения

Содержание

Цель

Упражнение “Вавилонская башня”  (нужен скотч, ножницы и стопка газет).

Примечание: обязательна рефлексия упражнения.

Группа делится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.

Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.

Упражнение “Пантомима”

Группу  разделить на несколько команд (по 7–8 человек), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.

Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.

IV этап. “Сплочение и доверие”.

Цели: 

  • Формирование доверительной обстановки в группе;

умения координировать совместные действия,

  • Выбор лидера команды

 

Упражнение “Сквозь кольцо”

При обсуждении упражнения выяснить, что помогало, что мешало выполнению упражнения. Как действовали – по плану или каждый действовал по-своему? Как можно было бы усовершенствовать способ передачи обруча?

Участники стоят в шеренге, взявшись за руки, крайнему дается гимнастический обруч (или кольцо из веревки, проволоки). Задача участников: не разжимая рук, “просочиться” через это кольцо так, чтобы оно в конечном итоге оказалось на другом конце шеренги.

Координация совместных действий, сплочение, тренировка уверенного поведения в ситуации, когда кому-то нужно выдвинуть идеи, взять на себя лидерские функции.

Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии.

V этап.

«Итоговая рефлексия» по 5 бальной системе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга по формированию и развитию проектного мышления «Его величество Проектное мышление» (9-10 классы)

Программа предназначена для обучающихся 9-10 классов. Она направлена на формирование и развитие проектного мышления у старшеклассников....

Командообразование как эффективный способ формирования компетенции ответственного выбора

В современных условиях уровень образованности определяется не объёмом знаний и их энциклопедичностью, а определяется с позиций компетентностного подхода - способностью решать проблемы различной сложно...

Игры на командообразование

Игры на сплочение или на командообразование, способствуют созданию благоприятной психологической атмосферы.Благодаря их проведению, подростки учатся доверять и поддерживать друг друга, разрешать поста...

Рабочая программа "Командообразование в условиях первого класса"

Предлагаемая программа новит воспитательный характер и предназначена для работы с первоклассниками в первом полугодии учебного года....

Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников»

Программа тренинга «Межличностное взаимодействие младших школьников» предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 10 занятий. Мы знаем, что отношения с другими людьми за...

Методическая разработка "ПРОГРАММА ТРЕНИНГА "КРЕАТИВНОСТЬ"

ПРОГРАММА ТРЕНИНГАКРЕАТИВНОСТЬМетод «Шесть шляп мышления» Эдварда де БоноБез нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.Эдвард де Боно...

Программа тренинга для педагогов и родителей "Разрешение конфликтов без насилия"

Психологическая основа воспитания - такие выстроенные отношения с собственными детьми, при которых можно спокойно обсуждать с ними свои проблемы и трудности. Для укрепления доверия с детьми (в любом в...