Программа тренинга для педагогов и родителей "Разрешение конфликтов без насилия"
методическая разработка
Психологическая основа воспитания - такие выстроенные отношения с собственными детьми, при которых можно спокойно обсуждать с ними свои проблемы и трудности. Для укрепления доверия с детьми (в любом возрасте) важно научиться слушать без осуждения или ненужного вмешательства, когда ребенок делится своими мыслями или опытом. Программа тренинга помогает организовать и провести работу как с педагогами, так и с родителями по развитию навыков эффективного взаимодействия с детьми, а также конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разрешение конфликтов без насилия | 825.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия» г. Ярцева Смоленской области
Программа тренинга для педагогов и родителей
по обучению навыкам
конструктивного решения конфликтных ситуаций
в рамках школьной службы примирения
«Разрешение конфликтов без насилия»
Автор-составитель:
Педагог-психолог Филатова Татьяна Ивановна,
1. Актуальность и описание проблемной ситуации
Проблема взаимодействия общественного и семейного институтов воспитания на протяжении многих лет не теряет своей актуальности. В современной ситуации это объясняется, прежде всего, крупными социально-экономическими преобразованиями в России, которые не могли не коснуться системы образования.
Наряду с формированием новых моделей отношений семьи и учреждений образования растет взаимное недоверие этих воспитательных институтов. Разобщенность и критика в адрес друг друга неизбежно ведут к конфликтным ситуациям между участниками образовательного процесса, а страдает в результате наиболее уязвимое звено — ребенок. На фоне повышения общего уровня конфликтности современного общества отдельного внимания заслуживает готовность и способность взрослых использовать конфликтологические знания, умения и навыки в своей профессиональной деятельности.
Сегодня и педагог и родитель должны обладать компетенциями, которые позволят предупреждать и разрешать конфликтные ситуации в образовательном пространстве. Интерес к психологии педагогических конфликтов обусловлен следующими причинами:
- социально-экономические и политические условия, а именно снижение уровня жизни основной массы населения;
- жесткая конкуренция в социальной сфере (бизнес, производственные отношения);
- изменение сложившихся ранее институтов социализации и воспитания ребенка;
- ослабление и трансформация системы ценностей и ценностных ориентаций;
- рост правонарушений;
- падение престижа педагогической профессии в обществе;
- напряженность межличностных отношений в образовательных учреждениях;
- авторитарность школьного управления;
- невротический стиль общения во многих семьях.
Проведение программ восстановительного правосудия в школе помогает остановить усиление взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между людьми.
Сегодня становится все более актуальным формирование конфликтологических компетенций у всех участников образовательного процесса. Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, отказ от форм конфликтной субкультуры, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать гармоничному развитию личности каждого учащегося и повышению коммуникативной компетенции участников образовательного процесса.
- Описание участников программа
В качестве участников программы выступили следующие лица.
1) Автор-составитель программы тренинга: педагог-психолог МБОУ
«Школа-гимназия» г. Ярцево Филатова Т.И.
2) Классные руководители МБОУ «Школы-гимназии».
3) Родители учащихся «Школы-гимназии».
- Цели и задачи программы
Цель тренинга: практико-ориентировочная подготовка педагогов конструктивно выходить из конфликтных и сложных ситуаций между участниками образовательного процесса.
Задачи тренинга:
- Формировать у взрослых представление о методах восстановительного подхода, как эффективном способе разрешения конфликтов.
- Создавать условия для освоения позиции нейтрального посредника в конфликтной ситуации между учащимися, учащимися и родителями, родителями и родителями.
- Познакомить взрослых с приёмами и техниками восстановительного подхода в конфликтной ситуации.
- Развивать коммуникативные и рефлексивные навыки, необходимые для работы в конфликтной ситуации.
- Обоснование необходимости реализации данной программы
В современной школе элементарными навыками восстановительного правосудия должны владеть не только специалисты службы медиации, но и все взрослые участники образовательной деятельности. Для решения конфликтных взаимоотношений между педагогами и учащимися, между педагогами и родителями недостаточно дать взрослым участникам образовательной деятельности теоретические знания по конфликтологии, необходимо на практике отработать приемы поведения в конфликтных ситуациях. В процессе самосознания они меняет что-то в себе, анализирует возможности и особенности своей личности, деятельности, творчества. С помощью практических упражнений взрослые ставятся в ситуации, решение которых "наталкивает" на преодоление стереотипов мышления, ранее сложившихся и привычных способов деятельности, стимулируется творческая активность.
При владении даже элементарными навыками, педагоги, родители смогут помогать детям и себе не только при урегулировании разрастающегося конфликта, но и смогут использовать знания и навыки при поддержании дисциплины на уроках, смогут эффективно общаться с родителями в эмоционально сложных коммуникативных ситуациях. Родителям - эффективно взаимодействовать как с близкими, так и в других конфликтных ситуациях. Поэтому возникла необходимость в проведении такого тренинга в рамках реализации проекта - медиация в школе. С родителями проводятся два последних часа данного тренинга «Приёмы и техники восстановительного подхода в решении конфликтных ситуаций».
- Структура и содержание программы
№ п/п | Тема занятий | Количество часов |
1. | Что нужно знать о конфликте. Коммуникационные барьеры и стереотипы восприятия. | 2 |
2. | Роль и позиция посредника в конфликтной ситуации. | 2 |
3. | Приёмы и техники восстановительного подхода в решении конфликтных ситуаций. | 2 |
Итого: | 6 |
Условные обозначения в содержании программы
Содержание программы
Занятие 1 Тема: Что нужно знать о конфликте. Коммуникационные
барьеры и стереотипы восприятия.
Цель: показать взаимосвязь между возникновением конфликта и
коммуникационными барьерами и стереотипами у участников конфликта.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б.Шоу |
«Сегодня мы обсудим наиболее актуальную для нас тему: “Разрешение конфликтов без насилия”. Такой подход в решении конфликтных ситуаций в школе поможет остановить усиление взаимонепонимания, отчуждения и напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Мы познакомимся и научимся некоторым приемам достойного разрешения конфликтов, а также успешной профилактике конфликтных ситуаций, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий и будем учиться искать взаимоприемлемое решение».
Упражнение «Клубок» http://studopedia.ru/
Цель: знакомство участников. Создание комфортной психологической
атмосферы. Настрой группы на совместную работу.
(Участники вместе с ведущим находятся в кругу.) Ведущий бросает клубок ниток, держа конец нитки, представляется (Кто вы? Чего ждёте от работы в тренинге? Что вы цените в самом себе? Предмет вашей гордости? Что вы умеете делать лучше всего?). Участник, который поймал клубок делает то же самое. Клубок перекидывается до тех пор, пока представятся все участники тренинга. Между участниками образуется «паутина» из нитки. Вместе они должны распутать паутину из нитки и смотать её в клубок.
Вопросы для обсуждения:
- что чувствовали вы, когда говорили о себе?
- что помогло участникам размотать «паутину»?
- какое качество характера является важным для выполнения второй части
задания?
Знакомство с принципами и своеобразием тренинга:
1. Принцип «Я». Запрещается использовать высказывания типа «мы считаем…». Все высказывания должны строиться от первого лица единственного лица: «Я чувствую…», «Мне кажется…».
2. Принцип «Искренность и открытость». Не лгать.
3. Принцип «Активность». Нельзя «отсиживаться», т.к. тренинг – активная форма обучения и развития.
4. Принцип «Конфиденциальность». Все, о чем говорится в группе относительно участников, не должно выходить за ее пределы.
5. Принцип «Здесь и теперь». Предметом анализа должны быть ситуации,
возникающие в группе в данный момент. Умение сосредоточиться на себе, своих мыслях и чувствах
Структура конфликта
«Конфликт состоит из скрытного и явного или психологического и того, что на поверхности. К скрытному относятся: конфликтующие стороны, представления о ситуации, зона разногласий, мотивы и цели, где главным составляющей является представления о ситуации. На поверхности только действия. Так как представления о ситуации не могут быть одинаковыми возникает серьёзная зона разногласий. Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., Политиздат, 1990)
Упражнение «Я вижу»
Цель: познакомить педагогов со стереотипами нашего мышления и как они
мешают получить истинную, объективную информацию.
Оборудование: различные изображения людей разного социального статуса, разных профессий.
Инструкция: опишите людей, которые изображены на фотографиях (их социальный статус, профессия или чем они занимались в жизни).
№ 1 Николай Иванович Пирогов 1810 — 1881, русский хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог, создатель первого атласа топографической анатомии, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук.
№ 2 Лев Иванович Яшин 1929 — 1990, советский футболист, вратарь, олимпийский чемпион 1956 года и чемпион Европы 1960 года, 5-кратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР (1957). Герой Социалистического Труда (1990).
№ 3 Антон Иванович Деникин (1872, пригород Влоцлавека, Царство Польское, Российская империя — 1947, Энн-Арбор, Мичиган, США) — русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.
№ 4 Юрий Петрович Власов (5 декабря 1935, Макеевка) — советский тяжелоатлет, русский писатель, российский политический деятель.
№ 5 Дмитрий Иванович Менделеев 1834 — 1907, русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог,метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.
№ 6 Матильда Феликсовна Кшесинская 1872 — 1971, Париж) — известная русская балерина.
№ 7 Вера Фёдоровна Комиссаржевская 1864 — 1910, русская актриса.
№ 8 Александра Михайловна Коллонтай 1872 — 1952, деятель международного и российского революционного социалистического движения; член первого большевистского правительства — народный комиссар общественного призрения, феминистка; публицист; первая в мире женщина-министр, жена Павла Дыбенко.
№ 9 Василий Васильевич Кандинский 1866 — 1944, русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кандинского княжества.
№ 10 Ольга Фёдоровна Берггольц 1910 — 1975 русская и советская поэтесса, прозаик.
№ 11 Даниил Леонидович Андреев 1906 — 1959, поэт, писатель.
№ 12 Ермак Тимофеевич 1532/1534/1542 — 6 августа 1585) — казачий атаман, исторический завоеватель Сибири для Российского государства.
«В повседневной жизни, не имея точной информации, люди часто вынуждены строить свои предположения относительно причин действий и поступков других людей. Обычно мы склонны полагать, что поведение других отражает их истинную сущность. При этом своё собственное поведение чаще всего объясняем с точки зрения каких-то обстоятельств, людей, заставивших нас поступать тем или иным образом, но полагаем, что другие сами несут ответственность за своё поведение. Иногда это собственное мнение человека, выработанное на основе своего опыта.
Реальность относительна. Ни один человек не живет в реальности. Один орган, которым человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств – это только ограниченные маленькие окошки, через которые мы воспринимаем мир. Важно запомнить: то, что происходит в нашем сознании при рассмотрении события, содержит в себе не событие, а только наше восприятие данного события! в нашем мозгу находится не мир, а лишь наши представления о мире, наше восприятие мира».
«Представьте, что вы и ваш друг вместе полетели в Таиланд. Вы летели в одно и то же время, в один и тот же город, в один и тот же отель, но вам поездка безумно понравилась, а ваш друг был сильно разочарован. Может такое быть? Конечно! Но как? Ведь страна, время и все исходные условия были абсолютно одинаковы! Однако ваше восприятие было разным. Так одна и та же «территория» была запечатлена на двух совершенно разных картах. На вашей «внутренней карте» Таиланд остался великолепной страной с идеальным климатом и милыми позитивными людьми, а на «карте» вашего друга эта страна, возможно, сохранилась как невыносимо жаркое место с кошмарной кухней и толпами на улицах.
Реакции людей соответствуют их внутренним картам, поэтому так часто возникает непонимание другого. В конфликтной ситуации стороны предвзято воспринимают реальность и видят только факты, подтверждающие их интерпретацию конфликта. Поэтому вовремя конфликта каждая из сторон пытается воздействовать на посредника с целью вербовки его на свою сторону. Так как каждая из сторон конфликта считает, что её видение ситуации наиболее точно соответствует реальности. Нельзя найти у одной стороны конфликта всю полноту описания ситуации, а также найти правых и виноватых, их нет в конфликте».
- Упражнение « Делай как я»
Цель: развитие активного внимания.
Инструкция: «Скопируете мои действия, абсолютно ничего не меняя». Ведущий делает простые действия рукой и добавляет к ним несущественную деталь: покашливание в конце, случайное касание носа и т.п. Обсуждение: почему мы придаем большое значение одним действиям и не замечаем других?
Древнекитайская притча про топор
«Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день посмотрел он на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож тот на вора».
Тот же принцип можно распространить абсолютно на все (картинка с иллюзией движения). Смотри в черноту и получай удовольствие (слайд 12).
Упражнение «Адские башни» http://allforgoal.ru/
Цель: показать конфликт, возникший из-за коммуникационных барьеров
между участниками. Обратить внимание участников на проявления
авторитарности в выполнении определённого задания (то, кто строит).
Участники разбиваются на команды по 6 человек. Каждой команде выдается побольше деталей из «Лего» или какого-нибудь другого похожего конструктора.
Инструкция: нужно каждой группе построить башню. Игрокам выдается карточка, на которой будут записаны данные, касающиеся какой-то одной части задания. Этой информацией ни с кем нельзя делиться. Игра будет проходить в полном молчании
Ниже предложены инструкции для карточек (но вы можете свободно заменить их своими собственными. Главным условием является их противоречивость):
- Башня должна состоять из 20 блоков.
- Башня должна иметь высоту в 10 уровней.
- Башня должна быть построена только из белых, красных и желтых «кирпичиков» или башня должна быть построена только из синих и желтых «кирпичиков».
- Шестой уровень башни должен отличаться по цвету от остальных.
- Башню должны построить именно вы. Если за «кирпичи» возьмутся другие члены вашей команды, остановите их и настаивайте, что построите башню самостоятельно.
Эти карточки раздаются членам одной команды. Для другой команды можно использовать такой же список инструкций. Можно составить самим - подобный.
Вопросы для обсуждения: - насколько проявляли свою активность в постройке
башни участники группы;
- почему проявляли активность или не активность;
- какие чувства испытывали участники группы;
- проявлял ли при постройке кто-то такие качества: настойчивость, давление,
авторитарность (особенно тот, кто должен был строить башню);
- насколько умение понимать другого, является необходимым качеством для
достижения совместного результата;
- какие качества личности каждого помогли построить башню.
Упражнение «Телефакс» http://www.trepsy.net/
Цель: проработать умения активного внимания.
Время проведения 15 минут.
Нарисуйте на листах бумаги несколько нетрудных для изображения объектов: дерево, дом, рыбу, цветок. Кроме того, каждой команде понадобятся бумага и карандаш.
Группа делится на команды по шесть-восемь игроков в каждой. Все садятся один позади другого на стулья (спинки стульев надо повернуть в сторону) или на пол. Первый в ряду игрок получает чистый лист бумаги и карандаш, последний – карточку с рисунком (больше ее не должен видеть никто).
Каждая команда сейчас будет работать, как телефакс. Члены команды пытаются как можно быстрее и точнее переправить сообщение. Это сообщение – простое изображение предмета, который рисуется указательным пальцем на спине впереди сидящего. Игроки не должны переговариваться между собой. Когда «сообщение» дойдет до первого члена команды, он изображает на листе бумаги предмет, который, как ему кажется, рисовали на его спине, и кричит «Готово!». После этого можно сравнить обе карточки.
Перед началом следующего раунда выясните, будут ли команды менять последовательность игроков.
Вопросы для обсуждения:
- Слаженно ли работала команда?
- Как можно было повысить эффективность работы?
- Почему скорость, с которой команды выполняли задания, была различной?
- Для чего педагогу необходимо развитое активное внимание?
Заключительное слово
- Благодарю за участие в тренинге. Предложить ответить на вопрос о впечатлении, о чувствах, о мыслях по окончании занятия. (Присутствующие отвечают на вопрос, одновременно передавая друг другу игрушку, либо любой другой предмет, символизирующую целостность коллектива)
Занятие 2 Тема: Роль и позиция посредника в конфликтной
ситуации.
Цель: познакомить с качествами, необходимыми посреднику в конфликтной ситуации, показать важность и необходимость качеств посредника в профессиональной деятельности педагога на современном этапе.
«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас». Далай Лама |
Приветствие. Напоминание о принятых правилах, которые нужно соблюдать во время занятий, озвучить тему занятия.
Упражнение «Построимся» http://hr-portal.ru/doki/
Цель: Продемонстрировать возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения. Развивать возможность находить способы донести точнее свою мысль до другого человека, контактировать друг с другом ради достижения общей цели.
Основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения.
Нейтральность – главное в поведении посредника (принцип безоценочнности). Оценка, отрицательная или положительная, подразумевает превосходство, доминирование, что расценивается как давление, и вызывает естественное сопротивление. Оценка может содержаться в словах, недосказанном подтексте, интонации голоса, выражении глаз.
- Упражнение «Крокодил» https://www.psyoffice.ru/
- (Можно и даже лучше использовать игру «Крокодил»)
Цель: формирование чувствительности к невербальным средствам общения;
Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно – названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая – делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только с помощью жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что были загадано. Команды участников группы загадывают слова по очереди.
Обсуждение: - было ли трудно показывать?
- как себя чувствовали?
- какие чувства возникают по окончанию игры?
- что помогло понять увиденное?
«Безоценочность – это когда ты не видишь только плохое или хорошее, а осознаёшь разные стороны вещи или явления. Безоценочность это описание и понимание. Безоценочность не означает безразличие, равнодушие, безучастность и наплевательство. Безоценочность – это свободное спонтанное реагирование на реальность.
Упражнение «Оцени»
Цель: развивать навык безоценочного высказывания.
Определить, какие высказывания оценочны:
- ты понял, что был неправ?
- разве тебе не было стыдно?
- ты решил поговорить, потому что хотел защитить сестру?
- нашел с кем связаться, с малышней.
- ты сказал ему, что он не прав, и он ударил тебя по лицу?
- Саша – мальчик слабенький, его часто обижают.
- чем он тебя обидел, что ты устроил самосуд?
- на твоем месте мог оказаться любой.
- они неплохие ребята. Может, ты их нечаянно чем-то обидел?
- хотел бы ты изменить эту ситуацию?
- разве можно быть таким мстительным?
- в следующий раз расскажи мне, а мне разбирайся сам.
- можно ли было в этой ситуации поступить по-другому?
- ведешь себя, как невоспитанная «шпана».
- ты не мог сдержаться, потому что не умеешь предвидеть последствия?
- покажи им, что ты не боишься!
- ты можешь доверять одноклассникам?
- возьми себя в руки! Ты же мужик!
- может тебе показалось, что он хотел тебя обидеть?
- куда подевалось твое самолюбие?
- тебе надо было сначала хорошенько подумать, прежде чем самому решать эту
проблему;
- ты вёл себя необдуманно, поэтому и попал в такое положение.
- как трус, с толпой на одного.
- ты хочешь наказать обидчика?
- ты молодец, не нужно опускаться до их уровня.
- пока ты будешь показывать свой страх, от тебя не отстанут.
- знаешь, в таких случаях можно дать сдачи.
- хорошо, что ты это мне рассказал.
- ты хоть пытался защищаться?
- Людям приятно, когда с ними соглашаются. Собеседник чувствует, что вы миролюбиво настроены и готовы его выслушать. Таким образом, решение проблемы из эмоционального слоя перейдет в когнитивный. Принцип: необходимо с чем-либо согласиться в высказывании собеседника (не по существу, а внешне). Например: «Я тоже считаю, что нам следует обсудить эту проблему», «Меня, как и тебя, это волнует», «Согласна, что это неприятно».
Упражнение «Внешнее согласие» http://studbooks.net/710071/
Цель: Научиться находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться.
Инструкция: Сейчас я буду обращаться к вам с нелепыми утверждениями и вопросами, а вам нужно будет со мной соглашаться, что бы я ни говорила. Постарайтесь найти что-то, с чем вы могли бы согласиться. Например, вы можете согласиться с какой-либо частью высказывания партнера или с тем, что то, на что он обратил внимание действительно важно, представляет интерес, заставляет задуматься, содержит в себе ценное рациональное зерно, обогащает наше видение проблемы или даже...соответствует истине. Однако наш обмен репликами не должен походить на беседу сумасшедших. Например, я говорю: «Как здорово, что все педагоги пришли на занятия в африканских костюмах». Если мне ответят: «Да, здорово!», то это будет согласием, но слишком внешним. Если мне скажут: «Да, здорово, что все педагоги сегодня пришли», то это будет согласием счастью моего высказывания.
Когда тренер убедится в том, что все поняли смысл упражнения, можно передать инициативу «нападения» участникам группы.
Вопросы для обсуждения: Легко ли было находить в высказываниях партнера то, с чем можно было бы согласиться? Делали вы так раньше? Как вы считаете какое преимущество дает эта техника?
Выводы: В ответ на нападение можно не воевать, а размышлять… вместе с нападающим.
При возникновении конфликтной или сложной ситуации педагогу необходимо выполнять роль нейтрального посредника. Он организовывает такой диалог, который инициирует взаимопонимание, восстановительные действия и принятие решений.
Упражнение «Кодекс успешного посредника»
Цель: способствовать выработке у участников более объективной самооценки. Ведущий делит участников тренинга на три группы. Каждой группе выдается заранее подготовленный силуэт человеческой фигуры. Участникам группы предлагается подумать о качествах успешного, на их взгляд, посредника и записать эти качества на подготовленном силуэте. Кроме того, участникам группы предлагается подумать к какой части человеческого тела можно отнести эти качества (например, голова – способность правильно оценить ситуацию, сердце – способность сопереживать, и т.д.). После работы, в малых группах ведущие предлагают всем участникам обсудить качества успешного посредника.
- (Примерный)
Заключительное слово
Оцените сегодняшнее занятие по 10-бальной системе.
Занятие 3 Тема: Приёмы и техники восстановительного подхода в решении
конфликтных ситуаций.
Цель: познакомить педагогов с приёмами и техниками восстановительного подхода в решении конфликтных ситуаций.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. Афоризмы современных менеджеров |
Приветствие ведущего, напоминание о принятых правилах, которые нужно соблюдать во время занятий, предложение участникам поделиться впечатлениями о первых двух занятиях.
Эхо — техника это один из элементов активного слушания. Функции «Эхо-техники»: а) даёт возможность человеку понять, что его услышали; б) помощь в структурировании и осознании того, что произошло (разделяет факты и догадки); в) проверка фактов (уточнение); г) завязывание диалога; д) «зеркало» возможность человека посмотреть на себя со стороны.
Структура Эхо-техники
1. Факты.
2. Интерпретация «Вы решили ...», «Вам показалось...».
3. Эмоции.
Упражнение «Передай, что услышал» https://www.psyoffice.ru/
Цель: формирование умений передать услышанную информацию без оценивания.
Предлагается участникам тренинга передать услышанную информацию с помощью Эхо-техники (как можно большему количеству участников тренинга).
Мама: «Мой сын учится в 7 классе. Во дворе дружит с ребятами, которые покуривают. Когда я его спрашиваю, курит ли он, сын это отрицает. Тут соседка рассказала, что видела его курящим. У меня второй муж, т. е. мой муж моему сыну отчим и чтобы не портить с сыном отношения, он никогда его не ругает и не наказывает. Вообще-то в целом можно сказать, что отчим не вмешивается в жизнь мальчика не по какому-либо поводу. По поводу курения у меня с сыном состоялся разговор, не очень неудачный. Я была «на эмоциях». Накричала на него. Короче сорвалась. А через три дня приходит к нам домой участковый и сообщает, что мой сын разрезал во дворе колесо машины соседа. Я не знаю, что делать».
Обсуждение: что в истории «потерялось в первую очередь, что осталось неизменным до конца, что помогает/мешает процессу приема и передачи информации; как применить полученные знания.
То, как мы слушаем говорящего и реагируем на его сообщение, оказывает влияние на реакции других людей и их восприятие нашей реакции, будут ли они настроены продолжать разговор или почувствуют наше отторжение, или станут испытывать напряженность, или расслабленность и т. д. Это означает, что от сформировавшихся навыков слушающего поведения зависит характер дальнейшего взаимодействия с собеседником. В настоящее время все мы любим говорить и совсем (в силу нехватки времени) перестаем умет слушать.
- Упражнение «Учимся слушать» http://www.vashpsixolog.ru
Цель упражнения: развитие умений и навыков активного слушания.
"Сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу моря. Сядьте, пожалуйста, поудобнее, и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите его: воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет ваши легкие, ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадает энергия, и с каждым выдохом уходят ненужные заботы, переживания, напряжение... Обратите внимание на ваше тело, почувствуйте его – от ступней ног до макушки головы. Вы сидите на стуле (в кресле), слышите какие-то звуки, ощущаете дуновение ветерка на вашем лице. Может быть, вам захочется изменить позу, сделайте это. А теперь представьте, что вы оказались у моря. Вы медленно идете по берегу. Осмотритесь внимательно вокруг, какие вас окружают цвета, звуки, запахи... Посмотрите на небо, на море. Обратите внимание на ваше состояние: какие эмоции, чувства у вас возникают, как они изменяются во время прогулки. Вы никуда не спешите и можете спокойно идти дальше. Возможно, вы захотите зайти в воду и искупаться или посидеть на берегу. Сделайте это...
А теперь настала пора вернуться в эту комнату, в наш круг. Сделайте это в удобном для вас темпе: можете сразу открыть глаза или посидеть еще с закрытыми.
Сейчас мы поделимся друг с другом своими впечатлениями. Для этого создадим группы по 4 человека. Постарайтесь, чтобы в одной группе с вами оказались в основном те, с кем вы еще не работали в малой группе".
После того как группы сформировались, тренер продолжает инструкцию: "Сейчас каждый по очереди расскажет о своих впечатлениях, о тех образах, переживаниях, состояниях, которые у него возникали во время нашей "прогулки", а остальные будут внимательно слушать рассказчика, не задавая вопросов, не комментируя и не интерпретируя услышанное. Постарайтесь уловить те моменты, когда вы перестаете слушать. На каждый рассказ потратьте примерно 3 – 4 минуты".
После завершения работы в группах тренер предлагает вернуться в круг и поделиться впечатлениями на этот раз о работе в малых группах. В частности, можно задать вопрос: " В какие моменты вы переставали слушать?". Отвечая на него, участники группы обычно говорят: "Отвлекся на свои мысли, когда стал сравнивать то, что рассказывает другой, со своим опытом"; "В какой-то момент возникла ассоциация, и я стала думать об этом"; "У меня возникло несогласие с тем, что я услышала, и в этот момент я отвлеклась"; "В какой-то момент я стала думать о том, что буду говорить сама и перестала слушать" и т. д.
Подводя итог обсуждению, тренер имеет возможность еще раз обратить внимание участников на то, как важно уметь слушать другого человека.
Упражнение «Составление рекомендаций
по совершенствованию умения слушать»
Участники делятся на две группы. Каждая группа составляет свой список рекомендаций по совершенствованию умения слушать. По окончании работы в группах представитель каждой из них записывает свой список на доске. затем ведущий предлагает желающим (на память для себя лично) записать весь список.
Приблизительный список таких рекомендаций
1. Старайтесь избегать осуждения и критических оценок. Такой тип слушания обычно воспринимается собеседником как преследование, раздражает его и побуждает прекратить разговор.
2. Сопереживая говорящему, прислушивайтесь к тому, что стоит за конкретными высказываниями. Это поможет создать особые, доверительные взаимоотношения. Слушать, сопереживая, - не значит соглашаться с партнером, нужно лишь проявить участие ко всему тому, что он испытывает. Понять собеседника - еще не значит с ним согласиться. Правильно выбирайте момент для задавания вопросов. Используя слушание-сопереживание, уточняющие вопросы желательно задавать после понижения эмоционального уровня говорящего, когда у него появится потребность послушать и вас.
3. Старайтесь воздержаться от желания решить проблему за говорящего. Важно предоставить партнеру возможность самому найти решение своей проблемы, уйти от назидательной роли "спасителя".
4. Старайтесь найти в услышанном что-то полезное и интересное для себя. В любой речи можно услышать то, что расширит ваш кругозор. Научившись профессионально слушать, можно извлечь пользу даже из плохой речи.
5. Стимулируйте говорящего своим вниманием и выражением искреннего интереса. Постарайтесь демонстрировать свой интерес путем вставок типа "Да-да", "Это интересно", "А что быль потом?" и т.п.
6. Сосредоточьте свое внимание на основных идеях говорящего. Постарайтесь распознать стандартные приемы построения речи:
7. Крайне важно научиться отделять главные идеи говорящего от второстепенных, факты - от принципов, идеи - от примеров, доказательства - от домыслов.
8. Старайтесь не отвлекаться на внешние обстоятельства. Это могут быть посторонние звуки: звонок телефона, хлопанье дверью, сигналы автомобилей, разговор шепотом находящихся рядом людей и т.п. Крайне важно в этой ситуации сконцентрировать внимание на том, что говорит партнер.
9. Не позволяйте влиять на вас с помощью эмоциональных слов и выражений. Другими словами, научитесь распознавать высказывания-уловки, уводящие вас до той степени, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить свои возражения.
10. Мысленно резюмируйте сказанное партнером. Решайте для себя, насколько говорящему удалось обосновать свои суждения и насколько вы их разделяете. Составляйте мысленные резюме по каждой теме, сравнивайте их и противопоставляйте, оценивайте доводы говорящего.
11. Оценивайте содержание сообщения, а не поведение говорящего. Восприятие содержания сообщения гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе отвлекаться на манеру речи, внешний вид партнера и т.д.
12. Создайте своим невербальным поведением атмосферу сопереживания. Внимание, чуткость к словам говорящего формируют у него чувство значимости, что улучшает взаимопонимание. Отражайте чувства и переживания собеседника. Для этого необходимо стать своего рода "зеркалом" и адресно отражать характер чувств и переживаний партнера.
13. Не следует использовать так называемые "успокаивающие" фразы типа "Все не так уж и плохо"; "Не стоит так сильно переживать, все вернется к лучшему"; "Это все мелочи, не следует все принимать так близко к сердцу"; "Не надо делать из мухи слона". К таким и подобным фразам говорящий будет относиться без особого доверия, поскольку они преуменьшают его чувства.
«Умение ставить вопросы - важнейший коммуникативный навык. Вопросная техника помогает прояснению проблемы спорящих. При ее использовании существуют определенные правила.
-- Вопрос должен быть уместным, чтобы не прервать речь, не нарушить эмоциональный настрой.
-- "Зондирующие" вопросы (вопрос-проба, вопрос-утверждение) должны быть в русле проблемы.
-- Бесполезно задавать вопросы, ответы на которые лежат глубоко в подсознании собеседника - он не знает их.
-- Полезно фокусировать вопросы на конкретной проблемной ситуации (кто, где, что, когда, кем).
-- Может быть полезной определенная последовательность в формулировке вопросов. Вначале вопросы отражают внимание и интерес к собеседнику. Далее задаются более сложные вопросы, которые требуют от него определенных размышлений. В конце - уточняющие вопросы. Вопросы могут помочь спорящим прояснить их проблему, если они содержат в себе информацию, которая является "неожиданной", новой для них.
Открытые вопросы - это вопросы, которые предполагают развёрнутый ответ-речь собеседника. Открытые вопросы начинаются со слов: что, как, какой, почему, зачем...
Смысл открытого вопроса состоит в том, что вы даёте своему собеседнику возможность высказаться, говорить долго и обстоятельно. Это говорит в свою очередь о том, что Вы уважаете собеседника и даёте возможность ему изложить свою точку зрения, разрешаете свободно говорить.
Закрытые вопросы подразумевают короткие и точные ответы типа: да, нет, двадцать человек, в среду».
- Упражнение "Открытые вопросы" http://azps.ru/training/
- Цель: развитие коммуникативной компетенции: навыка умения задавать нейтральные, наивные, открытые, альтернативные вопросы.
В центр круга вызывается доброволец. Остальные участники по очереди задают ему открытые вопросы на любую тему. Задача добровольца - так или иначе, на свое усмотрение, ответить на каждый вопрос. Если кто-то из спрашивающих сбился, он выбывает из круга.
Может случиться так, что останется только один из спрашивающих. Он тогда объявляется победителем. Однако не стоит затягивать череду вопросов и ответов. К тому же участники обычно довольно скоро понимают разницу между открытыми и закрытыми вопросами, успешно контролируют свою речь. Отвечающего участника можно менять примерно через 15-20 вопросов к нему.
Упражнение заканчивается, когда ведущий замечает, что все участники успешно освоили технику открытых вопросов.
Обсуждение:
- Возникли ли какие-то сложности?
-Есть ли вопросы, которые сложно отнести к категории открытых или закрытых?
- Кто из отвечающих отвечал более многословно, кто менее? почему?
1) Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов.
2) Вопросы "Как?" в большей мере ориентированы на человека, его поведение, внутренний мир.
3) Вопросы "Почему?" нередко провоцируют защитные реакции клиентов, поэтому их следует избегать в консультировании. Задав вопрос такого типа, чаще всего можно услышать ответы, опирающиеся на рационализацию, интеллектуализацию.
4) Надо избегать постановки одновременно нескольких вопросов (иногда в одном вопросе заложены другие вопросы). Человеку может быть неясно, на какой из вопросов отвечать, потому что ответы на каждую часть двойного вопроса возможны совершенно разные.
5) Не следует один и тот же вопрос задавать в разных формулировках. Оппоненту становится неясно, на какой из вариантов надо отвечать.
6) Нельзя вопросом опережать ответ оппонента. Например, вопрос "Все ли хорошо ладится?" чаще всего побуждает его дать утвердительный ответ.
Какую бы схему поведения в ситуации мы ни выбрали, всегда в процессе вместе с оппонентом мы должны найти ответы на четыре вопроса:
· Что Вы чувствуете?
· Что Вам мешает?
· Что Вы хотите?
· Как Вы это делаете?
Хорошо поставленный вопрос - это тот вопрос, на который участник захочет ответить, сможет ответить или над которым ему захочется подумать, и он будет заинтересован в сотрудничестве.
Взрослые, пытаясь информировать о своем недовольстве, о негативных чувствах, связанных с неприятной ситуацией, зачастую допускают несколько ошибок:
Ошибка первая: скрывают свое недовольство, маскируя его под что-либо иное.
Ошибка вторая: о своем недовольстве говорят в деконструктивной форме.
Одним из способов быть более открытым и непосредственным в общении
является использование «Я-высказываний» (Томас Гордон) http://5psy.ru/obrazovanie/
Научиться использованию «Я-высказываний» можно в два этапа.
- Испытывая какую-нибудь эмоцию, чувства, особенно сильные и неприятные, отдавайте себе отчет в том, какое именно чувство вы испытываете.
- Когда это перестанет составлять для вас особую трудность, переходите к следующему этапу — научитесь словами выражать свои эмоции, рассказывать о них собеседнику. Для этого используйте следующее правило: если кто-то вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Но чтобы это не было разрушительно ни для вас, ни для другого, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о другом, не о его поведении. Избегайте «Вы- утверждений», которые могут вызвать отрицательные эмоции у оппонента.
«Я-высказывания» могут быть 2-х компоненнтные, 3-х компоненнтные,
4-х компоненнтные, 5-и компоненнтные и даже больше.
Схема «Я - выказывания»
1) назвать свои чувства;
2) по поводу чего оно возникло;
3) почему в этой ситуации оно возникло;
4) что я могу сделать (не делать), что бы данная ситуация не возникала?
5) что я хочу ...
Упражнение «Составление «Я-высказываний»
"ВЫ-утверждения" | "Я-высказывания" |
"Если что-то необходимо сделать, то ВЫ не звоните мне до последней минуты". | "Когда вы в последнюю минуту звоните мне и просите составить планы, Я не всегда бываю свободным для работы с вами, хотя Я и готов сделать все, что могу. Иногда мне бывает обидно, что вы не звоните мне так долго. Я был бы вам весьма признателен, если бы в будущем вы предупреждали меня чуть раньше". |
"Почему ВЫ всегда меня перебиваете?” | "Когда вы пытаетесь сказать мне что-то, когда говорю Я, то Я не могу уделить внимание тому, что вы мне говорите, так как сосредоточен на своих мыслях и словах. Я был бы вам очень благодарен, если бы вы потерпели, пока я не договорю, конечно же, исключая те случаи, когда вы считаете свои слова настолько важными, что сказать их необходимо сразу". |
"ВЫ не уважаете меня. ВЫ никогда не вспоминаете о моем дне рождения". | "Когда вы не вспоминаете о моем дне рождения, мне кажется, что Я вам безразличен. Мне бы хотелось думать, что это не так". |
"ВЫ докучаете мне вашими вопросами". | "Если вы спрашиваете меня о чем-то, когда я занят другим, Я чувствую раздражение, потому что я не готов уделить вам внимание. Я был бы вам признателен, если бы вы задали мне все свои вопросы в более подходящее время, например, в ...” (вы указываете время). |
"ВЫ никогда не делаете то, чего хочу я; Вы всегда поступаете по своему усмотрению". | "Когда вы принимаете решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, Я чувствую обиду, и МНЕ кажется, что вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы, так, чтобы были учтены желания о |
Притча про апельсин
«Поспорили однажды два человека, стоя под апельсиновым деревом: кому принадлежат эти апельсины по праву.
- Тому, кто первый их заметил, - сказал один.
- Тому, кто увидел в них образ солнца, - сказал другой.
Спор был жаркий, но он не принес облегчения ни одному, ни другому. Кулаки сжимались сами собой, глаза источали ненависть. Каждый хотел завладеть апельсинами во что бы то ни стало. По счастью, проходил мимо путник
- к нему-то и обратили свои мольбы спорщики:
- Рассуди нас!
- Для чего каждому из вас эти апельсины? - это все, о чем спросил путник.
- Мне, - сказал один, - нужна их спелая мякоть, чтобы мои гости смогли вдоволь ею полакомиться на свадьбе дочери.
- Мне нужна их сочная кожура, чтобы приготовить из нее цукаты на свадьбу сыну - промолвил другой.
Ничего не сказал путник, ничего не сказали два уставших человека... Глаза всех троих прояснились, и светом озарились их лица».
«Эта известная история подтверждает факт, что интересы имеют право на существование и даже могут быть удовлетворены одновременно. Но не всегда участники спора или конфликтной ситуации способны самостоятельно это осознать, и именно здесь им на помощь приходит посредник, в лице которого они видят авторитетную не предвзятую личность, способную помочь им взглянуть на существо спора со стороны. Проявление уважения друг к другу, принятие друг друга, умение слушать и слышать, обязательное соблюдение конфиденциальности, – это возможность для всех участников спора, конфликтной ситуации выйти из них победителями при отсутствии побежденных. Посредническая деятельность, которая, вольно или невольно приходиться выполнять учителям, необходима педагогу как профессиональная компетентность».
Ведя сложные переговоры, не старайтесь сеять и жать одновременно; медленно подготавливайте почву, и плоды постепенно созреют. Ф. Бэкон |
Упражнение в заключение http://www.vashpsixolog.ru/
"Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к друг другу и попросить у участников тренинга назвать одно качество, которое помогает нам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение".
Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут поговорить с ним и по завершении работы.
- Описание используемых методик, технологий, инструментария.
(В шестом разделе подробно описаны методики, технологии и инструментарий). Основной метод тренинга – создание учебных ситуаций и самостоятельная работа участников в форме психологических игр и упражнений. Тренинг основан на поиске решений и нахождении знаний самими участниками.
- Критерии ограничения и противопоказания
Данная программа знакомит и дает практические навыки участникам для конструктивного поведения в ситуациях возникновения конфликтных ситуаций между учащимися, их родителями и при разрастании конфликта.
Использовать данную программу для работы могут не только педагоги-психологи. В школах, где таких специалистов может не быть, педагог с достаточной психологической грамотностью эффективно проведет данный тренинг.
- Гарантия прав участников программы
Гарантия прав участников программы обеспечивается “Правилами работы группы”, которые вырабатываются на первом занятии.
- Сферы ответственности участников программы и
тренера (педагога-психолога)
Участники имеют право получать информацию по теме, предусмотренной программой тренинга. Участники несут ответственность:
– за соблюдение правил групповой работы;
– за свое поведение.
Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах его компетенции.
11. Ресурсы
- Литература
1. Анцупов А. Я. Конфликтология в схемах и комментариях / А. Я. Анцупов, С. В. Баклановский. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 288 с.
2. Воробьева И. В. Социально-психологическое взаимодействие личности и группы: учебное пособие / И. В. Воробьева, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 271 с.
3. Гришина Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.
4. Емельянов С. М. Практикум по конфликтологии / С. М. Емельянов. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 368 с.
5. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь /М. И. Еникеев. Москва: Велби: Проспект, 2006. 560 с.
6. Кружкова О. В. Социальная психология в схемах, таблицах и кроссвордах: учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 146 с.
7. Кружкова О. В. Социально-психологическое взаимодействие: учебное пособие / О. В. Кружкова, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. 169 с.
8. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие / сост. А. К. Быков. Москва: Сфера, 2006. 128 с.
9. (Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М., Политиздат, 1990)
10. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. Москва: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. 630 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 713 с.
12. Степаненкова В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа / В. М. Степаненкова // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 141–142.
13. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта / Б. И. Хасан. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 250 с.
14. Хрестоматия по курсу педагогической психологии: в 3 частях /сост. и предисл. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. Вологда: Русь, 2002.
- Электронные ресурсы:
15.Коммуникативное упражнение "Открытые вопросы" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология (azps.ru) : [web-сайт]. 6.11.2012. – Режим доступа: http://azps.ru/training/communication/otkrytye_voprosy.html (6.11.2012).
16.Курочкина, И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. 229 с.
17. Сборник тренинговых материалов по медиации. Б.: ОсОО «Next Print” 2010, 413 с.
18.Сидоренко Е. В.Тренинг влияния и противостояния влиянию. — СПб.: Речь, 2004. — 256 с.
Материально-техническая оснащенность:
Аппаратное обеспечение: персональный компьютер класса Pentium-III, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP.
Дополнительное оборудование: конструктор «Лего» и карточки с заданием, клубок ниток, настольная игра «Крокодил» (если есть возможность), список высказываний для упражнения «Оцени» (по количеству групп), контуры фигуры человека, бумага (листы формата А4), ножницы, фломастеры. (Приложение I).
- 12. Сроки и этапы реализации программы
Данный тренинг предусматривает всего шесть академических часов, 3 занятия по 2 академических часа (общая продолжительность 6 часов). Связано это, прежде всего:
- с основной нагрузкой взрослых,
- ограничением времени (различные дополнительные обязанности, связанные с образовательным и воспитательным процессами).
- 13. Ожидаемые результаты:
1. Осознанное использование участниками тренинга принципов и ценностей восстановительного подхода при разрешении конфликтов в школьной среде;
2. Освоение участниками навыков выполнения роли нейтрального посредника в ситуациях зарождающегося и нарастающего конфликта;
3.Участники ознакомятся с прикладными техническими приемами, позволяющими за небольшой промежуток времени налаживать контакт с конфликтующими сторонами;
4.Участники тренинга получат практический материал для дальнейшей передачи его другим заинтересованным людям.
14. Система организации внутреннего контроля за реализацией программы
Снижение количества конфликтов в каждом классе, в целом по школе основной показатель реализации программы. Учет количества конфликтов, которые необходимо было урегулировать на уровне школы: на административном совете, в комиссии по урегулированию споров, в службе медиации.
15. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется путем сравнения количества конфликтных ситуаций в образовательном учреждении за определенный период. До проведения семинара в комиссию по урегулированию споров, на административном совете школы, в службе примирения обсуждалось и решалось 5-6 случаев споров и конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса. За такой же промежуток учебного времени после проведения данного тренинга в нашей школе подобных ситуаций произошло всего 3 случая.
16. Сведения о практической апробации программы
Программа апробирована на базе МБОУ «Школа-гимназия» для педагогов школы и для специалистов образовательных учреждений города на базе школы, как ресурсного центра, для родителей. Отражены на сайте образовательного учреждения; http://yamg.ru/?start=22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.
Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...
Тренинг для 4 класса "Разрешение конфликта"
Тренинг для 4 класса "Разрешение конфликта"...
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальных классов «Конфликт и ребенок»
Психологическое занятие с элементами тренинга для учащихся начальной школы "Конфликт и ребенок". Это мероприятие можно проводить в рамках классного часа. Цель занятия: профилактика бесконфли...
Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»
План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...
Тренинг для школьников «Я и конфликт».
Цель: содействие осознанию участниками своего поведения, формирование умения позитивно разрешать конфликты.Задачи:- актуализировать знания учащихся о конфликте;- ознакомить участников со стратегиями в...
Статья педагога-психолога "Мой дом без насилия!"
Воспитываем своих детей БЕЗ насилия!...