Развивающее занятие с элементами арт-терапии по экологии для обучающихся 1 класса "Бабочек весёлый хоровод"
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Данное занятие может провести как психолог, так и учитель начальных классов. В ходе выполнения различных заданий ребята повторяют и закрепляют правила бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchee_zanyatie_babochek_veselyy_horovod.docx | 360.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Развивающее занятие с элементами арт-терапии по экологии в 1 классе
«Бабочек весёлый хоровод»
Подготовила: педагог-психолог Юдина Е.С.
Цель:
- напомнить детям основные правила поведения по отношению к природе;
- развивать внимание, мышление, воображение, речь (умение подбирать рифмующиеся слова);
- познакомить с понятием «мандала», научить раскрашивать мандалы;
- научить делать цветок из бумаги;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
- Добрый день, дорогие ребята! Вот и снова вы у меня в гостях. И я хочу узнать, с каким настроением Вы ко мне пришли.
- Отгадайте загадку:
Длинноногие сестрицы
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них ресницы
И, как солнышко глазок.
Правильно, это ромашки. И с помощью этого цветка вы и расскажите о своем настроении.
Выберите и подойдите к той ромашке, которая больше всего соответствует вашему настроению сейчас.
- Давайте украсим нашу полянку этими прекрасными цветами.
Присаживайтесь.
- Сегодня наша встреча посвящена экологической теме.
Слайд 2
Слово «экология» состоит из двух греческих слов: «экос» — дом, жилище и «логос» — наука. Значит, экология — это наука, изучающая законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме, т.е. на планете Земля. А жить нужно так, чтобы не навредить никому и ничему. А как это сделать, мы сегодня и узнаем. А помогать нам в этом будут прекрасные жительницы леса. Попробуете угадать, кто это?
Слайд 3
Нет, не птица, но летает.
Высоко она порхает.
На цветочке посидит,
И раскраской всех манит.
Вся такая лапочка,
Маленькая…(Бабочка)
- Правильно, молодцы! А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему, которые нам принесли на своих крылышках красавицы-бабочки. Посмотрите, какой веселый, яркий хоровод они образовали.
- Готовы? Посмотрим, какое задание приготовила нам первая бабочка.
И нам предстоит отгадать загадки.
Слайд 4
- Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего. (Одуванчик)
Слайд 5
- Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Слайд 6
- Эти ягоды, все знают,
Нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной,
Пейте на ночь чай с... (малиной)
Слайд 7
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)
Слайд 8
- На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)
Слайд 9
- И сладкий и нежный ее аромат.
Она украшает и грядку, и сад.
Ее королевой цветов называют.
Как жаль, что она без шипов не бывает. (Роза)
Слайд 10
- Я самый серьёзный из русских деревьев,
Так просто не дамся на сруб.
Раскидиста крона, крепки мои ветви.
А люди зовут меня ...(дуб)
Слайд 11
- В жаркий солнечный денек
На грядке вспыхнул огонек!
Ты не бойся, посмотри-ка -
Что за ягодка?
(Клубника)
Слайд 12
- У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек…(Подсолнух)
Слайд 13
- Подумайте и скажите, к какой большой группе предметов можно отнести все эти слова? – растения
- На какие три группы можно разделить все эти растения? - цветы, ягоды, деревья
- Давайте заполним таблицу.
цветы | ягоды | деревья |
Одуванчик | Малина | Берёза |
Подсолнух | Крыжовник | Ёлка |
Роза | Клубника | Дуб |
- Скажите, а как мы, люди, должны относиться к растениям? (ответы детей)
- Послушайте историю, которая могла произойти с каждым из нас.
Слайд 14
«Пошли ребята с учительницей гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница стала их ругать:
— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые купальницы, и...
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.
— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые слова.
— Вот скажи-ка, Ваня, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал — большой и яркий или маленький и чахлый?
— Ясное дело, большой и яркий.
— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое-самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим».
- Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать вторая бабочка в своем задании — сделать цветок ромашку.
Слайд 15-16-17
Слайд 18
Для сохранения растений на Земле существуют простые правила. Давайте их вспомним.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Не срывай цветы для букетов.
- Ходи по тропинкам, чтобы не топтать растения.
- Вы согласны с этими правилами? Готовы их соблюдать?
Слайд 19
- А теперь посмотрим, какое задание предлагает нам выполнить третья бабочка.
Мы все прекрасно знаем, что надо сохранять не только растения, но животных, птиц, насекомых. К сожалению, на Земле существуют такие виды животных, птиц, насекомых, которых осталось очень мало. И все эти животные занесены в книгу, которая как называется? (Красная книга)
У каждого из вас есть таблица с буквами. Среди этих букв спрятались названия животных, которые занесены в Красную книгу. Попробуйте их найти.
А | В | Ь | Ц | Ч | Л | Е | О | П | А | Р | Д | Ю |
Т | И | Г | Р | Ф | Ы | В | А | М | О | Р | Ж | Ъ |
К | Е | Н | В | Т | И | Д | Е | Л | Ь | Ф | И | Н |
Д | Й | З | У | Б | Р | П | О | В | Н | Ь | Ы | Щ |
А | В | Ь | Ц | Ч | Л | Е | О | П | А | Р | Д | Ю |
Т | И | Г | Р | Ф | Ы | В | А | М | О | Р | Ж | Ъ |
К | Е | Н | В | Т | И | Д | Е | Л | Ь | Ф | И | Н |
Д | Й | З | У | Б | Р | П | О | В | Н | Ь | Ы | Щ |
Дальневосточный леопард - умное животное, внесенное в Красную книгу, которое никогда не набросится на человека. Но так ли думает наш человек? Нет! Браконьеры все так же, несмотря на запреты, продолжают истреблять этих животных.
Амурский (уссурийский) тигр - редкий подвид кошачьих, который сохранился на территории нашей страны. Амурские тигры в длину могут достигать два метра. Хвост у них тоже длинный – до одного метра.
Морж атлантический - длина тела взрослого моржа достигает до 4 метров, а вес — до полутора тонн. До недавнего времени был практически полностью истреблен, но сейчас благодаря усилиям экологов отмечается медленный рост популяции, но точную численность вида не может сказать никто, так как добраться к лежбищам этих животных без специальной техники и ледоколов весьма и весьма затруднительно.
Беломордый дельфин - короткоголовый дельфин с черными боками и плавниками , длина тела около трех метров. Маленький клювик до 5 см делает их милыми и необычными. В водах России беломордый дельфин обитает только в Баренцевом и Балтийском морях.
Зубр – современник мамонтов. Его заслуженно считают властелином леса благодаря удивительной мощи, силе, величию этого зверя.
- А как мы, люди, можем сохранить и сберечь животный мир Земли? (ответы детей)
Слайд 20
Вот такие правила существуют для сохранения животных, птиц и насекомых на планете:
- Подкармливай птиц и животных зимой.
- Не разоряй гнёзда птиц, норы животных и муравейники.
- Не лови насекомых.
- Не убивай животных и птиц.
Вы согласны с этими правилами? Будете их соблюдать?
- А я предлагаю вам сыграть в игру «Представь себя…». Встаньте.
- Представьте себя молодой березкой, на которой только-только распустились молодые листочки. И вдруг….. ей сломали веточку. Расскажи, что ты чувствуешь?
- Представьте себя букетом колокольчиков, которым любуются, восхищаются и выбрасывают за ненадобностью на лесную тропинку. Расскажи о своих ощущениях.
- Представьте себя птицей, парящей в голубом небе в которую только что попал мальчишка из рогатки. Каково тебе? Расскажи.
- Садитесь.
- Какие выводы можно сделать из этих ситуаций? Ответы детей
А мы переходим к 4 заданию. И бабочка предлагает нам снова немного поиграть. Я читаю начало стихотворения, а вы говорите его концовку в рифму. В результате у нас получатся правила для сохранения природы.
Слайд 21
- Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую ...(жечь).
- Ать-ать-ать, не будем гнезда ... (разорять).
- Оры-оры-оры, не трону ... (мухоморы).
- Ой-ой-ой, подкормлю я птиц... (зимой).
- Аем-аем-аем, деревья мы ... (сажаем).
- Су-су-су, не станем мусорить в ... (лесу).
- Омы-омы-омы, очистим ... (водоемы).
- Ор-ор-ор, потушу в лесу ...(костер).
- Орнем-орнем-орнем, цветок не вырву с ...(корнем).
- Эвья-эвья-эвья, нельзя ломать ... (деревья).
- Эчь-эчь-эчь, природу будем мы ...(беречь).
- Молодцы! Я надеюсь, что вы все будете беречь природу и обязательно расскажите как это делать своим друзьям и младшим братьям и сестрам, а может быть даже напомните и своим родителям.
Слайд 22
- А у нас осталось последнее задание. Посмотрим, что нам предлагает бабочка?
А предлагает она заселить нашу планету прекрасными бабочками такими же, как и она сама. Для этого мы с вами будем разукрашивать бабочек. – раздать картинки
Посмотрите, бабочки у нас находятся в круге. Такое изображение рисунка в круге, называется «мандала». И расшифровывается оно, как «круг» или «окружность».
Изображение внутри круга может быть любым.
Слайд 23
Посмотрите, какие прекрасные мандалы существуют.
Принято считать, что рисование мандал успокаивает душу и помогает наладить отношения со своим внутренним «я». Цвет в мандалах тоже имеет большое значение. Ведь именно через цвет человек передает свое внутреннее состояние.
А изображение бабочки - символизирует человеческую душу. Поэтому, после завершения работы, мы сможем узнать, как вы себя ощущаете и какое настроение у вас после нашей встречи.
Дети рисуют под музыку
- Расскажи, какое настроение у тебя после рисования мандалы?
Слайд 24 Рефлексия - радуга
- Поделитесь своими впечатлениями о нашей встрече.
- Поблагодарим бабочек за то, что они напомнили нам правила, по которым все мы должны жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть эти красавицы всегда кружатся в веселом хороводе, радуя нас своим существованием.
А теперь выберите ту ромашку, которая соответствует вашему настроению сейчас.
Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами Арт-терапии "Дерево счастья"
Занятие предназначено для учащихся с умеренными нарушениями интелекта в возрасте от 10 до 16 летЦель: способствовать гармонизации психоэмоционального состояния учащихсяЗадачи:ü...
Индивидуально-ориентированное занятие (с элементами арт-терапии), направленное на коррекцию агрессивного поведения ребенка
Описанное выше занятие является частью моей цельной программы, которая называется «Индивидуально-ориентированная программа (с элементами арт-терапии), направленная на коррекцию агрессивного поведения ...
Конспект проведения занятия с использованием информационно-коммуникационной технологии. Новогодняя открытка с сюрпризом «Весёлый хоровод снеговиков».
Новогодняя открытка с сюрпризом «Весёлый хоровод снеговиков»....
Программа "Развитие эмоциональной саморегуляции у детей младшего школьного возраста в процессе групповых занятий с элементами арт-терапии"
Программа позволяет познакомить детей с основными эмоциями (радость, грусть и т.д.), способствует развитию у детей эмоционально-волевой саморегуляции...
Коррекционно-развивающее занятие с элементами игры: «Полезные и вредные привычки» для 3- 4 классов.
Внеклассное мероприятие, которое способствует расширить представление обучающихся о привычках человека. Систематизирует знания воспитанников о полезных и вредных привычках, их влиянии на здоровье....
Конспект коррекционно-развивающего занятия с элементами нейропсихологической коррекции "Внимание к себе"
quot;Нейропсихологический метод действительно занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Только он позволяет оценить и описать те системно-д...