Причины девиантного поведения школьников
материал на тему
В данном разделе все желающие смогут найти ответы на вопросы по психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_deviantnogo_povedeniya.rar | 90.6 КБ |
polozhenie_psihologicheskaya_sluzhba.doc | 96.5 КБ |
rezultaty_monitoringa_v_1_kl.doc | 57.5 КБ |
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ
МКОУ «Ливадийский УВК»
Введение
Система психологического обеспечения является необходимым компонентом общего образования, реализующим социально-психологическое проектирование, мониторинг и экспертизу условий для личностного, интеллектуального и социального развития личности, для охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказание психологической помощи (психологической поддержки) всем участникам образовательного процесса в соответствии с целями и задачами системы общего образования.
Под психологическим обеспечением образования понимается многоуровневая организационная система, интегрирующая основные структурные единицы, которые обеспечивают оказание эффективной психологической помощи всем участникам образовательного процесса в учреждениях образования всех типов и видов.
Психологическая служба учебного заведения является структурным подразделением данного учебного заведения. Согласно Положению о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22.20.99 г. № 636), Психологическая служба оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающихся, воспитанников, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию у обучающихся, воспитанников творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики условий возникновения подобных нарушений.
Настоящее Положение о психологической службе МКОУ «Ливадийский УВК» разработано с учетом нормативных документов, регулирующих деятельность Психологической службы в образовательном учреждении.
1. Общие положения
- Цели Психологической службы
Деятельность психологической службы в МКОУ «Ливадийский УВК» определяется следующими целями:
• содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, преподавателей и администрации и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса;
• содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для достижения успеха в жизни, получения профессии, развития карьеры;
• оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
• содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
1.2. Задачи Психологической службы
Психологическая служба МКОУ «Ливадийский УВК» призвана решать следующий комплекс задач:
• психологический анализ социальной ситуации развития обучающихся, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию всех участников образовательного процесса;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
• содействие педагогическому коллективу МКОУ «Ливадийский УВК» в гармонизации социально-психологического климата;
• психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся;
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
• участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов МКОУ «Ливадийский УВК» , образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
• содействие распространению и внедрению в практику МКОУ «Ливадийский УВК» достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
• содействие в обеспечении деятельности педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
- Основные направления деятельности Психологической службы
Деятельность Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК» осуществляется по следующим направлениям:
- психологическое просвещение – формирование у обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий обучающихся для полноценного личностного развития и самоопределения, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в развитии личности и интеллекта;
- психологическая профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
- психологическая диагностика – углубленное психолого-педагогическое изучение участников образовательного процесса;
- психологическая коррекция – активное воздействие на процесс развития личности и сохранение ее индивидуальности;
- консультативная деятельность – оказание помощи участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования;
- научно-исследовательская деятельность.
1.4. Формы деятельности Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК»
Направления деятельности | Целевая аудитория | Формы деятельности |
Психологическое просвещение | Обучающиеся | Проведение классных часов |
Оформление стенда Психологической службы | ||
Оформление Интернет-сайта Психологической службы | ||
Родители | Участие в родительских собраниях | |
Проведение семинаров | ||
Педагоги | Проведение семинаров-тренингов | |
Психологическая профилактика | Обучающиеся | Диагностика |
Консультирование | ||
Тренинги | ||
Родители | Консультирование | |
Тренинги | ||
Педагоги | Тренинги | |
Консультирование | ||
Психологическая диагностика | Обучающиеся | Индивидуальное и групповое тестирование |
Психологическая коррекция | Обучающиеся | Индивидуальные и групповые коррекционные занятия |
Психологическое консультирование | Обучающиеся | Индивидуальное и групповое консультирование |
Родители | Индивидуальное и групповое консультирование | |
Педагоги | Индивидуальное и групповое консультирование | |
Администрация | Консультирование | |
Методическая и научно-исследовательская деятельность | Сотрудники Психологической службы МКОУ «Ливадийский УВК» | Участие в семинарах и конференциях. Повышение квалификации. |
- Организация деятельности Психологической службы
Деятельность Психологической службы регулируется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки, уставом МКОУ «Ливадийский УВК»
Психологи, работающие в психологической службе МКОУ «Ливадийский УВК», осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящим Положением, и в соответствии с запросами обучающихся, родителей, педагогов и администрации.
В решении всех проблем психолог исходит, прежде всего, из интересов обучающегося, решая задачи его всестороннего и гармоничного развития.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией МКОУ «Ливадийский УВК».
Деятельность Психологической службы ориентирована преимущественно на обучающихся. Работа с администрацией, членами педагогического коллектива и родителями подчинена этой основной задаче.
Психологическую деятельность в МКОУ «Ливадийский УВК» осуществляют специалисты, имеющие общепсихологическую и специальную психологическую подготовку в области возрастной и педагогической психологии.
3. Права и обязанности сотрудников Психологической службы
3.1. Ответственность психолога Службы
- Психолог несет персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность даваемых рекомендаций.
- Психолог несет ответственность за сохранение протоколов официальных обследований, за ведение документации в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
3.2. Права психолога
Психолог имеет право:
- выбирать формы и методы работы с обучающимися, педагогами и другими работниками, устанавливать очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в определенный период;
- выходить с предложениями к руководству учебного заведения и общественные организации по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования Психологической службы;
- изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела обучающихся, педагогов и других сотрудников МКОУ «Ливадийский УВК»;
- посещать занятия для проведения наблюдений за поведением и деятельностью обучающихся в ходе педагогического процесса;
- проводить в коллективе групповые и индивидуальные психологические обследования;
- выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях;
- вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений.
3.3. Обязанности психолога
В своей деятельности психолог обязан:
- руководствоваться Уставом МКОУ «Ливадийский УВК», нормативными документами Министерства образования РФ, настоящим Положением о Психологической службе;
- оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу МКОУ «Ливадийский УВК» в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся, индивидуального подхода к ним, а также учащимся в решении их индивидуальных проблем;
- в решении всех профессиональных вопросов исходить из интересов клиента (обучающегося, родителя и т.д.);
- хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультационной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружению, а также, если клиенту были даны гарантии анонимности результатов исследования;
- знать новейшие достижения психологической науки, в том числе в области социальной, возрастной и педагогической психологии;
- применять современные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной и психопрофилактической работы;
- пропагандировать психологические знания среди участников образовательного процесса;
- рассматривать профессиональные вопросы и принимать решения строго в границах своей компетенции и служебных обязанностей;
- информировать педагогический коллектив и администрацию о задачах, содержании и результатах проводимой работы в рамках, гарантирующих респондентам соблюдение конфиденциальности;
- вести и хранить рабочую документацию, связанную с деятельностью Психологической службы;
- постоянно повышать свою квалификацию (не реже одного раза в пять лет);
- препятствовать проведению в МКОУ «Ливадийский УВК» диагностической, психокоррекционной и других видов работы по вопросам психологии некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.
4. Формы учета деятельности и отчетности Психологической службы
4.1. Общая характеристика форм учета деятельности Психологической службы
Формы учета деятельности и отчетности Психологической службы являются основой для контроля и оценки деятельности Службы со стороны администрации и содержат:
- количественные данные о проведенной в течение года работе;
- основные проблемы, по которым обращались в соответствующее подразделение психологической службы;
- научно-методические средства, применявшиеся в работе;
- качественную характеристику проведенной работы.
Перечень документации Психологической службы включает:
- годовой план работы, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
- журнал учета проведенной работы;
- программы и методики психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы;
- аналитический отчет о проведенной работе за год, утвержденный руководителем образовательного учреждения;
- рабочую документацию.
4.2. Формы отчетной документации
1. Годовой план работы
Направление работы | Целевая аудитория | Виды деятельности | Цель | Сроки проведения | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2. Журнал учета проведенной работы включает запись всех форм работы психолога, и отмечаются даты и время выполнения отдельных видов работы (диагностической, развивающей, коррекционной, консультативной, психопрофилактической, просветительской).
Дата | Направление | Вид работы | Содержание работы | Инициатор | Участники | Исполнитель Ф.И.О., подпись |
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
3. Характеристика программ и методов психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы дается в свободной форме и включает в себя:
- цели и направления программы;
- адресата;
- авторство;
- краткое содержание.
4. Аналитический отчет о проведенной работе за год пишется в свободной форме и включает:
• количественные данные о проведенной в течение года работе;
• качественный анализ основных проблем, по которым обращались в психологическую службу;
• обеспеченность решения проблем научными, методическими средствами;
• основные проблемы и трудности в работе;
• перспективные направления работы.
5. Рабочая документация Психологической службы является закрытой и может предъявляться только профильным специалистам, работающим в психологической службе системы образования. Эта группа документации представляет собой рабочие материалы педагога-психолога и включает в себя основное содержание его работы: с отдельным ребенком, группой детей, целым классом, педагогом, родителями и др.
Основной формой этой документации является психологическая карта (учащегося, класса – в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и заполняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу.
Карта содержит:
1. Протоколы и данные обследований, бесед, наблюдений и других форм работы. В протоколе указываются: дата и время работы; основания для работы; формы работы (название метода, необходимые комментарии); краткий вывод; перспективы дальнейшей работы.
2. Данные о рекомендациях.
3. Название коррекционных и развивающих программ, которые проводились с ребенком или с группой, классом.
4. Письменные заключения; предоставляемые психологом другим специалистам, в различные учреждения, родителям и т. п.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Ливадийский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым
Справка
о результатах мониторинга
сформированности личностных универсальных учебных действий
у учащихся 1-х классов
Мероприятие было проведено в соответствии с планом работы педагога-психолога
Дата проведения мониторинга: 16 сентября – 16 октября 2015г.
Цель мониторинга: определить уровень сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов.
В мониторинге приняли участие ученики 1-х классов в количестве 45 человек.
Сложности проведенного мониторинга связаны с временными затратами. На проведение одного диагностического обследования в среднем было затрачено 35 – 45 минут (без обработки результатов и их анализа).
Результаты мониторинга сформированности личностных универсальных учебных действий у учащихся 1-х классов.(1-А,1-Б)
- Самоопределение.
- Уровень сформированности внутренней позиции школьника:
0 уровень – 2,2% (1 ч.) (А.) - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.
1 уровень – 40% (18 ч.) - положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
2 уровень – 37% (17 ч.) - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с учебными аспектами.
3 уровень – 20% (9 ч.) - ориентация на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.
- Уровень сформированности самооценки:
заниженная самооценка – 0 ч.;
адекватная самооценка – 7% (7 ч.);
завышенная самооценка – 93% (38 ч.).
- Уровень развития рефлексивной оценки атрибуции успеха/неуспеха в деятельности:
0 уровень – низкая рефлексия – 26% (12 ч.) - некритичная оценка своей деятельности;
1 уровень – «способности, везение» - 37% (17 ч.) - ребенок ссылается на способности, везение;
2 уровень – «объективная трудность задачи» - (22%) 10 ч. - ссылается на объективную трудность;
3 уровень «усилия» - 13% (6 ч.) - ссылается на недостаточность собственных усилий.
- Смыслообразование.
- Уровень развития познавательного интереса и инициативы:
1 уровень – низкий – 62% (28 ч.) - интереса к чтению сказки не проявляют, вопросов не задают;
2 уровень – средний – 37% (17 ч.) - проявляют интерес к сказке, но сами инициативы не проявляет, после дополнительного вопроса психолога спрашивают, чем закончилась сказка и с интересом выслушивает развязку.
- Уровень сформированности школьной мотивации:
1 уровень – 0 ч.- негативное отношение к школе;
2 уровень – 13% (6 ч.) - низкая школьная мотивация . Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.
3 уровень – 15,5% (7 ч.) - положительное отношение к школе, но их школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
4 уровень – 51% (23 ч.) - хорошая школьная мотивация;
5 уровень – 20% (9 ч.) - высокая школьная мотивация.
- Ориентация на моральные нормы и их выполнение.
- Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы справедливого распределения:
1 уровень – 62% (28 ч.) – норма справедливого распределения не усвоена полностью или частично, отсутствует ориентация на моральное содержание ситуации;
2 уровень – 37% (17 ч.) – выделяют норму справедливого распределения и формулируют ее, как правило, которому необходимо следовать всем («нужно делиться с другими», «должно всем достаться поровну»)
- Ориентация на моральное содержание ситуации и усвоения нормы взаимопомощи:
1 уровень – 73% (33ч.) – не выделяют морального содержания рассказа ответа. Ориентировка на связь эмоций и невыполненного поручения отсутствует, хотя и принимают установку на просоциальное поведение - указание на неправильное поведение героя, ориентированы на норму взаимопомощи.
2 уровень – 26,6% (12 ч.) - выделяют моральное содержание рассказа, ориентируясь на чувства героев. Указывают на невыполненную просьбу матери («ему грустно, потому что мама его попросила, а он не сделал»). Ориентировка на связь эмоций и невыполненной просьбы.
- Ориентация на мотивы поступков героев (уровня моральной децентрации):
1 уровень – 17,7% (8ч.) - Отсутствует ориентация на обстоятельства проступка. Следует наказать обоих. («Оба виноваты, поступили оба плохо»).
2 уровень – 64% (29 ч.) - Ориентация на объективные последствия поступка. Следует наказать Сережу («Сережа виноват больше, он разбил больше (много) чашек»).
3 уровень – 17,7% (8 ч.) - Ориентация на мотивы поступка («Петя виноват больше, ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя удовлетворить свои желания»).
Выводы
- У 40% учащихся 1-х классов внутренняя позиция школьника – сформирована. У этих детей положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы они продолжают стремиться к занятиям школьного содержания. Они проявляют особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа. Такие дети предпочитают классные коллективные занятия индивидуальным занятиям дома и социальный способ оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).
- 7% учащихся имеет адекватную самооценку своих способностей .
- Рефлексивная оценка атрибуции успеха/неуспеха в деятельности развита у 13 % учащихся . Эти дети считают, что их неуспех в какой-либо деятельности связан с недостаточностью собственных усилий. При этом 39% учащихся не могут критический оценить свою деятельность или приписывают неуспех внешним обстоятельствам. Это вполне закономерно так, как рефлексивная оценка собственной деятельности у учащихся 1-х классов еще находится в стадии становления.
- Познавательные интересы у 37% учащихся развиты на среднем уровне, но инициативность еще проявляется недостаточно.
- У 71% учащихся имеют высокий или хороший уровень развития учебной мотивации. Из них 20% - отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. И 15,5% - успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
- 62% учащихся осознанно ориентированы на норму справедливого распределения и поиск способов ее реализации. 37% усвоили нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений. Ориентация на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.
На основании полученных выводов можно сделать следующие заключения:
- Внутренняя позиция школьника сформирована в настоящее время только у 40% учащихся 1-х классов.
- 71% учащихся имеют необходимый уровень развития личностной мотивации учебной деятельности.
- Только около37 % учащихся ориентированы на моральные нормы и их выполнение.
Рекомендации классным руководителям:
- Формировать внутреннюю позиции школьника.
- Формировать личное и эмоциональное отношение к себе через развитие адекватной самооценки.
- Развивать рефлексивную оценку атрибуции успеха/неуспеха своей деятельности
- Развивать познавательный интерес, инициативу, умение задать вопросы.
- Развивать учебную мотивацию у учащихся с низкой школьной мотивацией или положительным отношением к школе.
- Формировать у учащихся действия нравственно-этического оценивания - выделение морального содержания ситуации, ориентация на норму справедливого распределения, учет нормы взаимопомощи как основания построения межличностных отношений, учет мотивов и намерений героев.
19 октября 2015 г.
Педагог-психолог: _______ Л.Р. Асанова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика девиантного поведения в младшем школьном возрасте. Понятие и особенности девиантного поведения младших школьников
Как распознать и во время принять меры по предупреждению агрессии у ребенка? Как предотвратить формирование девиантного поведения школьника? профилактика и раннее выявление возможных проблем ребенка -...
Девиантное поведение учащихся: причины, признаки, организация работы по его профилактике
Основные причины девиантного поведения школьников Понятие девиантного поведения учащихся в свете социологии, психологии и педагогики. Характеристика основных признаков девиантного пове...
Профилактика девиантного поведения школьников
Работа с детьми с девиантным поведением...
Профилактика девиантного поведения школьников
освещение работы девиантного поведения школьников...
«Девиантное поведение подростков: сущность, причины, коррекция»
laquo;Методическая разработка, рекомендации по проблеме профилактики и здоровьесбережения»...
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: ПРИЧИНЫ, ПРОЯВЛЕНИЯ, ПРОФИЛАКТИКА, ПРЕОДОЛЕНИЕ
Девиантное поведение: причины, проявления, профилактика, преодоление. Сборник статей по материалам III Областной научнопрактической конференции/Авторы-составители: Артеменко Анастасия Германовна, педа...
Девиантное поведение обучающихся начальной школы: причины возникновения и пути их обнаружения
Развитие гармоничной личности во многом зависит от той среды, которая окружает эту личность. Этой средой является семья, школа, сверстники, сам ребенок и многое другое. Не получившие в семье нужной ла...