Коммуникативно-двигательный тренинг "Учимся понимать друг друга"
план-конспект по теме
Представленное занятие имеет сценарное воплощение в форме группового психокоррекционного занятия педагога-психолога коррекционной школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их родителями. Методика направлена на гармонизацию детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с выраженными ментальными нарушениями. Занятие построено на основе современных психологических подходов к работе с семьей ребенка-инвалида и с учетом нозологических, возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей с ментальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_detsko-roditelskih_otnosheniy_-_uchimsya_ponimat_drug_druga.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление: Реализация ФГОС образования учащихся с интеллектуальными нарушениями
Тема: Учимся понимать друг друга
Форма проведения: Тренинг гармонизации детско-родительских отношений.
Участники:
Целевая группа родителей в количестве 10-12 человек с детьми, имеющими выраженные нарушения здоровья и/или обучающимися на дому.
I. Целевой блок
Цель: Сохранение психологического здоровья детей в семье через гармонизацию детско-родительских отношений.
Задачи:
- Повышать психологическую грамотность родителей по вопросам организации конструктивного взаимодействия с ребенком в ОВЗ.
- Расширять представления родителей о психологическом здоровье детей в ОВЗ.
- Вооружить знаниями о видах и причинах возникновения ранних форм отклоняющегося поведения детей.
- Познакомить с практическими приемами нормализации эмоционального состояния ребенка в ОВЗ.
- Оптимизировать детско-родительские отношения через использование телесно-ориентированных психотехник.
Формируемые базовые учебные действия (БУД) Компонент жизненных компетенций учащихся | |||
Личностные | Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные |
- уважительное отношение, -формирование активной позиции ребенка при взаимодействии с родителями; - навыки сотрудничества в разных ситуациях; - умение устанавливать значение результатов совместной деятельности для удовлетворения потребностей, мотивов, жизненных интересов. | - умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески перерабатывать; - умение формулировать цели взаимодействия; - умение действовать по изученному алгоритму, ориентироваться в схемах, плакатах; - формирование умения работать с новой информацией, структурировать знания, строить цепь рассуждений; - умение анализировать полученную информацию. | - уметь контролировать своё время и управлять им; - планировать своё и совместные действия в соответствии с поставленной задачей; - принятие задачи, участие в составлении плана работы; - умение действовать в соответствии с планом; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | - формирование коммуникативных навыков работы в группе, парах, навыков взаимодействия друг с другом; - готовность слушать партнера и вести диалог; - умение строить понятное высказывание, оформлять свои мысли в устной форме; - умение использовать мимику и пантомимику в процессе взаимодействия; - взаимодействие во время беседы, во фронтальной работе; - умение неконфликтно взаимодействовать в паре, группе, осуществление взаимного контроля. |
II. Инструментальный блок.
Основные понятия: психологическое здоровье, психологическая грамотность, конструктивное взаимодействие, эмоциональное состояние, телесно-ориентированные техники.
Формы организации деятельности: групповая.
Ресурсы:
- Для ведущего: Музыкальный центр, релаксационная и танцевальная музыка, коллаж с надписью «Весенняя картина», магнитная доска, магниты, анкета обратной связи, дипломы «Дружная семейка».
- Для участников: Кресла по количеству участников, старые газеты, корзина для мусора, предметные картинки для коллажа, клей, бумага форматом А4, цветные карандаши, планшеты, птичьи перышки.
III. Организационно-деятельностный блок.
Подготовительная работа:
- Проветриваемое помещение с тренинговой и подвижной зонами
- Установка кресел для работы в круге
- Подготовка оборудования
- Оформление дипломов «Дружная семейка»
План занятия:
Вводная часть:
Упражнение «Мои ожидания»
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Упражнение «Знакомство»
Основная часть:
«Лепим комочки» | «Весенняя картина» | «Портрет птички» |
«Снежный бой» | «Гнездышко» | «Важная птица» |
«Солнышко встает» | «Послушный – непослушный» | «Мы тебя любим» |
«Капель» | «Птичий переполох» |
Заключительная часть:
Упражнение «Птичьи следы»
Упражнение «Я возьму с собой»
Упражнение «Дружная семейка»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Упражнение «Мои ожидания»
Цель: Осмысление участниками целей занятия и ожидаемых результатов.
Участникам предлагается осознать тему, цель и задачи тренинга, высказать свои ожидания от тренингового занятия.
Ведущий: чтобы чему-то научиться и хорошо отдохнуть давайте сначала поздороваемся, но необычными способами.
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: раскрепощение, настрой на активное взаимодействие.
Участники в парах, по сигналу ведущего, здороваются друг с другом руками, ногами, лбами, носами, ушами, попами, животами.
Ведущий: А кто предложит свой способ приветствия друг друга. А теперь пора и познакомиться, но тоже необычным способом
Упражнение «Знакомство»
Цель. Развитие нравственных взаимоотношений, знакомство с особенностями характера участников группы, подчеркивание индивидуальности каждого.
Мамам предлагается назвать свое имя и качество на первую букву имени свойственное для себя (Например, Татьяна – талантливая). Затем ребенок называет свое имя, а мама на первую букву его имени называет положительное качество ребенка (Например, Саша – скромный).
Ведущий: начинаем наше путешествие. Отгадайте загадку:
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег)
Основная часть
Упражнение «Лепим комочки»
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.
Участникам под веселую музыку предлагается взять газеты, и под девизом «Кто быстрее?» разорвать их и скомкать в снежные комочки
Ведущий: Вот какая зима никак не хочет сдаваться, давайте проводим ее веселой игрой.
Упражнение «Снежный бой»
Цель: отреагирование скрытой негативной энергии.
Участникам под веселую музыку предлагается закинуть сделанные снежные комочки в корзину для мусора.
Ведущий: Посмотрите, какие мы молодцы, но чтобы быстрее пришла весна, нам поможет теплое солнышко.
Упражнение «Солнышко встает»
Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
Участникам предлагается встать в круг, взяться за руки. Со словами «Солнышко встает» сомкнуть круг, и синхронно поднимают руки вверх.
Ведущий: Посмотрите, солнышко пригрело наши комочки стали таять, закапало с крыш вот так.
Упражнение «Капель»
Цель: сплочение группы.
Участникам предлагается похлопать по коленям, представить, на что похожи хлопки (капельки с крыши). Сыграть быструю, медленную музыку весенней капели, отдельные капли.
Ведущий: Какое же время года наступило? (весна) давайте попробуем нарисовать весеннюю картину
Упражнение «Весенняя картина»
Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.
Участникам предлагается составить совместный коллаж на весеннюю тематику из предметных картинок, предложенных каждой детско-родительской паре. Придумать название и рассказать о содержании картины.
Ведущий: Посмотрите на нашу картину, давайте похлопает всем, кто ее «рисовал». Назовите, что же происходит весной (листочки, травка, цветочки, птички прилетают). Птички ищут себе домики, строят гнезда. Предлагаю вам превратиться в птичек и смастерить себе гнездо.
Упражнение «Гнездышко»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, чувства безопасности и доверия.
Участникам предлагается поставить стулья «паровозиком» друг за другом. Мама садится сзади, ребенок впереди. Мама обхватывает ребенка руками. Звучит релаксационная музыка.
Ведущий: Маленькому птенчику хорошо и уютно в своем гнездышке. Мама защищает его, согревает, дает ему все необходимое. Детки пошевелились, покрутили головкой. Так хорошо сидеть тихонько с мамой в гнездышке, тепло… Ну вот солнышко стало пригревать сильнее, птенцу становится жарко, тесновато… Он поводит плечиками, стараясь освободиться… Мама не пускает – ей тоже очень приятно, когда ребенок рядом. Она крепко держит, но птенчик не сдается, он все активнее шевелится, пробует освободиться. Вот уже головка, и плечики показалась из гнезда. Мама перестает сопротивляться, она понимает, что пришло время понемногу отпускать своего ребенка, дать самостоятельности, и не мешая быть рядом.
Упражнение «Послушный – непослушный»
Цель: психоэмоциональная разрядка.
Мамы сидят на стульях, дети также на стульях спиной к ним, между ногами. Выполнение по команде.
Ведущий. Птенчики, как и детки, бывают послушными и непослушными. Когда ребенок непослушный, он стучит ногами, хлопает руками – мама его крепко держит, обняв сзади. Когда птенчик послушный, мама его гладит по головке, обнимает.
Но ребенок не может все время сидеть спокойно с мамой, ему нужна самостоятельность. Тогда мама решила научить его лететь.
Упражнение «Птичий переполох»
Цель: снятие эмоционального напряжения, осознание семейного единства.
Мамам вместе с детьми предлагается по команде «День» предлагается «полетать». Мама учит своего птенца, как идти маленькими шагами, как махать крылья никого не задевая. По команде «Ночь» мама с ребенком «прилетают» в свое гнездо и ложатся спать (Повторяется насколько раз). Затем дети по команде «летают» уже одни и возвращаются в свое гнездо к маме (Повторяется насколько раз).
Ведущий: Наступило утро, пора готовиться к важному событию – празднику птенцов. Поэтому сначала нужно привести себя в порядок – почистить перышки.
Упражнение «Портрет птички»
Цель: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация.
Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Мама приглаживает перышки ребенка, ребенок – мамы (волосы). Далее они аккуратно пальчиком «рисуют» лицо друг друга. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка пальцем. Ребенок так же «рисует» мамин портрет.
Ведущий: Теперь все готовы и мамы переходят к самому важному – воспитанию птенцов.
Упражнение «Важная птица»
Цель: установление тактильного контакта, взаимопонимания, формирование способности к самовыражению, творчеству.
Упражнение выполняется в парах (родитель и ребенок). Задача — научить ребенка принимать позу важной птицы, мама сама решает, как будет выглядеть эта «важная птица», как она будет держать голову, в какой позе она будет стоять. И мама сначала сама демонстрирует ребенку позу, выражение лица и движения важной птицы. Затем ребенок повторяет за мамой, делает самостоятельно. Мамы присаживаются рядом с детьми.
Ведущий: После этого дети по очереди демонстрируют важную птицу, остальные участники любуются птенцами (хлопают, поддерживают).
Упражнение «Мама молодец!»
Цель: выражение благодарности родителям, развитие чувства признательности к ним.
Ведущий: Давайте все вместе похвалим маму за правильное воспитание своего ребенка и все вместе скажем «Мама молодец!».
Но ведь и птенцы не подвели своих мам, они очень старались, давайте и им скажем добрые слова «Мы тебя любим»
Упражнение «Мы тебя любим»
Цель: создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя.
Участникам-детям предлагается выйти в круг или просто встать, остальные участники хором говорят ему «Мы тебя любим!», мама подбадривает ребенка, гладит, обнимает.
Ведущий: А теперь нам пора немного отдохнуть и оставить свой след в истории. Для этого я предлагаю вам нарисовать свои птичьи следы – ладошки и раскрасить их.
Заключительная часть
Упражнение «Птичьи следы»
Цель: закрепить позитивный опыт взаимодействия в группе, релаксация.
Участникам под звуки релаксационной музыки предлагается обвести свои ладошки. Во время раскрашивания их детьми, мамам предлагается ответить на вопросы анкеты обратной связи.
Ведущий: Пока детки заняты важным делом предлагаю мама быстренько ответить на вопросы анкеты, записать и озвучить свои впечатления.
Упражнение «Я возьму с собой»
Цель: подведение итогов занятия.
Участники проводят рефлексию занятия и отвечают на вопросы:
– Что больше всего понравилось?
– Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
– Что хотелось бы себе пожелать?
Участники осуществляют обратную связь с описанием тех приемов и упражнений, которые они «возьмут» с собой в реальные жизненные условия, с помощью которых попытаются более внимательно относиться к ребенку и семейным отношениям.
Ведущий: Сегодня мы славно поработали – поучили детей самостоятельности, важному поведению, уважению и послушанию. В благодарность и память об участии вам вручаются специальные дипломы.
Упражнение «Дружная семейка»
Цель: передача ответственности за приобретенный опыт.
Каждой семейной паре под аплодисменты присутствующих вручается диплом, подтверждающий участие в тренинге развития детско-родительских отношений «Дружная семейка».
Приложение
АНКЕТА
1. Фамилия, имя, отчество (по желанию)___________________________________________
_________________________________________________________________________________
2. Какие упражнения, игры, задания оказались наиболее полезными для вас и вашего ребенка? (подчеркните нужное)
«Лепим комочки» | «Весенняя картина» | «Важная птица» |
«Снежный бой» | «Гнездышко» | «Портрет птички» |
«Солнышко встает» | «Послушный – непослушный» | «Мы тебя любим» |
«Капель» | «Птичий переполох» | «Птичьи следы» |
3. Какие упражнения, игры, задания показались трудными и непонятными?
«Лепим комочки» | «Весенняя картина» | «Важная птица» |
«Снежный бой» | «Гнездышко» | «Портрет птички» |
«Солнышко встает» | «Послушный – непослушный» | «Мы тебя любим» |
«Капель» | «Птичий переполох» | «Птичьи следы» |
4. Оцените по 5-бальной шкале эффективность такой форма работы, как детско-родительский тренинг:
• для детей____________________________________________________________________
• для родителей________________________________________________________________
• для семейных отношений_______________________________________________________
5. Ваши замечания, предложения, пожелания для повышения эффективности ведения и организации детско-родительского тренинга __________________________________________
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».
Классный час по теме: «Искусство понимать друг друга».Цель:-Сформировать у учащихся представление о толерантности;- Развивать критическое мышление и навыки групповой работы, умение вести диалог и аргу...
План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"
План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...
Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".
Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Внеклассное мероприятие "Давайте понимать друг друга", посвящённое Международному Дню толерантности
Формирование поведения, основанного на толерантности, в детском возрасте происходит в условиях игрового и реального взаимодействия со взрослыми и сверстниками, поэтому данное мероприятие...
Учимся понимать друг друга.
В данной статье описывается дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка через различные каналы восприятия.Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприя...
Сценарий внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 3 классов "Мы легко понимаем друг-друга"
Данная разработка внеклассного мероприятия ориентирована на повторение лексики по темам "Дни недели", « Числительные», «Продукты питания», «Глаголы», тренировку умений рассказывать стихи , тренировку ...