Учимся понимать друг друга.
статья (1 класс) по теме
В данной статье описывается дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка через различные каналы восприятия.Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Какие особенности внимания и запоминания визуалов, аудиалов и кинестетиков существуют? Методы общения с детьми, относящимися к разным группам восприятия. Все эти вопросы раскрываются в статье "Учимся понимать друг друга".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дифференцированный подход к учащимся на основе ведущего канала восприятия. | 19.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся понимать друг друга.
Первый раз в первый класс! Наверно каждый учитель помнит своё волнение именно первого сентября, в какой бы раз не заходил он в класс к своим новым ученикам. К привычному волнению всегда примешивается чувство ожидания чего-то нового, неизвестного. Вопросы, сомнения, волнения… Как помочь своим первоклассникам преодолеть адаптационный период в первом классе, как помочь влиться в школьную жизнь и обучение. Как научить их учиться, что бы каждый день приносил радость познания и общения. Известно, что эффективным является то обучение, при котором осуществляется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Не секрет, что многие используемые технологии, как правило, основываются на делении детей по уровню развития: сильные, средние и слабые. Им предлагаются задания разного уровня сложности, либо варьируется их количество. Но, на практике мы видим, что это малоэффективная дифференциация. Поэтому, я начала искать другие пути дифференциации. Помогла мне в этом статья Селивёрстовой Натальи Александровны, детского психолога и психотерапевта.
Не секрет, что каждый ребёнок имеет разные каналы восприятия информации. Может это и есть тот самый «золотой ключик», который откроет волшебную дверь в мир успешности каждого ребёнка на каждом уроке?
Попробуем разобраться… Все люди по способам восприятия делятся на четыре группы:
Визуал - человек, воспринимающий большую часть информации с помощью зрения.
Аудиал - тот, кто получает основную информацию через слух.
Кинестетик - тот, кто воспринимающий информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискрет (дигитал) - человек, у которого восприятие информации происходит через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория людей встречается реже всего, а детям, в том числе и школьникам, обычно вовсе не свойственна.
Поэтому мы эту группу не будем рассматривать. Остаётся три: аудиал, визуал и кинестетик.
Почему важно знать, каким образом учащийся воспринимает информацию?
На уроке учитель может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого ребёнка есть шанс –усвоить информацию на своём уровне восприятия. От того, какой канал у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма.
Если родители и учитель знают, к какой категории относится их ученик, им легче строить с ним отношения. Многое становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему мы "говорим на разном языке", как правильно поощрять ребенка или делать ему замечания и т. д.
Теперь кратко о том, как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации.
Такие особенности психики проявляются уже в дошкольном возрасте и играют большую роль в налаживании контактов ребенка с окружающими, в успешности обучения, получения новых навыков и умений. Как распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки информации? Часто достаточно понаблюдать!
Визуалы, в своей речи,употребляют существительные, глаголы, прилагательные, связанные со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на первый взгляд, красочный, яркий, как видите...). Для аудиала характерны слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, беззвучный...). Словарь кинестетика, в основном, включает слова, описывающие чувства, ощущения (схватывать, мягкий, теплый, шелковистый, прикосновение, хороший нюх, ароматный, гибкий...).
Также у каждой группы есть и особенности внимания.
Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, его легко отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.
Особенности запоминания визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами (образное мышление хорошо развито). Аудиал - то, что обсуждал, запоминает, слушая. Кинестетик помнит общее впечатление; запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая.
Различия в поведении кинестетиков, аудиалов и визуалов
Ситуация: домашнее задание, которое записано на доске.
Визуал послушно откроет дневник и перепишет с доски то, что задано на дом. Аудиал переспросит у соседа и запишет со слуха или не будет вообще ничего писать, а дома позвонит по телефону и узнает у одноклассников, что задано. Кинестетик долго роется в портфеле, находит нужные учебники, в них - заданные страницы и прямо в учебниках отмечает, что задано.
Ситуация: поведение на перемене.
Визуал чаще всего остается в классе (если там не очень шумно) либо выходит в коридор и рассматривает информацию на стенах, наблюдает за другими детьми. Аудиал использует перемену, чтоб наговориться и пошуметь. Кинестетику перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Конечно же, при обучении, воспитании необходимо учитывать особенности восприятия и переработки информации. Это относится и к родителям, и к педагогам. Важно общаться с ребенком на "его языке".
Замечания воспримутся лучше, если:
визуалу - покачать головой, погрозить пальцем;
аудиалу сказать шепотом " ш-ш-ш", "тише";
кинестетику положить руку на плечо.
При выполнении ребенком домашнего задания рекомендуется:
визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе работы может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;
аудиалу не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами;
кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно, давать возможность моторной разрядки (сходить в другую комнату, встать и попрыгать...).
При общении используйте методы, понятные и близкие ребенку:
с визуалом употребляйте слова, описывающие цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом пункты в книге, использовать таблицы, схемы, наглядные пособия;
с аудиалом используйте вариации голоса (громкость, паузы, интонации);
с кинестетиком используйте жесты, прикосновения, довольно медленную речь, позволяйте ему "обыгрывать" информацию.
Если мы будем учиться понимать своих учеников, то каждый урок, для каждого ученика будет в радость, позволяющий совершенствовать самого себя, да и не только ученика, но и учителя тоже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-сетка воспитательной работы в 1 классе на 1 полугодие по программе "Учимся понимать друг друга"
План-сетка на 1 полугодие по направлениям: интеллектуально-познавательная деятельность, эстетическое воспитание, воспитание патриотизма и гражданства, воспитание навыков ЗОЖ, работа с родителями, труд...
Презентация к выступлению на м/о по теме: "Учимся слушать и понимать друг друга".
Презентация составлена к выступлению на школьном методическом объединении учителей начальных классов....
"Учимся понимать друг друга. 16 ноября - День толерантности"
Презентация к классному часу "16 ноября - День толерантности. Учимся понимать друг друга"....
"Учимся разговаривать с людьми" или "Как научится понимать друг друга"
"Самая главная роскошь на земле - этоРоскошь человеческого общения".(Антуан де Сент Экзюпери)Общение - неотъемлемая часть жизни человека. Потребность общаться возникает у нас с самого рождения. В млад...
Учимся понимать друг друга
« Учимся понимать друг друга» Цель:· Сплочение классного коллектива.· Создание благоприятного психологического климата, пре...
Коммуникативно-двигательный тренинг "Учимся понимать друг друга"
Представленное занятие имеет сценарное воплощение в форме группового психокоррекционного занятия педагога-психолога коррекционной школы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их ро...
Конспект классного часа на сплочение коллектива в начальной школе «Учимся понимать друг друга»
Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков...