Рекомендации педагога-психолога для родителей младших школьников с ЗПР
методическая разработка
Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова.......
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_dlya_roditeley.docx | 112.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа №112 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Рекомендации педагога-психолога
для родителей младших школьников
с задержкой психического развития
Педагог-психолог:
Шалиманова К.О.
Санкт-Петербург, 2022
Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. В процессе игры ребенок часто импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать. Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, он не всегда ясно понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается. Эти особенности, а тем более их сочетание уже в детском возрасте могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.
Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется».
И вот ребенок приходит в школу. Именно в школе он встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями. Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. Он не может сосредоточится на уроке продолжительное время и выполнить задание без помощи учителя, часто отвлекается. «Ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги. Растеряны и сами родители: «делает уроки по три часа, а толку нет», «ленится и делать ничего сам не хочет», «не старается» и т.д. Начинаются обвинения в адрес ребенка. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».
Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники. Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести. При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе, снижается учебная мотивация.
Возникает закономерный вопрос «что же можно с этим сделать?» или «как помочь ребенку?»
По разным данным психолого-педагогических исследований, затруднения в усвоении школьной программы, в той или иной мере, испытывают около 20 % учащихся начальной школы. Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками. Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».
Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. И, в первую очередь, не потому, что он не хочет, а потому что не может. В силу специфических особенностей его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. Все это может проявляться в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, трудностях планирования собственной деятельности, сниженном умении предвидеть конечный результат своей работы, низкой скорости переключения внимания с одного действия на другое. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.
Какую помощь могут оказать родители, если в семье школьник с задержкой психического развития?
- Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
Пример: Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.
- Старайтесь не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
- Внимательно относитесь к организации труда и отдыха ребенка, чтобы предотвратить снижение работоспособности, излишнюю утомляемость.
Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.
- Проявляйте интерес к жизни, школьной деятельности ребенка.
Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение.
Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ. В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.
Также создать условия для успешного обучения, развития познавательных процессов младшего школьника можно и дома, выполняя некоторые упражнения:
- Собирать мозаику, узоры из кубиков по заданному образцу;
- Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах
Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели по соответствующим приметам, задаваемым либо поворотами дороги, либо какими-нибудь характерными деталями (дерево, камень и т.п.). Например, детям может быть дана следующая инструкция: необходимо найти «клад», закопанный на острове, если известно, что путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него, рядом с кактусом. Задание является довольно простым, если необходимые приметы предъявляются одновременно с лабиринтом. По мере развития школьников оно усложняется: инструкция к лабиринту дается заранее, например, в самом начале занятия, а сам лабиринт — по прошествии некоторого времени, и, таким образом, детям необходимо вспомнить необходимые приметы.
- «Графический диктант»
Ребенку предлагается воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор той или иной степени сложности. Образец узора может быть представлен как в виде изображения на листе тетради, так и в форме аудиальной инструкции (например, одна клетка вправо, одна вверх; одна вправо, одна вверх; одна вправо, две вниз и т.д.). В целях усложнения могут применяться узоры с двумя и более различными цветами. Кроме того, в качестве творческого задания детям можно предложить самостоятельно придумать повторяющийся графический узор.
- Упражнения на простейшие обобщения: «Продолжи числовой ряд», «Продолжи закономерность», «Дорисуй недостающее», «Противоположное слово», «Подбери пару»
Продолжи числовой ряд» Ребенку предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. Ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность. К примеру, 2, 4, 6, 8, ... (10, 12); 21, 18, 16, 13, 11, 8,... (6, 3); 9, 1, 7, 1, 5, 1,... (5,1) и т. п.
Противоположное слово». Детям предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным. Для слов, допускающих неоднозначное решение, например, «сырой», предлагается найти все возможные слова противоположного смысла и обосновать свое решение.
Подбери пару». Это задание способствует развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определенной логической связи (например, причина — следствие, род — вид, функциональные отношения и т.п.). К приведенному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи.
В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития.
Летература
- Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/А.Ф.Ануфриев.-М.:Просвещение,2004.
- Безруких М.М. Готов ли ребенокк школе? / М.М.Безруких._М.:Вентана-Граф, 2001.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок / М.М. Безруких._М.:Вентана-Граф, 2001.
- Безруких М.М. Ребенок-непоседа/ М.М. Безруких._М.:Вентана-Граф, 2001.
- Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети/ В.И.Гарбузов.-М.:АСТ,2005.
- Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках/ С.Д.Забрамная, О.В.Боровик.-М.:Новая школа,2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога-психолога родителям ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Уважаемые родители! Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и &laqu...
Методические рекомендации педагога-психолога родителям школьников
Актуальной проблемой школьного образования остаётся вовлечение родителей в совместную деятельность по обучению и воспитанию детей. Успешность ребёнка в школе во многом зависит от того, насколько родит...
Рекомендации педагога-психолога родителя 1-4 класс
ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ У ЖИЗНИ:∙ Если ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть. ∙ Если ребенок живет во вра...
Рекомендации педагога-психолога родителям по выстраиванию благополучных взаимоотношений между детьми
НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРИЧИНЫ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ СИБЛИНГОВ И КАК ИХ ИЗБЕЖАТЬ:Роли «любимец» - «отвергнутый»Обратите внимание на то, нет ли среди ваших детей явных &q...
Практические рекомендации педагога –психолога родителям по адаптации первоклассников:
Практические рекомендации педагога –психолога родителям по адаптации первоклассников:...
Рекомендации педагога психолога родителя четвероклассников
Вот мы и подошли к первому рубежу. Четвёртый класс завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники - это выпускники начальной школы. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет и пе...
Рекомендации педагога-психолога родителям по повышению самооценки младших школьников.
Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, уважайте его чувства, интересы и стремления....