"Первый раз в 5 класс"
материал на тему

Адаптация пятиклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervyy_raz_v_5_klass.docx82.26 КБ

Предварительный просмотр:

Первый раз в пятый класс

Проблемы современного «Пятиклашки»

     Многим классным руководителям хорошо знакома проблема адаптации пятиклассников к новым условиям обучения. Действительно – первая часть школьной жизни уже позади – ребенок отучился в начальной школе. Он чувствует себя взрослым и снисходительно относится к тем «малышам», от которых сам отделился всего лишь 3 месяца назад. Он теперь – пятиклассник!

     Родители ждут новых успехов, взлетов успеваемости (или, по крайней мере, остаться на той же планке). Но, увы, этого не происходит. Более того, взрослые вдруг с ужасом замечают, что ребенок стал более нервным, беспокойным, иногда не может решить даже те задачки, которые всего полгода назад делал «на счет раз», постоянно забывает тетради, ручки, учебники, а в дневнике появились первые замечания.

     Знакомая картина? А всему виною – адаптационный период, просто ребенок еще не успел перестроиться на «взрослый лад». Давайте же разберемся, в чем заключается сложность этого периода. Каковы причины того, что ребенку трудно адаптироваться к условиям учебы в 5 классе?

     1. Изменение условий обучения. Учась в начальной школе, ребенок был ориентирован на одного учителя. Именно у него надо было завоевать авторитет. Уже через некоторое время после начала учебы учитель знал, на что способен ученик, как его ободрить, поддержать, помочь разобраться в сложной теме. Ребенок спокойно развивался, приобретал знания в одном кабинете, с одним основным учителем, его окружали одни и те же ребята, и требования к выполнению заданий и ведению тетрадей были одинаковые. Все было привычно. А учитель – практически вторая мама, которая и подскажет, и направит.

     При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности: стало много учителей-предметников, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов – много. Рушится привычный мирок. Конечно, освоить все это непросто. Надо выучить всех новых учителей, расположение всех кабинетов. А на это требуется время. И побегать по школе придется, потому что больше некому напомнить, какой следующий урок и в каком кабинете он будет. И ко всему прочему, необходимо помнить, что ребенку надо завоевать авторитет заново, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.

   

  Чем можно помочь? В самые первые дни сентября классному руководителю следует помочь сориентироваться ребятам, провести своего рода экскурсию по школе, рассказать,  где что находится. А в классе вывесить расписание звонков и уроков, номера кабинетов (и на каком этаже они находятся). А самое лучшее, если первую неделю классный руководитель будет встречать ребят на перемене и провожать до кабинета.

   

  2. Изменение требований. Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь 48 листов, другой – тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики – карандашом. По английскому языку требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по биологии – все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать и не запутаться, где что надо делать.

     Чем можно помочь? Во-первых, увидеть плюсы этих «рассогласованностей». Эти «мелочи», которые поначалу так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности – а значит, учится взрослой жизни, где «многотребовательность»  - норма вещей. Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнения заданий. Например: русский – принести зеленую ручку, английский – приносить на урок рабочую тетрадь, тетрадь-словарь, тетрадь с темами, география – приносить контурные карты, цветные карандаши, история – в домашней тетради писать план ответа.

   

  3. Ослабление или отсутствие контроля. Всю начальную школу учащимся, в основном,  помогал один учитель. Он выполнял функции и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности каждого ребенка, учитель начальной школы помогал детям контролировать учебный процесс. При переходе в 5 класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся с разных параллелей. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно чего-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным. С другой стороны – появляется некоторая «безнадзорность» со стороны классного руководителя. Он не следит за поведением ребенка на всех переменах, не знает, как ведет себя ученик на каждом из уроков. Отсюда и внезапно появившаяся у некоторых детей регрессия – начинает капризничать как маленький, играть с малышами (уходит к своей первой учительнице) или бегать за классным руководителем. А у других, наоборот, восторженное опьянение свободой передвижений.

   

  Чем можно помочь? В это время необходимо привлечь на помощь родителей и тактично, деликатно рассказать обо всех проблемах адаптации пятиклассников. Попросить их быть терпеливыми, чаще расспрашивать ребенка о школьной жизни, контролировать записи в дневнике, выполнение домашних заданий с учетом требований учителей. Обратитесь за помощью к родительскому комитету с просьбой организовать досуг учащихся.

 

    4.Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти «шероховатости» сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только было замечено неусвоение ребенком материала (один класс, ребят немного, можно успевать контролировать всех), то в 5 классе такого отслеживания не происходит. И, не усвоив тему, ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы не были усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки… Иногда неусвоенные темы тянутся еще с начальной школы. Также могут быть сложности усвоения учебного материала из-за недостатка речевого развития, внимания и памяти.

   

 Чем можно помочь? Опять же, в этот момент большая ответственность ложится на плечи родителей, которые должны перед выполнением домашних заданий проверить, усвоен ли классный материал. Важно добиться, чтобы ребенок понимал мельчайшие детали выполнения заданий и мог выполнить аналогичные. Постарайтесь систематически (но кратко) организовать с пятиклассниками обсуждение возникающих на уроке проблем. Может быть, эти ежедневные пятиминутки после уроков или пятнадцатиминутки  - раз в три дня. В это время необходимо активнее использовать помощь ПМПК школы, решением которого могут быть организованы коррекционные занятия по развитию памяти, внимания, мышления, повышения грамотности и т.п. Развитие этих психических процессов лучше всего пройдут в играх, потому что в игре проявляется более сильная мотивация (чем в учебной деятельности).

     Взрослым необходимо помнить, что школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.) Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развивать у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования (самостоятельно или с помощью взрослых).

     

Адаптация пятиклассников к школе.

Что необходимо знать родителям.

Окончена начальная школа, и ваши дети переходят в среднее звено, где у них начнётся новая жизнь – среди новых педагогов, работников школы. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, но и от пап и мам. Очень хочется, чтобы новые перемены не отдалили вас друг от друга, а, наоборот, сблизили, сделали вас хорошими друзьями. Много будет трудностей у детей, но не меньше будет радостей и побед! Очень хочется, чтобы вы бережно относились к большим огорчениям и маленьким радостям ваших детей, знали о них и помогали им переживать трудные минуты жизни.

Опыт показывает, что самое хорошее образовательное учреждение не может полностью заменить семью, семейное воспитание. И поэтому очень важно интересоваться учёбой ребёнка.

Некоторых детей невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются в себе, перестают быть искренними и откровенными. А интерес родителей пятиклассника придаёт особое значение всем его достижениям. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении любого рода заданий, принимается ребятами с благодарностью, способствует близости родителей и детей. Всё должно быть замечено родителями: и радость преодоления трудностей, и победы над собой.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе детей ждёт новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у них ухудшаются сон и аппетит.

Педагогу надо помочь ребятам адаптироваться в новых социальных условиях. Но адаптироваться приходится не только пятикласснику к школе, к классному руководителю, к учителям-предметникам, но и самим педагогам – к новым для них воспитанникам, а родителям – к своему ребёнку, который стал младшим подростком.

Первоначальный этап пребывания в школе как раз и есть период социально-психологической адаптации пятиклассника к новым условиям. Результат адаптации – адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.

     Причинами медленной адаптации в 5 классе является следующее:

  • Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все эти требования и учитывать, и выполнять.
  • Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассников пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  • Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удаётся уделить всем необходимое внимание.
  • Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни. Совместными усилиями мы с вами, уважаемые родители, сможем помочь нашим детям пережить этот сложный период.

Рекомендации для родителей.

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребёнка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.

     Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребёнка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила и с их помощью готовить ребёнка к взрослой жизни.

Правила эти просты:

  • Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся.
  • Старайся всё делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдём домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!
  • Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если вы, уважаемые родители, поместите эти правила в комнате или рабочем уголке своего ребёнка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребёнка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

И очень хочется пожелать вам, уважаемые родители, чтобы вы придерживались золотых правил воспитания:

1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.

2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.

3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.

4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.

5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.

6. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.

7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.

8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.

10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы

Каждый из переломных моментов школьной жизни связан с вхождением  в новую социальную среду. В условиях перехода на новую систему стандартов возрастает необходимость психологического сопровождения адаптационного периода учащихся. Отличительная особенность ФГОС – его направленность на переход всей системы образования к стратегии социального проектирования и конструирования. Можно сказать, что сами Федеральные стандарты общего образования являются по своей сути социальным проектом, цель которого, с одной стороны, создание новой модели образования, отвечающей социально-экономическим потребностям современного общества, с другой – воспитание нового поколения граждан с определенными интеллектуальными и личностными характеристиками, формирование которых возлагается прежде всего на образовательное учреждение.

Важно отметить, что и психологическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников также выходит на новый уровень: адекватными целями становится изучение школьной тревожности и ее компонентной локализации, уровня развития универсальных умственных действий (далее УУД). Отсюда вытекает объективная необходимость целенаправленной работы всей системы образования по подготовке учащегося, не просто владеющего определенными знаниями и умениями, но и обладающего конкретными личностными свойствами, которые становятся результатом освоения образовательной программы.

Психологический мониторинг адаптации учащихся к обучению в средней школе был осуществлен на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №1 им. А. П. Гужвина г. Камызяк» Астраханской области. В исследовании приняли участие учащиеся пятых классов, число испытуемых в выборке – 41 человек, также в мониторинге приняли участие классные руководители указанных классов.

Характер адаптации ребенка к изменившимся условиям среды отражается на трех основных уровнях.

Эмоциональный уровень. Включает себя эмоциональное самочувствие, переживание состояния равновесия или тревоги. Излишнее эмоциональное возбуждение лежит в основе развития адаптационных нарушений. Эмоциональное благополучие школьника в первые месяцы учебы на новой ступени образования отражает характер его адаптации к среде.

Когнитивный уровень. Включает уровень развития самосознания. В процессе адаптации происходит сознательное принятие новых норм и правил, что находит свое отражение в становлении образа “Я”, осмыслении своей социальной принадлежности, исполняемых ролей, занимаемого статуса и т.д.

Поведенческий уровень отражает характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношения с другими людьми.

Исходя из уровневого характера адаптации исследование проходило поэтапно. Цель первого этапа – выявить тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников. На втором этапе был исследован уровень школьной тревожности и компоненты тревожности. На третьем этапе внимание было сосредоточено на исследовании уровня УУД (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных).

Методологическую базу составили следующие методики: проективный тест «Руки» Э. Вагнера, тест школьной тревожности Филипса и комплекс тестовых методик по исследованию УУД. Параллельно классным руководителем заполнялась адаптационная карта наблюдений за учащимися к методике Э. М. Александровской и Ст. Громбах.

Проективная методика «Руки» позволила выделить ведущие тенденции в эмоциональном состоянии пятиклассников: коммуникация, указания и эксгибиционизм. Это связано со стремлением к установлению лидерского положения в классе, свидетельствует об имеющихся трудностях установления контакта с одноклассниками, учителями-предметниками и сверстниками, демонстрирует проявление высокой самооценки, высокого уровня собственных притязаний.

Для исследования уровня тревожности была использована тестовая методика Филипса. В данной методике тревожность измеряется в следующих шкалах:

Переживание социального стресса        ;       

Фрустрация потребности в достижении успеха;           

Страх самовыражения        ;       

Страх ситуации проверки знаний;        

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих;           

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу       ;       

Проблемы и страхи в отношениях с учителями;              

Общая тревожность в школе.

Результаты методики показали нам высокую личностную личностную тревожность (47 баллов) в исследуемой группе подростков и среднюю ситуативную тревожность с тенденцией к высокой (44 балла). То есть исследуемые склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. С состояние тревожности у них появляется в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки компетенции и престижа. Следует обратить внимание на следующие компоненты: страх самовыражения и страх в отношениях с учителями. В показателях данных компонентов в группах испытуемых обнаруживается значительное отличие. Показатели этих компонентов находятся на уровне повышенной тревожности. Так при оптимальном уровне социального стресса, сопротивляемости стрессу, обнаруживаются проблемы в отношениях с учителями. Уровень компонентов тревожности представлен на гистограмме (рис.  1):

http://human.snauka.ru/wp-content/uploads/2013/11/Bezyimyannyiy-1024x430.jpg

Сформированность универсальных умственных действий исследовалась тестовыми методиками (опросник, анкета). Познавательные УУДхарактеризуются тенденцией к независимости интересов, целеустремленности и прогнозированию. Познавательный интерес учащихся не опосредован интересом к предмету, заинтересованность ситуативная. Однако у 21 % испытуемых наблюдается целеустремленность и прогнозирование в выборе объекта познания.

Регулятивные УУД получили недостаточное развитие. Испытуемые используют контролирующие механизмы не по назначению. Это обусловлено недостаточностью развития имеющихся способностей и незнанием направленности личности.

Нес смотря на выделенные ранее проблемы в эмоциональном компоненте общения, коммуникативные УУД развиты оптимально. 65 % обладают высокой коммуникативной активности, что и является причиной отношения окружающих с  некоторой опаской и сомнениями к указанной группе. 32 % -  любопытны, разговорчивы, охотно знакомятся с новыми людьми. Естественно, что в данной группе недостает усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.

Таким образом, успешная адаптация к обучению в средней школе в условиях внедрения ФГОС возможна при ситуативном поощрении  и демонстрации успеха; при систематическом наблюдении и фиксации положительной динамики в развитии каждого отдельного ученика, при этом важно моносравнение, сравнение в пределах отдельно взятого ученика.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник первой оценки 2 класс

Праздничный урок, который был проведен 1 сентября. "Сегодня вы впервые получите школьные отметки, которые я выставлю в классный журнал. И я, и ваши родители, и учителя, которые будут р...

комплексный план на первое полугодие 2 класс на 2011-2012 учебный год

« Я и моё здоровье»-способствовать формированию уважительного отношения ребёнка к своему здоровью, здоровью товарищей;- формировать привычку к здоровому образу жизни.Учебно – познавательная деят...

праздник первой оценки 2 класс

Классный час. "праздник первой оценки" 2 класс. Проводится в конце 1 четверти....

"Праздник первой оценки" 2 класс

Праздник проводится в конце 1 четверти  2 класса....

Сценарий праздника "У каждого в жизни единственный раз бывает свой первый, свой памятный класс"

     (Праздник проходит в классе, присутствует учитель, дети, родители и учителя, работающие в 4 классе. Помощь в проведении и участие в сценарии праздника принимали третье...

Праздник первой оценки, 2 класс

Как провести празник первой оценки во 2 классе.Сценка,стихотворения,загадки скороговорки и т. д....

Олимпиада по математике в первом классе. Первый этап.(В классе)

Часто дети в первом классе очень хорошо решают логические задачи, но чтобы понять, кто из детей впоследствии станет учстником олимпиад, я провожу мини-олимпиады в классе. Запущенный "пробный шар" прин...