Авторская программа "В мире общения"
рабочая программа на тему
Предлагаемая программа «В мире общения» является программой внеурочной деятельности начального образования. Она определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности.
Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 г.
Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Нормативно-правовой основой данной программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В рамках реализации ФГОС программа внеурочной деятельности «В мире общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
При разработке программы «В мире общения» рассматривались примерные типовые программы внеурочной деятельности «Познай себя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_obshcheniya.docx | 95.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Крестовогородищенская СШ
Чердаклинский район
Ульяновская область
Программа
внеурочной деятельности
«В мире общения»
(1-4 класс)
(Срок реализации – 4 года)
Автор: Лифанова Марина Петровна,
учитель начальных классов
МКОУ Крестовогородищенская СШ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка……………………………………..………………..3 стр.
Учебный план……………………………………………….....……………..6 стр.
Учебно-тематический план первого года обучения……………….............6 стр.
Содержание программы первого года обучения…………….......................7стр.
Учебно-тематический план второго года обучения……………………..12 стр.
Содержание программы второго года обучения………….………………13 стр.
Учебно-тематический план третьего года обучения…………………….17 стр.
Содержание программы третьего года обучения………………………...18 стр.
Учебно-тематический план четвертого года обучения………………….23 стр.
Содержание программы четвертого года обучения………………….......24 стр.
Методическое обеспечение………………………………………………...28 стр.
Средства контроля ………………………………………………………….29стр.
Список литературы для педагога..…………………………..…. …………29стр.
Список литературы для обучающихся…………………… .……………...30 стр.
Пояснительная записка
Предлагаемая программа «В мире общения» является программой внеурочной деятельности начального образования. Она определяет процесс и результат включения ребёнка в целостную систему социальных отношений через развитие культуры речевого общения и нравственных качеств личности.
Программа внеурочной деятельности «Мастерская общения» составлена на основе программного курса «Детская риторика» Т.А. Ладыженской, М., 2000 г.
Практическая значимость курса – развитие коммуникативной компетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).
Нормативно-правовой основой данной программы являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В рамках реализации ФГОС программа внеурочной деятельности «В мире общения» направлена на формирование базового умения – учиться, в основе которого лежат коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия.
Актуальность программы в её способности помогать детям, испытывающим трудности в общении и обучении. Речевое развитие учащихся – одно из центральных направлений в общеобразовательной школе. Воспитание речевой культуры, любви к родному слову, формирование познавательной и эмоциональной сферы – неотъемлемые части языкового образования, саморазвития и социализации ребёнка. В процессе умственного и эстетического развития дети приобщаются к культуре своего народа.
Новизна этого направления в использовании средств языка и речи в психическом развитии детей. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности школьника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении коллективных игр, театрализованной и художественно-творческой деятельности. В активный словарь ребёнка вводится достаточное количества стереотипов общения, формирование умения выбирать нужную формулу с учётом ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говоришь).
При разработке программы «В мире общения» рассматривались примерные типовые программы внеурочной деятельности «Познай себя»
Гуниной О.В, и «Творим добро» Дюкаревой О.А., Мацневой О.А., ориентированные на формирование у ребёнка собственной значимости, ощущения и осознания причастности к миру окружающих его людей. Авторы решали следующие задачи:
- - обучить коммуникативным умениям;
- - познакомить с опытом работы известных общественных деятелей;
- - обучать навыкам самопознания;
- - развивать реалистическую самооценку;
- - развивать интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу;
- - воспитывать культуру общения;
Цель настоящей программы - совершенствование речи через развитие культуры речевого поведения, литературных способностей, чувства коммуникативной целесообразности.
Задачи программы:
- Познакомить с нормами литературного языка.
- Формировать умение общения и создания положительного эмоционального благополучия.
- Развивать навыки вербального и невербального общения.
- Совершенствовать навыки творческого воображения и умения последовательно излагать свою мысль.
- Воспитывать потребность в самопознании и саморазвитии.
Программа «В мире общения» социального направления разработана для учащихся начальной школы 1-4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 учебных часа, 2-4 класс – 35 учебных часов. Сроки реализации образовательной программы – 4 года.
Основные средства обучения
- игры словесно-логические;
- упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
- этюды;
- импровизации;
- моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;
- анализ заданных ситуаций;
- свободное и тематическое рисование;
- чтение художественных произведений;
- беседы;
- упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Данные занятия – это общение педагога с детьми, во время которого школьники познают правила взаимодействия в комфортной беседе. Педагог-собеседник детей, имеющий желание поделиться своими мыслями, советует, как лучше поступить и что сказать в конкретной ситуации. Определённую роль играют театральные куклы, персонажи, которые «провоцируют» на активное включение в конкретную ситуацию общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для 1 класса – образовательная программа ориентирует на приобретение школьниками социальных знаний в различных видах деятельности: правила общения с друзьями, родителями; способы общения, виды общения; значение семьи в нашей жизни, история каждой семьи. Дружба в нашей жизни. Наши друзья – животные, живущие в доме. Добрые и волшебные слова. Что такое общение. Виды общения. Знакомство с видами текстов, способами пересказов. Игры на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи.
Второй уровень результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для 2-3 классов – образовательная программа формирует ценностное отношение к социальной реальности: правила знакомства, значение семьи в нашей жизни, как беречь дружбу. Отличие ссоры от спора. Применение правил хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор. Изучение лексических средств выразительности (эпитеты, сравнения), упражнений и дидактических игр на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности и др.). Композиционное построение рассказа (обучение рассказыванию в паре).
Третий уровень результатов — получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Для 4 класса – образовательная программа даёт ученику опыт самостоятельного общественного действия: практическое применение правил поведения и общения, навыки общения с внешним миром). Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как развить смелость, уверенность в себе и др. Как управлять выступлением, сочинение диалогов.
Ожидаемые результаты
Предметные:
- использовать в речи слов приветствия, прощания, просьбы, пожелания, благодарности
- решать коммуникативные ситуации и задачи
- выполнять правила общения
- грамотно обосновывать и высказывать своё мнение
Личностные:
- считаться с мнениями и интересами других
- справедливо разрешать возникающие споры и конфликты
- уважать взрослых
- проявлять внимание и терпимость к детям.
Метапредметные:
- отработать интонационную выразительность речи (спокойный ровный тон общения, оптимистическая интонация, оптимальная дистанция общения, общее пространство общения)
- подготовить речевой аппарат к говорению (развитие речевого дыхания, отработка чёткой дикции, развитие умения управлять своим голосом)
- сформировать коммуникативные навыки
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Изучаемые разделы | 1 год обу-чения | 2 год обу-чения | 3 год обу-чения | 4 год обу-чения |
1. | Я среди людей | 8 | 6 | 6 | 5 |
2. | Интересно жить вместе! | 6 | 5 | 6 | 4 |
3. | Секреты твоего успеха | 7 | 8 | 7 | 8 |
4. | Речевой этикет | 4 | 5 | 5 | 6 |
5. | Искусство спора и диалога | 4 | 5 | 5 | 4 |
6. | Развитие связной речи | 4 | 6 | 6 | 7 |
Итого: | 33 | 35 | 35 | 34 |
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Я среди людей (развитие потребности общения) | 8 | 3 | 5 |
1.1 | Давайте жить дружно! | 1 | 1 | |
1.2 | Кто Я? Какой Я? | 1 | 1 | |
1.3 | Мой внешний вид? | 1 | 1 | |
1.4 | Как я начинаю жить | 1 | 1 | |
1.5 | Моё поведение | 1 | 1 | |
1.6 | Моё «богатство» (семья) | 1 | 1 | |
1.7 | Как я познаю мир | 1 | 1 | |
1.8 | Моё настроение | 1 | 1 | |
2 | Интересно жить вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 6 | 2 | 4 |
2.1 | Что такое мораль? | 1 | 1 | |
2.2 | Пусть будет много друзей! | 1 | 1 | |
2.3 | Мальчики и девочки. | 1 | 1 | |
2.4 | Ссоры и споры | 1 | 1 | |
2.5 | Нам вместе веселее. | 1 | 1 | |
2.6 | Как рассказ сделать интересным. | 1 | 1 | |
3 | Секреты успешного общения (язык общения, навык общения с внешним миром) | 7 | 3 | 4 |
3.1 | Мои умные помощники | 1 | 1 | |
3.2 | Язык жестов и мимики | 1 | 1 | |
3.3 | Общение на расстоянии | 1 | 1 | |
3.4 | Как писать письма | 1 | 1 | |
3.5 | Книга – это богатство! | 1 | 1 | |
3.6 | Мы все актёры и зрители | 1 | 1 | |
3.7 | Умей общаться с природой. | 1 | 1 | |
4 | Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 4 | 2 | 2 |
4.1 | Всё начинается со слова «Здравствуйте» | 1 | 1 | |
4.2 | Благодарность | 1 | 1 | |
4.3 | Как обратится с просьбой? | 1 | 1 | |
4.4 | Когда без извинения не обойтись? | 1 | 1 | |
5 | Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 4 | 2 | 2 |
5.1 | Умение слушать и говорить | 1 | 1 | |
5.2 | Поговорим по телефону. | 1 | 1 | |
5.3 | В магазин за покупками (диалог продавца и покупателя). | 1 | 1 | |
5.4 | У нас гости… Мы в гостях… | 1 | 1 | |
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | 4 | 1 | 3 |
6.1 | Что такое текст? | 1 | 1 | |
6.2 | В гости к сказкам. | 1 | 1 | |
6.3 | Наши четвероногие друзья. | 1 | 1 | |
6.4 | Мы и наши игрушки. | 1 | 1 | |
Всего: | 33 | 13 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Я среди людей
Теоретическая часть.
1.Ввести детей в мир общения. Правила речевого этикета. Речь - средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Значение эмоций и жестов.
2.Имя выделяет человека среди других. Формы имён, клички добрые и обидные.
3.История возникновения имён и фамилий, отчеств. Значение имён.
4.Члены семьи, родословная, анкетные данные, значение имени, фамилии. Проявление тёплых отношений в семье. Потребность радовать близких добрыми делами.
5.Рассказ К.Ушинского «Петушок с семьёй» (приложение). Обогащение словаря (образование названий детёнышей зверей, птиц, их места обитания).
6.Самый близкий и дорогой человек – мама. Как я помогаю маме. Мамины глаза, улыбка, руки, доброе сердце.
7. Воспитание уважения к старшим. Соблюдение норм общения в семье. Забота о старших, помощь им.
8 Дом – жильё для человека, план моей квартиры, моё любимое место в квартире. Предметы, создающие уют.
Практическая деятельность.
1.Речевая разминка «Кто умеет улыбаться». Игровая ситуация «Игра в знакомство», игра «Волшебная палочка», мимические этюды.
2. Речевая ситуация, игра «Кто скорее соберёт» (собрать членов семьи, опираясь на имена, отчества и фамилии.)
3.Чтение и обсуждение стихотворения и пословиц. Рречевая ситуация, игра «Кто у кого?», игра «Кто, где живёт».
4. Выставка «История моего рода»
5. Художественное слово. Игра «Кто, где живёт».
6. Игра-драматизация «Всё в порядке» Э. Ушинский
7. Составление памятки «Как не надо». Беседа, игра «Внимательный ли ты слушатель?»,
8. Игра: «Где, чей домик?», игра «Найди по плану».
Форма проведения: учебное занятие, беседа, речевая разминка, игровая ситуация.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, чтение рассказов), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок), иллюстративный, практический (игры).
Формы подведения итогов:
выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям, коллективная работа по заданию в рабочей тетради.
2. Интересно жить вместе!
Теоретическая часть.
1. Мои друзья в школе. Культура общения в классе, навыки социального поведения. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие речевой памяти и произносительных навыков.
2. Дружба в нашей жизни. Как беречь дружбу. Человеку без друзей плохо.
Культура общения между друзьями. Типы собеседников. В основе дружбы лежат добрые отношения. Добрые и волшебные слова. Развитие невербальных средств общения, интонационной выразительности.
3.Девочки и мальчики могут быть друзьями. Мальчики первыми приветствуют девочек, уступают место, пропускают вперёд. В разговоре с девочками не допускают фамильярности, делают комплименты. Девочки не унижают достоинство мальчиков, не навязывают свое мнение, поддерживают беседу.
4. Ссоры и споры. Играем вместе. Поиск конструктивных решений конфликта, формирование навыка ведения спора. Развитие навыка импровизации и пантомимики. Воспитание доброжелательности, коммуникативности.
5. Вид общения – игра. Игры для ума и тела. Обучающие и развлекательные. Обучение в процессе игры партнёрству, взаимовыручке. Соперничество - это не конкуренция. Поведение вовремя игр. Игра должна быть весёлой, доброй.
6. Небылицы, весёлый диалог, весёлый рассказ, стихотворение. Что такое слова-рифмы, слова-ассоциации. Учить умению фантазировать, сочинять, рассказывать. Развивать творческое воображение, память, внимание.
Практическая деятельность.
1. Дидактическая игра «Мы разные», разыгрывание речевой ситуации.
2. Беседа «Мой друг». Игра «Говорящая ладошка».
3. Игровой тренинг «Что не так» (речевые фразы в общении с противоположным полом), театральные этюды.
4. Обыгрывание речевой ситуации, составление памятки «Спор – не ссора».
5.Игровой тренинг «Словотворчество». Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.
6. Игра «Продолжи». Сценки-этюды. Дикционные и дыхательные упражнения.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевые ситуации), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый (этюды), иллюстративный, практический (игры).
Формы подведения итогов: головоломка «Есть или нет».
3. Секреты успешного общения
Теоретическая часть.
1.Происхождение языка. Древние языки. Первые звуки, слова, язык жестов. Богатство и разнообразие языка: лексические средства выразительности (эпитеты, сравнения). Выражение одной мысли различными структурами предложений.
2. Невербальные (несловесными) средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Роль эмоций в жизни людей – радость, грусть, страх. Как воспринимать несловесную информацию. Обогащение эмоционально-волевой сферы ребёнка. Развитие воображения, пантомимических навыков.
3 Что такое общение? Виды общения. Правила общения. Цели общения. Для чего общаются люди? Средство общения. Умение согласовывать свои действия с действиями партнёра. Мастерская успешного общения.
4. Письмо. Общение на расстоянии, современные виды общения. Устное и письменное общение. Развитие творческой инициативы.
5. Общение с книгой, природой, людьми. Устное и письменное общение. Роль книги в жизни человека. Любовь к книге, бережное отношение к ней.
6.Театр, актёры, зрители. Говорим тихо, во время действия молчим и слушаем. Театральная речь – образец для подражания.
7.Давай дружить с тобой, волшебница природа! беседа о правилах поведения на природе. Закрепить правила поведения, общения с природой.
Практическая работа.
1.Речевая разминка, лексико-грамматические игры и упражнения, «Сказка о язычке».
2.Этюд на выразительность, мимическая игра, словесная игра «Что было потом».
3. Беседа по теме. Словесная игра «Салат из сказок».
4.Упражнение в записи письма с помощью пиктограмм. Игровая ситуация, написание письма.
5.Инсценировка стихотворения, дикционное упражнение, словесная игра «Сказка наизнанку».
6. Моделирование театральных ситуаций, сказка «Вежливые слова». Сочинять этюды на заданную тему и по сказкам.
7. Игра-пантомима «Угадай кто».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, моделирование, инсценировка.
Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации, работа с книгой), наглядный (наблюдения, демонстрация), проблемный, игры-тренинги.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов, правильное их употребление. Выразительное произношение фраз, несущих различную эмоциональную окраску. Правила ведения диалога. Диалоги на нравственно-этические, экологические и другие темы. Основные правила для участников диалога. Что надо сделать, чтобы тебя хотели слушать. Как управлять выступлением (как начинать и заканчивать выступление). Форма вежливого приветствия, значение вежливых слов.
2.Слова благодарности в зависимости от ситуации. Культура речевого общения. Уместное употребление слов благодарности в зависимости от ситуации. обращение с просьбой к собеседнику. Работа над интонационной выразительностью.
3.Вежливое обращение с просьбой к собеседнику. Правила общения, которые используются при просьбе.
4. Выход из конфликтных ситуаций, с использованием речевых формул извинения. Доброжелательное отношение в игре. Правила общения, которые используются при извинении.
Практическая деятельность.
1.Игра «Назови вежливое слово - приветствие» (прощание). Упражнения и дидактические игры на развитие качеств голоса (сила, темпа, дикции, ритма, интонационной выразительности).
2.Сказка «Город Спасибоград».
3.Мини-сценка «Рак-бездельник». Артикуляционные и дидактические упражнения.
4. Памятка «Слова-извинения».
Форма проведения: игровое учебное занятие, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, инсценирование.
Методы и приемы: словесный (сказка, тренинги. беседы), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), объяснительно-иллюстративный, деятельностный, проблемный.
Формы подведения итогов: беседа-диспут.
5.Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1. Понимание детей о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить.
2.Телефон – это важное средство короткого общения. Правила общения по телефону. Снимает трубку тот, кто находиться рядом с телефоном. Специальное слово «алло». Телефонный этикет.
3. Какие бывают магазины. «Поход» в магазин за товаром. Поведение в магазине, классификация товара. Описание предмета, которого покупаешь. Речевое общение в модельной ситуации.
4.Я принимаю гостей (правила хорошего тона и общения за столом, умение поддерживать и развивать разговор, торжественная и поздравительная речи за столом). Правила гостевого этикета.
Практическая деятельность.
1.Беседа. Разговор про вежливость.
2. Разыгрывание мини-диалогов: по телефону, на улице, в магазине, в транспорте, театре (речевая разминка, речевая игровая ситуация, словесная игра «Испорченный телефон»).
3. Речевая разминка, дыхательные упражнения. Игра: «Опиши предмет»
4.Обыгрывание ситуации «Приём гостей» (речевая разминка, речевая ситуация, художественное слово).
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, ролевая игра.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный (наблюдения, демонстрация), проблемный, игровой (объяснение сочетается с игрой)
Формы подведения итогов: круглый стол «Культурный человек».
6.Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1.Текст. Виды текста. Части текста, пересказ с помощью взрослого.
2. Мои любимые сказки. Пальчиковый театр «Теремок». Короткий рассказ с опорой на предметы.
3. Животные нашего зоопарка. Где живут, чем питаются, повадки.
4. Виды игрушек. Составление плана описания «Моя любимая игрушка».
Практическая деятельность.
1. Составление короткого рассказа с опорой на картинки.
2.Обыгрывание и пересказ сказки (речевая разминка, игровая ситуация, художественное слово, беседа).
3.Манипуляции с картинками, словесные игры. Игры-тренинги «Рыбы–птицы–звери», «Кто где живет?».
4.Дикционное упражнение, конкурс на лучший рассказ, словесная игра. Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация, тематическое занятие.
Методы и приемы: словесный (сказка, беседа, характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация сюжетных картинок, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок), иллюстративный, практический (игры).
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям, коллективная работа по заданию в рабочей тетради.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Я среди людей (развитие потребности общения) | 6 | 3 | 3 |
1.1 | Моё любимое животное | 1 | 1 | |
1.2 | Собака в жизни человека | 1 | 1 | |
1.3 | Помощь друзьям | 1 | 1 | |
1.4 | Раз семейка, два семейка… | 1 | 1 | |
1.5 | Мы и наши соседи. | 1 | 1 | |
1.6 | Наша улица. | 1 | 1 | |
2 | Интересно жить вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 5 | 2 | 3 |
2.1 | В мире звуков | 1 | 1 | |
2.2 | Мы в слова играем – вместе дружно сочиняем. | 1 | 1 | |
2.3 | Догадайся сам, загадай своим друзьям. | 1 | 1 | |
2.4 | Говори не торопись и смотри, не ошибись. | 1 | 1 | |
2.5 | Прочти, спроси, ответь. | 1 | 1 | |
3 | Секреты успешного общения (язык общения, навык общения с внешним миром) | 8 | 4 | 4 |
3.1 | Мы и природа | 1 | 1 | |
3.2 | Путешествие в лес | 1 | 1 | |
3.3 | Пишем письма | 1 | 1 | |
3.4 | Слушаем письма. | 1 | 1 | |
3.5-3.6 | Самое удивительное чудо на свете | 1 | 1 | 1 |
3.7-3.8 | Зрители и актёры | 1 | 1 | 1 |
4 | Речевой этикет(формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 5 | 2 | 3 |
4.1-4.2 | Вежливая азбука. (Зачем нужна вежливость?) | 1 | 1 | |
4.3 | Тише-громче. | 1 | 1 | |
4.4 | За твоим языком не поспеешь босиком. | 1 | 1 | |
4.5 | Разноцветный голос. | 1 | 1 | |
5 | Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 5 | 2 | 3 |
5.1 | Угощения в День рождения | 1 | 1 | |
5.2-5.3 | Мы в гости пришли | 1 | 1 | 1 |
5.4 | Игры в гостях («Съедобное-несъедобное», «Угадай, что это?») | 1 | 1 | |
5.5 | Разговор о разном | 1 | 1 | |
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения, описания) | 6 | 3 | 3 |
6.1 | Какие рассказы? | 1 | 1 | |
6.2 | Подумай и ответь. | 1 | 1 | |
6.3 | Расскажите, что видели-слышали. | 1 | 1 | |
6.4-6.5 | Мой вопрос, твой ответ. | 1 | 1 | 1 |
6.6 | Слушаем и повторяем ( рассказы К.Ушинского) | 1 | ||
Всего: | 35 | 16 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Я среди людей
Теоретическая часть.
1. Классификация животных. Название членов семьи животных, их жилья. Чуткость и внимание к животным. Сострадание и помощь.
2. Кто такие домашние питомцы. Уход за домашним питомцем, ответственность за него.
3. Братья наши меньшие. Помощь бездомным животным. Конкретные поступки, сделанные тобой и твоими друзьями
4. Взаимоотношения с дальними родственниками, уважение и забота о них. Название членов семьи, родословная, значение имён, фамилий родственников, их связь.
5.Правильное поведение с соседями. Воспитанность и ответственность за свои поступки. Умение управлять своими эмоциями, оценивать своё поведение и соотносить с эталоном.
6. Умение общения со знакомыми, уважение к старшим. Речь – средство воздействия на мысли, чувства и поведение людей.
Практическая деятельность.
1. Беседа. Дидактическая игра «Весёлые загадки». Игра-инсценировка«Кошачьи повадки».
2.Чтение стихотворения, беседа по теме. Дидактическая игра «Чей хвост?» Игровая ситуация. Дидактическая игра «Чьи детки?»
3. Чтение рассказов М.Пришвина, беседа по теме. Речевая ситуация «Помоги другу», игра «Кто рядом?».
4. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о семье. Конкурс «Фотографии рассказывают»
5. Беседа по теме. Этюды на выражение эмоций, жестов. Игра-знакомство «Соседи». Конкурс проектов оформления детских площадок и улицы.
6.Рисование по теме. Тренировочные упражнения «Учимся говорить вежливые слова».
Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок).
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Интересно жить вместе!
Теоретическая часть.
1. Роль звучащего слова, представление о звуках речи. Звуки речевые и неречевые. Звуки речи и музыки.
2. Значение слова. Красота поэтического слова. Упражнять в придумывании рифмы к словам.
3. Понятие «загадка». История загадок. Искусство правильно задавать вопросы и грамотно отвечать.
4. Понятие «скороговорка». Для чего их придумали. Осмысленное произношение и чёткая дикция. Индивидуальное и коллективное их произнесение.
5. Понятие «чистоговорка». Осмысленное произнесение чистоговорок через вопрос-ответ. Работа в парах. Диалогическая и монологическая речь.
Практическая деятельность.
1.Игра «Пиктограммы». Дидактическая игра «По первым звукам»
2. Чтение стихов, игра «Словотворчество», игра «Пиктограммы».
3. Игра-головоломка, рисование отгадок, словесные игры.
4.Речевая разминка, художественное слово, упражнение «Что не так».
5. Артикуляционная гимнастика, этюды по содержанию чистоговорок, игровая ситуация.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, практикум, игровое учебное занятие, игры-тренинги.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, речевая разминка, художественное слово), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, деятельностный.
Формы подведения итогов: викторина.
3. Секреты успешного общения.
Теоретическая часть.
1.Правила поведения на природе. Явления природы и деятельность людей, характерная данному времени года. Общение с природой. Что могут рассказать растения и животные.
2. Названия и образ жизни лесных животных. Описание животных, их поведения, действий. Воспитание гуманного отношения к животным
3. Закрепить знания о том, с помощью чего можно общаться на расстоянии. Умение строить текст письма (вступление, основная часть, концовка).
4. Современные виды переписки (сайты общения, смс). Упражнять в записи письма с помощью пиктограмм. Знакомство с современными видами передачи информации (телеграф, видеоролики, скайп).
5-6. Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней. Развивать коммуникативные способности. Показать роль книги в жизни человека. Развивать любовь к книге, бережное отношение к ней.
7-8. Познакомить с правилами поведения в театре. Развивать творческую инициативу. Учить произносить фразы с определённой интонацией и с разной силой голоса. Развитие воображения, пантомимических навыков
Практическая часть.
1. Смоделированная ситуация, беседа о правилах поведения на природе. Лексико-грамматическая игра «Хорошо – плохо».
2.Беседа по теме, демонстрация иллюстраций. Игра-путешествие «Экологическая кругосветка», игра-пантомима. «Море волнуется…»
3. Художественное слово. Обучение написанию письма. Отгадывание загадок «Виды письменной речи».
4. Беседа, словесные игры, игры-инсценировки «Угадай что».
5-6. Беседа по теме, экскурсия в библиотеку, рисование любимых книжных героев.
7-8.Театральная речевая ситуация, речевая разминка, разыгрывание сценок «Как правильно?»
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, игры-тренинги.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: конкурс рисунков, обыгрывание заданной ситуации.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1-2. Правила вежливости. Зачем нужна вежливость. Нормы и правила культурного общения. Употребление в речи форм приветствия, благодарности и других слов-помощников в общении между людьми.
3. Интонация вежливой речи. Дикция и различный тембр голоса. Тихим голосом можно сказать громко.
4.Дикцию и тембр отрабатывают с помощью чистоговорок. Произнесение чистоговорок разным способом. Придумывание рифмы.
5.Тон – это важно. Пот тону можно определить характер. Окраска голоса (бас, баритон, альт, тенор, сопрано).
Практическая деятельность.
1-2. Беседа «Вежливая речь». Художественное слово. Обыгрывание ситуации «Правильно-неправильно».
3. Речевая разминка, творческая работа «Где и как».
4.Речевая разминка, словесная игра «Озвучь ворчалку». Рисование по текстам чистоговорок.
5. Разыгрывание сценки «Тритоны», игра «Ищем слова-помощники в тексте».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, речевые разминки, дикционные упражнения, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный, игровой.(объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: занятие-викторина.
5.Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1. Правила столового этикета. Чистота и аккуратность за столом. За столом принято разговаривать. Темы общения за столом.
2-3. Учить находить темы разговора. Речевые диалоги и формы общения. Правила гостевого этикета. Доброжелательное общение в процессе игры.
4. Общение в модельной ситуации, описание предмета. Умение слушать собеседника и поддерживать тему беседы. Закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации. Краткая и развёрнутая форма высказывания.
Практическая деятельность.
1.Беседа, речевая ситуация, обыгрывание модельной ситуации (мини-диалоги за столом).
2-3.Речевая разминка, игровая ситуация «Мы в гостях», художественное слово.
4. Словесная игра «Назови одним словом». Игры «Съедобное-несъедобное», «Угадай, что это?»
5. Художественное слово, игры-тренинги.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, инсценировка.
Методы и приемы: словесный (работа с текстом, беседа, художественное слово), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: выполнение практической работы по теме раздела, обыгрывание заданной ситуации.
- Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1. Виды рассказов: описание, повествование, рассуждение. Отличительные черты. Расширение словарного запаса за счёт прилагательных.
2.Выборочный пересказ, расширение словарного запаса за счёт синонимов.
3.Рассказ по личным наблюдениям.Композиция и способы словесного оформления.
4-5. Рассказ по вопросам (краткие и развёрнутые ответы). Расширение словарного запаса за счёт антонимов. Умение работать в парах.
6.Обучать пересказу, и умению соблюдать логическую последовательность. Качественное совершенствование речи.
Практическая деятельность.
1.Речевая гимнастика, художественное слово (примеры текстов).
2.Речевая разминка. Практическая отработка видов текста. Художественное слово.
3.Рассказывание по иллюстрациям.
4-5. Художественное слово, мини-диалоги, игра «Отгадай».
6.Речевая гимнастика, художественное слово ( рассказы К.Ушинского)
Форма проведения: беседа, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие.
Методы и приемы: словесный, игровой (объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: обыгрывание заданной ситуации.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Я среди людей (развитие потребности общения) | 6 | 3 | 3 |
1.1 | Кто кому? (умение общаться с разными людьми, умение выбирать собеседника) | 1 | 1 | |
1.2 | Что кому? (умение находить темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др.) | 1 | 1 | |
1.3 | Поздравляем и желаем (как правильно поздравлять) | 1 | 1 | |
1.4 | Нас поздравляют | 1 | 1 | |
1.5 | Что ты делаешь в семье? (как ты помогаешь дома) | 1 | 1 | |
1.6 | Взаимопомощь в семье (что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно.) | 1 | 1 | |
2 | Интересно жить вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 6 | 3 | 3 |
2.1 | Ты и твой друг (с кем бы хотел дружить, кто тебе нравится) | 1 | 1 | |
2.2 | Твой друг и ты (как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями | 1 | 1 | |
2.3 | Советы друзьям | 1 | 1 | |
2.4 | Учимся общаться (выбери друга и покажи, как и о чём ты с ним говоришь) | 1 | 1 | |
2.5 | Прочти, спроси, ответь. | 1 | 1 | |
3 | Секреты успешного общения (язык общения, навык общения с внешним миром) | 7 | 3 | 4 |
3.1 | Ты один в природе (рассказ о Маугли) | 1 | 1 | |
3.2 | Чему учат дома? (традиции в семье) | 1 | 1 | |
3.3 | Чему учат в школе? | 1 | 1 | |
3.4 | Чем богаты (навыки, приобретённые в обществе.) | 1 | 1 | |
3.5-3.6 | Твои книжные друзья | 1 | 1 | 1 |
3.7 | Пример для подражания (театр – образец общения) | 1 | 1 | |
4 | Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 5 | 2 | 3 |
4.1 | Искусство слушать | 1 | 1 | |
4.2-4.3 | Слушать- смотреть-запоминать | 1 | 1 | 1 |
4.4-4.5 | Слушать-спрашивать-запоминать | 1 | 1 | 1 |
5 | Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 5 | 2 | 3 |
5.1-5.2 | Искусство спора | 1 | 1 | 1 |
5.3-5.4 | Кот и повар | 1 | 1 | 1 |
5.5 | Пословицы о речи | 1 | 1 | |
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | 6 | 2 | 4 |
6.1 | Стихи и рассказы (рассказ по теме стихотворений) | 1 | 1 | |
6.2 | Рассказ по набору предметов или серии картинок (повествование) | 1 | 1 | |
6.3 | Рассказ по картинке (описание картины или предмета) | 1 | 1 | |
6.4 | Рассказ о личном (рассуждение) | 1 | 1 | |
6.5 | Рассказ по скороговоркам | 1 | ||
6.6 | Придумывание сказок | 1 | ||
Всего: | 35 | 15 | 20 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Я среди людей
Теоретическая часть.
1. Роль общения для людей. Общение - как процесс взаимодействия людей.
Чтобы состоялось общение, нужны люди. Общение с разными людьми подчинено одному правилу: надо любить людей, чтобы тебя любили. Роль настроения в разговоре, манеры держаться, роль интонации, темпа, ритма
2. Темы разговора в зависимости от возраста, круга интересов, др. Тема для разговора через интересы детей (художественные фильмы, книги, журналы, выставки и т.п.)
3. Почему люди поздравляют друг друга? Как правильно поздравлять. Слова-пожелания для каждой возрастной категории.
4.Повод для поздравления. Учимся принимать поздравления. Умение воспитанно держаться во время поздравления. Слова благодарности. Основные правила при ответе на поздравление.
5. Как ты помогаешь дома. Какую помощь дома оказывают твои друзья. Что тебе нравиться делать дома.
6. Что нужно делать, чтобы ваша семья жила весело и дружно. Выполнение поручений в семье, желание участвовать в совместной деятельности со взрослыми.
Практическая часть.
1. Беседа, речевой практикум «С кем и как говорить».
2. Речевая ситуация «Дай ответ»(мини-беседы в зависимости от возраста и категории собеседника). Игра-инсценировка: И.А.Крылова «Ворона и лиса».
3. Беседа. Сочинение поздравления к празднику 8 Марта, День рождения, и т.п. Речевая гимнастика, артикуляционные упражнения.
4. Составление и заучивание клеше. Дидактическая игра «Найди ответ».
5. Речевая разминка. Чтение стихотворения К.Чуковского «Федорино горе» Практическое задание: план – схема « Убираем свои вещи» .
6. Беседа по теме. Сочинение-описание «Моя семья». Этюды на выражение эмоций, мимики, жестов.
Форма проведения: Беседа, игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок).
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Интересно жить вместе!
Теоретическая часть.
1.Друг– человек, к которому испытываешь симпатию, привязанность, доверие, отношения с которым достаточно длительное время складываются весьма позитивно и бесконфликтно на основе бескорыстной взаимопомощи и регулярных личных контактов. Что в дружбе зависит от тебя. С кем бы хотел дружить, кто тебе нравится.
2.Друг – тот, кто с тобой, когда ты неправ. Настоящие друзья познаются тогда, когда попадаешь в тяжелую ситуацию. Каким ты видишь своего друга. Как надо вести себя с друзьями, правила общения с друзьями. Пословицы о дружбе. С кем приятно дружить.
3.Друга принимают таким, каков он есть. Что делать, чтобы сохранить дружбу. Ябеда или нет. Горе пополам, а радость двойная.
4.Как завязать дружбу. Как выбрать друга. О чём ты с ним говоришь. Умение слушать и сопереживать.
5.Пусть каждый прочтёт предложения эти, вопросы задаст, на вопросы ответит. Мини-рассказы о дружбе, ключевые слова. Учить правильно задавать вопросы и грамотно отвечать. Совершенствовать диалогическую и развивать монологическую речь.
6.Слова поздравления другу. Как поздравить человека, не разговаривающего на русском языке. Поздравления без слов. Роль мимики и эмоций.
Практическая часть.
1.Разучивание песни «Вместе весело шагать».
Речевая ситуация - объясни пословицу: Дерево держится корнями, а человек - друзьями. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
2.Разучивание песни «Улыбка». Продолжи «Приятно дружить с тем, кто…»
3. Составление памятки «Советы друзьям» (с.47 «Мир вокруг нас»). Инсценировка игры «Как пытаются общаться игрушки»
4.Сочинение-описание «Мой -друг».
5. Анализ рассказа «Три товарища».
6. Рисование поздравительной открытки.
Форма проведения: Беседа, конкурс, закрепление новых знаний и способов действий, практическое учебное занятие, словесные и ролевые игры, музыкальные минутки.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, составление рассказов, памяток, работа с книгой), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: мини-сочинение, конкурс рисунков.
3. Секреты успешного общения
Теоретическая часть.
1. Рассказ о детях-маугли. Человек без общества. Развитие зависит от того, чему нас учат старшие. Речь является средством воздействия на мысли, чувства и поведение людей. Развитие воображения, пантомимических навыков.
2. Традиции в семье. Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семейные традиции - очень ценное средство воспитания. Традиция празднование дней рождений. Домашняя уборка, раскладывание игрушек по местам, домашние обязанности членов семьи. Совместные игры с детьми. Семейный совет, на который собираются все члены семьи. Традиции гостеприимства, семейный обед. Празднование знаменательных событий в жизни семьи: дня рождения семьи, юбилея. Сказка на ночь. Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино и т.п.
3. Что даёт школа, для чего нужно учиться. Совершенствование диалогической и монологической связной речи.
4. Навыки, приобретённые в обществе. Общество – это окружающие нас люди. В каждой ситуации мы приобретаем определённые знания, умения и навыки. Значение общества в жизни, потребность в общении с людьми. Развитие вербальные и невербальные средства общения.
5-6. Роль книги в жизни человека. Книга - это тоже общение. Когда вышла первая книга (1564г.) в Москве. Её автор Иван Фёдоров. Книги позволяют сохранять и передавать все знания и опыт человечества. Твои любимые книжные герои.
7.Театр – образец общения. Правила поведения в театре, название театральных профессий: актёр, билетёр, гримёр, костюмер, суфлёр.
Практическая часть.
1. Сказка Р.Киплинга «Маугли». Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
2. Дидактическая игра «Кто больше» (на картинке найти умения, приобретённые дома). Тестирование «Счастливая семья» (с.24 «Мир вокруг нас»)
3.Беседа, речевые ситуации. Дидактическая игра «Кто больше узнает» (с.16 «Мир вокруг нас»
4.Тестирование «Животные, люди, учителя» (с.19 «Мир вокруг нас»)
5-6. Блиц-опрос « Угадай произведение и его автора». Загадки о книгах. Экскурсия в библиотеку.
7. Инсценирование сказки по прозведению К.Чуковского «Доктор Айболит». Разыгрывание сценок – «Как правильно?»
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум, инсценировка,экскурсия.
Методы и приемы: словесный (работа с книгой, сказка, беседа, объяснение, речевые ситуации), наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, проблемный, моделирование.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Что такое уметь слушать. Понятия: вслушаться, недослушать, слушал внимательно, помог другу, выразил своё отношение, узнал о чём- нибудь новом, интересном. Что может произойти в тех случаях, когда человек слушал невнимательно, прослушал то, что ему говорили другие.
2-3. Как слушать внимательно, с интересом. Правильно слушать , запоминать, суметь рассказать. Роль мимики, жестов, позы в процессе слушания. Жесты-помощники. Мимика и эмоции.
4-5. Учить, вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Спрашивать собеседника, используя уточняющие слова: повторите, пожалуйста; скажите, пожалуйста; извините, что перебиваю. Характер слушания зависит от целей общения. Спрашивать себя: что хочу услышать, как именно сделать. Выделять ключевые слова для лучшего запоминания.
Практическая деятельность.
1. Беседа, обыгрывание ситуаций, дидактическая игра «Разное слово» (объяснение различных форм слова «Слушать»).
2-3.Игра «Слушаем и запоминаем»,
4-5.Игра-соревнование (выслушать текст, чётко сформулировать вопрос )
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный (беседа, словесные игры, составление диалогов работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой),наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Кто больше узнает» (с использованием иллюстраций).
5.Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1-2. Правила этикета. Интонационная выразительность, умение убеждать, доказывать, объяснять, правильно применять речевые формы общения.
Продолжать обучать правилам этикета. Воспитывать навыки уверенности в себе. Краткая и развёрнутая форме высказывания, речевые формы общения.
3-4. Говорить, чтобы слышали и услышали. Краткость, чёткость – основа спора и убеждения. Слово может обидеть. Слушай собеседника, отвечай вежливо.
5. Речь бывает хорошей, красивой, умной. Бывает пустой, неполной, неинтересной.
Практическая деятельность.
1-2. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра. Составление памятки «Искусство говорить» (с.5 «Детская риторика»)
3-4. Художественное слово. Разыгрывание сценки «Кот и повар». Речевая разминка, артикуляционные упражнения.
5 Художественное слово, словесная игра «Назови другим словом словом». Дидактическая игра «Наоборот».
Форма проведения: беседа, художественное слово, изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, инсценировка, игры-тренинги.
Методы и приемы: словесный (работа с книгой, стихотворение), игровой (объяснение сочетается с игрой),
частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: практикум.
6. Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1.Рассказ по теме стихотворения. Выделение темы, использование синонимов при переработке. Освоение основных типов монологической речи (рассказ и пересказ). Знакомство с интонационными средствами выразительности.
2.Повествование. Формирование умения последовательно строить рассказ.
Активизация словаря.
3.Описание. Качественное совершенствование детской лексики.Расширение словарного запаса путём подбора синонимов, уточнения их значений и использования в текстах.
4. Рассуждение. Рассуждение это потребность доказать, высказанное мнение. Точные и неточные , убедительные и неубедительные рассуждения. Обучение коллективному пересказу. Соблюдение правил общения при совместном рассказывании.
5. Что такое скороговорка? Это фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки используют для развития речи детей, артистов, ведущих радио, дикторов, преподавателей и всех, кто хотел бы говорить выразительно, разборчиво и внятно. Отработка дикции. Обучение умению соблюдать логическую последовательность. Качественное совершенствование речи.
6. Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно! Закреплять навыки речевого общения в модельной ситуации, работать над грамматическим строем речи и активизацией словаря.
Практическая деятельность.
1. Артикуляционные упражнения, художественное слово.
2. Речевая разминка. Художественное слово. Проблемные речевые задачи, игра «Кто это». Коллективный пересказ.
4. Речевая гимнастика, речевая ситуация, художественное слово.
5. Речевая гимнастика, художественное слово.
6 Интонационные разминки. Речевая ситуация, практическая отработка пересказа.
Составление памятки «Сочиняю сказку» (Разбудите свое воображение. Набросайте план будущей сказки. Переделайте старую сказку. Придумайте главного героя. Поиграйте в словесные игры.)
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный (художественные произведения, работа с книгой), игровой (объяснение сочетается с игрой), наглядный (наблюдения, демонстрация), объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Угадай и докажи»
ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Я среди людей (развитие потребности общения) | 5 | 3 | 2 |
1.1 | Я человек и умею говорить. | 1 | 1 | |
1.2 | Я человек и умею чувствовать. | 1 | 1 | |
1.3 | Я человек и умею думать | 1 | 1 | |
1.4 | О правах и правилах | 1 | 1 | |
1.5 | Кто прав? | 1 | 1 | |
2 | Интересно жить вместе! (развитие потребности в общении со сверстниками) | 4 | 2 | 2 |
2.1 | Мы работаем | 1 | 1 | |
2.2 | Труд в сказках | 1 | 1 | |
2.3 | Мы играем | 1 | 1 | |
2.4 | Мы взрослые | 1 | 1 | |
3 | Секреты успешного общения (язык общения, навык общения с внешним миром) | 8 | 4 | 4 |
3.1-3.2 | Другое мнение. | 1 | 1 | 1 |
3.3-3.4 | Чтобы стать человеком… | 1 | 1 | 1 |
3.5-3.6 | Дал слово… | 1 | 1 | 1 |
4 | Речевой этикет (формы обращения - приветствие, благодарность, прощание, обращение, извинение) | 6 | 4 | 2 |
4.1 | Культура речи | 1 | 1 | |
4.2 | Речь и поведение | 1 | 1 | |
4.3 | Сила слова | 1 | 1 | |
4.4 | Когда я ем…. | 1 | ||
4.5 | Молчать некрасиво. | 1 | ||
4.6 | Говорим обо всём | 1 | ||
5 | Искусство спора и диалога (мини-диалоги, речевые формулы общения) | 4 | 1 | 3 |
5.1 | Быль и небылицы | 1 | 1 | |
5.2 | Так , да не так | 1 | 1 | |
5.3 | Небылица-небывальщина | 1 | 1 | |
5.4 | Попробуй угадай! | 1 | ||
6 | Развитие связной речи (композиция и построение публичного выступления: рассказа, рассуждения и других текстов) | 8 | 3 | 4 |
6.1-6.2 | Диалог и монолог | 1 | 1 | 1 |
6.3 | Монолог- описание | 1 | 1 | |
6.4 | Монолог-рассуждение | 1 | 1 | |
6.5 | Монолог-повествование | 1 | 1 | |
6.6 | Рассказ из личного опыта (с использованием диалога) | 1 | ||
6.7 | Коллективное рассказывание | 1 | ||
Всего: | 35 | 16 | 17 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Я среди людей
Теоретическая часть.
1.Определение своего эмоционального состояния, выход из него. Общение с людьми в любом эмоциональном состоянии. Общение без конфликтов. Развитие диалогической речи, умение корректно выражать своё мнение. Работа над дикцией, темпом, тоном.
2.Элементарные умения определять чужое эмоциональное состояние. Внимание к настроению эмоциональному состоянию других людей. Условия эффективности разговора. Закрепление правил речевого этикета, развитие артикуляционной моторики и дикции.
3. Объективная оценка своих умений, успехов и достижений. Умение предвидеть последствия своего поступка, слов и высказываний, контролировать свою деятельность. Развитие логической последовательности при пересказе.
4. Речевой такт и уважение к окружающим. Учиться слушать другого человека, внимательно выслушивать мнение не только взрослого, но и сверстников. Наличие разных мнений обогащает общение. У каждого есть право на своё мнение.
5. Сравнение своего отношения и отношения других к одним и тем же обстоятельствам. Находить решения простых этических ситуаций. Считаться с занятиями, играми других людей, не мешать и не вмешиваться.
Практическая часть.
1. Беседа по теме. Артикуляционная гимнастика, речевая разминка, творческий практикум «Я веду диалог».
2.Речевая разминка. Обыгрывание речевых ситуаций. Игровой практикум «Обрати внимание на это состояние». Этюды на выражение эмоций, жестов.
3.Беседа, художественное слово, мини-диалоги, игра «Ассоциация».
4. Речевая ситуация. Чтение и обсуждение правил и обязанностей при общении.
5. Речевая ситуация, игра «Кто прав?»
Форма проведения: игровое учебное занятие, беседа, речевая ситуация.
Методы и приемы: словесный (характеристика, объяснение), наглядный (демонстрация мимических этюдов, схемы описательных рассказов), деятельностный (выполнение логических упражнений, речевых разминок)
Формы подведения итогов: выполнение самостоятельной работы по определенным заданиям.
2. Интересно жить вместе!
Теоретическая часть.
1. Отношение учащегося к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности участвовать в трудовой деятельности. Инициатива и активность в совместных трудовых действиях. Проявление вежливости и доброжелательности.
2.Эффективность коллективного труда, работа в коллективе. Совершенствование диалогической и монологической речи.
3.Участие в совместных играх и занятиях со сверстниками, в разговоре, беседах. Закрепление правил общения со сверстниками.
4. Наблюдение за трудовой деятельностью взрослых. Названия и трудовые действия некоторых профессий.
Практическая часть.
1.Игра «Закончи предложение» (отношение к различным видам труда). Учащимся предлагаются незаконченные предложения, которые они должны продолжить.
2. Художественное слово (сказка «Старик и сыновья»). Мини-диалоги «Чему я хочу научиться».
3. Беседа по теме. Художественное слово «Рассказы Л.Н.Толстого». Словесные игры.
4. Беседа. Речевая разминка, речевая ситуация, игра «Пиктограммы». Дидактическая игра «Образуй слово».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение, художественное слово), наглядный(наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый.
Формы подведения итогов: викторина «Отгадай профессию».
3. Секреты успешного общения
Теоретическая часть.
1. Оценка успехов сверстников, принятие мнения другого человека. Гуманное отношение и толерантность. Элементарное обоснование своего мнения и корректное его высказывание.
2. Уважение, чуткость, терпимость, личностных качеств, позволяющих общаться с людьми. Развитие творческой инициативы.
3. Чувство ответственности и порядочности. Быть точным и обязательным.
Практическая часть.
1.Беседа о правилах поведения с людьми различных социальных слоёв, возраста, национальности. Упражнение-тренинг «Твоё мнение».
2. Инсценировка стихотворения, игра-пантомима «Как животные».
3.Дискуссия по теме, демонстрация иллюстраций. Речевая ситуация, тесты «Правила обязательности».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум.
Методы и приемы: словесный (беседа, объяснение), наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, проблемный.
Формы подведения итогов: практикум.
4. Речевой этикет
Теоретическая часть.
1. Что такое культура речи. Чистота, точность, ясность, правильность речи. Правила речевого общения, умение пользоваться «волшебными» словами. Правила монологической и диалогической речи. Совершенствовать умение детей логично и связно излагать свои мысли. Развивать коммуникативные навыки.
2. Использование слова в конфликтах. Формы обращения к разным людям. Сила улыбки. Роль дикции. Работа в парах, взаимоуважение.
3.Показать силу слова и умение его применения. Словом можно убить. Слово может спасти.
4.Учить общению и поведению за столом. В гости ходят пообщаться, а не наедаться.
5.Развивать умение поддерживать разговор во время обеда, находить общие темы для бесед. Как есть, чтобы можно было вести беседу.
6.Умение слушать, как способ поддержания беседы. Как правильно задать вопрос. Как правильно ответить.
Практическая деятельность.
1.Круглый стол «Культурный человек». Артикуляционная гимнастика, речевая ситуация. Правила речи.
2. Беседа. Составление памятки «Разные люди - разное обращение». Артикуляционная разминка, речевая ситуация.
3 Беседа «Как воздействовать на людей, не обижая их?». Тренинг «Как произвести хорошее впечатление»(закончи предложение).
4. Обыгрывание ситуации. Упражнения-тренинги «Правильно-неправильно».
5. Беседа по теме, художественное слово. Речевая гимнастика, речевая ситуация и её решение.
6. Разыгрывание сценок на различные темы, обучение детей подыгрывать по данной теме.
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, занятие-эксперимент, инсценировка.
Методы и приемы: словесный, игровой.(объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы подведения итогов: рефлексия: зарисовка запомнившегося занятия.
5. Искусство спора и диалога
Теоретическая часть.
1. Реальность и выдумка. Понятия «случай, история» и «вымысел, фантазия». Навыки речевого общения в модельной ситуации.
2. Правила гостевого этикета, тренироваться ведению непринуждённого разговора с использованием небылиц. Воспитывать навыки доброжелательного общения, уверенности в себе. Развивать интонационную выразительность, желание импровизировать речевые диалоги.
3.Обсуждение рассказа П.Бажова «Серебряное копытце». Реальность и выдумка в сказке.
4. Слушание русских потешек, выделение в них реальности и вымысла. Умение аргументировать, желание импровизировать речевые формы общения.
Практическая деятельность.
1.Беседа, составление рассказов с данных иллюстраций.
2.Дискуссия по теме. Речевая разминка, речевая ситуация, словесная игра.
3.Художественное слово. Творческий час «Докажи».
4.Художественное слово. Речевая гимнастика, речевая ситуация, словесная игра «Было-не было».
Форма проведения: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий, игровое учебное занятие, практикум.
Методы и приемы: словесный, игровой.(объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация, экскурсия), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы подведения итогов: круглый стол «Я фантазёр».
6.Развитие связной речи
Теоретическая часть.
1-2. Понятия «диалог, монолог». Развитие голосового аппарата (умение регулировать громкость, темп, логическое ударение). Правильное использование интонационных средств выразительности.
3.Обучать описательному пересказу и умению соблюдать логическую последовательность при пересказе. Качественное совершенствование речи через работу с синонимами в словосочетаниях.
4.Закрепление монолога-рассуждения по данной модельной ситуации. Усвоение композиции и способов словесного оформления.
5.Обучение выборочному пересказу, творческому рассказыванию. Обучение рассказу по вопросам (полные, развёрнутые ответы). Умение работать в парах.
6.Обучение пересказу в лицах. Закрепление общения в паре или в диалоге с участием нескольких лиц.
7-8.Творческий пересказ с изменением лица, пересказ по «цепочке».
Практическая деятельность.
1-2.Речевая гимнастика, художественное слово, словесная игра «Я и мы». Практическая отработка оттенков голоса (грусть, гнев, радушие,…).Тренинг «Диалог».
3.Артикуляционные упражнения для развития дикции, художественное слово.
4.Словесная дидактическая игра «Потому что…»
5.Речевая гимнастика, художественное слово (пересказ сказки).
6.Артикуляционная разминка, поиск и пересказ сюжета. Составление мини-пересказов.
7-8. Речевая разминка, художественное слово. Мини-сценки.
Форма проведения: закрепление способов пересказа, игровое учебное занятие, занятие-викторина.
Методы и приемы: словесный, игровой (объяснение сочетается с игрой),
наглядный (наблюдения, демонстрация), частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практикум (тренировочные упражнения).
Формы подведения итогов: занятие-викторина «Какой рассказ?»
Методическое обеспечение программы. Основной формой учебно-воспитательного процесса являются учебные занятия. Учебный процесс сочетает в себе занятия разного вида: групповые, индивидуальные, теоретические, практические, творческие, игровые. При реализации программы предусматривается применение следующих методов:
- рассказ, беседа;
- загадки, стихи, кроссворды, ребусы, пословицы, поговорки;
- экскурсии, встречи;
- викторины и конкурсы.
Для реализации программы необходимо материально-техническое обеспечение программы:
- компьютер, магнитофон, видеотехника, аудиокассеты;
- ватман, альбомы, краски, карандаши;
- раздаточный изобразительный материал;
- информация об известных гражданах области, района, села; материалы, отражающие деятельность обучающихся (результаты анкет, социологических опросов, анкеты по различным темам);
- пакеты творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
- пакеты тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики;
- учебные пособия на электронных носителях.
Формы и средства контроля. Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- проверка знаний методом контрольных тестов и заданий;
- викторины по темам;
- выставки;
- наблюдение;
- творческие конкурсы , соревнования;
- творческие отчеты микрогрупп, анализ продуктов трудовой деятельности;
- самостоятельная работа по определенным заданиям.
Правильно выбранная форма контроля приводит к наибольшему раскрытию творческого потенциала детей, их самовыражению, а также позволяет педагогу проанализировать выполнение программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
Антонова Л.Г. Развитие речи: Уроки риторики. Ярославль, 1997.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М., 2002.
Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.
Богданова О.С. О нравственном воспитании подростков. – М.: Просвещение. – 111с.
Бабаева Т.И. У школьного порога. –М.,1993.
Богуславская М.Е.. Купина Н.А. Весёлый этикет (развитие коммуникативных способностей ребёнка). –Екатеринбург, 1997.
Быстрова Т.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.. 2001.
.Графт Т.Р. Азбука общения // Класс.1995.№4.
Джежелей О.В. Колобок: Лит. Игры и забавы – для всех кто любит сказки. - М..1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению. - М.,1994.
КлюеваН. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль,1996.
Князева О.Л., Маханеева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре: программа. – СПб.,1998.
Лисина М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении с взрослыми. – М.. 1995.
Сохин Ф.Ф., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др. Занятия по развитию речи: Учебное издание . – М., Просвещение, 1993, 271с.
Чупаха И. В. И др. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-вопитательном процессе: Сб.- Ставрополь., 2001.
Шипицина Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб.. 2002.
Н.Виноградова «Ещё раз о преемственности». – «Начальное образование», №2,2005, стр.7.
С.А. Козлова «О правах и правилах» - Изд.Вентана-Граф
Воспитание школьников.Теоретический инаучно-методический журнал№6,1993 – с.10, Шемшурина А. Этическая грамматика.
Для обучающихся:
Вахрушев А.А.,Бурский О.В.и др.Я и мир вокруг.Учебное пособие1-4класс–М.,«Баласс»,1977
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем внимание: Рабочая тетрадь. – М.. 2001.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., и др. Развиваем мышление: Рабочая тетрадь. – М.,2001.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. АБВГДейка: Азбука первоклассника: Учебник для 1 кл. – М., 1995.
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости: Азбука первоклассника. - М.,1996.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 1-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рисунках: 2-й класс: Методические рекомендации.- М.. 1995.
Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь говорить правильно: Книга для учащихся в 2 частях. – М., просвещение, 1993, 224с.
(с.36 – Мир вокруг нас.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного"1-4 классы ФГОС Школа России
Авторская программа по внеурочной деятельности "В мире прекрасного" для учащихся 1-4 классов.В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления « В мире п...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру (на основе авторской программы А.А.Плешакова) для 2 класса.
Рабочая программа по окружающему миру включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество».
Рабочая программа на основе авторской программы Е.Г.Конновой «Рост: развитие, общение, самооценка, творчество». Интересные задания, в продаже есть методическое пособие и тетрадь для учащихся....
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А.
Рабочая программа по окружающему мирудля 3 класса, составлена на основе авторской программы Плешакова А.А....
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...