Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей с ОВЗ посредством развития эмоциональной компетенции и целенаправленности поведения
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шапуленкова Ирина Николаевна

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у обучающихся с ОВЗ позволяет снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе,  за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Учебно-методический материал19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей с ОВЗ посредством развития эмоциональной компетенции и целенаправленности поведения

Никакое другое поведение не раздражает так взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Это одно из немногих состояний, на которое чаще всего встречаются жалобы родителей и педагогов. Агрессивное поведение может проявляться от подозрительности до физических действий. И тут ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию от окружающих.  Агрессивные дети, особенно с ограниченными возможностями здоровья, - одни из самых малоуправляемых и плохо поддающихся коррекции учащихся. Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, выделяют следующие:

недостаточное развитие интеллекта; сниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин.

  Проявления агрессивности, встречающиеся при психических заболеваниях, в первую очередь лечатся медикаментозно. Однако, психокоррекционные методы здесь играют весьма важную роль, так как без них адаптация ребенка к окружающей социальной среде крайне затруднительна. Исходя из возрастных особенностей детей, педагоги ставят перед собой определенные цели на каждом этапе развития:  

1. Обучение учащихся приемам общения, развитие их коммуникативных умений (начальная школа).

2. Формирование умения конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях (среднее звено).

3. Формирование мотивации самовоспитания (старшеклассники).

Одним из факторов, способствующих профилактике и коррекции агрессивного поведения и стрессовых состояний у детей с ОВЗ является творческий потенциал личности. В работе активно используются следующие формы:

Игровые, которые являются обязательными элементами на каждом занятии. Дети с удовольствием играют в такие простые игры, как «Испорченный телефон», «Электрический ток», «Поменяйтесь местами те, кто…» и др., общая цель которых формирование позитивного настроя на работу в группе, снятие эмоционального напряжения. Большое значение в коррекции агрессивного поведения играют ролевые игры. Дети имеют возможность прочувствовать на себе негативные последствия агрессивного поведения, Арт-терапевтические формы выступают как средство самовыражения и проекции своих чувств относительно каких-либо ситуаций.  Дети на всех занятиях или рисуют, раскрашивают, или заполняют карточки с заданиями акварельными красками, гуашью, цветными мелками и карандашами; беседы, обсуждения выступают как формы закрепления достигнутых результатов после каждого упражнения, используется музыка как средство активизации или релаксации детей.

Арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства (музыка – музыкотерапия, театр, литература, танец).

Современная педагогическая практика накопила большой опыт организации по проведению эстетических мероприятий различной направленности: художественной, музыкальной, литературной. Разработаны сценарии эффективных воспитательных дел для всех уровней, среди которых являются так же традиционные общие формы внеклассной работы с использованием национально – регионального компонента: конкурсы, лектории, викторины, праздники, кружки, факультативы, художественные, театральные студии. Хоровое пение, участие в фольклорных ансамблях, исполнение и разучивание народных песен, танцев, использование ритмичных движений, игра на различных музыкальных инструментах (бубнах, треугольниках, колокольчиках, барабанах, дудках, ложках, ксилофонах), творческие задания (сочинение песен, сценариев, изображение звуков цветом), медитация, развитие воображения под музыку, арт терапия на уроках музыкального искусства в школе являются действенным средством воспитательного и коррекционного воздействия на детей, даже в тех случаях, когда все другие средства уже не эффективны.

Эмоциональная насыщенность таких занятий высока, так как в процессе занятий дети робкие, боязливые приобретают уверенность в себе, ощущение равного среди равных, повышается их самооценка, а агрессивные же дети приучаются совершенствовать в себе импульсивные побуждения. У замкнутых, аутичных детей улучшается коммуникабельность, формируются навыки общения со сверстниками. Занятия оказывают на детей успокаивающее воздействие, вызывают положительные эмоции, благотворно влияют на физиологию и психику ребенка, облегчают лечебно-педагогическую коррекцию асоциальных форм поведения, патохарактерологические реакции, изживают негативный социальный опыт, воспитывают эстетические потребности детей, являются своего рода профилактической работой в воспитании будущего здорового общества. На свойстве положительных эмоций, переживаемых в процессе деятельности и общения основана так называемая лечебная, коррекционная педагогика, имеющая дело с детьми, психически травмированными, с теми или иными отклонениями в состоянии психического здоровья и развития.

Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком. К неспецифическим, т. е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:

  • не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;
  • реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.

К специфическим методам коррекции можно отнести:

  • релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов;
  • игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.

Таким образом, профилактика и коррекция агрессивного поведения у обучающихся с ОВЗ позволяет снизить уровень тревожности и повысить чувство уверенности в себе,  за счет развития навыков саморегуляции, адекватного реагирования в групповом взаимодействии. Закрепляет и дополняет знания об эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике, способствует изучению собственного «Я», пониманию настроения и эмоций окружающих людей, разрядке агрессивности, снятию мышечного и эмоционального напряжения. Все это в свою очередь помогает детям ориентироваться на нормы общественного поведения, овладевать коммуникативными навыками, умением контролировать своё поведение в конфликтных и других напряженных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации.

Статья  позволяет  выявить причины агрессивного поведения детей, находящихся в условиях эмоциональной и сенсорной депривации....

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития

Коррекция чтения и письма у детей с задержкой психического развития...

Коррекционная программа "Программа коррекции познавательной сферы, коммуникативных навыков, эвс и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с зпр".

Коррекционная программа для работы с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. Может использоваться школьными педагогами-психологами....

Рабочая программа по коррекции специфических особенностей когнитивной деятельности детей с ОВЗ «Ступеньки развития»

Настоящая  программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), обучающихся в 1-4 классах общеобразовательной школы, и составлена с учетом содержания учебных пред...

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является...

Коррекция агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития»

В последнее время проблема агрессии стала едва ли не самой популярной в мировой психологии. Слово «агрессия» произошло от латинского «agressio», что означает «нападение», «приступ». Агрессия...