Советы психолога. Как создать ситуацию успеха для слабоуспевающего ученика.
учебно-методический материал по теме
В статье публикую материал, который ОЧЕНЬ помогает мне как учителю, да и как маме ученика, - создать ситуацию успеха, применяя психологические советы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsiya_uspeha_dlya_slabouspevayushchego_uchenika.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуация успеха для слабоуспевающего ученика
Можно так классифицировать моих слабоуспевающих:
- те, кто имеет слабые умственные способности
- те, кто имеет слабые учебные умения;
- те , у кого низкие навыки устной и письменной речи;
- те, кто не владеет нормой чтения текста ;
- те, кто не владеет техникой устного счета;(60%)
- те, у кого низкий уровень памяти;( пусть тестированием определит школьный психолог)
- те, у кого не сформировались навыки исполнительного труда;(30%)
- те, у кого не сформировалось прилежание - сознательно сформулированное отношение к трудному делу ;(25%)
- низкая мотивация к изучению математики: 1) « не хочу и все …»- это не системно , а лишь единичные случаи в учебном году, возможны из-за перегрузок , эмоционального состояния др.; 2) «не хочу , т. к…»- истинная причина в том , что ученик уже не может наверстать пробелы в знаниях.
Отсюда, становится понятным , что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно – в рамках всей школы и семьи .
Успеваемость зависит и от того , в какое время проходят мои уроки.
Что же я делаю ?
Во-первых ,это личностно –ориентированный подход : обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда – это дифференцированные тренировочные задания , инвариантные практические работы , дифференцированные контрольные работы, работа по выбору.
Во-вторых, с новым материалом знакомим постепенно , используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно в задачах старые и новые знания. Поэтому я для желающих провожу дополнительные занятия.
В-третьих, организую систематическую проверку знаний и умений . Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Пробелы в знаниях учащихся ведут к потере интереса к изучаемому предмету и , конечно , к отсутствию знаний . Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю.
Для учёта знаний учащихся школьный журнал не достаточен , Поэтому веду мониторинг , в котором по основным разделам-темам учитываю теоретические знания и практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме . В дальнейшем с течением времени отмечаю "+" и "-" – т.е изменения , которые произошли . По этому учёту виден "рост ученика" , прочность его знаний .
Для дополнительных занятий по решению задач есть "карточки помощи» . Это образец задания с решением и аналогичное задание. К типовым задачам имеются у каждого ученика алгоритмы решения.
Особенно охотно ребята идут на занятия с играми . Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания .
Далее , организую систему заданий развивающего характера.
Прилежание связано с уверенностью на успех , поэтому создаю ситуацию успеха. Если нет прилежания только к математике – это моя вина , но если нет ко всем предметам?
Низкая же мотивация типа «просто не хочу» в учебной деятельности по моему предмету разрешима , и решается вполне успешно. Формы и методы работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию в учебно-познавательной деятельности можно разделить по целям :
1. развивать положительную мотивацию;
2. обучать в условиях низкой мотивации .
Методы развития положительной мотивации учения :
- интерес к занимательным задачам;
- задачи с условием, отражающим важное практическое применение;
- материал важный для будущей жизни;
К изучению темы могут побудить :
1. желание добывать знания в процессе самостоятельной деятельности; поэтому на уроке от50 до70% времени организую самостоятельную дифференцированную работу в группах , в парах или индивидуально.
2. желание быть первым в соревновании , в игре , не подвести команду; влияние коллектива было актуальным в советское время, но и сейчас чувство ответственности и взаимопомощи остаются нашими ценностями и входят в кодекс чести.
Одной из составляющих системы моей работы является валеологизация урока. Здоровье детей часто становится проблемой в овладении знаниями, например зрение и слух, и, наоборот , если не учитывать физические возможности и перегружать детей можно загубить главное- здоровье. На результативность влияет и взаимоотношения учитель-ученик. При отсутствии уважения , доверия к вам , нет и любви к предмету . К сожалению , а иногда к счастью , кроме моих взаимоотношений , есть еще уйма факторов : родители, общественность , коллеги , друзья и враги , завистники и доброжелатели ….
У нас среди педагогов повальное стремление облегчить детям учение – учитель организатор игр, активизатор деятельности, классный затейник, но….законы продуктивного обучения все же неумолимы: для благо учеников им необходимо выполнение больших объемов работы, напряженного труда и полной отдачи.
В исследованиях ученых встречается такая цифра – для прочных знаний и надо повторить 400-500 раз!
И еще одно информация , дающая пищу для размышлений:
знания формируются:
80%- начальная и основная школа
10%-10-11 классы
5%-вуз
Остальное- практика в самостоятельной жизни . Эту информацию должен знать каждый ученик , должен понять , что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения- это школьные годы; что ,каждый учится на свое будущее благополучие.
Что же я планирую?
План работы со слабоуспевающими учениками
1. в середине сентября проводить тест, который охватывает все важные темы.
2. проводить анализ допущенных ошибок.
3. определить причины низкой успеваемости: а) болезнь, б) не желание учиться, в) не высокие умственные способности, г) педагогическая запущенность, д) отсутствие контроля со стороны родителей.
4. определяю виды индивидуальной работы.
5. веду диагностические карты по ключевым темам.
6. в конце изучения темы наряду с традиционными видами контроля провожу самодиагностику.
Индивидуальная работа на уроке
1. специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3. на ряду с письменными домашними заданиями ученику даю теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
4. облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
5. использование метода обучения слабоуспевающих учеников Е. Яновицкой.
6. использование карточек- подсказок, тренажеров.
7. привлечение сильных учеников, в качестве консультантов.
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. в каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4. инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
1. учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
2. учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учеников и отражает работы по их исправлению
3. закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
4. учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне его.
5. учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету
6. учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления
Требования к проведению урока
1. учитель должен сформулировать тему и цель урока.
2. каждый урок должен быть обучающим.
3. на уроке должно быть сочетание индивидуальной и коллективной работы.
4. учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
5. учитель должен добиваться, чтобы усвоение материала осуществлялось на уроке.
Дидактические материалы для работы со слабоуспевающими
Система карточек для коррекции знаний по курсу математики 5 -6 классов, математические тренажеры, тетради для востановления базовых знаний помогают корректировать знания учеников. Карточки охватывают ключевые вопросы курса. Каждая посвящается одному отдельному вопросу и состоит из разных частей: инструкции (формулировки правила), образца применения этой инструкции и от 10 до 15 заданий для учащихся. Карточки предназначены для дополнительных занятий с учащимися (в классе или дома). Если ученик на таком занятии правильно выполнил первые 5 заданий из 15, это достаточно. Если он не смог это сделать, то учитель должен объяснить ему материал и дать следующие 5 заданий. Если и эти задания ученик не смог выполнить, объяснение продолжается, и решаются остальные 5 заданий.
Документация
1. классный журнал.
2. журнал учета и коррекции знаний.
3. самодиагностика.
4. рабочие тетради.
5. тетради для контрольных работ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»
Мастер-класс для семинара директоров МОУ Оханского района «Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности»...
Портфолио достижений ученика начальной школы как средство создания ситуации успеха.
Содержание и анализработы с портфолио....
Статья "Как обеспечить ситуацию успеха на уроке слабоуспевающему ученику?"
В статье рассказывается о приёмах,способах создания ситуации успеха на уроке для слабоуспевающих учащихся в начальной школе....
Педагогический совет «Организация ситуации успеха на уроке».
За последние полтора десятка лет словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало привычным в педагогической практике. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции ...
Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"
Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия....
Семь способов создать ситуацию успеха
Педагогов и родителей вот уже много лет мучает один вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе?...
Мастер- класс " Как создать ситуацию успеха"
Мастер -класс + презентация " Как создать ситуацию успеха" - приёмы используемые на урочной и внеурочной деятельности...