Мастер- класс " Как создать ситуацию успеха"
консультация
Мастер -класс + презентация " Как создать ситуацию успеха" - приёмы используемые на урочной и внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мастер- класс | 103.5 КБ |
презентация к мастер-классу | 702.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Как создать ситуацию успеха в школе?
Слайд 1.
- Здравствуйте уважаемые коллеги. Свой мастер-класс мне хочется начать с притчи:
— Сэр, в чем секрет вашего УСПЕХА?” — спросил репортер успешного человека.
— Всего два слова!
— И какие же, сэр?
— Правильные решения!
— И как же вы принимаете правильные решения?
— Одно слово.
— И что это за слово?
— Опыт!
— А как вы получаете этот самый опыт?
— Два слова.
— И какие же?
— Неправильные решения…
- Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия.
Слайд 2
- Что же такое успех? ( Ответы аудитории…………………)
Слайд 3
Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом).
Слайд 4
У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша задача ничего не говорить, а нарисовать рисунок одним карандашом, держась за карандаш вместе.
- Скажите, что мешало вам нарисовать картину?
- Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать, чтобы добиться успеха.
Создание ситуаций успеха в детском коллективе оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения.
Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для нас с вами. Они и станут предметом нашего разговора.
В основе ожидания успеха у младшего школьника – стремление заслужить одобрение старших: учителя, родителей.
Ув. Коллеги, учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Ситуация успеха важна для каждого человека, а для ребенка тем более. В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на выстраивание работы с одаренными детьми, на создание комфортных условий для каждого ученика. Поэтому мы с вами прекрасно понимаем значимость создания ситуации успеха для каждого ребенка, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, в семье, во взаимоотношении с друзьями, одноклассниками.
Я предлагаю вам стать помощниками моего мастер - класса. Я буду делиться своим опытом и очень жду, чтобы каждый из вас озвучил свои находки, свои приемы. И тогда у нас с вами получится большая методическая копилка по созданию успеха ребенка в школе.
Начну с того, что ребёнок попадая в коллектив должен чувствовать себя уверенно , спокойно, тогда и учёба будет в радость. Здесь многое зависит от нас учителей ( какой тон в коллективе зададим)
На психологических занятиях , которые я провожу с детьми в течение 1-4 классов мы учимся преодолевать трудности, быть уверенными и стремиться к успеху, ведь каждый человек ( а ребёнок это человек!) в чём либо уникален
Цикл моих занятий состоит из игр, упражнений, тренингов
1, 2 класс- это в основном игры, упражнения ( мы знакомимся, узнаём друг друга
3, 4 класс- тренинги, индивидуальные, групповые занятия на взаимопомощь, взаимоуважение...
Предлагаю вашему вниманию несколько игр, упражнений, приёмов, которые я использую на занятиях.
Слайд 5
Пресс-конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
Технология игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).
Большое количество родившихся сегодня методик отвечает острой потребности растущего школьника осознать себя в мире и человеческих отношениях, понять, что он есть такое, как личность, индивидуальность, как его видят со стороны другие люди.
Вы знаете, что в дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать хорошее у своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”. (На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства). Назовите все достоинства вашего одноклассника. Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый»...) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает»...), иногда выделяют черты характера («веселый», «общительный»...), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил...», «никто не остался убирать класс, а он остался...»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе.
Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и в итоге переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства». Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на «достойного человека», который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.
«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы.
Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия.
Технология игра «Мои хорошие качества»
Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)
Технология игра «Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.
Технология игра «Коробка переживаний» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и Говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку или написать и собираем в коробку... Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
Слайд 6
Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Индикатором этих требований является по-прежнему урок. Современный урок – это урок, где видна совместная деятельность учителя и учащихся, урок, на котором каждый учащийся не остается посторонним, способен пережить ситуацию успеха, урок, на котором ребенку интересно.
Начнем с урока.
Вы в роли ученика. Закончите его мысль… (вытягивают вопрос выборочно учителя)
1. Если я получаю хорошую оценку - это значит, что...
2. Если я получаю плохую отметку - это значит, что...
3. Мне всегда приятно, когда взрослые в школе...
4. Когда я смотрю на учителя, мне кажется, что...
5. Я чувствую себя уверенно, когда в школе...
А теперь поделитесь, какие чувства вы испытали, будучи в роли учеников? И всегда ли мы создаем ситуацию успеха, чтобы поддержать ребенка?
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью.
Слайд 7
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о тех наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.
1 Прием. Эмоциональные поглаживания.
- «Молодец», «умница», «ребята, я горжусь вами», «Замечательно» - это похвала. Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много.
2. Анонсирование.
Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей самостоятельной, контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
3 Прием «Даю шанс»
При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.
4 Прием «Умышленная ошибка»
При записи на доске умышленно пишу с ошибкой словарное слово или при объяснении орфограммы неверно рассуждаю. Затем жду реакцию детей. Дети привыкли, что только учитель может указывать учащимся на ошибки. Когда же такая возможность предоставляется ученику, надо видеть, какой гордостью светится его лицо: обнаружил ошибку у самого учителя! Прием «умышленная ошибка» применяю только на известном учащимся материале.
Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности; рождающей энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
5.Эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке. В качестве примера приведу фрагмент урока окружающего мира ( фрагмент своего урока)
6 Прием «Внесение мотива»
Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
7 Прием «Персональная исключительность»
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.
- «Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?», «Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку»,
Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания, кроссворды, рассчитанные персонально на одного ребенка, и т. д.
8 Прием «Высокая оценка детали»
- Запишите в тетради транскрипцию слов: олимпиада, Греция.
(Учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание со словом олимпиада», «Наивысшей похвалы заслуживает вторая часть твоей работы», «Тебе особенно удалось задание со словом Греция»).
Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
9 Прием «Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
Ситуация успеха создается не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Это: общественная жизнь, распределение ролей.
Для каждого ребенка в классе учитель должен найти ту форму проявления, где ему лучше и комфортно, пусть это будет спорт, пение, рисование, театр, танцы и т.п.
В классе у нас, как и у вас, есть уголок, где отражена вся жизнь классного коллектива. Обязательно в этом уголке мы помещаем достижения учащихся в урочной и внеурочной деятельности. Это грамоты, похвальные листы и дипломы учащихся, отличившихся в той или иной деятельности. Работу провожу в этом направлении так, чтобы каждый ребенок был замечен и отмечен в уголке.
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко коллективу”.
Какие методы я использую в своей работе при создании ситуации успеха ребенка в школе?
Активно применяю метод дифференцированного обучения. Этот метод позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения, так как учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера.
Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итог урока, используя самооценку и взаимооценку. Поэтому диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса тоже важна при создании ситуации успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Успешно использую метод «Права выбора содержания, методов и форм обучения». Для выбора предлагаю упражнения одного и того же содержания, но разной формы, разного объема, разной сложности, то есть задания, требующие разных видов умственной деятельности. Всем детям объявляю о разной степени сложности упражнений и предлагаю каждому ученику самому выбрать то упражнение, которое ему нравится, то, с которым он справится наилучшим образом.
Данные методы, которые я использую в своей практике, могут создавать условия для переживания учащимися ситуации успеха ребенка в школе.
Слайд 8
Ув. коллеги, помогите мне завершить нашу встречу своими педагогическими находками.
Закончите предложение (раздать выборочно вопросы)
- Начиная урок, я произношу слова:
- Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:
- Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:
- По моему мнению, на эффективность урока влияет:
Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня главный смысл деятельности учителя - создать каждому ученику ситуацию успеха.
Слайд 9
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
- Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика ( особенно в присутствии др.школьников)
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Ведь если помочь ребенку хоть один раз достичь положительного результата, то можно смотивировать его на будущую деятельность. Основываясь на положительных эмоциях, ребенок и в следующий раз с удовольствием возьмется за работу.
Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Слайд 10
Я бы хотела поблагодарить вас за активное участие в проведении мастер- класса.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться
В.А.Сухомлинский
Технологические операции создания ситуаций успеха.
ОПЕРАЦИЯ | НАЗНАЧЕНИЕ | РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА |
Эмоциональные поглаживания. | Не бойтесь дарить добрые слова, их никогда не бывает много. | «Молодец», «Умница», «Ребята, я горжусь вами», «Замечательно». |
Авансирование успешного результата. | Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». |
Даю шанс | Ученик может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет. | При самостоятельной работе хоть у доски, хоть на месте, каждый ребенок может использовать «свой шанс». |
Умышленная ошибка | Чем он хорош? Во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе. | Этот прием в последнее время стал широко использоваться учителями. |
Снятие страха | Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | «У вас обязательно получится…» «Я даже не сомневаюсь в успешности результата» |
Внесение мотива. | Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться» |
Персональная исключительность. | Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | «Только ты и мог бы…» «Только тебе я могу доверить…» «Ни к кому , кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…» |
Высокая оценка детали. | Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | «Тебе особенно удалось то объяснение» «Больше всего мне в твоей работе понравилось» «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы» |
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. | Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …» |
Мобилизация активности или педагогическое внушение. | Побуждает к выполнению конкретных действий. | «Нам уже не терпится начать работу…» «так хочется поскорее увидеть…» |
Правила, обеспечивающие ситуацию успеха
- Не наказывать отрицательной отметкой, не высказывать грубой критики в адрес ученика ( особенно в присутствии других школьников, одноклассников)
- Подбадривать за малейший успех, одобрять за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
- Своевременно отмечать успехи и достижения учеников во всех видах деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно данного ученика.
- Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную систему оценок: поощрительная оценка за старание, за усилия, прилежание, за неожиданный, хотя и слабый ответ слабоуспевающего ученика.
- Применять на уроках задания, предполагающие соревновательность, развивающие сообразительность и догадку, содержащие творческие элементы. Ведь ученик, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует, быстро считает и т д.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс Создание учебной ситуации на уроках русскогоязыка в начальной школе
Мастер-класс был проведен во время конкурса Учитель года 2012 . Материал содержит практический материал , который будет интересен учителям начальных классов...
Мастер-класс "Как создать ситуацию успеха в школе?"
Для того, чтоб ребенок был успешен, нужно создавать ситуацию успеха, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Именно через успех у ребенка развиваются учебно - универсальные действия....
Мастер-класс "Создание проблемной ситуации на уроке основ православной культуры"
Методические рекомендации к проведению урока...
"Мастер-класс "Создание проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах"
Суть проблемного обучения заключается в создании проблемной ситуации и обучении умению находить оптимальные пути решения выхода из сложившейся ситуации. При этом ученики активно вклю...
Советы психолога. Как создать ситуацию успеха для слабоуспевающего ученика.
В статье публикую материал, который ОЧЕНЬ помогает мне как учителю, да и как маме ученика, - создать ситуацию успеха, применяя психологические советы....
Семь способов создать ситуацию успеха
Педагогов и родителей вот уже много лет мучает один вопрос: почему у детей пропадает интерес к учебе?...
Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».
Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта про...