Программа работы кружка «Конфликт - менеджмент» для учащихся 7-8 классов
методическая разработка на тему
Отсутствие у подростков знаний о природе конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с окружающими – это возможно.
Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста и направлена на профилактику конфликтов в школьной среде. Программа также позволяет помочь подросткам разобраться в проблеме конфликтного поведения, определить причины и последствия конфликта, развить толерантность, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; обучить эффективным способам преодоления собственных отрицательных эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_konflikt_menedzhment_7-8_klassy.docx | 22.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы кружка «Конфликт - менеджмент»
для учащихся 7-8 классов
Пояснительная записка
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.
В подростковом возрасте происходят физиологические изменения в головном мозге, которые влияют на поведение подростка. Подросток плохо контролирует свои как положительные, так и отрицательные эмоции. Он становится чувствителен к мнению окружающих, что делает его обидчивым. У подростка низкая устойчивость к стрессам, что приводит к необдуманным и неадекватным поступкам. Он также стремится освободиться из-под контроля взрослых, что проявляется в бунтарстве и демонстративности. В результате подросток чаще вступает в конфликтные отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.
Но у подростка также есть потребность в доверительном общении, дружбе, стремление быть принятым в своей социальной группе.
Отсутствие у подростков знаний о природе конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с окружающими – это возможно.
Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста и направлена на профилактику конфликтов в школьной среде. Программа также позволяет помочь подросткам разобраться в проблеме конфликтного поведения, определить причины и последствия конфликта, развить толерантность, умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; обучить эффективным способам преодоления собственных отрицательных эмоций.
Цель: Стимулирование процесса личностного развития, самосознания и самоанализа для снижения уровня конфликтного поведения.
Задачи.
1. Совершенствование навыков общения, обучение моделям эффективной коммуникации.
2. Обучение поведению в конфликтных ситуациях.
3. Развитие способности саморегуляции эмоционального состояния.
4. Формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к окружающим.
5. Снижение уровня агрессивности.
Форма поведения. Групповая форма – тренинг.
Методы. Наблюдение, метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, методы арт-терапии.
Ожидаемые результаты.
1. Подростки обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
2. Во взаимоотношениях между учащимися произойдут положительные изменения.
3. Повысится способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству.
4. Снизится уровень агрессивности и риск проявления агрессивных форм поведения.
Занятия проводятся один раз в неделю. Цикл занятий рассчитан на год (30 занятий).
Содержание занятий
№ | Тема | Цель |
1 | «Я расскажу вам о себе» | Знакомство детей друг с другом. Создание благоприятной обстановки. |
2 | «Паутина взаимодействия» | Знакомство детей друг с другом. Сплочение группы. |
3 | «Все мы чем-то похожи» | Развитие внимания и наблюдательности друг к другу. |
4 | «Двадцать вопросов» | Способствовать восприятию себя как члена группы, обладающего индивидуальными особенностями. |
5 | «Семейная история» | Расширить представление о семье, воспитание доброжелательного отношения к своим близким. |
6 | «Рецепт «приготовления друга» | Установление контакта. Развитие интереса к другому человеку. |
7 | «Говорящие вещи» | Формирование умения самоописания, самопредставления. |
8 | «Вот я какой!» | Самопредставление. Понимание своих интересов и предпочтений. |
9 | «Я уникальный!» | Понимание уникальности и значимости каждого ребенка. |
10 | «Иванушка-дурачок» | Обучение навыкам самоподдержки, умению справляться с обидой. |
11 | «Рисуем чувства» | Обучение умению справляться со своими сильными чувствами. |
12 | «Сад чувств» | Обучение восстановлению внутреннего равновесия |
13 | «Внутренняя сила» | Повышение уверенности в себе. |
14 | «Камушек в ботинке» | Обучение осознаванию и проговариванию своих негативных чувств |
15 | «Спустить пар» | Обучение отреагированию чувств обиды и гнева |
16 | «Да и нет» | Снятие напряжения. Принятие своего голоса как способа самоутверждения в жизни. |
17 | «Агрессивное поведение» | Понимание понятия агрессивное поведение, анализ собственного агрессивного поведения. |
18 | «Король» | Обучение навыку выражения своего желания без стеснительности и агрессивности. |
19 | «Ворвись в круг!» | Понимание чувства отверженности и поиск возможных вариантов конструктивного поведения в подобных ситуациях. |
20 | «Смеяться запрещается» | Контроль эмоционального состояния. |
21 | «Скульптор» | Умение осознавать различные чувства, говорить о собственных чувствах. |
22 | «Забота о домашнем питомце» | Развитие способности к сочувствию. |
23 | «Самоуважение» | Способствовать пониманию чувства собственной ценности. |
24 | «Дружба» | Способствовать пониманию ценности дружбы. |
25 | «Корабль среди скал» | Развитие коммуникативных навыков, опираясь на интуицию и доверие к партнеру. |
26 | «Сиамские близнецы» | Развитие терпения и умения сотрудничать. |
27 | «Картонные башни» | Самостоятельный поиск взаимодействия друг с другом. |
28 | «Головомяч» | Развитие навыков сотрудничества. |
29 | «Любимые вещи» | Отработка коммуникативных навыков. |
30 | «Подарок, который невозможно купить» | Понимание как поступками можно приносить радость окружающим. |
Список литературы
- Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
- Биркенбиль В. Ф. Коммуникационный тренинг / Биркенбиль В. Ф. - М. : ГРАНД : Фаир-пресс , 2002.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000
- Гаджиева Н. М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Гаджиева Н. М. - Екатеринбург : Деловая книга , 1998.
- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / Грецов А. Г. – М. [и др.] : Питер , 2007.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
- Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Гусева, Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н. А.Гусева. – СПб.: Речь, 2005.
- Дисненко В. Р. Социально-психологический тренинг общения для подростков "Понять себя и других" // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
- Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Жуков Ю. М. - М. : Гардарики , 2004.
- Козлов В. В. Управление конфликтом / Козлов В. В. - М. : Эксмо , 2004.
- Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра вза- имоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Кар- нозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
- От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении : соц.-психолог. тренинг / Петровская Л. А. - М. : Изд-во МГУ , 1999.
- Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 2
- Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.
- Смит М. Д. Тренинг уверенности в себе : практ. рук. / Смит М. Д. - СПб. : Речь , 2001.
- Тренинг развития жизненных целей : программа психологического содействия успешной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа поз...
Программа кружка "Юный корреспондент" для учащихся 3-4 класса
По целям обучения данная программа - социально-педагогическая. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - при...
Программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 3-4 классов
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...
Программа кружка "Творим вместе" для учащихся 1,2 классов
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....
Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.
Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов
Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...
Рабочая программа кружка "Чудесная мастерская" для учащихся 1-2 классов
Рабочая программа направлена на развитие у младших школьников мелкой моторики,необходимой для овладения письмом, создания условий для накопления ребенком двигательного опыта....