Программа работы кружка «Конфликт - менеджмент» для учащихся 7-8 классов
методическая разработка на тему

Отсутствие у подростков знаний о природе конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с окружающими – это возможно.

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста и направлена на профилактику конфликтов в школьной среде.  Программа также позволяет помочь подросткам разобраться в проблеме конфликтного поведения, определить причины и последствия конфликта, развить толерантность,  умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; обучить эффективным способам преодоления собственных отрицательных эмоций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_konflikt_menedzhment_7-8_klassy.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы кружка «Конфликт - менеджмент»

для учащихся 7-8 классов

Пояснительная записка

Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт возникает как результат несовместимости представлений о ситуации, о поступке, о способах действия. Конфликт прекращается, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно. 

В подростковом возрасте происходят физиологические изменения в головном мозге, которые влияют на поведение подростка. Подросток плохо контролирует свои как положительные, так и отрицательные эмоции. Он становится чувствителен к мнению окружающих, что делает его обидчивым. У подростка низкая устойчивость к стрессам, что приводит к необдуманным и неадекватным поступкам. Он также стремится освободиться из-под контроля взрослых, что проявляется в бунтарстве и демонстративности. В результате подросток чаще вступает в конфликтные отношения, как со сверстниками, так и с взрослыми.

Но у подростка также есть потребность в доверительном общении, дружбе, стремление быть принятым в своей социальной группе.

Отсутствие у подростков знаний о природе конфликтов, навыков позитивного поведения в конфликтных ситуациях серьезно осложняет эмоционально-психологическую атмосферу в классных коллективах, влияет на индивидуальное развитие. Существовать в современном мире без конфликтов практически невозможно, но научить детей правильно выстроить линию своего поведения в ситуациях конфликта во взаимоотношениях с окружающими – это возможно.

Программа предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста и направлена на профилактику конфликтов в школьной среде.  Программа также позволяет помочь подросткам разобраться в проблеме конфликтного поведения, определить причины и последствия конфликта, развить толерантность,  умение оценивать ситуацию и поведение окружающих; обучить эффективным способам преодоления собственных отрицательных эмоций.

Цель: Стимулирование процесса личностного развития, самосознания и самоанализа для снижения уровня  конфликтного  поведения.

Задачи.

1. Совершенствование навыков общения, обучение моделям эффективной коммуникации.

2. Обучение поведению в  конфликтных ситуациях.

3. Развитие способности  саморегуляции эмоционального состояния.

4. Формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к окружающим.

5. Снижение уровня агрессивности.

Форма поведения.  Групповая форма – тренинг.

Методы. Наблюдение, метод групповой дискуссии, интерактивные игровые методы, методы арт-терапии.

Ожидаемые результаты.

1. Подростки обучатся навыкам адекватного реагирования в конфликтных ситуациях. 

2. Во взаимоотношениях между учащимися произойдут положительные изменения.

3. Повысится способность к эмоциональной и поведенческой саморегуляции, сотрудничеству.

4. Снизится  уровень агрессивности и риск проявления агрессивных форм поведения.

Занятия проводятся один раз в неделю. Цикл занятий рассчитан на год (30 занятий).

Содержание занятий

Тема

Цель

1

«Я расскажу вам о себе»

Знакомство детей друг с другом. Создание благоприятной обстановки.

2

«Паутина взаимодействия»

Знакомство детей друг с другом. Сплочение группы.

3

«Все мы чем-то похожи»

Развитие внимания и наблюдательности друг к другу.

4

«Двадцать вопросов»

Способствовать восприятию себя как члена группы, обладающего индивидуальными особенностями.

5

«Семейная история»

Расширить представление о семье, воспитание доброжелательного отношения к своим близким.

6

«Рецепт «приготовления друга»

Установление контакта. Развитие интереса к другому человеку.

7

«Говорящие вещи»

Формирование умения самоописания, самопредставления.

8

«Вот я какой!»

Самопредставление. Понимание своих интересов и предпочтений.

9

«Я уникальный!»

Понимание уникальности и значимости каждого ребенка.

10

«Иванушка-дурачок»

Обучение навыкам самоподдержки, умению справляться с обидой.

11

«Рисуем чувства»

Обучение умению справляться со своими сильными чувствами.

12

«Сад чувств»

Обучение восстановлению внутреннего равновесия

13

«Внутренняя сила»

Повышение уверенности в себе.

14

«Камушек в ботинке»

Обучение осознаванию и проговариванию своих негативных чувств

15

«Спустить пар»

Обучение отреагированию чувств обиды и гнева

16

«Да и нет»

Снятие напряжения. Принятие своего голоса как способа самоутверждения в жизни.

17

«Агрессивное поведение»

Понимание понятия агрессивное поведение, анализ собственного агрессивного поведения.

18

«Король»

Обучение навыку выражения своего желания без стеснительности и агрессивности.

19

«Ворвись в круг!»

Понимание чувства отверженности и поиск возможных вариантов конструктивного поведения в подобных ситуациях.

20

«Смеяться запрещается»

Контроль эмоционального состояния.

21

«Скульптор»

Умение осознавать различные чувства, говорить о собственных чувствах.

22

«Забота о домашнем питомце»

Развитие способности к сочувствию.

23

«Самоуважение»

Способствовать пониманию чувства собственной ценности.

24

«Дружба»

Способствовать пониманию ценности дружбы.

25

«Корабль среди скал»

Развитие коммуникативных навыков, опираясь на интуицию и доверие к партнеру.

26

«Сиамские близнецы»

Развитие терпения и умения сотрудничать.

27

«Картонные башни»

Самостоятельный поиск  взаимодействия друг с другом.

28

«Головомяч»

Развитие навыков сотрудничества.

29

«Любимые вещи»

Отработка коммуникативных навыков.

30

«Подарок, который невозможно купить»

Понимание как поступками можно приносить радость окружающим.

Список литературы

  1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006.
  2. Биркенбиль В. Ф. Коммуникационный тренинг / Биркенбиль В. Ф. - М. : ГРАНД : Фаир-пресс , 2002.
  3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000
  4. Гаджиева Н. М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Гаджиева Н. М. - Екатеринбург : Деловая книга , 1998.
  5. Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков / Грецов А. Г. – М. [и др.] : Питер , 2007.
  6. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006.
  7. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками./О.А. Вершинина. – Волгоград: Учитель, 2008.
  8. Гусева, Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей / Н. А.Гусева. – СПб.: Речь, 2005.
  9. Дисненко В. Р. Социально-психологический тренинг общения для подростков "Понять себя и других" // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.
  10. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
  11. Жуков Ю. М. Коммуникативный тренинг / Жуков Ю. М. - М. : Гардарики , 2004.
  12. Козлов В. В. Управление конфликтом / Козлов В. В. - М. : Эксмо , 2004.
  13. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культу-ра вза- имоотношений: практическое руководство. /под общей редакцией Кар- нозовой Л.М. – М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256 с.
  14. От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. / под ред. Л.И. Рябовой. – Пермь, 2004.
  15. Петровская Л. А. Компетентность в общении : соц.-психолог. тренинг / Петровская Л. А. - М. : Изд-во МГУ , 1999.
  16. Психологические тесты/ под ред. А.А. Карелина: В 2 т. – П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 2
  17. Пузиков В. Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.
  18. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов. – М.: Вако, 2005.
  19. Смит М. Д. Тренинг уверенности в себе : практ. рук. / Смит М. Д. - СПб. : Речь , 2001.
  20. Тренинг развития жизненных целей : программа психологического содействия успешной адаптации / под ред. Е. Г. Трошихиной. – СПб.: Речь, 2003.
  21. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа поз...

Программа кружка "Юный корреспондент" для учащихся 3-4 класса

По целям обучения данная программа - социально-педагогическая. Цели программы: - создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального развития; - при...

Программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 3-4 классов

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...

Программа кружка "Творим вместе" для учащихся 1,2 классов

Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное....

Программа краеведческого кружка «Юный краевед» для учащихся 7-9 классов.

Данная программа разработана мной для работы в кружке "Юный краевед" учащихся 7-9 классов...

Рабочая программа занятий кружка «Весёлый английский» для учащихся 4-х классов

Усвоение грамматики любого языка вызывает много трудностей, которые усугубляются грамматическими терминами, правилами и бесконечным числом исключений. Чтобы помочь учащимся преодолеть эти трудности, п...

Рабочая программа кружка "Чудесная мастерская" для учащихся 1-2 классов

Рабочая программа направлена на развитие у младших школьников мелкой моторики,необходимой для овладения  письмом, создания условий для накопления ребенком двигательного опыта....