План работы кружка "Занимательная математика" (для учащихся 4 классов)
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии: _______________

                             (Л.М.Метальникова)

Математический кружок

«Занимательная математика»

Составила:

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия»

на 2011/2012 учебный год

Рождественская С.В.

РАССМОТРЕНО:

На ШМО пр. №__________

                       От __________

                                                                               

Пояснительная записка к программе кружка по математике

«Занимательная математика» (4 класс)

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

 Кружок создается при  участии  всего  класса.

 Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

 Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Цель, задачи и принципы программы:

Цель:    развивать математический образ мышления

Задачи:   расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  1. расширять математические знания в области многозначных чисел;
  2. содействовать умелому использованию символики;
  3. учить правильно применять математическую терминологию;
  4. развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
  5. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Принципы программы:

  1. Актуальность

            Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  1. Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  1. Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  1. Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  1. Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  1. Реалистичность 

С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 68 занятий.

  1. Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  1. усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  2. помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  3. формировать творческое мышление;
  4. способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. решение занимательных задач;
  2. оформление математических газет;
  3. участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  4. знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  5. проектная деятельность
  6. самостоятельная работа;
  7. работа в парах, в группах;
  8. творческие работы

Учебно-тематическое планирование

занятий кружка «Занимательная математика»

Наименование тем курса

Всего ча

сов

В том числе

Виды деятельности

Форма контроля

лекция

П/ р

С/ р

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

 1          

2. Как люди научились считать.

1

выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

3. Интересные приемы устного счёта.

устный счёт

4. Решение занимательных задач в стихах.

1

работа в группах: инсценирования загадок, решение задач

5. Упражнения с многозначными числами (класс млн.)

1

работа с алгоритмами

6. Учимся отгадывать ребусы.

1

составление математических ребусов

конкурс на лучший математический ребус

7. Числа-великаны. Коллективный счёт.

1

решение теста -кроссворда

проверочный тест

8. Упражнения с многозначными числами (класс млр.)

1

работа с алгоритмом

контрольный тест

9. Решение ребусов и логических задач.

1

самостоятельная работа

мини-олимпиада

10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1

составление схем, диаграмм

11. Загадки- смекалки.

1

составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12. Игра «Знай свой разряд».

1

работа с таблицей разрядов

тест

13. Обратные задачи.

1

работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14. Практикум «Подумай и реши».

1

самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

15.Задачи с изменением вопроса.

инсценирования задач

конкурс на лучшее инсценирование математической задачи

16. «Газета любознательных».

3

1

2

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету

17.Решение нестандартных задач.

1

решение задач на установление причинно-следственных отношений

18.Решение олимпиадных задач.

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19.Решение задач международной игры «Кенгуру»

1

решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20. Школьная олимпиада

1

решение заданий повышенной трудности

21. Игра «Работа над ошибками»

1

работа над ошибками олимпиадных заданий

22.Математические горки.

1

решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23. Наглядная алгебра.

1

работа в группах: инсценирование

24.Решение логических задач.

1

схематическое изображение задач

25.Игра «У кого какая цифра»

1

творческая работа

26.Знакомьтесь: Архимед!

1

работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27.Задачи с многовариантными решениями.

работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения

28.Знакомьтесь: Пифагор!

1

работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

викторина

29.Задачи с многовариантными решениями.

1

Работа в парах по решению задач

30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1

составление знаковых систем

тест

31.Задачи с многовариантными решениями.

1

индивидуальная работа

32.Математический КВН

1

работа в группах

33. Круглый стол «Подведем итоги»

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование

ИТОГО:                              34      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочные работы по математике для учащихся 2 класса. Тема: "Табличные случаи умножения и деления".

Проверочные работы по теме : "Табличные случаи умножения и деления " для учащихся  2 класса. УМК  "Начальная школа XXI века".  Карточки  разработаны на 6 вариантов....

Итоговая контрольная работа по математике для учащихся 2 класса. УМК "Начальная школа XXI века"

Итоговая контрольная работа по математике для учащися 2 класса  - 6 вариантов.  УМК "Начальная школа XXI века"....

План кружка по математике (для учащихся 3 класса)

В помещаемом материале содержится пояснительная записка, паспорт программы кружковой работы, определены цели и задачи математического кружка, указаны основные виды деятельности учащихся. Календарно-те...

План работы педагогической мастерской учителей начальных классов МАНОУ «Гимназия № 2» по теме «Система подготовки учащихся к Всероссийской проверочной работе. Дидактические подходы и методические решения»

В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы  качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Цель ВПР – обеспечение единства об...

План работы по математике с 13.04 по 20.05 3Б класс

План работы по математике с 13.04 по 20.05 3Б класс...

План работы по профилактике употребления учащимися ПАВ на 2021-2022 учебный год

Предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками...

План работы педагога- психолога с учащимися ОВЗ и детьми- инвалидами

laquo;Утверждаю» Директор МБОУ ЕСОШ №1______________/ Гамова Е.Н./План работы педагогов- психологов Юрченко Н.Г. и Переваловой Н.С. ...