Программа по внеурочной деятельности "Я познаю этот мир"
рабочая программа (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Берёзовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Игримская средняя общеобразовательная школа №1
Утверждён приказом №115 -О
от 31.08.2015 г
Директор МБОУ Игримская СОШ №1
Л.А. Маслакова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности " Я познаю мир"
1 класс
на 2015 – 2016 учебный год
Составитель:
Городова Татьяна Александровна
педагог-психолог
Игрим, 2015 г.
Рабочая учебная программа по адаптации для обучающихся первых классов «Я познаю мир»
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я познаю мир», для обучающихся первых классов.
Всё это подчёркивает необходимость рассматривать адаптацию, как повышение уверенности ребёнка в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта, сохранения и укрепления здоровья.
В данной программе разработана определенная система действий, направленных на создание комфортных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса.
Цель программы: создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению с учетом индивидуальных и возрастных свойств личности ребенка в адаптационный период.
Задачи психологических занятий по программе:
1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7. Профилактика школьной дезадаптации.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Игримская СОШ №1»: совершенствование системы работы школы, направленной на сохранение здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, содействие укреплению физического, нравственного и психологического здоровья школьников.
Программа «Я познаю мир» реализуется по социальному направлению внеурочной деятельности школы.
Содержание программы «Я познаю мир» связано с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Физическая культура».
Программа состоит из четырех разделов:
Раздел 1. Здравствуй школа.
Раздел 2. Изучаем правила общения.
Раздел 3. Познаем себя и других.
Раздел 4. Мир вокруг меня.
Срок реализации программы: один учебный год.
Организация занятий:
Периодичность занятий – 1раз в неделю в течение года. Длительность занятия - 25 минут.
Место проведения: сенсорная комната.
Методы работы: беседа, арт-терапия, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения, игры и их обсуждение, психодиагностические задания, релаксирующие упражнения, тематическое рисование.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;
- установление контакта с обучающимися, с учителем и бесконфликтные межличностные отношения;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Сформированность УУД.
- Личностные УУД:
- Принятие социальной роли ученика;
- Сформированность внутренней позиции школьника;
- Принятие и соблюдение норм школьного поведения;
- Осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- Овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- Овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
-Овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- Овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- Осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- Освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- Овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД:
- Способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- Возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- Способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- Сформированность норм в общении с детьми и взрослыми;
- Сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Материально-техническое обеспечение: Пуф-мешки для релаксации; световой проектор "Меркурий; песочный стол; фиброоптический душ; сухой бассейн с шарами; тактильная дорожка (7 предметов); батут детский, конструктор.
Оценка эффективности реализации программы:
- Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Тест разработан О.А.Ореховой и позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генеза, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
- Диагностика сформированности УУД включает в себя:
1. "Лесенка"
Цель: выявление уровня развития самооценки (личностные УУД: самоопределение);
2. "Найди отличия "
Цель: выявление уровня развития операции логического мышления - анализ и сравнение ( познавательные УУД: логические универсальные учебные действия);
3. "Рукавички" (Г.А. Цукерман)
Цель: определение коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) (коммуникативные УУД);
4. Методика "Рисование бабочки"
Цель: выявление развития регулятивных действий при выполнении задания (регулятивные УУД: оценивание умения понимать и сохранять задачу воспроизведения образца, планировать свое действие в соответствии с особенностями образца, осуществлять контроль по результату и процессу, оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение; познавательные действия - умение осуществлять пространственный анализ и синтез.);
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | |||
1 | Информационный блок Инструктаж по технике безопасности по использованию оборудования в сенсорной комнате | 2 | 2 | - |
Раздел 1. Здравствуй школа | ||||
2 | Знакомство. Принятие правил группы. Я и мое имя. | 2 | 1 | 1 |
3 | Кто такой школьник? | 1 | 1 | - |
4 | Школьные правила. | 1 | - | 1 |
5 | Я и школьное время. | 1 | - | 1 |
Раздел 2. Изучаем правила общения | ||||
6 | Учимся договариваться. | 1 | - | 1 |
7 | Спор и ссора. | 1 | - | 1 |
8 | Пойми меня. | 1 | - | 1 |
9 | Уважая себя, уважай других. | 1 | - | 1 |
Раздел 3. Познаем себя и других | ||||
10 | Я - неповторимый человек | 1 | - | 1 |
11 | Чем я похож на одноклассников | 1 | - | 1 |
12 | Я рисую свой портрет | 2 | - | 2 |
Раздел 4. Мир вокруг меня | ||||
13 | Я и другие | 2 | - | 2 |
14 | Чем мы похожи | 1 | - | 1 |
15 | Внимание к партнеру | 1 | - | 1 |
16 | Волшебные средства понимания: интонация | 1 | - | 1 |
17 | Волшебные средства понимания: мимика | 1 | - | 1 |
18 | Волшебные средства понимания: пантомимика | 1 | - | 1 |
19 | Учимся взаимопониманию | 1 | - | 1 |
20 | Сплочение и доверие | 1 | - | 1 |
21 | Множество решений | 1 | - | 1 |
21 | Наши эмоции и чувства | 1 | 1 | - |
23 | Рисуем настроение | 1 | - | 1 |
24 | Чего я боюсь? | 2 | - | 2 |
25 | Конфликт или взаимодействие? | 2 | 1 | 1 |
26 | Учусь владеть собой | 1 | - | 1 |
27 | Мы – команда | 1 | - | 1 |
Итого: | 33 ч. | 6 ч. | 27 ч. |
Содержание программы
Информационный блок
Инструктаж по технике безопасности по использованию оборудования в сенсорной комнате (проводится 2 раза в год: сентябрь, январь)
Раздел 1.Здравствуй школа.
Занятие №2 «Знакомство. Принятие правил группы.Я и мое имя».
Вступление. Совместная разработка ритуалов приветствия. Беседа "Как можно здороваться". Приветствие. "Хорошее настроение", Игра «Мяч».
Занятие №3 "Кто такой школьник?"
Приветствие. "Хорошее настроение". Упражнение «Школьник и дошкольник», Упражнение «Что можно, а что нельзя!», Игра «Нос, рот, потолок». Ритуал прощания.
Занятие №4 "Школьные правила"
Ритуал приветствия. Работа со сказкой "Приключения Трумбика". Беседа о правилах поведения. Ритуал прощания.
Занятие №5 "Я и школьное время"
Уточнение представления о времени. Уроки и перемены. Планирование времени. Упражнение “Узоры и волшебные лесенки”.
Тренировка в направлении и задержании внимания на своих ощущениях.
Раздел 2. Изучаем правила общения.
Занятие №6 "Учимся договариваться."
Ритуал приветствия. Освоение новой школьной нормы общения. Уточнение возможностей человеческого общения. Тренировка невербального воздействия детей друг на друга. Игра “Листопад”,Упражнение: «Цветок общения». Ритуал прощания.
Занятие №7 "Спор и ссора" .
Ритуал приветствия. Упражнение "Подарки", игра "Чувствуем друг друга", Упражнение «Мостик Дружбы», "Руки знакомятся, ссорятся,мирятся...."
Умение вести дискуссию, доказывать свою точку зрения и выслушивать различные мнения. Понимание и осознание своих и чужих эмоций. Ритуал прощания.
Занятие №8 "Пойми меня".
Воспитание чувств, эмпатии, толерантности. Создание условий для анализа собственного жизненного опыта. Упражнение: «Передай движение по кругу»,«Найди свою половинку». Игра «Дракон кусает свой хвост». Ритуал прощания.
Занятие №9 " Уважая себя, уважай других".
Толерантное отношение к другим людям. Оказание помощи другим и умение принять помощь от других. Тренировка общих способностей несловесного воздействия друг на друга.
Ритуал приветствия. Работа с рассказом "Про старушку". Игра "Встреча". Ритуал прощания.
Раздел 3. Познаем себя и других.
Занятие №10. "Я - неповторимый человек".
Ритуал приветствия. Упражнение "Такие разные предметы". Игра "Встаньте те, у кого...", игра "Ладошки". Разнообразие человеческих типов, поведенческих реакций. Способность считаться с различиями между людьми. Терпимое отношение к различиям в поведении людей. Ценностное отношение к иному. Тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции.
Занятие №11. "Чем я похож на одноклассников"
Культура взаимоотношений. Позитивные отношения между девочками и мальчиками. Тренировка в определении характера физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями. Упражнение "Волшебный сон" на снятие эмоционального напряжения.
Занятие №12. "Я рисую свой портрет".
Ритуал приветствия. Игра "Водяной". Упражнение "Мой портрет". Ритуал прощания.
Занятие №13. "Я и другие".
Ритуал приветствия. Этюд "Просто так", игра "Угадай-ка", игра "Снежная королева", игра "Окажи внимание другу". Ритуал прощания.
Занятие №14. "Чем мы похожи".
Ритуал приветствия. Рисунок "Мои увлечения". Беседа по рисунку. Ритуал прощания.
Занятие №15. "Внимание к партнеру".
Ритуал приветствия. Упражнение "Ласковые слова", "Прогноз погоды","Опишите друг друга", "Доброе животное".Ритуал прощания.
Занятие №16. "Волшебные средства понимания: интонация".
Ритуал приветствия. Упражнение "Ласковое слово", "У дяди Абрама...","Интонация", "Кто тебя позвал?","Доброе тепло". Ритуал прощания.
Занятие №17 " Волшебные средства понимания: мимика"
Ритуал приветствия. Упражнение "Охота за сокровищем","Передай по кругу", "Интервью у дракона". Ритуал прощания.
Занятие №18 " Волшебные средства понимания: пантомимика"
Ритуал приветствия. Упражнение "Изобрази", "Расскажи стихи рука". Ритуал прощания.
Занятие №19 "Учимся взаимопониманию"
Ритуал приветствия. Упражнение "Любопытный" "Добрый бегемотик", игра "Улитка". Ритуал прощания.
Занятие №20 "Сплочение и доверие"
Ритуал приветствия. Упражнение «Письмо для хорошего настроения», игра «Волшебный стул», игра "Эхо".
Занятие №21 "Множество решений"
Ритуал приветствия. Упражнение "Предмет и решения",игра "Быстрые решения",беседа "Мы и наши решения". Ритуал прощания.
Занятие №22 "Наши эмоции и чувства"
Ритуал приветствия. Психогимнатика «Ручеек радости». Разминка. Упражнение «Ладонь на ладонь», игра "Зеркало". Ритуал прощания.
Занятие №23 "Рисуем настроение"
Ритуал приветствия. Игра "Пион и колючий ежик". Рисунок "Мое настроение". Беседа по рисунку. Ритуал прощания.
Занятие №24 "Чего я боюсь"
Ритуал приветствия. Упражнение "Хорошее настроение", «Страхи сказочных героев», игра «Змей Горыныч», игра-аппликация «Спрячем страх за забором», упражнения на снятие мышечного напряжения. Ритуал прощания.
Занятие №25 "Конфликт или взаимодействие?"
Ритуал приветствия. Разминка. Игра «Обзывалки». Чтение и обсуждение сказки «Драки» и сказки «Обида». Игра «Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые». Игра «Уходи, злость, уходи». Ритуал прощания.
Занятие №26 "Учусь владеть собой"
Ритуал приветствия. Приветствие. "Хорошее настроение", упражнение «Камень-верёвка». Игра ''Скала. Я справлюсь'' .Упражнение «Барометр настроения». Ритуал прощания.
Занятие №27 "Мы команда"
Ритуал приветствия. Упражнение «Веселое лицо». Упражнение «Барометр настроения». Легенда о "Заколдованном дереве". Упражнение «Дерево дружбы».
Ритуал прощания.
Литература для педагогов:
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-
144с.
2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: ООО «Речь»,2000.- 310с.
7. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
8. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПб.: Речь, 2007. – 240 с.
9. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.:
Генезис. 2002. — 208 с.
10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
11. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
12. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
13. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
14. Савенков А.И. Маленький исследователь: развитие творческого мышления детей 5-6 лет. - М.: Академия развития. - 32с.
15. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2013. – 29 с.
16. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
Литература для родителей
- Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М., 1987.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как получить «пятерку» за здоровье. Тула, 1997.
- Брайт Л. Развиваем интеллект. Спб.; М.; Харьков; М.1997
- Вачков И.В. Психология для малышей. М., 1996
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996
- Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие ребенка в семье. М., 1995
- Популярная психология для родителей/ Под ред.А.С.Спиваковской. - Спб., 1998.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М., 1998
- Трафимова Г.В. Целебные тропинки: Книга для совместного чтения родителей с детьми. Мн., 2000
- Шмаков С.А. Уроки детского досуга. М., 1993
Литература для обучающихся
1. Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя. — М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Битянова М.Р. Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. — М.: Генезис, 2000.
3. Гаврина С.Е. Учимся понимать друг друга. — М.: библиотека Ильи Резника, ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
4. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.
5. Тесты для детей. Серия «Волшебная кисточка» / Сост. Ю.А.Золотарева. — М.: Изд-во «Вербо», 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по внеурочной деятельности для начальной школы "Мы познаем мир".
Актуальность создания учебной программы продиктована необходимостью обращения к личности ребенка. Новизна программы состоит в том, что она соединила сведения из разных областей астрономии, географии, ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
Программа курса внеурочной деятельности «Познаю себя»
Программа внеурочной деятельности для 2 класса...
Программа курса внеурочной деятельности "Познаю себя"
Программа курса внеурочной деятельности по общесоциальному направлению разработана для 3 класса...
Программа по внеурочной деятельности "Познай себя" 2 класс
Программа по внеурочной деятельности "Познай себя"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» 1-4 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Познай себя» Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно пер...