Психологическая азбука
учебно-методический материал (2, 3 класс) на тему
индивидуальные занятия с учащимися 2-3 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_azbuka.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3 VIII вида»
«Профессия – школьник»
индивидуальные занятия с учащимися 2-3 классов
автор:
педагог-психолог
Белоусова Л.С.
Омск-2011
Данный комплекс психологических занятий представляет собой индивидуальную работу с наиболее трудными детьми с нарушениями интеллекта по развитию и коррекции психических процессов и эмоционального состояния.
Занятие 1.
Цели:
- Развитие умения ориентироваться в пространстве.
- Развитие наглядно-образного мышления.
Материал: картинка зайчик, поле, методический материал «лабиринт», плакат с предметными изображениями.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Массаж БАТ.
3. «Куда ускакал зайчик?» Педагог меняет положение зайчика на поле. Ребенок должен определить местоположение зайчика. Затем педагог говорит ученику, где должен находится зайчик, ученик ставит зайчика на это место.
4. «Лабиринт».
5. «Выше, слева, правее, снизу». Ребенку необходимо назвать предмет и его определенное местоположение.
6. Итог.
Занятие 2.
Цели:
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие произвольности средних движений.
- Развитие понятийного мышления.
Материал: плакат с изображением геометрических фигур.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки».
3. «Летает – не летает». Ученик кладет руки на стол. При назывании педагогом летающего объекта, ребенок должен поднять пальцы вверх, не отрывая ладоней.
4. «Назови слова». Ребенок должен найти в кабинете предметы на определенную букву.
5. «Запомни и нарисуй». Ребенку показывается плакат с геометрическими фигурами, которые он в течение 1,5 минут должен рассмотреть и запомнить. Затем зарисовывает их по памяти как можно точнее.
6. Итог.
Занятие 3.
Цели:
- Развитие произвольного внимания (устойчивость, распределение).
- Развитие мышления (процессы синтеза).
Материал: бланки с буквами, сюжетная картинка, таблица с цифрами.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Сова».
3. «Назови по порядку». Ребенок как можно быстрее должен отыскать все числа по порядку и показать их.
4. «Вычеркивай буквы и слушай». Ученик должен как можно быстрее просматривать ряды с буквами и вычеркивать заданную букву.
5. «Что здесь изображено?» Ребенок рассматривает сюжетное изображение через отверстие. Затем рассказывает, что нарисовано на картинке.
6. Итог.
Занятие 4.
Цели:
- Развитие мышления (процессы анализа).
- Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
- Развитие понятийного мышления.
Материал: предметные картинки, крупные изображения букв, наложенные друг на друга.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Массаж БАТ.
3. «Раздели на части». Педагог называет любое слово (показывает картинку). Ученик должен условно разделить его на части, назвать составные элементы.
4. «Назови буквы». Ребенок должен назвать, какие буквы изображены на плакате.
5. «Какой? Какая? Какие?» Педагог называет или показывает предметное изображение. Ребенок должен подобрать как можно больше слов для описания указанного предмета.
6. Итог.
Занятие 5.
Цели:
- Развитие пространственных представлений.
- Развитие зрительных ощущений.
Материал: лист бумаги, разделенный на 16 квадратов, краски, бумага, кисточки.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки».
3. «Диктант пространственных действий». Вначале отрабатываются пространственные понятия – верхняя, нижняя, правая, левая стороны, понятие центра. Затем педагог диктует 16 заданий. 1. От исходной точки провести стрелку вверх. 2. От исходной точки провести стрелку вправо. 3. От исходной точки провести стрелку вниз. 4. От исходной точки провести стрелку в левый верхний угол. 5. От исходной точки провести стрелку в левый нижний угол. 6. От исходной точки провести стрелку в правый верхний угол. 7. От исходной точки провести стрелку в правый нижний угол. 8. От исходной точки провести стрелку вверх, потом по кругу влево. 9. От исходной точки провести стрелку вниз, потом по кругу вправо. 10. От исходной точки провести стрелку вверх, потом по кругу вправо. 11. От исходной точки провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол. 12. От исходной точки провести стрелку в левый верхний угол и от него вверх. 13. От исходной точки провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх. 14. От исходной точки провести стрелку влево, затем вверх. 15. От исходной точки провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол. 16. От исходной точки провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.
4. «Цветовая угадай-ка». Педагог смешивает краски, ребенок пытается угадать, какие краски использовал учитель. Затем сам смешивает краски и составляет новый цвет, новые оттенки (темнее, светлее).
5. Итог.
Занятие 6.
Цели:
- Развитие слуховых ощущений.
- Развитие логических форм мышления.
- Развитие умения воспроизводить образец.
Материал: 2 набора коробочек с различными шумящими предметами, рисунок с изображениями арбузов и мячей, образцы с половинками рисунков.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Сова».
3. «Шумящие коробочки». Ребенок трясет все коробочки из одного набора, слушает различные шумы. Затем ученик берет по одной коробочке из каждого ящика, трясет их и сравнивает между собой. Если шумы не совпадают, коробочка откладывается в сторону. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом.
4. «Учимся рассуждать». Педагог просит ребенка внимательно рассмотреть рисунок и ответить на суждения (правильно – неправильно). Все арбузы полосатые. Все мячи полосатые. Здесь есть мячи без полос. Здесь есть мячи полосатые. Здесь есть арбузы без полос. Все мячи круглые. Все нарисованные арбузы и мячи круглые.
5. «Дорисуй рисунок». Ученик должен нарисовать вторую половину рисунков таким образом, чтобы получилось целое изображение.
6. Итог.
Занятие 7.
Цели:
- Развитие мышление (обобщение наглядного материала).
- Развитие осязательных ощущений.
- Развитие зрительной опосредованной памяти.
Материал: карточки с изображениями 4 предметов, 2 набора дощечек с различными поверхностями, образцы с геометрическими фигурами.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Сова».
3. «Четвёртый лишний». Педагог объясняет ребенку, что три предмета из четырёх подходят друг к другу, а четвёртый предмет лишний. Нужно указать что лишнее.
4. «Шершавые дощечки». Ребенок с закрытыми глазами берет из одного набора дощечку, щупает её, затем ищет путем нащупывания подходящую дощечку в другом наборе и кладет её рядом. И т.д. В процессе рассказывает, какая поверхность, какие ощущения.
5. «Запомни фигуры». Ребенку предъявляются образцы с нарисованными геометрическими фигурами, необходимо запомнить и правильно воспроизвести изображение.
6. Итог.
Занятие 8.
Цели:
- Развитие произвольного внимания на основе абстрагирования.
- Развитие внутреннего плана действия.
- Развитие элементарного воображения.
Материал: поле для игры, индивидуальные бланки с геометрическими фигурами.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки».
3. «Посмотри вокруг». Ребенка просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала.
4. «Муха». Ребенку объясняется, что муха может совершать движения по квадрату вверх или вниз, влево или вправо. Начало всегда в центре. Педагог называет направление перемещения мухи, а ученик должен следить за её движениями и ответить, где оказалась муха.
5. «Закончи рисунок». Ребенку дается задание дорисовать каждую геометрическую фигуру/ одну геометрическую фигуру, чтобы получились разные рисунки.
6. Итог.
Занятие 9.
Цели:
- Снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности.
- Развитие опосредованной памяти.
- Развитие элементарного словесно-логического мышления (аналогия).
Материал: различные мелкие предметы.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки».
3. «Ласковые лапки». Педагог подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры. Ребенку объясняется, что по его руке будет ходить зверёк и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, чем прикасались к руке.
4. «Письмо инопланетянина». Сегодня ты будешь запоминать трудные слова. Чтобы проще было их запомнить, на каждое слово ты будешь рисовать небольшую картинку. Затем назовёшь все слова, которые ты запомнил. Футбол, ночь, день, сильный человек, длинная дорога, голубая река, тёмный лес.
5. «Назови четвертое слово». Ученику называется пара слов, находящихся в определенном отношении. Затем называется третье слово, нужно догадаться, каким будет четвертое слово, чтобы смысловой ряд был продолжен. Карандаш – бумага/ мел – доска. Человек – ребенок/ собака – щенок. Пальто – пуговицы/ ботинок – шнурок. Птица – гнездо/ человек – дом. Человек – рука/ кошка – лапа. Суп – ложка/ котлета – вилка.
6. Итог.
Занятие 10.
Цели:
- Развитие понятийного мышления (отношение целое – часть).
- Развитие глазомера и зрительно – моторной координации.
- Развитие вербального мышления (выявление причинно-следственных отношений).
Материал: предметные картинки, ножницы, картон с отверстиями, бумага.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Массаж БАТ.
3. «Целое – часть». Педагог называет «главное слово», затем читает набор из 4 слов и просит ученика найти часть главного слова. Кастрюля – сковорода, посуда, крышка, кухня. Шкаф – мебель, дверца, стол, комната. Туфли – щетка, крем, подошва, обувь. Цветок – растение, сад, лепесток, садовник. Книга – страница, учебник, писатель, библиотека. Рыба – животное, лодка, озеро, плавник.
4. «Вырезай точно». Перед ребенком кладут несколько картонок с отверстиями. Ученик должен вырезать из бумаги «пробки», которые бы точно закрывали эти отверстия.
5. «Почему так бывает?». Учитель предлагает назвать причины некоторых событий. НАВОДНЕНИЕ, ПЕРЕЛОМ РУКИ, ГОЛОЛЕД, ДВОЙКА, ЗАГАР, СМЕХ, СЛЁЗЫ.
6. Итог.
Занятие 11.
Цели:
- Развитие понятийного мышления (обобщение).
- Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
- Развитие вербального мышления (отношение последовательности).
Материал:
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Массаж БАТ.
3. «Назови одним словом». Педагог называет пару слов, ученики должны назвать их одним словом, т.е. обобщить. Щука, карась – рыба. Нож, ложка – столовые приборы. Лето, зима – времена года. Автомобиль, автобус – транспорт. Июнь, июль – летние месяцы. Нога, рука – части тела. Сапоги, туфли – обувь. Собака, кошка – животные. Муха, комар – насекомые. Конфета, торт – сладости. Яблоко, груша – фрукты. Огурец, тыква – овощи. Дождь, снег – осадки.
4. «Найди отличие». Ребенок рисует любую несложную картинку. Затем отворачивается. Педагог дорисовывает какую-либо деталь. Ребенку необходимо догадаться что дорисовал учитель.
5. «Подбери следующее». Ребенку необходимо назвать следующее по порядку. Январь – февраль. Первый – второй. Завтрак – обед. Зима – весна. Среда – четверг. 6 класс – 7 класс. 3 этаж – 4 этаж.
6. Итог.
Занятие 12.
Цели:
- Развитие умения выполнять задания по словесной инструкции.
Материал: индивидуальный лист бумаги в клетку.
1. Создаём хорошее настроение «Улыбнись».
2. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки».
3. «Графический диктант».Повторить направления. Учитель отмечает начальную точку (отступить 5 клеток сверху, 15 клеточек слева). 2 клеточки направо, 3 клеточки вниз, 3 направо, 2 вниз, 1 направо, 3 вниз, 1 влево, 2 вниз, 2 налево, 1 вниз, 2 направо, 2 вниз, 4 направо, 2 вниз, 4 налево, 6 вниз, 2 налево, 2 вниз, 2 направо, 2 вниз, 3 налево, 4 вверх, 2 налево, 4 вниз, 3 налево, 2 вверх, 2 направо, 2 вверх, 2 налево, 6 вверх, 4 налево, 2 вверх, 4 направо, 2 вверх, 2 направо, 1 вверх, 2 налево, 2 вверх, 1 налево, 3 вверх, 1 направо, 2 вверх, 3 направо, 3 вверх (робот).
Затем ребенок раскрашивает рисунок.
4. Итог.
Литература
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М. «Ось-89», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая азбука -внеурочная деятельность 2 класс ФГОС
Программа по внеурочной деятельности 2 класс по ФГОС...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 2 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 3 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Рабочая программа по курсу «Психологическая азбука» 4 класс
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях псих...
Программа "Психологическая азбука" 1 класс
"Психологическая азбука" программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
Программа "Психологическая азбука" 2 класс
Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...
Программа "Психологическая азбука" 3 класс
Программа развивающих занятий под редакцией Т.А.Аржакаевой, И.В.Вачкова, А.Х.Поповой – М., Генезис, 2013г...