исследовательская работа
творческая работа учащихся (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отдел образования г.Мелеуза и Мелеузовского района Республики Башкортостан МОБУ СОШ№5 г. Мелеуз
Я – исследователь
Направление: гуманитарное
«Что такое счастье?»
Работу выполнила:
ученица 2-го "А"класса
МОБУ СОШ №5
Боронина Ангелина
Руководитель:
Кондрашина С.А.
Мелеуз 2016г.
Содержание
Введение
- Изучение происхождения слова «Счастье»
- Анкетирование.
- Практические результаты.
- Выводы.
Список литературы, интернет - ресурсы.
"Многие люди счастливы, но не все об этом знают" ВВЕДЕНИЕ Очень часто в поздравительных открытках с многими различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаем счастья!» или «Будьте счастливы!». Я не совсем понимала значения этих выражений, но они мне очень нравились, чувствовалась какая-то загадочность в этом слове «счастье». Сама я рассуждала так: счастье – это когда в семье или у друзей происходит что-то хорошее. Счастье нельзя потрогать, увидеть и даже попробовать, его можно только ощутить. Счастье-это удивительное чувство. Я думаю, каждый человек счастлив по- своему. На день рождения маме мы с сестренкой подписали открытку и закончили свое поздравление словами: «Желаем счастья!». Мама улыбнулась, прочитав наше поздравление, и сказала: «Щастье, Вы, мое!». После этого я еще больше задумалась о слове «счастье»: что же означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье». Маме, папе, бабушкам, дедушке, тетям, дяде, я задавала вопрос: «Что такое счастье?» и выслушала очень интересные ответы. Затем я спросила у подружек, у девочек, живущих на моей улице, у ровесников и у взрослых. Все мне отвечали по-разному, но встречались и похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».
ТЕМА РАБОТЫ: «Что такое счастье?».
ГИПОТЕЗА Смысл слова "счастье" учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
ЦЕЛЬ – изучение понимания и значения слова «счастье».
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – смысл и значение слова «счастье».
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – понимание значения слова «счастье» у учащихся 2 класса и у взрослых.
Свое исследование я начала с опроса мамы и бабушки. Я задала им вопрос: «Что такое счастье?». Моя мама дала следующий ответ: «Счастье – это когда есть солнце, небо, кустарники, деревья, цветы, когда вокруг поют птицы, рядом радостные дети». Бабушка ответила: «Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят».
Я решила провести опрос среди своих одноклассников. У нас в классе вместе со мной 27 человек. Я каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?». Опрос был анонимный. Для удобства анализа я ответы ровесников разместила в таблицу 1.
Таблица 1
Ответы учеников 2 класса на вопрос: «Что такое счастье?»
№ | Имя | Ответы на вопрос |
1 | Женя | Счастье – это когда все хорошо |
2 | Кристина | Счастье – это радость |
3 | Диана | Счастье – это когда человек радуется, что у него все хорошо |
4 | Кирилл | Счастье – это радость |
5 | Данна | Счастье – это когда люди радуются. Вот что значит счастье |
6 | Даша | Счастье – это когда человек радуется |
7 | Карина | Счастье – это когда у тебя все получается. |
8 | Аделина | Счастье – это когда твои дела хорошо складываются |
9 | Лера | Счастье – это когда у человека все хорошо и от этого ему радостно становится |
10 | Рамзан | Счастье – это радость |
Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства второклассников (7 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (3 человека) счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).
Продолжила свой опрос среди родственников. Я опросила 9 человек. Результаты опроса среди взрослых родственников представила в таблице №2.
Таблица 2
Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?»
№ | Степень родства | Ответы на вопрос |
1 | Мама | Счастье – это радость, улыбка, жизнерадостность. Без счастья человек не может жить |
2 | Папа | Счастье – это то, чему человек очень часто радуется. Без этого человек не может жить |
3 | 1 бабушка | Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят |
4 | 2 бабушка | Счастье – это счастье и любовь |
5 | Дедушка | Счастье – это когда все на свете здоровы |
6 | Крестная | Счастье – это самое лучшее, что есть на земле. Потому что мы любим и будем любимы |
7 | 1 тетя | Счастье – это радость, без чего человек не может жить |
8 | 2 тетя | Счастье – это радость и любовь |
9 | Дядя | Счастье – это когда тебя любят твои родители и друзья; когда сам любишь. От этого вокруг становится хорошо |
Анализируя ответы взрослых, я отметила, что 4 взрослых человека, как и мои одноклассники, связывают понимание слова «счастье» со словом «радость». Один из опрошенных взрослых понимает счастье как здоровье всех людей. Я выяснила, что 5 взрослые: бабушки, дедушка, дядя вкладывают в понятие о счастье еще и любовь, при этом подчеркнули «без этого человек не может жить».
Сопоставляя результаты опроса учащихся 4 и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» второклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость».
Для понимания смысла и значения слова «счастье» я взяла словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие.
В толковом словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь».
Объяснение толкового словаря помогло мне разобраться в ответах учащихся 2 и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 2 класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача.
Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.
Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь».
Благодаря этимологическому словарю я узнала происхождение слова «счастье». Мне было особенно радостно сделать еще один вывод: мои одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший».
В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь мне стало понятно, почему в открытке маме я написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не совпадает.
Под рукой у меня не было словаря В.И. Даля, поэтому я обратилась к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря я нашла объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича я нашла интересные пословицы с этим словом. Особенно мне понравились следующие:
• Счастье дороже ума и богатства;
• Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив;
• Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь;
• Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь;
• Счастье в нас, а не вкруг да около.
На уроке рисования я предложила одноклассникам нарисовать «счастье».
Практические результаты.
1. В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 2 класса и взрослых.
2. Узнала толкование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье».
3. Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля.
4. Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе.
5. Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение».
6. В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».
.
Выводы.
1. Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 2 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах.
2. Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья.
3. Большинство учащихся 2 класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость.
4. Исследование подтвердило гипотезу о том, смысл слова «счастья» учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.
Список литературы
Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: Весь, 2009.
Интернет-ресурсы
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн)
// http://slovardalja.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...