исследовательская работа
творческая работа учащихся (2 класс) на тему

Кондрашина Светлана Александровна

Исследовательская работа "Что такое счастье?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon schaste.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования г.Мелеуза и Мелеузовского района Республики Башкортостан                                                                                                                                                                                                                   МОБУ СОШ№5 г. Мелеуз

Я – исследователь

Направление: гуманитарное

«Что такое счастье?»

http://i3.imgbb.ru/img8/9/e/b/9eb22886724acdebaa9555f7f92bfeae.jpg

                                                                                Работу выполнила:

ученица 2-го "А"класса

МОБУ СОШ №5

Боронина Ангелина

Руководитель:

Кондрашина С.А.

Мелеуз 2016г.

Содержание

Введение

  1. Изучение происхождения слова «Счастье»
  2. Анкетирование.
  3. Практические результаты.
  4. Выводы.

Список литературы, интернет - ресурсы.

"Многие люди счастливы, но не все об этом знают"                                                                                                                                                                                                                                     ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Очень часто в поздравительных  открытках с многими  различными  пожеланиями пишут такие слова: «Желаем счастья!» или «Будьте счастливы!». Я не совсем понимала значения этих  выражений,  но  они  мне  очень  нравились,  чувствовалась какая-то загадочность в этом слове   «счастье».   Сама  я   рассуждала  так:  счастье –  это  когда  в   семье  или у друзей происходит что-то хорошее. Счастье нельзя потрогать, увидеть и даже попробовать, его можно только                                                                                                                                          ощутить. Счастье-это удивительное чувство. Я думаю, каждый человек счастлив по- своему.                                                                                                                                                                                На день рождения  маме мы с сестренкой  подписали открытку и закончили свое  поздравление словами: «Желаем  счастья!».  Мама  улыбнулась,  прочитав наше поздравление, и сказала: «Щастье, Вы, мое!». После этого  я  еще  больше  задумалась  о слове «счастье»: что же означает это слово? Как оно появилось в русском языке? Почему мы пишем: «Счастье», а произносим: «Щастье». Маме, папе, бабушкам, дедушке, тетям, дяде, я задавала вопрос: «Что такое счастье?» и выслушала очень интересные ответы. Затем я спросила у подружек, у девочек, живущих на моей улице, у ровесников и у взрослых. Все мне отвечали по-разному, но встречались и похожие трактовки понимания слова «счастье». В своей исследовательской работе я решила выяснить, что же такое счастье и что означает слово «счастье».

ТЕМА РАБОТЫ: «Что такое счастье?».

ГИПОТЕЗА Смысл слова "счастье" учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.

ЦЕЛЬ – изучение понимания и значения слова «счастье».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – смысл и значение слова «счастье».

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – понимание значения слова «счастье» у учащихся 2  класса и у взрослых.

Свое исследование я начала с опроса мамы и бабушки. Я задала им вопрос: «Что такое счастье?». Моя мама дала следующий ответ: «Счастье – это когда есть солнце, небо, кустарники, деревья, цветы, когда вокруг поют птицы, рядом радостные дети». Бабушка ответила: «Счастье – это когда ты любишь, и  тебя любят».

Я решила провести опрос среди своих одноклассников. У нас в классе вместе со мной 27 человек. Я каждому раздала листочки и попросила дать ответ на вопрос «Что такое счастье?». Опрос был анонимный. Для удобства анализа я ответы ровесников разместила в таблицу 1.

Таблица 1

Ответы учеников 2 класса на вопрос: «Что такое счастье?»

Имя

Ответы на вопрос

1

Женя

Счастье – это когда все хорошо

2

Кристина

Счастье – это радость

3

Диана

Счастье – это когда человек радуется, что у него все хорошо

4

Кирилл

Счастье – это радость

5

Данна

Счастье – это когда люди радуются. Вот что значит счастье

6

Даша

Счастье – это когда человек радуется

7

Карина

Счастье – это когда у тебя все получается.

8

Аделина

Счастье – это когда твои дела хорошо складываются

9

Лера

Счастье – это когда у человека все хорошо и от этого ему радостно

становится

10

Рамзан

Счастье – это радость

Анализируя ответы своих одноклассников, я сделала вывод, что счастье у большинства второклассников (7 человек) ассоциируется со словом «радость». Остальные ребята (3 человека) счастье связывают с успешностью (когда все получается, все хорошо складывается).

Продолжила свой опрос среди родственников. Я опросила 9 человек. Результаты опроса среди взрослых родственников представила в таблице №2.

Таблица 2

Ответы взрослых на вопрос: «Что такое счастье?»

Степень родства

Ответы на вопрос

1

Мама

Счастье – это радость, улыбка, жизнерадостность. Без счастья

человек не может жить

2

Папа

Счастье – это то, чему человек очень часто радуется. Без этого

человек не может жить

3

1 бабушка

Счастье – это когда ты любишь, и тебя любят

4

2 бабушка

Счастье – это счастье и любовь

5

Дедушка

Счастье – это когда все на свете здоровы

6

Крестная

Счастье – это самое лучшее, что есть на земле. Потому что мы

любим и будем любимы

7

1 тетя

Счастье – это радость, без чего человек не может жить

8

2 тетя

Счастье – это радость и любовь

9

Дядя

Счастье – это когда тебя любят твои родители и друзья; когда

сам любишь. От этого вокруг становится хорошо

Анализируя ответы взрослых, я отметила, что 4 взрослых человека, как и мои одноклассники, связывают понимание слова «счастье» со словом «радость». Один из опрошенных взрослых понимает счастье как здоровье всех людей. Я выяснила, что 5  взрослые: бабушки, дедушка,  дядя вкладывают в понятие о счастье еще и любовь, при этом подчеркнули «без этого человек не может жить».

Сопоставляя результаты опроса учащихся 4 и взрослых, можно сделать вывод: слово «счастье» второклассники и взрослые в основном ассоциируют со словом «радость».

Для понимания смысла и значения слова «счастье» я взяла словари. В школьной библиотеке есть «Универсальный словарь по русскому языку». В универсальный словарь входят толковый словарь, этимологический словарь, орфоэпический и другие.

В толковом  словаре на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь».

Объяснение толкового словаря помогло мне разобраться в ответах учащихся 2 и взрослых. Счастье – это чувство, к которому стремится человек. Не случайно некоторые взрослые отметили, что без счастья человек не может жить. Каждый человек стремится к счастью. Радостное событие в жизни человека – это тоже счастье. Несколько ребят из 2 класса подчеркнули: счастье – это когда хорошо складываются дела, все получается. Второе значение слова «счастье» в словаре толкуется как успех, удача.

Таким образом, смысл слова «счастья» учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его.

Для того, чтобы узнать происхождение слова «счастье» я обратилась за помощью к этимологическому словарю. На странице 1156 данного словаря говорится: «Счастье образовано от слова «часть». Приставка -с имеет значение «хороший». По всей видимости, изначальное значение «хорошая часть». Ср. доля, участь».

Благодаря этимологическому словарю я узнала происхождение слова «счастье». Мне было особенно радостно  сделать еще один вывод: мои одноклассники, отвечая на вопрос «Что такое счастье?» не знали о том, что приставка –с в русском языке имеет значение - хороший. Но 4 человека из 10 написали: счастье – это «когда все хорошо», «человек радуется, когда у него все хорошо», «когда у человека все хорошо», «когда дела складываются хорошо». Эти ребята интуитивно ухватили значение слова «хороший».

В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье». Теперь мне стало понятно, почему в открытке маме я написала «щастье» вместо «счастья». Написание и произношение данного слова не совпадает.

Под рукой у меня  не было словаря В.И. Даля, поэтому я обратилась к Интернету. Ввела в поисковик «Словарь В. Даля». В электронной версии словаря я нашла объяснение значения и употребление слова «счастье»: «СЧАСТЬЕ  (со-частье, доля, пай) ср. рок, судьба, часть и участь, доля». Помимо этого у Владимира Ивановича я нашла интересные пословицы с этим словом. Особенно мне понравились следующие:

•        Счастье дороже ума и богатства;

•        Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив;

•        Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь;

•        Всякому свое счастье, в чужое счастье не заедешь;

•        Счастье в нас, а не вкруг да около.

На уроке рисования я предложила одноклассникам нарисовать «счастье».

Практические результаты.

1.        В процессе исследования я выяснила понимание слова «счастье» у учащихся 2 класса и взрослых.

2.        Узнала толкование, этимологию (происхождение), правильное произношение слова «счастье».

3.        Рассмотрела значение и употребление слова «счастье» в словаре В.И. Даля.

4.        Результаты исследования были представлены одноклассникам на классном часе.

5.        Результаты исследования можно применять на уроках предметов «русский язык» и «литературное чтение».

6.        В дальнейшем я планирую провести исследования: «Употребление слова «счастье» в пословицах», «Употребление и понимание слова «счастье» в современной русской литературе».

.

Выводы.

1.        Анализ понимания слова «счастье» у учащихся 2 класса показал, что ребята ассоциируют слово «счастье» со словом «радость», связывают с успешностью в делах.

2.        Анализ понимания слова «счастье» у взрослых показал, что они связывают это слово с радостью, любовью, здоровьем; указывают о невозможности человеку жить без счастья.

3.        Большинство учащихся 2 класса и взрослые слово «счастье» понимают как радость.

4.        Исследование подтвердило гипотезу о том, смысл слова «счастья» учащиеся 2 класса и взрослые понимают, но не могут объяснить его происхождение и значение.

Список литературы

Универсальный словарь по русскому языку. – Спб.: Весь, 2009.

Интернет-ресурсы

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля (он-лайн)

// http://slovardalja.net/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...