Программа психологического сопровождения начальной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа психологического сопровождения начальной школы основана на матриалах книги О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа психологического сопровождения | 60.35 КБ |
Предварительный просмотр:
НОУ СОШ «Светлые Горы»
Программа психологического сопровождения
начальной школы
в НОУ СОШ «Светлые Горы»
Педагог-психолог
Лис Л.В.
Москва, 2015
Сопровождение младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе.
Пояснительная записка.
Направленность программы. Программа психологического сопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе реализуется в рамкам социально-педагогического направления дополнительного образования детей и ориентирована на обучающихся 1 классов.
Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:
1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);
2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;
3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е.собственно адаптация.
Все многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа:
1. Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, речевого развития и тому подобное.
2. Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, сниженной и неустойчивой работоспособностью, индивидуальным темпом деятельности.
В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявление всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего, с нарушениями деятельности. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отличается замедленным темпом деятельности, при выполнении заданий часто встречаются ошибки.
Безусловно, не все дети, переступив порог школы, попадают в категорию дезадаптированных. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.
Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебнуюпрограмму, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.
С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности, в затруднениях в обучении, нарушениях поведения какв школе, так и дома, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, с которыми может столкнуться ученик, только начиная свою школьную дорогу. Поэтому проблема дезадаптации требует пристального внимания со стороны педагогов, школьного психолога, родителей.
Педагогическая целесообразность. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем)с режимом работы и учебной программой. Таким детям тяжело приспособиться к школьному обучению: вместо воспитательницы детского сада, которая приласкает, поиграет, теперь учитель, предъявляющий определенные требования; была группа детского сада, где все считались хорошими и умными, а сейчас класс, где статус, престиж зависит от того, как к ученику относится учительница. А она хвалит успевающих в учебе. Дети очень быстро это замечают и начинают относиться друг к другу на основе этого критерия. Также юному ученику приходится отвечать на уроках, постоянно готовить домашнее задание, быть прилежным и аккуратным, хорошо вести себя во время урока, на переменах. Огромный ворох требований предъявляется к первокласснику. Все они для него новы и необычны. Поэтому и может возникнуть дезадаптация. Но это не означает, что ребенку теперь всегда бытьв отстающих, «аутсайдерах». Нет! Ему можно и нужно помогать.
Цель данной программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе. Деятельность психолога направлена на организацию определенных условий, некоторой среды, в которых ребенок смог успешно адаптироваться к новым социально-педагогическим условиям и в полной мере реализовать свои возможности и способности.
Задачи, решаемые при реализации программы:
- Определение группы дезадаптированных к новым социально-педагогическим условиям обучающихся;
- Проведение развивающей работы, направленной на успешную адаптацию к обучению в школе:
2.1 Формирование навыков учебной деятельности для успешного освоения школьной программы;
2.2 Развитие познавательной сферы (развитие внимание, памяти, мышления, речи, воображения);
2.3 Снижение школьной тревожности, обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, способам снятия психоэмоционального напряжения;
2.4. Укрепление чувства уверенности в себе, собственных силах, формирование адекватной самооценки, оценки собственных возможностей и способностей;
2.5 Развитие коммуникативных качеств личности, способствующих более успешной адаптации в обществе сверстников;
3. Повышение мотивации учения, развитие познавательных мотивов учения.
Отличительные особенности. Программа включает не только работу с обучающимися, но педагогами и родителями в форме бесед, консультаций, участия педагога-психолога на родительских собраниях. Занятия с обучающимися по программе осуществляются в групповой форме в рамкам образовательного процесса.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Ответственное отношение к учению;
- Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с представителями различных возрастных групп в процессе образовательной и других видах деятельности;
- Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
- Успешная адаптация обучающихся к обучению в школе;
- Повышение стрессоустойчивости;
- Развитие высших психических функций, навыков управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
В ходе реализации программы осуществляется входная и контрольная диагностика. Входная диагностика представляет собой комплекс методов и методик, содержание которых представлено в учебно-тематическом плане.
Контрольная диагностика для большинства обучающихся – это экспертные опросы педагогов, наблюдения педагога-психолога, результаты бесед с родителями. С отдельной категорий обучающихся, выделившихся в процессе реализации программы как дезадаптированные, будет проведен весь комплекс методов и методик, применявшихся на этапе входной диагностики.
Учебно-методический план
Направление работы | Форма работы | Содержание | Сроки выполнения | Количество часов |
Диагностика (цель – определение степени адаптации к обучению в школе) | Групповая | 1. Экспертные оценки педагогов. 2. Психологическая диагностика обучающихся (цветовой тест Люшера, рисуночная методика «Что мне нравится в школе»). 3. Наблюдение за обучающимися на уроках, переменах | Октябрь | 1. По запросу |
Диагностика (цель – выявление причин дезадаптации, определение факторов, способствующих успешной адаптации в школе) | Индивидуальная | 1. Наблюдение за обучающимися на уроках, переменах. 2. Психологическая Диагностика обучающихся (методика «Беседа о школе», «Школа зверей», анкета «Мотивы учения»). 3. Беседа с педагогами, родителями. | Ноябрь | Из расчета 20-25 минут на человека, по запросу |
Развивающая работа с обучающимися по адаптации к обучению в школе | Групповая | Групповые занятия по адаптации обучающихся к школе | Сентябрь – май | |
Коррекционно- Развивающая работа с обучающимися, проявляющими признаки дезадаптации | Групповая, индивидуальная | Групповые занятия по повышению уровня адаптации | Ноябрь – январь | по запросу |
Просвещение (цель – повышение психологической культуры родителей (законных представителей), педагогов) | Индивидуальная | Индивидуальные консультации и беседы с родителями (законными представителями), педагогами Выступления на родительских собраниях Размещение информации на сайте школы | В течение учебного года | |
Методическая работа (цель – повышение профессиональной компетенции) | Индивидуальная | Работа с психологической литературой Заполнение документации, написание отчетов о выполненной работе | В течение учебного года |
Планирование работы по направлениям
№ п/п | Направление работы | Срок реализации | Предполагаемый результат |
I. Диагностическая работа | |||
1 | Групповая/индивидуальная диагностика особенностей адаптации обучающихся к обучению в школе | Октябрь | Выявление группы обучающихся, не адаптированных к обучению в школе, определение причин дезадаптации |
2 | Индивидуальная диагностика обучающихся, проявляющих признаки дезадаптации | Ноябрь | Выявление причин дезадаптации, факторов, способствующих успешной адаптации к обучению в школе |
3 | Повторная (контрольная) диагностика обучающихся | Февраль | Определение уровню Адаптации обучающихся к обучению в школе, с которыми проводилась развивающая работа, анализ результатов развивающей работы. |
II Развивающая работа | |||
4 | Развивающая работа с обучающимися по адаптации к обучению в школе | В течение учебного года | Создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к обучению в школе |
5 | Коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проявляющими признаки дезадаптации | Ноябрь – январь | Повышение уровня адаптации к обучению в школе, сохранение психологического здоровья |
III Профилактическая работа | |||
6 | Профилактика школьной дезадаптации и неуспеваемости (посещение уроков, консультирование родителей, педагогов) | В течение учебного года | Создание благоприятных психолого-педагогических условий для успешной адаптации к обучению в школе, эффективному освоению учебных программ |
IV. Просвещение | |||
7 | Просвещение педагогов, родителей (выступление на педагогических советах, участие в родительских собраниях, размещение информации на сайте) | В течение учебного года | Формирование и расширение психологических знаний, умений применять их на практике, повышение психологической культуры |
V. Консультирование | |||
8 | Консультирование педагогов | В течение учебного года | Совместное решение проблем, возникающих в учебном процессе, разработка рекомендаций |
9 | Консультирование родителей | В течение учебного года | Совместная выработка способов решения возникающих проблем, разработка рекомендаций |
VI. Методическаяработа | |||
10 | Работа с психологической литературой | В течение учебного года | Составление программ работы с обучающимися подбор различных методик работы (игр, упражнений) |
11 | Заполнение документации, написание отчетов о выполненной работе | В течение учебного года | Анализ результатов работы (учет ошибок оценка достижений) |
Учебно-тематический план
1 класс
Тема | Форма работы | Сроки выполне-ния | Количество часов |
Тема 1. Я – школьник. «Знакомство» Сказка «Лесная школа» | Групповая | сентябрь | 1 |
«Как зовут ребят моего класса». Сказка «Букет для учителя». | Групповая | сентябрь | 1 |
«Зачем мне нужно ходить в школу? | Групповая | октябрь | 1 |
«Мой класс» Сказка «Смешные страхи» | Групповая | октябрь | 1 |
«Какие ребята в моем классе» | Групповая | октябрь | 1 |
«Я умею управлять собой» | Групповая | ноябрь | 1 |
«Я умею преодолевать трудности» | Групповая | ноябрь | 1 |
«Я умею слушать других» | Групповая | ноябрь | 1 |
«Я умею учиться у ошибки» | Групповая | декабрь | 1 |
«Я умею быть доброжелательным» | Групповая | декабрь | 1 |
« Я – доброжелательный» | Групповая | декабрь | 1 |
«Я умею быть ласковым» | Групповая | декабрь | 1 |
«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими» | Групповая | декабрь | 1 |
«Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого» | Групповая | январь | 1 |
« Я учусь решать конфликты» | Групповая | январь | 1 |
«Я умею разрешать конфликты» | Групповая | январь | 1 |
ТЕМА 2. Мои чувства. «Радость. Что такое мимика?» | Групповая | февраль | 1 |
«Радость. Что такое жесты?» | Групповая | февраль | 1 |
«Радость. Как ее доставить другому человеку?» | февраль | 1 | |
«Радость можно передать прикосновением» | Групповая | март | 1 |
«Грусть» | Групповая | март | 1 |
«Страх» | Групповая | март | 1 |
«Страх. Как его преодолеть?» | Групповая | март | 1 |
«Гнев. С какими чувствами он дружит?» | Групповая | апрель | 1 |
«Гнев и его польза» | Групповая | апрель | 1 |
«Обида» | Групповая | апрель | 1 |
«Разные чувства» | Групповая | май | 1 |
«Итоговое» | Групповая | май | 1 |
Методическое обеспечение подпрограммы психологическогосопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе
Для проведения занятий требуются просторный кабинет, столы, стулья,дополнительная специализированная литература для обучающихся не требуется.
Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опытдиагностической работы, групповой работы.
Каждое занятие включают в себя как теоретическую информации, так и практикоориентированные упражнения и игры.
Реализация программы предполагает несколько этапов:
1. Групповая диагностика уровня адаптации к школьному обучению средиобучающихся 1 классов. На данном этапе предполагается посещение уроков с цельюнаблюдений за процессом адаптации обучающихся, использование специальныхпсихологических методов диагностики, экспертных оценок учителей, беседы сродителями. Полученные таким образом данные позволят определить степеньадаптации обучающихся к обучению в школе, а также выявить группу учеников,нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
2. Развивающая работа по адаптации к обучению в школе. Принеобходимости организуются как индивидуальные занятия, так и групповые взависимости от поставленных целей, выявленных трудностей и проблем.
3. Проведение повторной (контрольной) диагностики по определениюуровня адаптации к обучению в школе среди обучающихся, с которымипроводилась развивающая работа. Целью данного этапа является контроль и анализрезультатов развивающей работы, оценка достижений и успехов учащихся.
Формы работы
Для реализации целей психологогического сопровождения детей можноиспользовать различные формы психологической поддержки:
1. Групповая и индивидуальная психодиагностика (изучение уровняадаптации к обучению в школе, изучение психологических свойств и состоянийличности), основная цель которой выявление группы дезадаптированных обучающихся, определение факторов, способствующих успешной адаптации кшколе.
2. Групповые психологические занятия с обучающимися, цель которыхсоздание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптациик обучению в школе, эффективному освоению учебных программ. Особое значениеимеет организация занятий с учетом индивидуального и дифференцированногоподходов.
3. Индивидуальные и групповые консультации родителей обучающихся(законных представителей) и педагогов, цель которых создание условий дляуспешной адаптации, оказание помощи в преодолении возникающих трудностей. Входе консультаций разрабатываются рекомендации по наиболее эффективнымспособам общения с детьми младшего школьного возраста, по оптимальнымспособам организации режима дня, построению оптимальных отношений с самимсобой и окружающими людьми.
4. Психологическое просвещение педагогов через консультирование,размещение информации на стенде социально-психологической службы, участие вработе Педагогических советов, ставящее своей цельюформирование и расширение психологических знаний об особенностях детеймладшего школьного возраста, наиболее адекватных способах их воспитания,общения с ними. Данная работа позволяет оказывать ребенку опосредованнуюпомощь, т.е. через систему целенаправленных влияний со стороны педагоговспособствовать созданию условий для успешной адаптации к школе.
5. Консультирование родителей (законных представителей) детей(коллективное, индивидуальное) по проблемам обучения, адаптации к школе,личностным трудностям, по вопросам воспитания и общения с детьми. В ходеданной работы оказывается помощь по преодолению возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений.
Учебно-тематический план
2 класс
Тема | Форма работы | Сроки выполнения | Количество часов |
Тема 1.Вспомним чувства. «Знакомство. Правила для занятий» | Групповая | сентябрь | 1 |
Вспомним чувства | Групповая | сентябрь | 1 |
Мы испытываем разные чувства – 1 | Групповая | октябрь | 1 |
Мы испытываем разные чувства – 2 | Групповая | октябрь | 1 |
Тема 2. Качества людей. Люди отличаются друг от друга своими качествам | Групповая | октябрь | 1 |
Хорошие качества людей | Групповая | ноябрь | 1 |
Самое важное хорошее качество | Групповая | ноябрь | 1 |
Кто такой сердечный человек? | Групповая | ноябрь | 1 |
Кого называют «доброжелательным человеком»? | Групповая | декабрь | 1 |
Трудно ли быть «доброжелательным человеком»? | Групповая | декабрь | 1 |
Я желаю добра ребятам в классе | Групповая | декабрь | 1 |
Чистое сердце | Групповая | декабрь | 1 |
Какие качества нам нравятся вдруг друге? | Групповая | декабрь | 1 |
Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | Групповая | январь | 1 |
Каждый человек уникален | Групповая | январь | 1 |
В каждом человеке есть темные и светлые качества | Групповая | январь | 1 |
Тема3.Какой Я – такой Ты. Какой Я? | Групповая | февраль | 1 |
Какой Ты? | Групповая | февраль | 1 |
Какой Ты? Учимся договариваться. | февраль | 1 | |
Трудности второклассника в школе, дома, на улице. | Групповая | март | 1 |
Школьные трудности | Групповая | март | 1 |
Школьные трудности (продолжение) | Групповая | март | 1 |
Домашние трудности | Групповая | март | 1 |
Домашние трудности (продолжение) | Групповая | апрель | 1 |
«Я в своих глазах и в глазах других людей» | Групповая | апрель | 1 |
Я тебя понимаю | Групповая | апрель | 1 |
Творческая личность | Групповая | май | 1 |
Итоговое | Групповая | май | 1 |
Учебно-тематический план
3 класс
Тема | Форма работы | Сроки выполнения | Количество часов |
Тема 1.Я - фантазер. «Знакомство. Правила для занятий» | Групповая | сентябрь | 1 |
Вспомним чувства | Групповая | сентябрь | 1 |
Я – третьеклассник | Групповая | октябрь | 1 |
Кого можно назвать фантазером? | Групповая | октябрь | 1 |
Я умею фантазировать! | Групповая | октябрь | 1 |
Мои сны | Групповая | ноябрь | 1 |
Я умею сочинять! | Групповая | ноябрь | 1 |
Мои мечты | Групповая | ноябрь | 1 |
Фантазии и ложь | Групповая | декабрь | 1 |
Тема 2. Я и моя школа Я и моя школа | Групповая | декабрь | 1 |
Что такое лень? | Групповая | декабрь | 1 |
Я и мой учитель | Групповая | декабрь | 1 |
Я и мой учитель ( продолжение) | Групповая | декабрь | 1 |
Как справляться с « Немогучками»? | Групповая | январь | 1 |
Каждый человек уникален | Групповая | январь | 1 |
В каждом человеке есть темные и светлые качества | Групповая | январь | 1 |
Тема 3. Я – и мои родители. Я – и мои родители | Групповая | февраль | 1 |
Я умею просить прощение | Групповая | февраль | 1 |
Почему родители наказывают детей? | Групповая | февраль | 1 |
Тема 4. Я – и мои друзья. Настоящий друг. | Групповая | март | 1 |
Умею ли я дружить? | Групповая | март | 1 |
Трудности в отношениях с друзьями | Групповая | март | 1 |
Ссора и драка | Групповая | март | 1 |
Тема 5. Что такое сотрудничество? Что такое сотрудничество? | Групповая | апрель | 1 |
Я умею понимать другого | Групповая | апрель | 1 |
Я умею договариваться с людьми | Групповая | апрель | 1 |
Мы умеем действовать сообща | Групповая | май | 1 |
Итоговое | Групповая | май | 1 |
Учебно-тематический план
4 класс
Тема | Форма работы | Сроки выполнения | Количество часов |
Тема 1.Кто Я? Мои особенности и возможности «Знакомство. Правила для занятий» | Групповая | сентябрь | 1 |
Мы рады встрече | Групповая | сентябрь | 1 |
Кто Я? | Групповая | октябрь | 1 |
Как я изменился? | Групповая | октябрь | 1 |
Расту =взрослею | Групповая | октябрь | 1 |
Мои способности | Групповая | ноябрь | 1 |
Мои интересы | Групповая | ноябрь | 1 |
Мой путь к успеху | Групповая | ноябрь | 1 |
Мой внутренний мир | Групповая | декабрь | 1 |
Уникальность внутреннего мира | Групповая | декабрь | 1 |
Мой внутренний мир и мои друзья | Групповая | декабрь | 1 |
Тема 2. Мой класс и мои друзья Мои друзья – мальчики и девочки | Групповая | декабрь | 1 |
Мой класс | Групповая | декабрь | 1 |
Моиодноклассники | Групповая | январь | 1 |
Мои одноклассники – какие они? | Групповая | январь | 1 |
Какие ученики мои одноклассники? | Групповая | январь | 1 |
Лидерство в классе | Групповая | февраль | 1 |
Конфликты в классе | Групповая | февраль | 1 |
Взаимопомощь в классе | Групповая | февраль | 1 |
Тема 3. Моё прошлое, настоящее, будущее. Моё детство | Групповая | март | 1 |
Моё настоящее | Групповая | март | 1 |
Моё будущее | Групповая | март | 1 |
Мой будущий дом | Групповая | март | 1 |
Моя будущая профессия | Групповая | апрель | 1 |
Моё близкое будущее – 5 класс | Групповая | апрель | 1 |
Что нового меня ждет в 5 классе | Групповая | апрель | 1 |
Мы умеем действовать сообща | Групповая | май | 1 |
Итоговое | Групповая | май | 1 |
Методическое обеспечение курса «Психология» (дополнительная дисциплина)
Занятия в рамках реализации курса «Психология» организуются в групповой формес элементами тренинга, используются методы диагностики. Каждое занятие можнопредставить как последовательность следующих этапов: вводный (актуализация знаний, постановка цели и задач), основной (упражнения, мини-лекции, беседы,групповые обсуждения), заключительный (подведение итогов рефлексия – оценка урока и собственной работы на нем).
Для проведения занятий необходим просторный кабинет, столы, стулья, мультимедийное оборудование, цветные карандаши, краски, фломастеры, ватман.
Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опытдиагностической работы, групповой работы.
Список литературы.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1998.
- Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации - www.vestnik.edu.ru/proect.html
- Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: изд-во «РИМИС», 2011.
- Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во МПСИ; В.: изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
- Программа Социально-психологической адаптации «Солнышко» для детей начальной школы. – М., 1999.
- Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное. – М., 2003.
- Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: изд-во «Прогресс», 1978.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования, 2010.
- Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Начальная школа» 2008, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»
Первый класс – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»
Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...
Программа психологической подготовки к обучению в школе "Скоро школьниками станем!"
Предполагаемый курс даёт возможность не только получить первичные знания об устройстве школы, школьных правилах; но, что особенно важно, научить ребёнка осознавать и понимать с...
Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"
Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...
Программы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе
Данные программы представляют собой систему психолого-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталост...
Рабочая программа. психологического сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) по курсу «120 уроков психологического развития младших школьников» для обучающихся 1-4 класса.
Позновательно - линостное развитие школьников, на котором формируются умения осуществлять различные умственые действия....