Программа психологического сопровождения начальной школы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Программа психологического сопровождения начальной школы основана на матриалах книги О.В. Хухлаевой "Тропинка к своему Я"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОУ СОШ «Светлые Горы»

        

Программа психологического сопровождения

начальной школы

в НОУ СОШ «Светлые Горы»

Педагог-психолог

Лис Л.В.

Москва, 2015

Сопровождение младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе.

Пояснительная записка.

Направленность программы. Программа психологического сопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе реализуется в рамкам социально-педагогического направления дополнительного образования детей и ориентирована на обучающихся 1 классов.

Актуальность программы. Поступление в школу и первые месяцы обучения вызывают у младшего школьника изменение всего образа жизни и деятельности: изменяются отношения со значимыми взрослыми; появляется много новых требований, которые надо выполнять; родители возлагают на ребенка определенные надежды, а ребенок, в свою очередь, это чувствует и желает их оправдать. Нелегко приходится и родителям, которые привыкли к одному режиму, а теперь всё изменилось: ребенку надо помочь в подготовке домашнего задания, поддержать его в такой трудный и ответственный период жизни. Адаптация ребенка к школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением во всех системах организма. Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации:

1. Генерализованная реакция, когда в ответ на новое воздействие практически все системы организма ребенка отвечают бурной реакцией и значительным напряжениям (2-3 недели);

2. Неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) вариант реакций на непривычное воздействие;

3. Относительно устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие адекватно новым нагрузкам, варианты реагирования, т.е.собственно адаптация.

Все многообразие трудностей в школе можно разделить на 2 этапа:

1. Специфические, имеющие в основе те или иные нарушения развития моторики, зрительно-моторной координации, зрительно-пространственного восприятия, речевого развития и тому подобное.

2. Неспецифические, вызванные общей ослабленностью организма, сниженной и неустойчивой работоспособностью, индивидуальным темпом деятельности.

В результате социально-психологической дезадаптации можно ожидать у ребенка проявление всего комплекса неспецифических трудностей, связанных, прежде всего, с нарушениями деятельности. На уроке неадаптировавшийся ученик неорганизован, часто отвлекается, пассивен, отличается замедленным темпом деятельности, при выполнении заданий часто встречаются ошибки.

Безусловно, не все дети, переступив порог школы, попадают в категорию дезадаптированных. При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебнуюпрограмму, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников.

С учетом тенденций роста негативных последствий дезадаптации, выражающихся, в частности, в затруднениях в обучении, нарушениях поведения какв школе, так и дома, проблему школьной адаптации следует отнести к одной из наиболее серьезных проблем, с которыми может столкнуться ученик, только начиная свою школьную дорогу. Поэтому проблема дезадаптации требует пристального внимания со стороны педагогов, школьного психолога, родителей.

Педагогическая целесообразность. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются совсем)с режимом работы и учебной программой. Таким детям тяжело приспособиться к школьному обучению: вместо воспитательницы детского сада, которая приласкает, поиграет, теперь учитель, предъявляющий определенные требования; была группа детского сада, где все считались хорошими и умными, а сейчас класс, где статус, престиж зависит от того, как к ученику относится учительница. А она хвалит успевающих в учебе. Дети очень быстро это замечают и начинают относиться друг к другу на основе этого критерия. Также юному ученику приходится отвечать на уроках, постоянно готовить домашнее задание, быть прилежным и аккуратным, хорошо вести себя во время урока, на переменах. Огромный ворох требований предъявляется к первокласснику. Все они для него новы и необычны. Поэтому и может возникнуть дезадаптация. Но это не означает, что ребенку теперь всегда бытьв отстающих, «аутсайдерах». Нет! Ему можно и нужно помогать.

Цель данной программы – создание условий для успешной адаптации обучающихся первых классов к обучению в школе. Деятельность психолога направлена на организацию определенных условий, некоторой среды, в которых ребенок смог успешно адаптироваться к новым социально-педагогическим условиям и в полной мере реализовать свои возможности и способности.

Задачи, решаемые при реализации программы:

  1. Определение группы дезадаптированных к новым социально-педагогическим условиям обучающихся;
  2. Проведение развивающей работы, направленной на успешную адаптацию к обучению в школе:

2.1 Формирование навыков учебной деятельности для успешного освоения школьной программы;

2.2 Развитие познавательной сферы (развитие внимание, памяти, мышления, речи, воображения);

2.3 Снижение школьной тревожности, обучение навыкам регуляции своего эмоционального состояния, способам снятия психоэмоционального напряжения;

2.4. Укрепление чувства уверенности в себе, собственных силах, формирование адекватной самооценки, оценки собственных возможностей и способностей;

2.5 Развитие коммуникативных качеств личности, способствующих более успешной адаптации в обществе сверстников;

3.        Повышение мотивации учения, развитие познавательных мотивов учения.

Отличительные особенности. Программа включает не только работу с обучающимися, но педагогами и родителями в форме бесед, консультаций, участия педагога-психолога на родительских собраниях. Занятия с обучающимися по программе осуществляются в групповой форме в рамкам образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • Ответственное отношение к учению;
  • Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с представителями различных возрастных групп в процессе образовательной и других видах деятельности;
  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;
  • Успешная адаптация обучающихся к обучению в школе;
  • Повышение стрессоустойчивости;
  • Развитие высших психических функций, навыков управления своим поведением и эмоциональным состоянием;
  • Создание благоприятного психологического климата в классах.

В ходе реализации программы осуществляется входная и контрольная диагностика. Входная диагностика представляет собой комплекс методов и методик, содержание которых представлено в учебно-тематическом плане.

Контрольная диагностика для большинства обучающихся – это экспертные опросы педагогов, наблюдения педагога-психолога, результаты бесед с родителями. С отдельной категорий обучающихся, выделившихся в процессе реализации программы как дезадаптированные, будет проведен весь комплекс методов и методик, применявшихся на этапе входной диагностики.

Учебно-методический план

Направление работы

Форма работы

Содержание

Сроки выполнения

Количество часов

Диагностика (цель – определение степени адаптации к обучению в школе)

Групповая

1. Экспертные оценки педагогов.

2. Психологическая

диагностика обучающихся (цветовой тест Люшера, рисуночная методика «Что мне нравится в

школе»).

3. Наблюдение за обучающимися на уроках, переменах

Октябрь

1. По запросу

Диагностика (цель – выявление причин дезадаптации, определение факторов, способствующих успешной адаптации в школе)

Индивидуальная

1. Наблюдение за

обучающимися на уроках, переменах.

2. Психологическая

Диагностика обучающихся (методика «Беседа о школе»,

«Школа зверей», анкета «Мотивы учения»).

3. Беседа с педагогами, родителями.

Ноябрь

Из расчета

20-25 минут на человека,

по запросу

Развивающая работа с обучающимися по адаптации к

обучению в школе

Групповая

Групповые занятия по адаптации обучающихся к

школе

Сентябрь – май

Коррекционно-

Развивающая работа с обучающимися,

проявляющими

признаки дезадаптации

Групповая,

индивидуальная

Групповые занятия по повышению уровня адаптации

Ноябрь – январь

по запросу

Просвещение

(цель – повышение психологической культуры родителей (законных

представителей), педагогов)

Индивидуальная

 Индивидуальные

консультации и беседы с родителями (законными

представителями), педагогами

 Выступления на

родительских собраниях

 Размещение

информации на сайте школы

В течение учебного года

Методическая работа (цель – повышение профессиональной компетенции)

Индивидуальная

 Работа с психологической

литературой

 Заполнение

документации,

написание отчетов о выполненной работе

В течение учебного года

Планирование работы по направлениям

№ п/п

Направление работы

Срок реализации

Предполагаемый результат

I. Диагностическая работа

1

Групповая/индивидуальная диагностика особенностей адаптации обучающихся к обучению в школе

Октябрь

Выявление группы

обучающихся, не

адаптированных к

обучению в школе,

определение причин

дезадаптации

2

Индивидуальная диагностика

обучающихся, проявляющих

признаки дезадаптации

Ноябрь

Выявление причин

дезадаптации,

факторов,

способствующих

успешной адаптации к

обучению в школе

3

Повторная (контрольная)

диагностика обучающихся

Февраль

Определение уровню

Адаптации обучающихся к обучению в школе, с которыми проводилась развивающая работа,

анализ результатов развивающей работы.

II Развивающая работа

4

Развивающая работа с

обучающимися по адаптации к обучению в школе

В течение

учебного года

Создание благоприятных

психолого-педагогических

условий для успешной адаптации к обучению в школе

5

Коррекционно-развивающая

работа с обучающимися,

проявляющими признаки дезадаптации

Ноябрь – январь

Повышение уровня

адаптации к обучению

в школе, сохранение психологического здоровья

III Профилактическая работа

6

Профилактика школьной

дезадаптации и неуспеваемости

(посещение уроков, консультирование родителей, педагогов)

В течение учебного года

Создание благоприятных

психолого-педагогических

условий для успешной адаптации к обучению в школе, эффективному освоению учебных программ

IV. Просвещение

7

Просвещение педагогов, родителей (выступление на педагогических советах, участие в родительских собраниях, размещение информации на сайте)

В течение

учебного года

Формирование и расширение психологических знаний, умений применять их на практике, повышение психологической культуры

V. Консультирование

8

Консультирование педагогов

В течение

учебного года

Совместное решение проблем, возникающих в учебном процессе, разработка рекомендаций

9

Консультирование родителей

В течение

учебного года

Совместная выработка способов решения возникающих проблем, разработка рекомендаций

VI. Методическаяработа

10

Работа с психологической литературой

В течение учебного года

Составление программ

работы с обучающимися подбор различных методик

работы (игр, упражнений)

11

Заполнение документации, написание отчетов о выполненной работе

В течение учебного года

Анализ результатов работы (учет ошибок оценка достижений)

Учебно-тематический план

1 класс

Тема

Форма работы

Сроки выполне-ния

Количество часов

Тема 1. Я – школьник.

«Знакомство»

Сказка «Лесная школа»

Групповая

сентябрь

1

«Как зовут ребят моего класса». Сказка «Букет для учителя».

Групповая

сентябрь

1

«Зачем мне нужно ходить в школу?

Групповая

октябрь

1

«Мой класс» Сказка «Смешные страхи»

Групповая

октябрь

1

«Какие ребята в моем классе»

Групповая

октябрь

1

«Я умею управлять собой»

Групповая

ноябрь

1

«Я умею преодолевать трудности»

Групповая

ноябрь

1

«Я умею слушать других»

Групповая

ноябрь

1

«Я умею учиться у  ошибки»

Групповая

декабрь

1

«Я умею быть доброжелательным»

Групповая

декабрь

1

« Я – доброжелательный»

Групповая

декабрь

1

«Я умею быть ласковым»

Групповая

декабрь

1

«Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими»

Групповая

декабрь

1

«Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого»

Групповая

январь

1

« Я учусь решать конфликты»

Групповая

январь

1

«Я умею разрешать конфликты»

Групповая

январь

1

ТЕМА 2. Мои чувства.

«Радость. Что такое мимика?»

Групповая

февраль

1

«Радость. Что такое жесты?»

Групповая

февраль

1

«Радость. Как ее доставить другому человеку?»

февраль

1

«Радость можно передать прикосновением»

Групповая

март

1

«Грусть»

Групповая

март

1

«Страх»        

Групповая

март

1

«Страх. Как его преодолеть?»

Групповая

март

1

«Гнев. С какими чувствами он дружит?»

Групповая

апрель

1

«Гнев и его польза»

Групповая

апрель

1

«Обида»

Групповая

апрель

1

«Разные чувства»

Групповая

май

1

«Итоговое»

Групповая

май

1

Методическое обеспечение подпрограммы психологическогосопровождения младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе

Для проведения занятий требуются просторный кабинет, столы, стулья,дополнительная специализированная литература для обучающихся не требуется.

Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опытдиагностической работы, групповой работы.

Каждое занятие включают в себя как теоретическую информации, так и практикоориентированные упражнения и игры.

Реализация программы предполагает несколько этапов:

1. Групповая диагностика уровня адаптации к школьному обучению средиобучающихся 1 классов. На данном этапе предполагается посещение уроков с цельюнаблюдений за процессом адаптации обучающихся, использование специальныхпсихологических методов диагностики, экспертных оценок учителей, беседы сродителями. Полученные таким образом данные позволят определить степеньадаптации обучающихся к обучению в школе, а также выявить группу учеников,нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

2. Развивающая работа по адаптации к обучению в школе. Принеобходимости организуются как индивидуальные занятия, так и групповые взависимости от поставленных целей, выявленных трудностей и проблем.

3. Проведение повторной (контрольной) диагностики по определениюуровня адаптации к обучению в школе среди обучающихся, с которымипроводилась развивающая работа. Целью данного этапа является контроль и анализрезультатов развивающей работы, оценка достижений и успехов учащихся.

Формы работы

Для реализации целей психологогического сопровождения детей можноиспользовать различные формы психологической поддержки:

1. Групповая и индивидуальная психодиагностика (изучение уровняадаптации к обучению в школе, изучение психологических свойств и состоянийличности), основная цель которой выявление группы дезадаптированных обучающихся, определение факторов, способствующих успешной адаптации кшколе.

2. Групповые психологические занятия с обучающимися, цель которыхсоздание оптимальных психолого-педагогических условий для успешной адаптациик обучению в школе, эффективному освоению учебных программ. Особое значениеимеет организация занятий с учетом индивидуального и дифференцированногоподходов.

3. Индивидуальные и групповые консультации родителей обучающихся(законных представителей) и педагогов, цель которых создание условий дляуспешной адаптации, оказание помощи в преодолении возникающих трудностей. Входе консультаций разрабатываются рекомендации по наиболее эффективнымспособам общения с детьми младшего школьного возраста, по оптимальнымспособам организации режима дня, построению оптимальных отношений с самимсобой и окружающими людьми.

4. Психологическое просвещение педагогов через консультирование,размещение информации на стенде социально-психологической службы, участие вработе Педагогических советов, ставящее своей цельюформирование и расширение психологических знаний об особенностях детеймладшего школьного возраста, наиболее адекватных способах их воспитания,общения с ними. Данная работа позволяет оказывать ребенку опосредованнуюпомощь, т.е. через систему целенаправленных влияний со стороны педагоговспособствовать созданию условий для успешной адаптации к школе.

5. Консультирование родителей (законных представителей) детей(коллективное, индивидуальное) по проблемам обучения, адаптации к школе,личностным трудностям, по вопросам воспитания и общения с детьми. В ходеданной работы оказывается помощь по преодолению возникающих трудностей в сфере детско-родительских отношений.

Учебно-тематический план

2 класс

Тема

Форма работы

Сроки выполнения

Количество часов

Тема 1.Вспомним чувства.

«Знакомство.  Правила для занятий»

Групповая

сентябрь

1

Вспомним чувства

Групповая

сентябрь

1

Мы испытываем разные чувства – 1

Групповая

октябрь

1

Мы испытываем разные чувства – 2

Групповая

октябрь

1

Тема 2. Качества людей.

Люди отличаются друг от друга своими качествам

Групповая

октябрь

1

Хорошие качества людей

Групповая

ноябрь

1

Самое важное хорошее качество

Групповая

ноябрь

1

Кто такой сердечный человек?

Групповая

ноябрь

1

Кого называют «доброжелательным человеком»?

Групповая

декабрь

1

Трудно ли быть «доброжелательным человеком»?

Групповая

декабрь

1

Я желаю добра ребятам в классе

Групповая

декабрь

1

Чистое сердце

Групповая

декабрь

1

Какие качества нам нравятся вдруг друге?

Групповая

декабрь

1

Какими качествами мы похожи, а какими различаемся?

Групповая

январь

1

Каждый человек уникален

Групповая

январь

1

В каждом человеке есть темные и светлые качества

Групповая

январь

1

Тема3.Какой Я – такой Ты.

Какой Я?

Групповая

февраль

1

Какой Ты?

Групповая

февраль

1

Какой Ты? Учимся договариваться.

февраль

1

Трудности второклассника в школе, дома, на улице.

Групповая

март

1

Школьные трудности

Групповая

март

1

Школьные трудности (продолжение)        

Групповая

март

1

Домашние трудности

Групповая

март

1

Домашние трудности (продолжение)

Групповая

апрель

1

«Я в своих глазах и в глазах других людей»

Групповая

апрель

1

Я тебя понимаю

Групповая

апрель

1

Творческая личность

Групповая

май

1

Итоговое

Групповая

май

1

Учебно-тематический план

3 класс

Тема

Форма работы

Сроки выполнения

Количество часов

Тема 1.Я - фантазер.

«Знакомство.  Правила для занятий»

Групповая

сентябрь

1

Вспомним чувства

Групповая

сентябрь

1

Я – третьеклассник

Групповая

октябрь

1

Кого можно назвать фантазером?

Групповая

октябрь

1

Я умею фантазировать!

Групповая

октябрь

1

Мои сны

Групповая

ноябрь

1

Я умею сочинять!

Групповая

ноябрь

1

Мои мечты

Групповая

ноябрь

1

Фантазии и ложь

Групповая

декабрь

1

Тема 2. Я и моя школа

Я и моя школа

Групповая

декабрь

1

Что такое лень?

Групповая

декабрь

1

Я и мой учитель

Групповая

декабрь

1

Я и мой учитель ( продолжение)

Групповая

декабрь

1

Как справляться с « Немогучками»?

Групповая

январь

1

Каждый человек уникален

Групповая

январь

1

В каждом человеке есть темные и светлые качества

Групповая

январь

1

Тема 3. Я – и мои родители.

Я – и мои родители

Групповая

февраль

1

Я умею просить прощение

Групповая

февраль

1

Почему родители наказывают детей?

Групповая

февраль

1

Тема 4. Я – и мои друзья.

Настоящий друг.

Групповая

март

1

Умею ли я дружить?

Групповая

март

1

Трудности в отношениях с друзьями        

Групповая

март

1

Ссора и драка

Групповая

март

1

Тема 5. Что такое сотрудничество?

Что такое сотрудничество?

Групповая

апрель

1

Я умею понимать другого

Групповая

апрель

1

Я умею договариваться с людьми

Групповая

апрель

1

Мы умеем действовать сообща

Групповая

май

1

Итоговое

Групповая

май

1

Учебно-тематический план

4 класс

Тема

Форма работы

Сроки выполнения

Количество часов

Тема 1.Кто Я? Мои особенности и возможности

«Знакомство.  Правила для занятий»

Групповая

сентябрь

1

Мы рады встрече

Групповая

сентябрь

1

Кто Я?

Групповая

октябрь

1

Как я изменился?

Групповая

октябрь

1

Расту =взрослею

Групповая

октябрь

1

Мои способности

Групповая

ноябрь

1

Мои интересы

Групповая

ноябрь

1

Мой путь к успеху

Групповая

ноябрь

1

Мой внутренний мир

Групповая

декабрь

1

Уникальность внутреннего мира

Групповая

декабрь

1

Мой внутренний мир и мои друзья

Групповая

декабрь

1

Тема 2. Мой класс и мои друзья

Мои друзья – мальчики и девочки

Групповая

декабрь

1

Мой класс

Групповая

декабрь

1

Моиодноклассники

Групповая

январь

1

Мои одноклассники – какие они?

Групповая

январь

1

Какие ученики мои одноклассники?

Групповая

январь

1

Лидерство в классе

Групповая

февраль

1

Конфликты в классе

Групповая

февраль

1

Взаимопомощь в классе

Групповая

февраль

1

Тема 3. Моё прошлое, настоящее, будущее.

Моё детство

Групповая

март

1

Моё настоящее

Групповая

март

1

Моё будущее

Групповая

март

1

Мой будущий дом

Групповая

март

1

Моя будущая профессия

Групповая

апрель

1

Моё близкое будущее – 5 класс

Групповая

апрель

1

Что нового меня ждет в 5 классе

Групповая

апрель

1

Мы умеем действовать сообща

Групповая

май

1

Итоговое

Групповая

май

1

Методическое обеспечение курса «Психология» (дополнительная дисциплина)

Занятия в рамках реализации курса «Психология» организуются в групповой формес элементами тренинга, используются методы диагностики. Каждое занятие можнопредставить как последовательность следующих этапов: вводный (актуализация знаний, постановка цели и задач), основной (упражнения, мини-лекции, беседы,групповые обсуждения), заключительный (подведение итогов рефлексия – оценка урока и собственной работы на нем).

Для проведения занятий необходим просторный кабинет, столы, стулья, мультимедийное оборудование, цветные карандаши, краски, фломастеры, ватман.

Важен опыт работы в качестве практического психолога в образовании: опытдиагностической работы, групповой работы.

Список литературы.

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. — М., 1998.
  2. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009. Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html
  3. Платонов К.К. Занимательная психология. – М.: изд-во «РИМИС», 2011.
  4. Преподавание психологии в школе, 3-11-й классы: Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во МПСИ; В.: изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
  5. Программа Социально-психологической адаптации «Солнышко» для детей начальной школы. – М., 1999.
  6. Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное. – М., 2003.
  7. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.
  8. Родари Дж. Грамматика фантазии. – М.: изд-во «Прогресс», 1978.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования, 2010.
  10. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Начальная школа» 2008, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа психологической коррекции при адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида «Первоклассник»

Первый класс  – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возраст...

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе»

Программа психологического сопровождения проекта «Портфолио в начальной школе» помогает формировать умение  учиться и общаться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную дея...

Программа психологической подготовки к обучению в школе "Скоро школьниками станем!"

Предполагаемый курс даёт возможность не только получить первичные знания об устройстве школы, школьных правилах;   но, что особенно важно, научить ребёнка осознавать и понимать  с...

Программа психологических развивающих занятий "Психологическая готовность детей к школе"

Программа предназначена для групповой психологической работы с детьми 6-7 лет. Программа содержит учебно-тематический план занятий на учебный год. Занятия могут проводиться как с учащимися первого кла...

Программы психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ в начальной школе

Данные программы представляют собой систему психолого-педагогической работы с обучающимися с задержкой психического развития (ЗПР) и интеллектуальными нарушениями (легкой степенью умственной отсталост...