Программа индивидуальной коррекционной работы по развитию словесно – логического мышления у обучающихся 2 -3 классов
план-конспект занятия (2, 3 класс) на тему
Данный курс расчитан на 18 часов, и включает набор упражнений на развитие мыслительной деятельности младших школьников с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind.programma_slovesno-log_myshlenie_2_-3_klass_eremina.doc | 108 КБ |
zanyatie_1.doc | 49.5 КБ |
zanyatie_2.doc | 87 КБ |
zanyatie_3.doc | 90 КБ |
zanyatie_4.doc | 97 КБ |
zanyatie_5.doc | 34 КБ |
zanyatie_6.doc | 119 КБ |
zanyatie_7.doc | 172.5 КБ |
zanyatie_8_.doc | 25 КБ |
zanyatie_9.doc | 83.5 КБ |
zanyatie_10.doc | 258.5 КБ |
zanyatie_11.doc | 237 КБ |
zanyatie_12.doc | 677.5 КБ |
zanyatie_13.doc | 136 КБ |
zanyatie_14.doc | 329.5 КБ |
zanyatie_15.doc | 172 КБ |
zanyatie_16.doc | 138.5 КБ |
zanyatie_17.doc | 137 КБ |
zanyatie_18.doc | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ψ
Государственное бюджетное учреждение -
ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ
И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ «ЛИЧНОСТЬ»
городского округа Тольятти Самарской области
445057, РФ, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Юбилейная, 81, тел. (8482)34 81 41
Программа индивидуальной коррекционной работы
по развитию словесно – логического мышления у обучающихся 2 -3 классов
Ф.И. ребенка ____________________________
Школа, класс ___________________________
Возраст _________
Результаты первичной диагностики (являются основанием для выбора направлений коррекции): ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Цель: развивать словесно - логическое мышление младших школьников.
Задачи программы:
- Активизировать словарный запас.
- Анализировать с помощью мыслительных операций (обобщения, сравнения, классификации, синтеза, и пр.).
- Развивать гибкость мышления.
- Развивать навыки прогнозирования, самоконтроля, оценивания результатов своей деятельности.
Программа рассчитана на 18 часов, 1-2 раза в неделю.
Срок реализации программы с_______ 20 г. по _______ 20 г.
Педагог-психолог: __________________________________________
Учебно-тематический план программы «Развитие словесно – логического мышления»
№ | Дата проведения | Решаемые задачи | Содержание (методы и приемы) | Отслеживание динамики |
1 | Активизация мыслительной деятельности. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
2 | Работа с понятиями. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
3 | Работа с определениями. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
4 | Обобщение понятий. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
5 | Сравнение предметов и явлений окружающего мира. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
6 | Расширение границ понятий. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
7 | Развитие функции - обобщение, совершенствование зрительно-моторной координации. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
8 | Развитие умения находить сходство и различие предметов и явлений. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
9 | Развитие зрительно – слуховой координации, орфографической зоркости. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
10 | Развитие гибкости мышления. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
11 | Развитие гибкости мышления. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
12 | Развитие гибкости мышления | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
13 | Формирование умения выполнять задание по аналогии. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
14 | Развитие умения – сравнения находить понятие по определенному признаку. | Разминка
Рефлексия занятия. |
| |
15 | Активизация словаря. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
16 | Активизация словаря. | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
17 | Развитие скорости и гибкости мышления | Разминка
Рефлексия занятия. | ||
18 | Работа с понятиями. | Разминка
Рефлексия занятия. |
ЛИТЕРАТУРА:
http://gigabaza.ru/doc/94016.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/03/26/razvitie_logicheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole.docx
http://works.doklad.ru/view/30pGufJxmUM/all.html
Предварительный просмотр:
Занятие № 1
Задание1.Соедини точки.
Задание 2. Дорисуй фигуры.
Задание 3. Закончи предложение, одним словом.
- Моряк увидел далекий остров, так взял в руки (лупу, бинокль, очки).
- Маша уколола спицей палец, так как не умела (стирать, вязать, шить).
- Рабочие не могли поднять пианино в квартиру, так как лестница в подъезде была (старая, грязная, узкая).
- Машина не смогла двигаться дальше, так как у неё сломалось (зеркало, багажник, руль).
- Вода в банке поднялась, потому что мальчик бросил в неё (прутик, камни, крошки).
- Катя отдёрнула руку, потому что взялась за горячую (металлическую, деревянную, пластмассовую) ручку
Задание 4. Выбери из 3-х слов одно лишнее, с учётом выделенного признака, и подробно объясни свой выбор.
- Цвет:
Цыплёнок, лимон, василёк.
Огурец, морковь, трава.
Халат врача, помидор, снег.
- Форма:
Телевизор, книга, колесо.
Косынка, арбуз, палатка.
- Величина:
Бегемот, муравей, слон.
Дом, карандаш, ложка.
- Материал:
Банка, кастрюля, стакан.
Альбом, тетрадь, ручка.
- Вкус:
Конфета, картошка, варенье.
Торт, селёдка, мороженое.
- Вес:
Вата, гиря, штанга.
Мясорубка, перышко, гантели.
Предварительный просмотр:
Занятие № 2
Задание 1. Перерисуй точки.
Задание 2.
Игра " Часть - целое"
- Стрелка – часы, колесо –
- Колесо – круг, ковёр –
- Белка – дупло, медведь –
- Кофта – шерсть, шуба –
- Магазин – продавец, больница –
- Рыба - река, птица –
- Ваза – стекло, кастрюля-
- Молоко – масло, мясо –
- Коза – капуста, белка –
- Лошадь – сено, кошка –
- Чай – печенье, суп –
- Стул – спинка, корабль –
- Ракета – космос, самолёт –
- День – обед, вечер –
- Инструмент – работа, кукла –
- Охотник – ружьё, рыбак –
- Слово – буква, дом –
- Ногти – ножницы, борода –
- Дождь – сырость, жара –
- Лес – деревья, поле –
- Лиса – хитрость, заяц –
- Палец – кольцо, ухо –
- Лимон – кислота, конфета –
- Школа – ученик, больница –
- Вулкан – извержение, река –
- Задача – решение, вопрос –
- Писатель – книга, скульптор –
- Море – капля, толпа –
- Автомобиль – дорога, поезд –
- Поезд – станция, самолёт –
- Цветок – бутон, листок –
Задание 3. «Зачеркни лишнее»
Кастрюля, сковорода, мяч, тарелка.
Ручка, кукла, тетрадь, линейка.
Рубашка, туфли, платье, свитер.
Стул, диван, табуретка, шкаф.
Веселый, смелый, радостный, счастливый.
Красный, зеленый, темный, синий, оранжевый.
Автобус, колесо, троллейбус, трамвай, велосипед
Задание 4. Какой картинки не хватает?
Предварительный просмотр:
Занятие № 3
Задание.1.
Задание 2. Дорисуй недостающие фрагменты.
Задание 3. Продолжи ряд чисел.
1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________
Задание 4. «Закончи словосочетания».
хитрая, рыжая_____________________________________;
настольная________________________________________;
репчатый__________________________________________.;
спелое сладкое_____________________________________;
душистое туалетное____________________________________;
куриное_______________________________________________;
зеленый_____________________________________________;
желторотый____________________________________________;
колючий_________________________________________________
.
Предварительный просмотр:
Занятие № 4
Задание 1. «Найди такой же»
Задание 2. «Найди одинаковые буквы»
Оборудование: буквы, разбросанные по листу
Задание 3. Назови одним словом.
Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.
Задание 4. Какое слово лишнее?
Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.
Задание 5. Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.
Колос, рота, ваза.________________________________
Кора, лото, боксер._______________________________
Молоко, нерест, тарелка.__________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 5
Задание 1. Ответь на вопросы.
Чем отличается 4угольник от 5угольника?
Назови общие признаки предметов: кошки собаки
Назови общие признаки предметов: яблоко арбуз
Чем отличаются предметы: ручка карандаш
Чем отличаются предметы: книга тетрадь
Чем отличаются предметы: сани телега
Чем отличаются: рассказ стихотворение
Чем отличаются осень и весна
Чем похожи береза и осина
Чем отличаются лето зима
Назови общие признаки: ромашка василек
Чем отличаются: дерево кустарник
Назови общие признаки: воробей ворона
Задание 2. Найди лишнее слово. Как можно назвать одним словом оставшиеся слова?
Найди лишнее слово: пасмурно, ненастно, ясно, дождливо.
Найди лишнее слово: справедливость, доброта, зависть, честность.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?__________________
Найди лишнее слово: красный, желтый, спелый..
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?__________________
Найди лишнее слово: лето, весна, понедельник, зима.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? __________________
Найди лишнее слово: дождь, снег, осадки, иней, град.
Найди лишнее слово: запятая, точка, союз, двоеточие..
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________
Найди лишнее слово: сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________
Найди лишнее слово: сладкий, кислый, горячий, горький.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?_____________________
Найди лишнее слово: приставка, предлог, суффикс, окончание.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова? ____________________
Найди лишнее слово: апельсин, капуста, яблоко, лимон.
Как можно назвать общим словом оставшиеся слова?____________________
Задание 3. Задания на сравнение:
Сравнение по цвету. Нужно назвать побольше предметов:
а) синего цвета
б) жёлтого цвета
в) белого цвета
г) розового цвета.
Сравнение по форме. Нужно назвать побольше предметов:
а) квадратной формы
б) круглой формы
в) треугольной формы
г) овальной.
Сравним 2 предмета:
а) грушу и банан
б) малину и клубнику
в) санки и телегу
г) автомобиль и поезд.
Сравним времена года:
Расскажи об особенностях времён года.
Предварительный просмотр:
Занятие № 6
Задание 1. «Найди лишнее слово»
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
- Храбрый, злой, смелый, отважный.
- Яблоко, слива, огурец, груша.
- Молоко, творог, сметана, хлеб.
- Час, минута, лето, секунда.
- Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
- Платье, свитер, шапка, рубашка.
- Мыло, метла, зубная паста, шампунь.
- Береза, дуб, сосна, земляника.
- Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Задание 2. Назовите как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
- Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).
- Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
- Назовите слова, обозначающие зверей.
- Назовите слова, обозначающие домашних животных.
- Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.
- Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.
- Назовите слова, обозначающие водный транспорт.
- Назовите слова, относящиеся к искусству.
- Назовите слова, обозначающие овощи.
- Назовите слова, обозначающие фрукты.
Задание 3. Упражнение найди исходные слова
ЛБКО, РАЯИ, РКДЕТИ, УПКС, ОКОРАВ
_________________________________________________________________________________
Задание 4. Задание: Дорисуй фигуру.
Предварительный просмотр:
Занятие № 7
Задание 1. Дорисуй:
Задание 2. Дорисуй:
Задание 3. Назови, одним словом:
тарелка, стакан, кружка, блюдце;
стол, стул, диван, кресло, шкаф;
рубашка, платье, юбка, брюки;
тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;
суп, каша, котлета, пюре;
берёза, липа, ель, сосна, осина;
воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;
карась, щука, окунь, лещ.
Задание 4. Найди предметы и животных:
Предварительный просмотр:
Занятие № 8
Задание 1. Найди противоположное слово:
1. Начало — _______________________________
2. Кривой — ________________________________
3. Пасмурный — ____________________________
4. Мягкий — _______________________________
5. Далекий — __________________________________
6. Грубый — __________________________________
7. Острый — _____________________________________
8. Совестливый — ________________________________
9. Застенчивый — _________________________________
10. Мелкий — глубокий_______________________________
Задание 2. Упражнение "Назови одним словом"
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;_________________________
- Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;_________________________
- Шарф, варежки, пальто, кофра, штаны___________________________
Задание 3. Выбери два наиболее подходящих понятия:
Сад — (деревья, садовник, собака, забор, земля),
Мышь — (спина, кошка, глаза, сыр, мышеловка),
Река — (берег, рыба, рыболов, тина, вода),
Лев — (цирк, уши, сено, надсмотрщик, глаза),
Лицо — (цвет, волосы, очки, нос, усы).
Задание 4. Допиши слова:
Портной — это ____________________ который шьет одежду.
Сапожник — это человек, который_______________________________
Учитель — это ____________- который___________________________
Сахарница — это посуда для____________________________________
Масленка — это_______________________________________________
Берлога — это жилище для______________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 9
Задание 1.
Задание 2. «Найди ошибку».
3-C
1. Хозяйка сварила зуб.
2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.
3. У девочки болел суб.
4. На лугу паслась коса.
П-В
1. Воду хранили в почке.
2. На цветке сидела папочка.
3. Мальчик бил воду из стакана.
4. Из чайника шел бар.
Д-Т
1. В этом томе я живу.
2. У меня взрослая точка.
3. На лугу росла густая драва.
4. В конце предложения надо ставить дочку.
Г - К
1. Футболисты забили кол.
2. Собака грызла гости.
3. В этом доме я живу третий кот.
4. Учитель поставил мальчику гол.
Ж-Ш
1. В руке у мальчика воздушный жар.
2. После дождя образовалась большая луша.
3. Летом я шил у бабушки.
4. Раскаленная печка давала сильный шар.
Ш-С
1. В нашем доме отремонтировали крысу.
2. Я люблю пить томатный шок.
3. Из норы выбежала большая черная крыша.
4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.
Задание 3. Вспомни слова.
Напиши 5 слов начинающихся на букву А_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши 5 слов оканчивающихся на букву Т_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Занятие № 10
Задание 1. Расшифруй слова.
2,1,14,11_________________________________
11,15,19__________________________________
13, 20,22,1________________________________
Задание 2. Угадай как зовут щенка.
Задание 3. Найди слова, какого нет в задании.
СЛИВКИ
ТВОРОГ
ПРОСТОКВАША
МОЛОКО
СМЕТАНА
РЯЖЕНКА
ЙОГЕРТ
КЕФИР
Предварительный просмотр:
Занятие № 11
Задание 1. Зашифруй слова.
Название города_________________________________
Название блюда__________________________________
Название вида спорта________________________________
Задание 2.
Задание 3.
Предварительный просмотр:
Занятие № 12
Задание 1.
Задание 2.
Задание 3.
.
Предварительный просмотр:
Занятие № 13
Задание 1.
Задание 2. Нарисуй узор
Задание 3. Продолжи ряды.
Предварительный просмотр:
Занятие № 14
Задание 1. Закончи словосочетания:
Ракета – космос, самолёт –
День – обед, вечер –
Инструмент – работа, кукла –
Охотник – ружьё, рыбак –
Слово – буква, дом –
Ногти – ножницы, борода –
Дождь – сырость, жара –
Лес – деревья, поле –
Лиса – хитрость, заяц –
Палец – кольцо, ухо –
Задание 2. Нарисуй узор
Задание 3.
Предварительный просмотр:
Занятие № 15
Задание 1. Закончи слова:
- ра ____________________________________________________________
- зем____________________________________________________________
- го _____________________________________________________________
- по_____________________________________________________________
Задание 2. Нарисуй узор
Задание 3. Найди сладости.
Предварительный просмотр:
Занятие № 16
Задание 1. Закончи слова:
- ба____________________________________________________________
- кар____________________________________________________________
- пи _____________________________________________________________
- мо_____________________________________________________________
Задание 2. Нарисуй узор.
Задание 3. Заполните пропуски в предложениях.
Тарелка - это посуда для ________________________.
Окончание - это часть слова _____________________.
Глагол - это часть речи _________________________.
Утюг - это ___________ для _____________________.
Задание 4.
Предварительный просмотр:
Занятие № 17
Задание 1. Ответь на вопросы:
- Кто последний тянул репку?
- Как звали мальчика из «Цветика-семицветика»?
- Как звали мальчика с длинным носом?
- Кого победил жених мухи-цокотухи?
- Кто пугал трёх поросят?
Задание 2. Задачи шутки на смекалку.
На одном дереве сидело 40 сорок. Проходил охотник, выстрелил и убил 6 сорок. Сколько сорок осталось на дереве? (Ни одной (сороки испугались выстрела и улетели)).
Сколько концов у палки? – Два. А сколько концов у двух с половиной палок? (Шесть)
Двое подошли к реке. У берега всего одна лодка. Как им переправиться на другой берег, если лодка может взять только одного человека? (Путешественники подошли к противоположным берегам реки).
Сколько концов у тридцати с половиной палок? (62 конца)
Один пятиклассник написал о себе так: "Пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да и на обеих ногах 10". Как это так? Нужно правильно расставить знаки препинания: "Пальцев у меня двадцать: пять на одной руке, столько же на другой, да на обоих ногах 10".
Задание 3. Разгадай имена (Сева, Сережа, Настя, Вова)
Задание 4. Назвать общие признаки предметов:
кошки – собаки,
яблоко – арбуз,
ель – сосна,
береза – осина.
Задание: назвать отличительные признаки предметов:
дерево – кустарник,
осень – весна,
рассказ – стихотворение,
сани – телега.
Задание: назвать общие признаки; назвать отличительные признаки.
вилка – ложка,
стол – стул,
Предварительный просмотр:
Занятие № 18
Задание 1. Задание: буквы Е; Е; Ж; З; И; К; Л; М; Н; О разделены на две группы: гласные и согласные. На какой строчке классификация проведена правильно?
1) Е, Е, И, К Ж, З, Л, М, Н, О
2) Е, Е, И, О Ж, З, К, Л, М, О
3) Е, Е, Н, О Ж, З, И, К, Л, М, Н
4) И, Е, Е Ж, З, К, Л, М, Н, О.
Задание 2. Даны числа:
1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10.
Раздели их на две группы:
а) четные;
б) нечетные.
К какой группе следует отнести числа:
16; 31; 42; 18; 37?
Задание 3.
- Из перечня слов выбрать предметы посуды: чашка, стол, тарелка, куртка, тумбочка, шапка, шарф, кастрюля, пальто, сковорода, платье, стул.
- из перечня слов выбрать предметы обуви: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, кеды, карандаш, конструктор.
- Озаглавить колонки:
капуста малина яблоко
огурец смородина апельсин
лук клубника лимон
чеснок крыжовник груша
помидор земляника банан
редис
Задание 4. Определить, правильно ли проведено сравнение:
1) у бабочки крылья красивые, а у стрекозы прозрачные;
2) у клена листья резные, а у березы – зеленые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие словесно-логического мышления на уроках русского языка как средство формирования связной речи.
Материал для методического объединения в рамках внедрения ФГОС второго поколения....
"Развитие словесно-логического мышления младших школьников на уроках русского языка"
Мышление развивается в различных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой, изобразительной и т.п. Успешнее развивается логическое мышление учащихся, если обучение организованно системно, если ...
Исследовательская работа "Формирование навыка связной речи, как средство развития словесно-логического мышления у учащихся младшего школьного возраста"
В работе представлена система работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста....
Работа с текстом как способ развития словесно-логического мышления младших школьников
Статья обращает внимание на то , как работа с текстом на уроках русского языка и чтения важна для развития словесно- логического мышления младших школьников....
Развитие словесно – логического мышления у учащихся начальных классов
Для успешного обучения школьники должны владеть логическими действиями: устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логические цепочки рассуждений, выбирать наиболее эффективные спос...
Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления (на примере развития временных представлений и представлений об окружающем мире) Тема: «Зима. Признаки зимы». 2 класс
Материал представляет собой конспект (и мультимедийный материал - презентацию) коррекционно-развивающего занятия учителя-дефектолога на тему "Зима. Признаки зимы" (2 класс)....
Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы. Лексическая тема «цветы»
Коррекционно-развивающее занятие по развитию словесно-логического мышления для обучающихся начальной школы.Лексическая тема «цветы»Данный материал позволяет совершенстовать словесно-логиче...