«Применение рефлексии в образовательном процессе»
методическая разработка по теме
Применение рефлексии в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_refleksii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Применение рефлексии в образовательном процессе»
В лингвистике первая часть сложных слов (само–) означает направленность чего-нибудь на самого себя. А потому знакомая фраза «начинай с самого себя» приобретает наиболее актуальный оттенок. И, действительно, прежде чем попытаться сформировать или воспитать в наших учениках что-либо, необходимо сначала проанализировать свою собственную работу. Важность и необходимость анализа своей деятельности очевидна.
Большинство педагогов едины во мнении, что, чтобы осуществлять самоконтроль, школьникам сначала следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Отсюда на данном этапе обучения основным методом формирования самоконтроля и самоанализа является педагогическое наблюдение и коррекция со стороны учителя. По мнению педагогов, учитель на уроке является тем, кто учит осознать и мотивировать свою учебную деятельность, воспринимать информацию, составлять план ответа, анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять главное, учит вести познавательную деятельность индивидуально, в паре, в группе. Учитель наблюдает за работой детей, беседует с ними, создает различные и развивающие ситуации. Воспринимая педагога как образец, школьники в свою очередь психологически стараются ему соответствовать, следовательно, контролировать и организовывать собственную деятельность. Однако в идеале учащимся самим необходимо знать и понимать, какая информация им нужна для решения той или иной учебной задачи, каковы могут быть способы ее решения. Для этого на уроках идет ссылка на используемые источники, ребята сами проговаривают и объясняют свои решения, часто самостоятельно формулируют тему урока или необходимые проблемные вопросы, работают в группах по плану новой темы.
Если обобщить все приемы, наиболее часто применяемые педагогами для развития необходимых качеств, то можно назвать:
- Различные виды взаимопроверки учениками;
- Оценивание устных ответов одноклассников;
- Выбор заданий учениками в зависимости от уровня сложности;
- Различные формы взаимообучения.
Все они ведут к формированию рефлексии.
Тезаурус
- Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.
- Рефлексия – размышление, самонаблюдение; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных знаний и поступков.
- Самоанализ – процесс и результат рефлексии учащихся по поводу собственной деятельности с целью ее улучшения.
- Самоанализ – умение осознать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
- Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления с некоторыми субъектными нормами и представлениями.
- Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение в образовательном процессе сетевых и дистанционных образовательных технологий
Мультимедийные технологии – практическая реализация методологических и теоретических основ формирования информационной культуры педагога (из опыта рабо...
«Применение ИКТ в образовательном процессе как залог повышения качества обученности учащихся 1 уровня общеобразовательной школы» Проект
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику (Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика), становится развитие ...
Применение ИКТ в образовательном процессе
Применение ИКТ в образовательном процессе...
Применение ИКТ в образовательном процессе
ИКТ и обучение...
Образовательный проект «Применение игр-предположений в образовательном процессе в начальной школе»
Значение игр в обучении младших школьников. Применение игр-предположений во внеурочной деятельности....
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ C ОВЗ
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством....
Применение ИКТ в образовательном процессе начальной школы
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанный на применении современных информационно- коммуникационных технологий.Компью...