Дополнительное образование-равные возможности
статья на тему

Викторова Людмила Александровна

В данной статье рассматриваются проблемы инклюзивного образования.Дополнительное образование предоставляет равные возможности для разных категорий обучающихся.Основные принципы ДО(безоценочное обучение,добровольность,программы,созданные в соответствии с интересами детей) делают образование привлекательным .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie-ravnye_vozmozhnosti.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование – равные возможности

В России для детей с особыми потребностями создана и функционирует система специального образования. Родители ребенка могут выбрать разные варианты получения образования для своего «особого» ребенка – спецшкола или интернат, коррекционный класс, дистанционное обучение, домашнее обучение. В специализированных учреждениях работают врачи, педагоги, прошедшие обучение, созданы особые условия. Однако именно из-за такого разделения дети оказываются частично или полностью изолированы от общества, изначально исключены из социума.

 С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании в РФ», согласно которому дети с ОВЗ получают равные условия для получения качественного образования. Однако, проблема  социализации и обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья, по – прежнему, остается  весьма  актуальной,  идет поиск новых путей  социальной адаптации детей с физическими и психическими недостатками. Не каждый учитель готов принять в свой класс, где обучаются 23-25 учеников  «особого» ребенка.

 Система дополнительного образования детей одна из первых «откликнулась» на введение инклюзивного образования. Инклюзивное – это, прежде всего, включающее образование, то есть то, которое включает в себя условия для разных детей. Гибкость дополнительного образования как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для социализации и раскрытия способностей разных детей. Педагоги дополнительного образования имеют возможность разрабатывать или адаптировать авторские программы с учетом  особенностей детей и запросов общества. В рамках дополнительного образования детей, помимо традиционных, реализуются новые перспективные образовательные технологии, в том числе и для детей с отклонениями в развитии, позволяющие обеспечить необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья детей, формирования их общей культуры, организацию  культурного досуга и адаптации детей в жизни общества. При разработке программ для инклюзивных групп главным направлением в деятельности становится ориентир на «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников и взрослых на правах «равных партнеров». В этом случае педагогический поиск направлен на то, чтобы найти те виды коммуникации или виды творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы. Педагог дополнительного образования создает такие условия, в которых особый ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

 В МАУ ДО «ЦВР » г. Новоуральска уже много лет педагоги работают и с детьми с ОВЗ. Это разные направления  деятельности - компьютерные технологии, театр, вокал, хореография, основы общения. И чаще всего, группы, где занимаются дети с ограниченными возможностями-инклюзивные. Для особых детей в учреждении созданы комфортные условия. В группе не так много обучающихся и это позволяет сохранять благоприятную психологическую обстановку. Педагог в течение занятия имеет возможность обратить внимание на каждого ребенка, помочь в случае необходимости, увидеть интересы и способности. Дети в процессе занятия свободно общаются. Осваивая программу дополнительного образования, они взаимодействуют с различными категориями людей - другими педагогами (при совместных проектах), другими детьми (при общих мероприятиях). Таким образом, круг общения ребенка с ОВЗ значительно расширяется.

В дополнительном образовании нет контрольных работ и не ставятся оценки. А значит, ребенок чувствует себя спокойно и уверенно. Ему не нужно будет сдавать экзамены, зато при выборе кандидатов в участники конкурсов или фестивалей он получает равные шансы. Многие дети, из числа «необучаемых», могут освоить  основы ремесла. Для кого-то это останется хобби и способ организовать свое свободное время. А для кого-то – возможность в последствии зарабатывать деньги.

В объединении «Развитие навыков общения» занимаются вместе дети с нарушением эмоционально-волевой сферы и обычные. В группы нет специального отбора, обучающиеся зачисляются на основании заявления родителей. В начале учебного года и потом, на протяжении всего времени обучения, после каждого занятия, с родителями особых детей проводятся консультации. Я рассказываю родителям о каждом маленьком успехе их ребенка. Ведь им важно знать, что ребенок принят, у него есть возможность показать себя с лучшей стороны.

Занимаясь в объединении «Развитие навыков общения» дети с особыми потребностями общаются  с детьми и взрослыми,  получают хороший опыт социализации. Они перестают быть объектами пассивной помощи. Ведь многие занятия строятся на основе игр, помогающих регулировать свое поведение и эмоции. Упражнения подбираются с учетом возможностей и интересов всех детей. Выполняя различные задания на установления коммуникаций, на развитие умения работать в парах, малых группах, дети учатся договариваться, считаться с мнением другого. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы учатся сдерживать свои эмоции, терпеливо ждать своей очереди при выполнении заданий.

Кроме игр, дети на занятии сочиняют сказки и рассказы о человеческих ценностях,  своих желаниях, своих проблемах. Это помогает им избавляться от негативных эмоций, настроиться на позитив. Многие работы детей я отправляю на литературные конкурсы. Например, сказки о добре заняли  призовые места на конкурсе «Талантида». Это существенно поднимает самооценку детей, делает их более значимыми в глазах сверстников, учителей, родителей. Родители отмечают, что у детей стало меньше проблем в школе, они стали более уверенные в себе, перестали бояться общаться с другими детьми, пытаются сдерживать свое поведение.

Обычные, здоровые дети при общении с такими детьми начинают понимать, что все люди разные и инвалидность не приговор. Их отношение к особым детям становится более терпимым. Многие обучающиеся стали общаться и вне занятий. Таким образом, у обычных детей формируются общечеловеческие ценности - уважение и принятие Иных как личностей , сострадание, понимание.

Приняв за основу работы  принцип «равные возможности» можно реально улучшить условия жизни детей с ограниченными возможностями, так как это облегчит интеграцию таких детей в общество, поможет им преодолеть комплекс неполноценности, иждивенческие установки.

 Проблема взаимоотношения «ребенок с ОВЗ – общество» является социальной проблемой. Для решения ее необходимо хотя бы частично изменить подход к системе этих взаимоотношений.  Суть этого изменения состоит в следующем:

  • ребенок с ограниченными возможностями здоровья – полноправный член общества, он хочет, может и должен участвовать в его многогранной жизни;
  • ребенок с ограниченными возможностями может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свой талант, развить его, приносить с его помощью пользу обществу ему часто мешает неравенство возможностей;
  • ребенок с ограниченными возможностями – не пассивный объект помощи, а развивающаяся личность, имеющая право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве, достижениях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы как одна из возможностей дополнительного образования детей

Данный материал является выступлением на городской научно-практической конференции "Информатика - 2010" в секции "ИКТ в деятельности учителя". Из доклада можно узнать, в каких дистанционных конкурсах ...

Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС

Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...

Возможности общего и дополнительного образования в условиях сельской школы

Преимущества оптимизационной модели внеурочной деятельности, интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности...

Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...