«О типах темперамента и профессиях»
консультация (1, 2, 3, 4 класс) на тему

«О типах темперамента и профессиях»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon temperament_i_professiya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опросник Айзенка

     Инструкция: «Я буду зачитывать вопрос, вы ставьте его порядковый номер и свой ответ: «да» или «нет». Если «да», то «+»; если «нет», то «-».

     Текст опросника

  1. Любите ли Вы шум и суету вокруг себя?
  2. Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы Вас поддержать или утешить?
  3. Вы всегда находите быстрый ответ, когда Вас о чем-нибудь спрашивают?
  4. Бываете ли Вы иногда сердитым, раздражительным, злитесь?
  5. Часто ли у Вас меняется настроение?
  6. Вам больше нравится быть одному, чем встречаться с другими людьми?
  7. Бывает ли так иногда, что Вам мешают уснуть разные мысли?
  8. Всегда ли Вы делаете так, как Вам говорят?
  9. Любите ли Вы подшутить над кем-нибудь?
  10. Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
  11. Вы веселый человек?
  12. Вы когда-нибудь нарушали правила поведения в школе?
  13. Много ли раздражает Вас?
  14. Вам нравится такая работа, где надо делать все быстро?
  15. Вы переживаете из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
  16. Вам можно доверить любую тайну?
  17. Можете ли Вы развеселить заскучавших людей?
  18. Бывает ли иногда так, что у Вас без всякой причины сильно бьется сердце?
  19. Делаете ли Вы первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
  20. Вы когда-нибудь говорили неправду?
  21. Сильно ли Вы огорчаетесь, если люди находят недостатки в работе, которую Вы сделали?
  22. Любите ли Вы рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
  23. Часто ли Вы чувствуете себя уставшим без всякой причины?
  24. Вы всегда сначала делаешь дела, а уже потом отдыхаете или ничего не делаете?
  25. Вы обычно веселы и всем довольны?
  26. Обидчивы ли Вы?
  27. Любите ли Вы разговаривать с другими людьми?
  28. Всегда ли Вы выполняете просьбы родных о помощи по хозяйству и т.д.?
  29. Бывает ли так, что у Вас иногда сильно кружится голова?
  30. Любите ли Вы поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
  31. Вы часто чувствуете, что Вам что-нибудь очень надоело?
  32. Вы любите иногда похвастаться?
  33. Вы чаще всего молчите в обществе других людей?
  34. Вы иногда волнуетесь так сильно, что Вам трудно усидеть на месте?
  35. Вы быстро решаетесь на что-нибудь?
  36. Вы иногда громко разговариваете и веселитесь, более свободны, когда нет руководителя?
  37. Вам часто снятся страшные сны?
  38. Можете ли Вы забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?
  39. Вас легко огорчить чем-нибудь?
  40. Случалось ли Вам говорить плохо о ком-нибудь?
  41. Можете ли Вы назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
  42. Если Вам случится попасть в неловкое положение, Вы потом долго переживаете?
  43. Вы любите шумные и веселые игры, компании?
  44. Вы всегда едите все, что Вам предлагают?
  45. Вам трудно отказаться, если Вас о чем-нибудь просят?
  46. Вы любите часто ходить в гости?
  47. Бывают ли такие моменты, что Вам не хочется жить?
  48. Вы когда-нибудь были грубы с родителями, с близкими?
  49. Вас считают веселым человеком?
  50. Вы часто отвлекаетесь, когда делаете дела?
  51. Вы больше любите сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать участие в общем веселье?
  52. Вам обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
  53. Вы обычно бываете уверены в том, что сможете справиться с делом, которое Вам поручают?
  54. Часто ли Вы чувствуете себя одиноким?
  55. Вы стесняетесь первым заговорить с незнакомыми людьми?
  56. Часто ли Вы решаетесь на что-нибудь, когда уже поздно?
  57. Когда кто-нибудь кричит на Вас, Вы тоже кричите в ответ?
  58. Вы иногда чувствуете себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
  59. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на празднике?
  60. Вам часто приходится волноваться из-за того, что Вы сделали что-нибудь, не подумав?

     Ключ

  1. Экстраверсия – интроверсия:

«да» (+): 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;

«нет» (-): 6, 33, 51, 55, 59.

  1. Нейротизм:

«да» (+): 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

  1. «Шкала лжи»:

«да» (+): 8, 16, 24, 28, 44;

«нет» (-): 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

     - Для того чтобы каждый узнал свой темперамент, необходимо начертить ось координат.

     Оценка результатов

     Оценка для шкалы интроверсии (горизонтальная)

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1 – 7

8 – 11

12 – 18

19 – 24

     Оценка для шкалы нейротизма (вертикальная)

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11 – 14

15 – 18

19 – 24

     По «шкале лжи» показатель в 4 – 5 баллов рассматривается как критический.

     

     Пример обработки полученных данных

  1. Экстраверсия – интроверсия: 9 совпадений.
  2. Нейротизм: 17 совпадений.
  3. Лжи: 5 совпадений.

     Первый шаг: откладываем на горизонтальной линии – 9.

     Второй шаг: откладываем на вертикальной линии – 17.

     Третий шаг: находим точку пересечения.

     Четвертый шаг: сравниваем данные с плакатом.

     В приведенном примере меланхолик, умеренный интроверт, с высокой эмоциональной неустойчивостью.

Плакат

нестабильный

легко расстраивающийся      м                                                                активный

тревожный                              е                                х                    чувствительный

ригидный                                л                                о                         беспокойный

склонный к рассуждениям    а                                л                          агрессивный

пессимистичный                    н                                е                           возбудимый

сдержанный                            х                                р                           изменчивый

необщительный                      о                                и                       непостоянный

тихий                                       л                                к                      импульсивный

                                                 и                                                      оптимистичный

                                                 к

                   интровер-                                                    экстравер-              

                   тированный                                                тированный

пассивный                              ф                                с                         общительный

осмотрительный                    л                                 а                           контактный

рассудительный                     е                                 н                     разговорчивый

доброжелательный                г                                 г                           отзывчивый

миролюбивый                        м                                в                  непринужденный

управляемый                          а                                и                   жизнерадостный

внушающий доверие             т                                н                          беззаботный

надежный                               и                                и                       инициативный

ровный                                    к                                к

спокойный

стабильный

     Теоретическая информация

     Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии–интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

  1. Экстраверсия – интроверсия. Характеризуя типичного экстраверта, Айзенк отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.

     Типичный интроверт – спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких и друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

  1. Нейротизм. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы.

     Эмоциональная устойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности.

     Эмоциональная неустойчивость выражается в чрезвычайной нервности, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Высокому уровню нейротизма соответствует эмоциональность, импульсивность, нервность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

  1. Психотизм. Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтактности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

     Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму – состоянию тревоги или реактивной депрессии. Нейротизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологий.

     Высокие оценки по шкале экстраверсии и интроверсии соответствуют экстравертированному типу, низкие – интровертированному.

     

     Меланхолик. У него реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. Однако в нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами. При неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.

     Сангвиник быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка жизни, системы в работе. В связи с этим не может успешно выполнять дело, требующее равной затраты сил, длительного и методичного напряжения, усидчивости, устойчивости внимания, терпения. При отсутствии серьезных целей, глубоких мыслей, творческой деятельности вырабатываются поверхностность и непостоянство.

     Холерик отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует. Имея общественные интересы, темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности. При отсутствии духовной жизни холерический темперамент часто проявляется в раздражительности, аффективности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах.

     Флегматик характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит. В зависимости от условий в одних случаях флегматик может характеризоваться положительными чертами – выдержкой, глубиной мыслей, постоянством, основательностью и т.д., в других – вялостью, безучастностью к окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к выполнению одних лишь привычных действий.

«О типах темперамента и профессиях»

     Меланхолики. Быстро устают при высоких нервных напряжениях, склонны к обморокам. Вялы в речи и движениях. Сильно переживают по самым незначительным поводам. Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Радуются, когда удается избежать неприятного разговора, хотя цель при этом и не достигнута.

     Холерики. Прямая противоположность меланхоликам. Наступательный характер, всегда идут навстречу трудностям. Любые переживания ведут к действию. Мягких замечаний не воспринимают, жесткие – приводят к бунту. Плохо воспринимают юмор, особенно шутки на свой счет. Главные нарушители дисциплины. Лучший способ справиться с холериком – постоянно загружать его работой, чтобы его энергия всегда имела выход.

     Сангвиники. Гиганты нервной системы. Оптимисты. Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Речь и движения почти так же быстры, как у холериков, но чувства не бурные, быстро меняющиеся. Как правило, хорошие работники. Но заставить работать сангвиника трудно. Его нужно заинтересовать – тогда он горы сдвинет.

     Флегматики. Сильная уравновешенная нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Движения и речь спокойные, размеренные. Реакция на неожиданное воздействие запаздывает. Чтобы флегматик хорошо работал, его необходимо время от времени «встряхивать»: устроить разбор выполненной им работы, поругать или, наоборот, похвалить его.

     Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше – для других. Меланхолики – это часто люди искусства. Зато из них получаются плохие водители и никудышные монтажники-верхолазы. Холерики – великолепные летчики-испытатели (именно поэтому, кстати, в работе приемных комиссий в летных училищах обязательно принимает участие и врач-психолог), но они плохие счетные работники. Флегматики, напротив, прекрасные бухгалтера, расчетчики, но, как правило, неважные поэты. Сангвиники – хорошие водители, саперы, инженеры, но они не так терпеливы, как флегматики.

     Психологи выяснили, что два меланхолика – отличные партнеры в работе. Зато соединение холерика с меланхоликом – ситуация довольно неприятная (прежде всего для меланхолика). Холерик – человек несдержанный, он может и накричать.

     Два холерика яростны в работе. Их нужно твердо держать в узде, иначе вряд ли когда-нибудь удастся завершить работу.

     Флегматики по причине своего несокрушимого спокойствия хорошо срабатываются со всеми. А вот сангвиники не могут ужиться с меланхоликами и холериками. Холерики кипят, меланхолики расстраиваются, сангвиники непроницаемо оптимистичны, вызывая у одних отчаяние, гнев, у других: сухарь-человек, ничем его не прошибешь…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы темперамента у детей

Материалы статьи помогут родителям понять поведение своего ребёнка в разных жизненных ситуациях. Определив преобладающий тип темперамента, взрослые смогут установить более тесный контакт со своим...

Диагностика типа темперамента

презентация идеально подходит для родительского собрания в 1-2 классе...

Психологическая характеристика основных типов темперамента

В данном материале характеризуются 4 типа темперамента, достоинства и недостатки их, влияние типов на сплочённость коллектива....

Педагогическая статья "Влияние типа темперамента на учебную деятельность"

Данная научно-педагогическая стать будет полезна учителям начальных классов....

Ребенок с характером. Типы темперамента.

Ребенок с характером. Типы темперамента....

Сценарий родительского собрания "Типы темперамента"

Ниже представлена разработка сценария проведения классного часа "Типы темперамента".Каждый родитель не раз задумывался, а почему мой ребенок не такой как все, где-то лучше, но и где-то бывае...

Рекомендации педагогам и родителям по подготовке к школьному обучению детей с разными типами темперамента

Учителю необходимо учитывать особенности темперамента учащихся, с целью создания оптимальной для учеников условий обучения....