Сотруднические взаимоотношения с детьми в процессе обучения.
статья на тему

Фейзулина Алия Ракибовна

С середины 89-х годов прошлого века учителям стали известны идеи педагогики сотрудничества, которые были охарактеризованы в манифестах педагогов –новаторов. Со временем понятие сотрудничество всё более упрочнялось в педагогической практике учителей, в сознании многих учёных. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотруднические взаимоотношения с детьми в процессе обучения.

        Идея сотрудничества исходит от древних мудрецов, проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии.

        С середины 89-х годов прошлого века учителям стали известны идеи педагогики сотрудничества, которые были охарактеризованы в манифестах педагогов –новаторов. Со временем понятие сотрудничество всё более упрочнялось в педагогической практике учителей, в сознании многих учёных. Однако по мере исследования сути сотрудничества становилось ясно, что понятие педагогика сотрудничества не может охватить всю педагогику, все её составные части, но может стать одним из её ведущих принципов. Также было понятно, что процесс сотрудничества вступал в противоречие с основными постулатами авторитарной педагогической теории. Таким образом, гуманно-личностная педагогики как более глубокая форма сознания включила в себя сотрудничество в качестве важнейшего, но не единственного принципа. За последние десятилетия гуманная педагогика со своей вариацией гуманно-личностного подхода к детям получила широкое распространение. Она сложилась в поиске и практике учителей и является источником для неограниченного количества педагогических систем и подходов.

        Сотрудничество становится стержнем общения в гуманном педагогическом процессе. Оно синтезирует в себе смыслы общения и сотрудничества и насыщает образовательный процесс взаимной устремлённостью, радостью познания, успеха, взросления, взаимоуважения, взаимопонимания. В связи с этим выделяется такое понятие, как общение в процессе сотрудничества. Сотрудничество педагога и учащихся мыслится как объединение их интересов и усилий в решении различных задач (в том числе и познавательных). Сотрудничество исключает принуждение к учению. Между учителем и учениками появляется единство, основанное на эмоциях. Сотруднические взаимоотношения делают учащихся субъектами образовательного процесса. Общение в процессе сотрудничества пропитывает атмосферу педагогического процесса, в результате чего учитель притягивает к себе детей , как магнит. Важно подчеркнуть, что педагог является творцом сотрудничества, которое заключается и в его располагающем голосе, добром взгляде, тёплой улыбке, мудром слове, сердечной чуткости и разумной требовательности.

        Сотрудничество имеет и нравственную ценность. Сотруднические взаимоотношения развиваются в каждом ребёнке как качество его личности. Учитель закрепляет взаимоотношения с детьми путём воспитания в них сотрудничества, создавая ситуации в классе и практикуя в жизни детей задания, которые не выполняются без сотрудничества.  Стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от характера и направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребёнка с учебным материалом. Итак, сотруднические взаимоотношения учителя и учащихся являются естественным качеством гуманно-личностного образовательного процесса.

Гуманно-личностная педагогика осуществляет процесс сотрудничества при следующих психолого-педагогических условиях:

- тесной связи организации учебного материала и приёмов, рождающих и укрепляющих сотрудничество между педагогом и учениками;

- опоре на стремлении школьника к взрослению;

- соблюдении психологической культуры педагогического общения;

- сохранении за учеником свободы выбора деятельности;

- совместном с учителем познавательном поиске, делающем школьников субъектами учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

В статье даны рекомендации для установления  правильных взаимоотношениях между детьми и взрослыми....

Психолого-педагогические рекомендации для установления правильных взаимоотношений между детьми и взрослыми.

Донный материал - в помощь родителям для установлеия контакта со своим ребенком....

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...

"Дифференциация и индивидуализация- основа построения коррекционно-развивающего процесса обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта"

Организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализаци...

Методы и приёмы работы с детьми на уроке, испытывающие затруднения в процессе обучения математике

В докладе представлены методы и приёмы работы с детьми на уроках математики из личного опыта учителя....

Развитие учащихся в процессе обучения. Работа с одаренными детьми на уроке и внеурочное время.

В начальной школе работа с одаренными детьми и детьми с повышенной мотивацией к обучению строится в двух направлениях: через учебный процесс и внеурочную деятельность по определенной схеме: диагностик...