Методы и приёмы работы с детьми на уроке, испытывающие затруднения в процессе обучения математике
статья по математике (3 класс)
В докладе представлены методы и приёмы работы с детьми на уроках математики из личного опыта учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методы и приёмы работы с детьми, испытывающие затруднения на уроках математики | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
г. Тарко-Сале Пуровского района
Ямало-ненецкого автономного округа
Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.
Учитель И.А. Григоренко
г. Тарко-Сале, 2018г.
Методы и приёмы работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения на уроках математики.
Одной из главных проблем, которую приходится решать на уроке учителю - это работа со слабоуспевающими учащимися.
Слабоуспевающими в современных школах называют тех детей, которые плохо подготовлены к учебному материалу, имеют низкий уровень интеллектуальных способностей.
Работа со слабоуспевающими детьми сложна во многом из-за того, что у таких школьников нет элементарного интереса к школьному предмету. У них отсутствует стимул хорошо учиться, а давление со стороны учителей лишь усугубляет ситуацию.
Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они, так или иначе, связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения.
Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи
В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский методы.
Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний.
1. Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов.
3. Практические методы: устные и письменные упражнения, измерение,
вычерчивание геометрических фигур, моделирование,
нахождение значений числовых выражений.
Если с помощью метода происходит овладение основным содержанием учебного материала, то те или иные методические приемы обеспечивают углубленное усвоение отдельных вопросов предмета или темы.
Приём - составная часть или отдельная сторона метода.
В процессе обучения приёмы играют важную роль, поскольку они побуждают учащихся к активному участию в освоении учебного материала: постановка вопросов при изложении учебной информации, включение в него отдельных практических упражнений, ситуационных задач, обращение к наглядным и техническим средствам, побуждение к ведению записей.
К таким приёмам относят: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д.
В практике можно встретить большое количество разнообразных методических приемов. Некоторые из них являются общими для многих предметов, а другие применимы только при обучении конкретному предмету.
Сегодня мы рассмотрим некоторые методы и приёмы, которые применяются на уроках математики, с целью повышения активности и интереса, для достижения обязательного уровня у слабоуспевающих учащихся.
Остановимся на некоторых приёмах работы. К ним относятся:
• Алгоритмизация деятельности;
• Отработка вычислительных навыков;
• Многократное проговаривание и закрепление материала урока;
• Использование средств невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план);
• Рациональное распределение учебного материала.
Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не приводит к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей.
Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уровне – лекции и включает в себя три этапа. Первый этап: Схема к задаче, которая содержит условие и вопрос. Второй этап: Составление плана решений. Третий этап: Заключительный анализ решённой задачи (ученик ещё раз рассказывает, как он решал задачу и почему выбрал то или иное математическое действие).
Дальнейшая отработка алгоритма выполнения на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).
В целях оперативного контроля за усвоением материала можно проводить небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что–то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь.
Ребята имеют памятки, в которых записаны предписания и образцы выполнения заданий. Имея алгоритм, учащиеся могут без большого труда перейти к математической модели.
Алгоритмы встречаются в разделе «Числа от 1 до 1000» при делении чисел. Например, деление двузначного числа на однозначное. Алгоритм помогает учащимся правильно выполнить вычисления.
Для отработки вычислительных навыков могут помочь систематические задания устного характера, дидактические игры и различные тренажёры. Я в своей работе использую рабочую тетрадь «Устный счёт», автор Рудницкая Виктория Наумовна. При проверке устного счёта можно организовать индивидуальную, фронтальную работу или работу в парах, с последующей проверкой каждого учащегося. Всем известны дидактические игры «Молчанка», «Лесенка», «Кто быстрее?», «Весёлый счёт», «Вычислительная машина», «Занимательные рамки» , «Круговые примеры», «Магические квадраты» и другие.
Многократное проговаривание и закрепление материала.
При изложении нового материала, обращаясь к слабоуспевающим учащимся, выясняю степень понимания ими учебного материала, привлекаю к высказыванию предложений, к выводам и обобщениям, к повторениям математических терминов, алгоритмов.
При изучении нового сначала решаю примеры определенного типа сама с подробным объяснением, потом вызываю к доске желающих трёх учащихся, из них один из слабоуспевающих. Каждому даю своё задание, подобное разобранному мной. Слабоуспевающим учащимся разрешаю пользоваться памятками, стимулирую самостоятельные действия, привлекаю помощников или сама работаю с ними у доски. Стимулирую их ответы хорошей оценкой или похвалой.
Еще один важный нюанс, без которого невозможно проводить работу с такими учениками — это непрерывный контроль их успеваемости и работа над ошибками.
У многих слабоуспевающих учеников существуют проблемы с запоминанием. Работа с рисунками, схемами, чертежами, таблицами способствует развитию зрительной памяти ребёнка.
Схемы - опоры - это, оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.
От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действия. Школьники строят свой ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. В своей работе я часто использую таблицы, например, для решении задач, нахождения периметра и площади.
Рациональное распределение учебного материала.
Готовясь к уроку учителю важно помнить о том, что учебный материал должен использоваться в определённой последовательности, с нарастающей степенью трудности. На разных этапах урока различные порции учебного материала. Важно тщательно вести подбор упражнений для закрепления, повторения, проверки знаний с учётом индивидуальных познавательных возможностей учащихся класса.
Для слабоуспевающих учащихся учителю необходимо планировать дифференцированную работу, с целью контроля усвоения материала и создания ситуации успешной работы на уроке.
Метод и приём могут меняться местами. Но независимо от этого, учитель обязан включить в структуру своего урока тот или иной приём, метод.
В результате у учащихся будет формироваться интерес к учебному процессу, повышаться активность, что имеет немаловажное значение для учителя в его работе.
Со слабоуспевающим учеником очень важно действовать аккуратно, заботясь не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и об его психологическом состоянии. Такого школьника нельзя осуждать, обсуждая его проблемы с успеваемостью во всеуслышание. Подобный подход вызывает у школьника резкое отторжение по отношению к учителю, что только ухудшит проблему. Преподавателю следует поговорить с учеником, попробовать выяснить, почему он не может успевать за одноклассниками в деле усвоения материала. Если беседа не дает результата, то в ход идут индивидуальные задания.
Поставьте перед учеником такие доступные для него задачи, чтобы он мог достигнуть успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Методы и приёмы работы с детьми в группе продленного дня".
Статья о методах работы воспитателя с детьми в группе продленного дня....
Принципы.методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ
Общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование ум...
Методы и приёмы работы с детьми с низким уровнем развития.
В наше время очень остро обсуждается вопрос о реализации инклюзивного воспитания и образования. Рассмотрим этот вопрос несколько односторонне, касаясь лишь возможности воспитания и обучения детей с ум...
Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики
Эффективные методы и приёмы работы с детьми ОВЗ на уроках математики Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: воспитывается честность, критичность мышления, спос...
Методы и приёмы работы с детьми с ОВЗ,
Сообщение по теме работы с детьми с ОВЗ....
Основные методы и приёмы работы с детьми с речевыми нарушениями
В статье даются рекомендации о методах и приёмах работы с детьми с речевым нарушениями...
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассмотрены эффективные методы и приёмы, применяемые при работе на уроках русского языка с детьми с ОВЗ....