Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
статья ( класс) на тему

Марченко Елена Сергеевна

«Деятельность педагога-психолога при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД»

Педагог – психолог, Елена Сергеевна Марченко

«Деятельность педагога-психолога при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство».

           Целью психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).

          Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

          Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе образовательного пространства являются:

– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.

          Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения  обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития).

          В  школе  обучается 25 учащихся в специальных коррекционных классах для детей с задержкой психического развития.

          Психологическое сопровождение детей в специальных (коррекционных) классах - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).

          К основным направлениям  деятельности педагога-психолога относятся:

- диагностическая деятельность;

-  консультативная деятельность;

- коррекционно-развивающая работа;

- просветительская работа и психопрофилактика.

1.Диагностическая работа.

  • Углублённое изучение особенностей интеллектуального развития детей, личностных и поведенческих реакций.
  • Определение уровня актуального и зоны ближайшего развития, обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей.
  • Раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации.
  • Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2.Коррекционно-развивающая работа.

Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:

  • на нормализацию эмоционально-личностной сферы;
  • повышение умственного развития;
  • повышение адаптивных возможностей ребёнка;
  • психокоррекцию отклоняющегося поведения.

3.Консультативная работа.

  • Консультирование  педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

4. Просветительская работа и психопрофилактика.

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса, обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:

  • определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;
  • прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
  • реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.

   

Психологическое сопровождение детей в период адаптации:

  • создание системы психолого-педагогической поддержки всех  учащихся в период их школьной адаптации;
  • выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
  • диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
  • определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
  • разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
  • создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими  адаптационные трудности.

            Направления работы педагога-психолога в  начальной школе:

  • комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
  •  выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
  • реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
  •  контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
  • участие в  ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
  • составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
  • взаимодействие с учителями, учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
  • знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
  • проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимся членов своей семьи;
  • осуществление работы с родителями  (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
  • консультирование  родителей по их запросам;
  • осуществление просветительской  работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;
  • проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы.

            Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:

  • выявление  уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
  • способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.

          Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.

          При зачислении ребенка в специальный (коррекционный) класс педагогом – психологом подробно изучаются  данные его анамнеза  и особенностей раннего развития.

          В течение первых двух, а иногда и трех  месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации. Ученикам с ЗПР особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую  не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты).  У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.

            Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование (октябрь), а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы (декабрь), и итоговая диагностика (май).

             В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

          Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

         

          Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.

         Вывод об успешности коррекционной работы  должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.

         В 1-4 классах  проводятся психокоррекционные занятия с детьми направленные:

- на коррекцию эмоционально-волевой сферы (1 раз в неделю, по 40 мин.);

- коррекция несформированных высших психических функций (1 раз в неделю, по 40 мин.).

         Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.

         В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно.  Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.

           Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.

           С  диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся  все участники образовательно-воспитательного процесса  для координации совместных усилий.

            Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося педагогом-психологом была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ученика, в которой  фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения (см. Приложение 1).

Приложение 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И.О.

Школа

Класс

Дата рождения

Психологические качества

Октябрь

Май

1

Речевое развитие

2

Визуальное мышление

линейное

структурное

3

Понятийное интуитивное мышление

4

Понятийное логическое мышление

5

Речевое мышление

6

Образное мышление

7

Абстрактное мышление

8

Школьная мотивация

9

Внимание

10

Зрительно-моторная координация

11

Кратковременная  речевая память

12

Кратковременная  зрительная память

13

Актуальный уровень развития интеллекта

14

Тревожность

15

Энергия

16

Настроение

Условные обозначения (уровень): 

В – высокий,

С - средний,

Н – низкий,

П- патология.

Психологические качества

Методики

Этапы проведения

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

октябрь

май

октябрь

май

окт.

май

окт

май

1

Речевое развитие

«Речевые антонимы»,

«Речевые классификации»,

«Произвольное владение речью».

2

Визуальное мышление

линейное

Тест Равена (Серия А)

структурное

Тест Равена (Серия В)

динамическое

Тест Равена (Серия С)

комбинаторное

Тест Равена (Серия D)

3

Понятийное мышление

Тест Амтхауэра №2

Тест Амтхауэра №3

Тест Амтхауэра №4

Тест Амтхауэра №6

Интуитивное мышление

4

Логическое мышление

5

Речевое мышление

6

Образное мышление

7

Абстрактное мышление

8

Скорость переработки информации

Тест Тулуз-Пьерона

9

Внимательность

Тест Тулуз-Пьерона

10

Зрительно-моторная координация

Гештальт – тест Бендер

11

Кратковременная  речевая память

12

Кратковременная  зрительная память

13

Навык чтения

Тест Эббингауза-Ясюковой

14

Тревожность

Тест Кеттел.

Тест Домен-Арки.

15

Энергия

Тест Люшера

16

Настроение

Тест Люшера

Условные обозначения (уровень):  В – высокий,  С - средний, Н – низкий,  П- патология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.

Развивающее адаптационное  занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального  звена в среднее звено...

Психолого-педагогическая помощь одарённым детям

Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...

Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.

Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"

Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»

Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....

Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».

В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....