Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.
статья ( класс) на тему
«Деятельность педагога-психолога при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ № 10 с УИФ и ТД»
Педагог – психолог, Елена Сергеевна Марченко
«Деятельность педагога-психолога при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство».
Целью психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).
Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
Основными сферами деятельности педагога-психолога в системе образовательного пространства являются:
– психологическое сопровождение развития и обучения учащихся;
– психологическое сопровождение педагогического коллектива;
– психологическое сопровождение родителей (лиц, их заменяющих) обучающихся.
Остановлюсь подробнее на особенностях психолого-педагогического сопровождения обучающихся младших классов с ЗПР (задержка психического развития).
В школе обучается 25 учащихся в специальных коррекционных классах для детей с задержкой психического развития.
Психологическое сопровождение детей в специальных (коррекционных) классах - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты:
- систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения;
- создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
- создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента).
К основным направлениям деятельности педагога-психолога относятся:
- диагностическая деятельность;
- консультативная деятельность;
- коррекционно-развивающая работа;
- просветительская работа и психопрофилактика.
1.Диагностическая работа. |
|
2.Коррекционно-развивающая работа. | Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных:
|
3.Консультативная работа. |
|
4. Просветительская работа и психопрофилактика. |
|
Основные задачи психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ состоят в следующем:
- определение наиболее адекватных путей и средств коррекционной работы с ребёнком;
- прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;
- реализация собственно психологической коррекционной работы на протяжении всего образовательного процесса.
Психологическое сопровождение детей в период адаптации:
- создание системы психолого-педагогической поддержки всех учащихся в период их школьной адаптации;
- выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
- диагностика оценки состояния ребёнка и его адаптивных возможностей;
- определение причин и механизмов конкретного варианта отклоняющегося развития;
- разработка коррекционных мероприятий с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации ребёнка;
- создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
Направления работы педагога-психолога в начальной школе:
- комплексное обследование познавательной и эмоционально – волевой сфер, выявление сильных и слабых сторон;
- выявление в процессе сопровождения ребёнка эмоционально-аффективных и личностных особенностей, препятствующих адекватной социально-психологической адаптации в образовательной среде, социуме;
- реализация психологической развивающе-коррекционной помощи детям, испытывающим трудности адаптации, поведения и др.;
- контроль за динамикой психического развития и эффективности специализированной коррекционной помощи;
- участие в ПМПк по сопровождению учащихся с личностными и поведенческими проблемами;
- составление индивидуальных, подгрупповых и групповых коррекционных программ по выявленным проблемам у учащихся и запросу ПМПк;
- взаимодействие с учителями, учителем-логопедом, дефектологом, социальным педагогом по сопровождению обучающихся (консультации по запросам специалистов, консилиума, участие в МО, семинарах, педсоветах и др.);
- знакомство специалистов с индивидуальными психологическими особенностями развития ребёнка, его сильных сторон личности, с рекомендациями по наиболее эффективным методам и приёмам развития данного ученика;
- проведение диагностики учащихся по выявлению взаимоотношений в семье, особенностей восприятия обучающимся членов своей семьи;
- осуществление работы с родителями (лицами их заменяющими) по диагностике психологического климата в семье, взаимоотношению родителей с детьми, выявлению типа воспитания для прогноза влияния тех или иных моделей воспитания на психическое и личностное развитие детей;
- консультирование родителей по их запросам;
- осуществление просветительской работы по вопросам психофизиологических особенностей детей с нарушением интеллекта; особенностей коррекционно-развивающей работы с ними; поиску рациональных путей социальной адаптации; участию семьи в реализации индивидуальной психолого-медико-педагогической программе сопровождения;
- проведение диагностики готовности к обучению в среднем звене школы.
Задачи сопроводительной деятельности второй половины 4-го класса:
- выявление уровня психологической готовности четвероклассников к обучению в среднем звене школы;
- способствование созданию психологических условий для формирования социально-личностных предпосылок успешного обучения в среднем звене.
Познакомлю с некоторыми диагностическими исследованиями, которые проходят в начальной школе.
При зачислении ребенка в специальный (коррекционный) класс педагогом – психологом подробно изучаются данные его анамнеза и особенностей раннего развития.
В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения психолог сопровождает процесс адаптации. Ученикам с ЗПР особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность.
Диагностическое направление работы включает в себя первичное обследование (октябрь), а также систематические этапные наблюдения за динамикой развития ребёнка в процессе коррекционной работы (декабрь), и итоговая диагностика (май).
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением консилиума образовательного учреждения психолог определяет направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий. Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Психологические занятия с детьми по содержанию не должны копировать программы занятий дефектологической направленности, где основной акцент делается на развитие и коррекцию когнитивной сферы.
Вывод об успешности коррекционной работы должен делаться на основании положительной индивидуальной динамики.
В 1-4 классах проводятся психокоррекционные занятия с детьми направленные:
- на коррекцию эмоционально-волевой сферы (1 раз в неделю, по 40 мин.);
- коррекция несформированных высших психических функций (1 раз в неделю, по 40 мин.).
Дети, адаптация которых осложнена, получают дополнительную психологическую поддержку в форме индивидуальных занятий.
В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия.
Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития.
С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательно-воспитательного процесса для координации совместных усилий.
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося педагогом-психологом была разработана карта психолого-педагогического сопровождения ученика, в которой фиксируются качественные характеристики обучающегося с момента поступления в школу и до выпуска из учреждения (см. Приложение 1).
Приложение 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Ф.И.О. | |
Школа | |
Класс | |
Дата рождения |
№ | Психологические качества | Октябрь | Май | |
1 | Речевое развитие | |||
2 | Визуальное мышление | линейное | ||
структурное | ||||
3 | Понятийное интуитивное мышление | |||
4 | Понятийное логическое мышление | |||
5 | Речевое мышление | |||
6 | Образное мышление | |||
7 | Абстрактное мышление | |||
8 | Школьная мотивация | |||
9 | Внимание | |||
10 | Зрительно-моторная координация | |||
11 | Кратковременная речевая память | |||
12 | Кратковременная зрительная память | |||
13 | Актуальный уровень развития интеллекта | |||
14 | Тревожность | |||
15 | Энергия | |||
16 | Настроение |
Условные обозначения (уровень):
В – высокий,
С - средний,
Н – низкий,
П- патология.
№ | Психологические качества | Методики | Этапы проведения | |||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||
октябрь | май | октябрь | май | окт. | май | окт | май | |||||
1 | Речевое развитие | «Речевые антонимы», «Речевые классификации», «Произвольное владение речью». | ||||||||||
2 | Визуальное мышление | линейное | Тест Равена (Серия А) | |||||||||
структурное | Тест Равена (Серия В) | |||||||||||
динамическое | Тест Равена (Серия С) | |||||||||||
комбинаторное | Тест Равена (Серия D) | |||||||||||
3 | Понятийное мышление | Тест Амтхауэра №2 Тест Амтхауэра №3 Тест Амтхауэра №4 Тест Амтхауэра №6 | ||||||||||
Интуитивное мышление | ||||||||||||
4 | Логическое мышление | |||||||||||
5 | Речевое мышление | |||||||||||
6 | Образное мышление | |||||||||||
7 | Абстрактное мышление | |||||||||||
8 | Скорость переработки информации | Тест Тулуз-Пьерона | ||||||||||
9 | Внимательность | Тест Тулуз-Пьерона | ||||||||||
10 | Зрительно-моторная координация | Гештальт – тест Бендер | ||||||||||
11 | Кратковременная речевая память | |||||||||||
12 | Кратковременная зрительная память | |||||||||||
13 | Навык чтения | Тест Эббингауза-Ясюковой | ||||||||||
14 | Тревожность | Тест Кеттел. Тест Домен-Арки. | ||||||||||
15 | Энергия | Тест Люшера | ||||||||||
16 | Настроение | Тест Люшера |
Условные обозначения (уровень): В – высокий, С - средний, Н – низкий, П- патология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.
Развивающее адаптационное занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено...
Психолого-педагогическая помощь одарённым детям
Как выявить одарённость у детей, умение подбирать для таких учащихся материал для работы на уроках. Помощь родителям одарённых детей...
Игротерапия как психолого-педагогическая технология обучения детей с особыми образовательными потребностями в классах КРО.
Сегодня успешное функционирование образовательного учреждения становится немыслимым без квалифицированной коррекционно-развивающей работы с...
Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"
Консультация для родителей "Психолого-педагогические особенности обучения детей с ЗПР"...
Психолого-педагогические аспекты сопровождения школы будущего первоклассника «АБВГДейка»
Презентация по организации работы с будущими первоклассниками....
Статья: «Формы, организация и психолого-педагогические условия сопровождения в образовательных организациях».
В статье представлеы формы работы и психолого-педагогические условия сопровождения в школах....