Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
статья ( класс) на тему
Представлена система психолого-педагогического сопровождения учащихся, обучающихся по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в условиях внедрения ФГОС ООО: направления работы, задачи на каждом этапе обучения учащихся, планируемые результаты, система комплексной помощи всем участникам образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
p-p_soprovozhdenie_sistema_elkonina-davydova.odt | 25.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся
обучающихся по программе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
в условиях введения ФГОС ООО
Обеспечить ключевую компетенцию учащихся как умение учиться невозможно без создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, психического здоровья учащихся, индивидуализации образовательных маршрутов. Поэтому возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС на уровне каждого образовательного учреждения и на уровне маршрута обучения. Организация такого сопровождения невозможна без разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в образовательном учреждении. Данная система должна обеспечить формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации. Направления психолого-педагогического сопровождения включают: 1) сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; 2) мониторинг возможностей и способностей обучающихся; 3) выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями; 4) выявление и поддержка одарённых детей; 5) психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Траектория развития ребёнка отслеживается на трёх этапах: I этап — начальный (подготовка к школе и 1 класс), II этап — основной (2-3 класс), III этап — заключительный (4 класс- подготовка к переходу на новый уровень образования).
Целью I этапа психологического сопровождения младшего школьника, обучающегося по системе Эльконина-Давыдова в условиях введения ФГОС, является создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи: 1. Исследование уровня готовности ребёнка к школьному обучению и определение программы обучения в 1 классе; 2. Помощь первокласснику в принятии позиции школьника; 3. Помощь в осознании появление нового сообщества — класса; 4. Введение понятия оценки, самооценки и различные её критериев. 5. Обучение школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. 6. Адаптирование учебного процесса к индивидуальным возможностям каждого ученика. Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе. Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению. Основные показатели благоприятной адаптации ребенка: сохранение физического, психического и социального здоровья детей; установление контакта с учащимися, с учителем; формирование адекватного поведения; овладение навыками учебной деятельности. Поступление ребенка в школу. Это период начинается в январе месяце каждого года одновременно с записью детей в школу на подготовительные курсы, групповой и индивидуальной работой с родителями. Заканчивается - в началу нового учебного года (сентябрь). В рамках этого этапа предполагается: проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Диагностика состоит из двух составных частей. Сначала осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка. Такая информация позволяет увидеть сильные стороны учащихся и обозначить круг проблем. Затем, по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты, организуется второй «диагностический тур». Он направлен на выявление причин низких результатов. В ряде случаев второй диагностический срез осуществляется в мае, августе. По системе Эльконина-Давыдова рекомендуется обучаться детям со средним и высоким уровнем готовности к школьному обучению. Работа с родителями будущих первоклассников осуществляется: а) в форме родительского лектория – это способ повышения психологической культуры родителей; б) индивидуальные консультации проводятся для всех родителей с целью определения готовности ребёнка к обучению и выбор программы обучения. Тематика лектория: закономерности развития личности; психологическое здоровье, основные ошибки в воспитании детей; пятнадцать последствий родительской власти; принципы воспитания; рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом обучения в школе. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников носит на данном этапе общий ознакомительный характер. Предусматривается организация и проведение психолого–педагогического консилиума по результатам диагностики, основной целью которого является выработка и реализация подхода к комплектованию классов, динамика личностного развития педагогов, мотивационная готовность к реализации нового ФГОС в 1 классе. Первичная адаптация детей к школе (с октября по ноябрь) предполагается: организацию и проведение мониторинга по изучению уровня школьной мотивации, умственной работоспособности, творческих способностей, произвольности внимания, индивидуальных особенностей детей. Психолого-педагогическая поддержка школьников в виде целенаправленной индивидуальной и групповой работы во вторую половину дня предполагает следующее: организовывается групповая психокоррекционная работа со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Проводится развивающая система занятий психолога по программе «Будь успешным», основная цель работы по программе — создание системы комплексной помощи первоклассникам для эффективного освоения образовательной программы начального образования по системе Эльконина-Давыдова. Состоит программа из трёх блоков: 1) «Будем здоровы», цель курса — знакомство с наукой о здоровом образе жизни; 2) «Согласие», цель курса — формирование эмоционально-волевой регуляции учащихся; 3) «Будь успешным», цель курса - помочь ребёнку поверить в собственные силы, развить его творческие способности, избавить от школьных страхов. На каждого первоклассника оформляется индивидуальная карта развития, куда заносятся результаты всех диагностических процедур. Работа с родителями первоклассников направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям, предусматривает ознакомление с особенностями протекания периода адаптации детей к школе, психологическим портретом класса. Работа с педагогами направлена на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленные в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения. Предусматривается семинарские занятия по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по преодолению психологических барьеров в обучении детей, групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации; по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
Целью II этапа является создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения. Задачи: 1. Повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности. 2. Развитие познавательной и учебной мотивации, формирование универсальных учебных действий (УУД). 3. Развитие творческих способностей. Работа с учащимися в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения является формирование универсальных учебных действий (УУД). УУД рассматриваются, как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования. Функция УУД – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, т.е. учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. Что дают универсальные учебные действия? а) Обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. б) Создают условия развития личности и её самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; в) Обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Проектирование и реализация процесса формирования универсальных учебных действий в рамках внедрения ФГОС нового поколения подвело к проблеме создания программы мониторинга уровня сформированности УУД. Организовывается коррекционно-развивающая работа с учащимися во втором классе по программе «Уроки общения» (развитие коммуникативных навыков), в третьем классе - «Поверь в себя» (развитие УУД). Работа с родителями на данном этапе предполагает психолого-педагогическую помощь в форме индивидуальных консультаций, при необходимости – помощь в организации встреч со специалистами разных профилей (невропатолог, психоневролог, клинический психолог, логопед). Работа с педагогами предусматривает повышение профессиональной компетенции в диагностике УУД, апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД.
Цель III этапа - подготовка учащихся к переходу в среднее звено школы. Задачи: 1. Выявить изменения в умственном и психическом развитии школьников, определить общую тенденцию такого развития. 2. Спрогнозировать степень успеха адаптации учащихся к обучению в средней школе. 3. Выделить качества учеников, необходимые учащимся среднего звена. 4. Дать уверенность учащимся в том, что они готовы к переходу в среднее звено обучения. В работе с учащимися большое внимание уделяется мониторингу личностного развития. Учащиеся знакомятся с элементарными психологическими понятиями и закономерностями, использованием их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального развития (развивающая программа «Учимся работать»). Для учащихся, которые показывают в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации составляется коррекционная психолого-педагогическая программа. Работа с такими детьми проводиться в виде мини-тренингов. Данные о каждом ученике, заносятся в «Индивидуальную траекторию развития», а также «Психолого-педагогический портрет класса» (передаётся классному руководителю 5 класса). Работа с родителями предусматривает повышение общей психологической культуры, толерантного поведения по вопросам воспитания и обучения детей через знакомство с результатами диагностических исследований, проведение родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций. Основной формой работы в преемственности начального и основного звена школы - является ПМПк. На консилиуме рассматривается актуальное состояние каждого ребенка, его проблемы, разрабатывается стратегия реализации его дальнейшего развития. Итогом работы является совместная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей. Ожидаемыми результатами психолого-педагогического сопровождения является: 1) Сформированность у школьников навыков компетентности, универсальных учебных действий (УУД). 2) Отсутствие неуспевающих учащихся. 3) Активное участие школьника в общественной жизни школы, творческое отношение к делу. 4) Отсутствие признаков дезадаптивного поведения в школе. 5) Бесконфликтное взаимодействие с одноклассниками. 6) Отсутствие конфликтов с педагогами.
Список литературы
1. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И. В. Дубровиной.М.: 2001.
2. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакцией Л. М. Митиной М.: 2010 .
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
4. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
5. Федеральный закон Российской федерации от 29.12.2012г № 273-ф3 «Об образовании в Российской федерации».
6. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба, М.: 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Отчет психолога...
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС....
Программа медико-психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы в условиях реализации ФГОС
Взаимодействие усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного медико-психолого-педагогического сопровожд...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы
Выступление на заседании педагогического совета учреждения...
Выступление на педагогическом совете "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы"
Краткий анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся в начальной школе....
Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы
Анализ методов психолого-педагогической диагностики детского коллектива начальной школы . Целью любой психолого-педагогической диагностики является изучение индивидуально-психологических особенн...
Программа психолого - педагогического сопровождения учащихся начальной школы с высоким риском школьной неуспешности
Актуальность. Программа направлена на решение задач психолого-педагогического сопровождения учащихся в образовательном процессе, имеющих риск школьной неспешности. Программа включает в себ...