«Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка на тему
Часть 1. Роль социального педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации.
Часть 2. Организация социально-педагогической деятельности в общеобразовательной организации с учетом требований ФГОС.
Часть 3. Основы профессиональной деятельности социального педагога в сохранении и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся.
Часть 4. Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных организациях.
Часть 5. Социально-педагогическая работа с семьёй как составляющее деятельности социального педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0730-00007c5f-45693048.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация профессиональной деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Часть 1.
Роль социального педагога в условиях реализации ФГОС в общеобразовательной организации
Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: дети, родители, педагоги находятся под его пристальным вниманием, ведь наряду с формированием универсальных учебных действий особое внимание играют личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, к развитию социальных компетенций. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, новые стандарты требуют при реализации обновленной роли социального педагога в школе.
Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.
При реализации ФГОС социальный педагог в своей повседневной деятельности призван объединять усилия семьи, образовательного учреждения, общественности, для оказания помощи в реализации учебной и внешкольной программ. Введение ФГОС требует создания в образовательном учреждении инновационной деятельности по всем направлениям своего функционирования. Развивающаяся школа, работающая в поисковом режиме, в позитивном плане отличается от школы, целью которой является стабильное поддержание раз и навсегда установленного порядка деятельности. В отличие от прошлых времен, когда деятельность образовательного учреждения была скорее направляющего, указующего характера, новое качество работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального сопровождения». Такое положение, кстати, максимально приближено к содержанию термина «педагог». Толковый словарь В.И. Даля определяет понятие «сопровождение» как действие по глаголу «сопровождать» - «провожать, идти вместе с кем-либо для проводов».
Социальное сопровождение реализуется непосредственно, в совместной деятельности, что принципиально отличает его от процесса управления, который может осуществляться извне и дистанционно, без непосредственной помощи, личного участия и заботы. Сопровождать необходимо не столько учащегося, сколько его развитие, учитывая два важнейших процесса – социализацию и индивидуализацию. Поэтому изначально предусмотрим объединение действий и усилий учащегося и социального педагога.
Определим сопровождение с трех позиций: как процесс, как метод и как систему профессиональной деятельности специалистов.
С точки зрения процесса сопровождение можно представить как совокупность последовательных действий, позволяющих учащемуся максимально эффективно реализовать обучение и воспитание.
При подходе как к методу понимается создание условий для принятия участниками образовательного пространства оптимальных решений в ситуациях школьного взаимодействия.
С позиции системы профессиональной деятельности сопровождение является объединением специалистов разного профиля, осуществляющих процесс. Здесь оно выступает как комплекс, система, особая культура поддержки естественного развития ребенка и помощи в решении задач обучения и воспитания.
Социальный педагог при реализации ФГОС участвует в образовательном процессе, который понимается как единство трех процессов: обучение, воспитание, развитие, в специально созданных условиях с целью передачи и усвоения социального опыта.
В целом образование рассматривается как главное условие, при котором индивид усваивает социальную традицию, получает возможность обрести субъектность (ответственное отношение к собственной жизни) и самореализовываться в определенной деятельности.
Сегодня в образовательном процессе в качестве первостепенной задачи ставит социально-ориентированное воспитание ребенка, формирование гражданской активной личности. В настоящее время значительная часть молодежи связывает личный жизненный успех с материальной стороной жизни и не готова рассматривать образовательный уровень и качество образования как условие для дальнейшего духовного развития собственной личности.
Тем не менее, современная система образования нуждается в духовно развитых компетентных личностях, ибо личность воспитывается личностью, духовность вызывается духовностью. В современной ситуации общественного развития человеку важно реализовываться в качестве творца собственной судьбы и импровизатора в выборе средств самопознания, самоактуализации, самоосуществления, самопомощи и социальный педагог здесь должен быть значимым звеном, непосредственно участвующим и в формировании позитивного эмоционального фона. Образованным сегодня может считаться человек, который в состоянии воспринять все, что захочет и что ему покажется нужным, не нарушая при этом прав других людей; который знает, как и откуда извлечь нужные ему знания, и каким образом претворить их в четкий план действий.
Социальный педагог должен инициировать процесс социальной превенции, обогащая учебно-воспитательные системы образовательных учреждений новейшими социальными технологиями.
Социальный педагог при реализации ФГОС руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей.
Главной ролью социального педагога является всестороннее участие в формировании всесторонне развитой, общественно-активной и социально полноценной личности. Это относится ко всем учащимся, в том числе с девиантными поведением. Однако социально-педагогическая работа с этими школьниками обладает своей спецификой. Их воспитание тесно связано с перевоспитанием.
Перевоспитание учащегося - это такое изменение его сознания и поведения в результате целенаправленного педагогического воздействия, при котором происходит значительное усиление положительных тенденций нравственного развития личности, и одновременно, ослабевают отрицательные тенденции. Перевоспитание не может протекать успешно, если школьник сам не будет стремиться к преодолению своих личностных недостатков и тех трудностей, с которыми он встречается в жизни. Поэтому вовлечение трудного учащегося в активную работу по самоисправлению является обязательным условием успеха в перевоспитании. Работа социального педагога не сразу дает положительные результаты. В своей работе социальный педагог сталкивается с разными трудностями, с различными ситуациями.
В связи с внедрением ФГОС назрела необходимость создания новых парадигм работы социального педагога. Основное назначение социального педагога - социальная защита ребенка, помощь в организации его обучения, реабилитации и адаптации.
Одной из главных задач социального педагога является изучение состояния ребенка, уровень кризиса, планирование его преодоления. Социальный педагог должен уметь выявлять нуждающихся в социальной помощи детей и во время оказывать ему нужную помощь. В основном это дети, которые переживают стрессы в коллективе сверстников, в образовательной организации, в семье. А также это одаренные дети. Социальный педагог участвует в организации внеучебного времени учащегося. Он устанавливает связи с различными секциями и клубами, участвует в школьных мероприятиях. Социальному педагогу приходится координировать работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей микросредой и общественностью микрорайона. Социальный педагог изучает интересы не только учащихся, но и проблемы семейных отношений, взаимоотношений педагогического состава с родителями и учащимися.
Эффективность деятельности социального педагога достигается при совместной деятельности со школьным психологом, классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, а так же с учреждениями и органами системы профилактики (полиция, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, медицинские учреждения, социальные службы и др.)
Развитие социальных процессов и кризисных ситуаций, характерных для общественной жизни современной России, сопровождается увеличением девиаций, не только положительных (политическая активность, экономическая предприимчивость, художественное творчество и т.д.), но и отрицательных (рост преступности, наркомании и алкоголизации населения, подростковой деликвентности и т.д.). В этих условиях важна роль социального педагога в процессе воспитания и социализации детей.
Определим задачи воспитания и социализации детей:
- формирование способности к духовному развитию, непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – "становиться лучше";
- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей;
- осознание ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование отношения к семье как к основе общества;
- формирование у обучающихся почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
В совокупности все эти задачи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации образовательного процесса.
Результаты подобного процесса можно представить в трёх уровнях.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами своей школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем.
Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.
Современная школа, в условиях модернизации современного российского образования, остро нуждается в поддержки и развитии системы социально-психологического сопровождения учащихся. Рост детской преступности, подростковая наркомания, компьютерная зависимость, отсутствие общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения (толерантности, умения общаться, культуры) - все эти проблемы остро стоят перед школой и всем обществом в целом. Их решение невозможно без профессиональной работы профильных специалистов, в т.ч. социальных педагогов.
Литература
1. Справочник социального педагога/ авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.
2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. М., 2001.
3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М., 1997.
4. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность: Сб. материалов - СПб.: КАРО, 2000. - 272 с.
5. Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении // Воспитание школьников, №1, - 2001, с.33-36.
6. Социальная педагогика: курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.
7. Социальная работа/Под общ. ред.В.И. Курбатова. Ростов н/д: Феникс, 1999; М.: ВЛАДОС, 2000.
8. Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - 3-е изд. - М.: Академический Проект, 2007. - 512 с.
Часть 2.
Организация социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса с учетом требований ФГОС
Современная действительность объективно требует воспитания и развития у подрастающего поколения качеств инициативного, ответственного и самостоятельного человека, способного позитивно строить свои отношения в различных сферах жизни. Нужна новая функция образования - преобразование социума, развитие новых форм общественной жизни, успешной социализации детей. Эти ожидания общества нашли свое отражение также в федеральных государственных стандартах. От того, какие ценностные ориентации будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько подростки будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит в дальнейшем путь развития нашего общества.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, на основе которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Основное содержание ценностных ориентаций - мировоззренческие убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. В силу этого ценностные ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия со стороны общества.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) четко говорится, что особое требование к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и условия реализации – это обеспечение личностного развития обучающихся.
Образовательный стандарт возлагает на социальных педагогов большую ответственность, поскольку перед образовательными учреждениями поставлена задача обеспечения социально-психологического сопровождения образовательного и воспитательного процессов. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, полученных в школе.
В стандарте говорится: «Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны».
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Важное место в образовательном процессе занимают здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса, который осуществляет социально-педагогическое сопровождение обучающихся.
Сопровождение как особый вид педагогической деятельности, осуществляемой в образовательных учреждениях (и вне их), предполагает сохранение и усиление активной позиции личности в поиске и реализации выхода из трудной жизненной ситуации. Сущность педагогического сопровождения заключается в организации поддержки личности, осознании проблемы, принятии собственного решения по ее преодолению и его реализации. В связи с этим все чаще в педагогической литературе поднимается вопрос о различных видах педагогической помощи – традиционные представления о педагогическом руководстве дополняются выводами о педагогической поддержке (Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко, С.В. Кульневич) или педагогическом сопровождении (Е.И. Казакова, А.П. Тряпицына). По мнению Е.А. Александровой, педагогическое сопровождение – это «тип педагогической деятельности, сущность которого состоит как в процессе научения ребенка самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации, так и в постоянной готовности адекватно отреагировать на ситуации его эмоционального дискомфорта».
Социально-педагогическое сопровождение, считает М.И. Рожков, – это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. В этом случае спецификой социально-педагогического сопровождения выступает его направленность на поддержку ребенка в построении им своих социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, определение трудностей социализации.
Наиболее целесообразна точка зрения Н.Н. Никитиной, согласно которой социально-педагогическое сопровождение рассматривается как особая стратегия и тактика воспитания, связанная с организацией социального опыта личности, и индивидуальная помощь ей в выборе ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.
Социально-педагогическое сопровождение можно рассматривать как особую стратегию и тактику воспитания, связанную с организацией социального опыта личности, и индивидуальную помощь ей в выборе ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.
В ходе социально-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- систематическое отслеживание социально-педагогического статуса ребенка;
- формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создать специальных социально-психологические условий для
оказания помощи детям, имеющим проблемы в обучении.
Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.
Социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития, а социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.
Реализация данного подхода требует от социального педагога более высокого профессионализма, так как его деятельность характеризуется большей степенью неопределенности в организации социально-педагогического сопровождения. Даже при наличии четких, педагогически целесообразных планов каждый день могут возникать проблемы коррекционного, организационного и иного характера.
Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков.
Назовем основные этапы социально-педагогического сопровождения.
1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков.
Диагностика детей позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития, так как основные качества человека закладываются еще в раннем детстве. Диагностика подростков, поможет найти основную причину существующих проблем и устранить их при помощи современных и действенных методов. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением, а так же выработать рекомендации с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения.
2 этап - анализ полученной информации.
На основе анализа определяется направления, по которым будет организована деятельность социального педагога. Выделяется группа детей, которая требует повышенного педагогического внимания, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей, с девиантным поведением).
3 этап - выработка программы работы, что предполагает отбор мероприятий, методов, диагностик, необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения. При составлении программ и мероприятий сопровождения важно учитывать и реализовывать потребности детей и подростков. Если детям интересно участвовать в предлагаемых программах, то их активность, стабильность и качество работ повышаются. Если формы и методы деятельности, предлагаемые в программах, перестают учитывать и реализовывать потребности подростков, то интерес снижается, и программы необходимо корректировать.
4 этап - деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.
5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.
Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса - одна из наиболее значимых составляющих, обеспечивающих формирование социально развитой личности. Социальному педагогу в условиях реализации ФГОС отводится одна из ведущих ролей, так как важное значение уделяется саморазвитию, ценностно-смысловым установкам, отражающим личностные позиции, воспитанию толерантной личности.
Социально-педагогическое сопровождение в условиях введения и реализации ФГОС предусматривает активную просветительскую деятельность, направленную на повышение социально-психологической культуры всех участников образовательного процесса. Социально-психологическое просвещение является разделом профилактической деятельности социального педагога, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса положительных установок к социально-психологической помощи, и расширение кругозора в области психологического знания. Главная задача и смысл социально-психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного социально-психического развития ребенка.
Социальному педагогу очень важно формировать у участников образовательного процесса потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком и в интересах развития собственной личности. В тоже время необходимо постоянное повышение профессиональной компетентности самого социального педагога в создавшихся условиях повышенной востребованности.
Качество образования связано с таким и категориями, как развитие, самореализация, здоровье, благополучие, уважение. Высокое качество образования может быть достигнуто только с применением образовательных и воспитательных программ и технологий, при разработке, проектировании и экспертизе которых обязательно учтены критерии их социально-психологической адекватности. В связи с этим возрастает не только роль социального педагога, но и доля его ответственности.
Важнейшим направлением социально-педагогического сопровождения развития обучающихся на этапе реализации ФГОС является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому приоритетными задачами являются: формирование установок на здоровый образ жизни и развитие навыков саморегуляции, управление стрессом.
ФГОС предъявляет четкие требования и к образовательным организациям, и к процессу обучения в современных условиях. Роль социально-психологической службы в данном процессе незаменима в комплексной работе со всеми участниками образовательного процесса. Социально-психологическая служба является связующим звеном между школьниками, их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьёй, образовательной организацией и в некоторой степени государством. На социальных педагогов возлагается работа по изучению основных тенденций; по разработке рекомендаций и индивидуальных особенностей, на основе проведенных мониторингов; по повышению социально-психологической компетентности всех участников образовательного процесса. Данная работа будет способствовать более успешному введению и реализации ФГОС.
Социальному педагогу важно на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирать, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребенка и корректировать её; вместе с тем передавать ребенку нормы и способы оценивания, способствовать выработке у ребенка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия.
Социально-психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность и сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы, что является необходимым условием для успешного введения и реализации ФГОС в систему образования.
Литература
1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределения как составляющая педагогики Свободы. Саратов, 2003.
2. Рожков М.И. Социально-педагогическое сопровождение: концептуальное осмысление процесса // Психология и педагогика социального воспитания : материалы науч.-практ. конф. Кострома, 2005. С. 322 – 329
3. Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. Ульяновск, 2006.
4. Справочник социального педагога/ авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.
Часть 3.
Основы профессиональной деятельности социального педагога в укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни обучающихся
В современном обществе школа представляет собой социальный институт, обязательный для каждого ребенка. Большую часть дня учащиеся проводят в стенах образовательного учреждения. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач современного образовательного учреждения. Поэтому уже с раннего возраста детям необходимо привить желание работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию и, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья. Таким образом, педагогика на сегодняшний день располагает наиболее доступным в России способом оздоровления человека - воспитание ценностного отношения к своему здоровью. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, родителей. В масштабе страны принимаются законы, создаются и реализуются программы, направленные на повышение духовности и укрепления здоровья граждан, в том числе обучающихся.
Ценностные ориентации на здоровый образ жизни, устойчивые потребности в сохранении и совершенствовании здоровья и использовании эффективных средств оздоровления, организации рационального режима труда и активного отдыха, занятий физкультурой и спортом формируются при обеспечении условий управления здоровьесберегающим образованием. Под условиями мы понимаем обстоятельства, от которых зависит успешность управления здоровьесберегающим образованием. Возрастающая потребность социума в воспитании здорового поколения наталкивается на недостаточную разработанность системы здоровьесбережения в общеобразовательной школе, обусловленную низким уровнем профессиональной компетентности педагогов в привитии школьного интереса и развития потребностей в здоровом образе жизни.
В Концепции модернизации российского образования здоровье ребенка рассматривается не только как цель и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Здоровье с точки зрения физиологии рассматривается как процесс адаптации, представляющий собой автономную реакцию на созданную социумом реальность.
Здоровье - «состояние организма человека, обеспечивающее ему возможность жить и трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять ее неблагоприятным факторам и утомлению». (А. В. Коробов) Социологи определяют здоровье человека его личностными качествами и рассматривают через призму культуры, которая оказывает огромное влияние на здоровье как целостную систему: преобразует биологические потребности человека, регулирует его поведение, образ жизни, уклад, формирует отношение к окружающему миру и к себе.
Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней.
Многие ученые выделяют несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное, личностное, эмоциональное. К перечисленным видам сегодня есть необходимость добавить социальный аспект. Социально здоровая личность активно реализует отношение к своему здоровью как к средству жизнеобеспечения, как к средству выбора стратегии саморазвития в социуме, как к средству реализации предназначения гражданина, как к средству профессионального и жизненного самоопределения. Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.
Социальное здоровье школьника – это определяющееся процессом социализации устойчивое сочетание его качеств и характеристик, обусловленное социальным самочувствием и сознательным поведением, направленным на сохранение собственного здоровья, достижение гармонии во взаимоотношениях с социальной средой.
Социальное здоровье выпускника школы проявляется в способности неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения и нести за них ответственность, анализировать и прогнозировать ситуации, противодействовать негативным жизненным процессам.
Социальное здоровье личности на одной из Всероссийских научно-практических конференций было провозглашено как национальная идея современной России.
Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Это выражается в росте числа детских и подростковых правонарушений, а порой и преступлений против общественной морали и общечеловеческой нравственности.
Новые вызовы времени вынуждают отвечать на них преобразованием всей школьной жизни. Социальный заказ, зафиксированный в образовательных стандартах, ставит задачу личностного, социального и общекультурного развития школьника. Ядром школьной системы при этом выступают основные социальные нормы жизни. Школа должна стать институтом социального оздоровления подрастающих поколений при этом активно использовать здоровьесберегающую деятельность.
Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым. Он включает систему мер, направленных на профилактику так называемых «школьных болезней» и улучшение здоровья участников образовательного процесса – учащихся и учителей – с использованием здоровьеразвивающих технологий. На сегодняшний день существует несколько направлений здоровьесберегающей деятельности, нашедших свое отражение в педагогических технологиях:
- создание авторских программ по учебным предметам естественнонаучного цикла, ориентированных на углубленное изучение биологических основ оздоровительного влияния физических упражнений на организм школьника;
- усиление здоровьесберегающего компонента в системе занятий физкультурой спортом;
- разработка технологий оздоровительной работы со школьниками (за счет нового режима деятельности, адекватного потребностям детей в восстановлении и отдыхе; рационального питания;
- рациональное использование материально-технических ресурсов и финансовых средств в здоровьесберегающих целях.
Школа - открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства. Низкий уровень физического и психического здоровья детей и подростков создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. Здоровьесберегающая организация процесса обучения является качественной характеристикой деятельности образовательного учреждения. При разработке и реализации здоровьесберегающих технологий, важно учесть тот факт, что здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всем другим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностно ориентированной педагогике и др.), но определяет последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье.
При рассмотрении технологий с позиций воздействия на здоровье становится очевидным, что все здоровьесберегающие образовательные технологии имеют личностно-ориентированные аспекты, которые в центре образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализации природных возможностей. Приоритетной целью современного образования является разностороннее развитие личности. Знания по сохранению и укреплению здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного педагога, в т.ч. педагога социального.
В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности: от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе, до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения. Школа ответственна за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической культуры. В этом процессе участвует весь педагогический коллектив. Социальный педагог выступает в роли координатора, организатора, посредника и валеолога при решении многих задач: рациональной организации образовательного процесса, оптимизации физического воспитания, гигиенического и полового просвещения, организации лечебно-профилактической и социально-психологической поддержки учащихся.
Создание условий для психологического здоровья и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждение и преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах – это и является кратким содержанием деятельности социального педагога.
Определим цели деятельности социального педагога в образовательных учреждениях:
1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального).
2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями полиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.
Назовем основные направления деятельности социального педагога:
- Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.
- Оказание помощи семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).
- Оказание помощи ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка.
- Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.
- Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.
- Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
- Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе Конвенции о правах ребенка и других правовых документов.
- Индивидуальное и групповое социально-психологическое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность, один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Деятельность социального педагога в школе направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников процесса обучения. Она, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания и обеспечивает качество жизни для детей в будущем.
Литература
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья. М., 2006 г.
- Справочник социального педагога/ авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.
- Полетаева, Н. М. Педагогика и здоровье: учебно-методическое пособие/СПб.: ЛОИРО, 2004
Часть 4.
Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных организациях
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с девиантным (отклоняющимся) поведением, дети группы риска и др.
Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных». Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия.
Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с девиантным поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. Главная цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти. Поэтому когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что они находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. При этом речь фактически идет о двух аспектах.
Первый аспект - это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории людей, семей, поведение которых могло представлять потенциальную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым социальным нормам и правилам.
Второй аспект – это тот риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития. Дети приобретают столь "неприглядный" социальный облик не потому, что они такими рождаются, а под воздействием различных, главным образом, не зависящих от них факторов риска.
Среди этих факторов можно выделить следующие основные группы:
- медико-биологические (к ним относится состояние здоровья,
наследственные и врожденные свойства, нарушения в
психическом и физическом развитии, травмы внутриутробного
развития и т.д.); - социально-экономические (это материальные проблемы семьи, неблагоприятный психологический климат в семье, аморальный образ жизни родителей, неприспособленность к жизни в обществе и т.д.);
- психологические (они включают неприятие себя, невротические реакции, эмоциональная неустойчивость, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);
- педагогические (это отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Именно под воздействием данных факторов дети оказываются в группе риска. Обычно сюда относят следующие категории детей:
• дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клиникопатологической характеристики;
• дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных не имеющих юридической силы обстоятельств;
• дети из неблагополучных, асоциальных семей;
• дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социальнопсихологической помощи и поддержке.
Такие дети, как правило, лишены нормальных условий для развития и нуждаются в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной ситуации, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей. Именно такой комплексный социально-педагогический подход в работе с этой категорией детей и должен быть положен в основу разработки социально-педагогических технологий работы с ними. Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе социально-педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов. Ведущая роль принадлежит социальному педагогу общеобразовательного учреждения. При этом необходимо учитывать, что социально-педагогическая работа с детьми группы риска имеет две основные составляющие:
- выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
- непосредственная индивидуальная или групповая работа с детьми.
Каждая из выделенных составляющих работы социального педагога должна быть обеспечена своими социально-педагогическими технологиями, которые соответственно можно разделить на две группы:
- организационные социально-педагогические технологии;
- социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы.
Организационные социально-педагогические технологии. В целом они направлены на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации. Функциональные направления деятельности социального педагога обусловливают необходимые этапы и составляющие социально-педагогической технологии.
1. Формирование банка данных детей и подростков группы риска.
Данная функция выделяется в деятельности социального педагога как ключевая, так как позволяет организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних.
Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с органами и учреждениями системы профилактики.
В целостный банк данных включаются сведения о проживающих на микроучастке образовательного учреждения (как обучающихся в нем, так и не обучающихся) детях и подростках:
- из семей, находящихся в социально опасном положении;
- безнадзорных или беспризорных;
- занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
- содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
- употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
- совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
- совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
- не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
- обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
- получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
- состоящих на учете в отделе профилактики правонарушений несовершеннолетних;
- состоящих на внутришкольном учете;
- состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних.
На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Формируя банк данных, социальный педагог соблюдает принципы конфиденциальности и тайны ребенка, информацией пользуется только для служебных целей. Осуществляя сбор данных, социальный педагог дифференцирует проблематику детей и молодежи, ситуаций, в которых они оказались, и тем самым осваивает необходимый элемент профессиональной адаптации — эмоциональное принятие и переживание детских проблем.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Данная функция необходима для уточнения социальных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.
Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок.
Социальный педагог
- изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций;
- исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка.
Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики.
3. Разработка и утверждение программ социально-педагогическая деятельности с ребенком или группой детей.
По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах.
Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку.
Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Индивидуальные, групповые и общественные программы разрабатываются с привлечением представителей всех необходимых для разрешения проблемы служб, ведомств, административных органов.
4. Обеспечение условий реализации программ.
Социальный педагог, является, в зависимости от целей и задач программ, посредником между учащимся и образовательным учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.
5. Консультирование.
Данная функция предполагает консультирование лиц, заинтересованных в разрешении социально-педагогических проблем детей группы риска. С этой целью социальный педагог проводит в школе, в установленные рабочим расписанием дни и часы, консультации для учащихся, родителей, педагогов и других лиц при их обращении.
6. Межведомственные связи социального педагога.
Работая в составе социально-психологической службы образовательного учреждения, социальный педагог планирует и осуществляет свою работу в тесном контакте с психологом и другими специалистами службы, а также с учреждениями и органами системы профилактики (ОМВД, КДН и ЗП, ЦРБ, ОДМ, УСЗН и др.)
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
Социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска выполняют собственное целевое, локальное назначение:
- позволяют конкретизировать особые проблемы ребенка. Динамичность и изменчивость состояния ребенка принимаются в технологии за основу и учитываются повсеместно как на момент первичной диагностики, так и во все время работы с ребенком, по окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
- содержательно связаны с последующим и предыдущим этапами таким образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его выполнения или повторения вновь, но обычно уже в условиях ухудшенной социально-педагогической ситуации;
- выступают как инструмент стабилизации положения ребенка. Как показывает практика социально-педагогической работы, примерно в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи достаточно для оказания позитивного воздействия.
Содержание той или иной социально-педагогической технологии индивидуальной (групповой) работы определяется конкретной проблемой ребенка. В зависимости от существующей проблемы у ребенка применяются диагностические, лечебно-прогностические, консультативные, реабилитационные, коррекционные, воспитательные, профориентационные, патронажные, социально-педагогические технологии индивидуальной и групповой работы с детьми группы риска.
Применяя вышеуказанные технологии в ходе профессиональной деятельности, социальный педагог должен:
- обратить внимание на позитивные стороны личности ребенка, учитывая которые, он начинает решение своих проблем;
- помочь в осознании ответственности за выбор стратегии поведения;
- содействовать в определении шагов по выходу из проблемной ситуации;
- способствовать осознанию необходимости обращения к специалистам, способным оказать действенную помощь (наркологу, специалистам центров социальной, психологической, медицинской помощи и др.).
Для обеспечения эффективной реализации технологии индивидуально-групповой профилактической работы социальный педагог должен быть:
- наделен полномочиями в организации профилактической работы и помощи детям, находящимся в социально опасной ситуации;
- обеспечен на уровне территориальной административной системы возможностями сотрудничества и взаимодействия с организациями и специалистами, способными оказать позитивное влияние на решение проблем несовершеннолетнего;
- включен в целостную региональную систему контроля и анализа результатов профилактической работы структур управления, учреждений, организаций;
- обеспечен научно-методическим и технологическим инструментарием профилактической работы.
Кроме того, он должен обладать следующими личностными ц профессиональными характеристиками:
- стабильным авторитетом и доверием в среде учащихся;
- умением устанавливать и поддерживать положительные контакты и отношения с детьми, педагогами;
- способностью сохранять тайну ребенка и его проблемы, какими бы шокирующими ни были факты, ставшие ему известными;
- готовностью к разрешению проблем детей, какими бы личностными особенностями они не обладали.
Ребенок очень раним, чувствителен, и именно от взрослого зависит, каким он вырастет. Оказание помощи в социализации, решении проблем маленькому человечку – задача всего общества. Но наиболее полноценно эта помощь оказывается в школе и в семье. Семья – первый институт социализации ребенка, где он получает свой жизненный опыт, образцы дальнейшего поведения. Школа – это тоже важнейший институт в жизни человека, но она получает уже в какой-то мере «готовый продукт», который исправить порой бывает достаточно трудно. Тем не менее, школа – единственное звено, в стенах которого подобно строящемуся зданию, из кирпичиков собирается целая личность, где необходима интеграция семьи и школы в воспитании ребенка.
Литература
- Справочник социального педагога/ авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.
- Шишковец Т. Справочник социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М. 2005. – 209с.
- Галогузова М.Н. Социальная педагогика. М., 1999.
Часть 5.
Социально-педагогическая работа с семьёй как составляющее деятельности социального педагога.
По словам А.В. Мудрика (российский исследователь проблем социализации и воспитания), социальный педагог - это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, то есть воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей.
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а так же защита ребенка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребенком и взрослым, ребенком и его окружением, а так же в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением. Он проводит социальную диагностику семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, духовного плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться как жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства, прав детей, женщин, инвалидов, так и проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях: советник, консультант, защитник.
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Одной из обязательных составляющих работы социального педагога является работа с семьями, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы.
Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия или наличием показателя «риск», а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Но в целом технологии работы социального педагога с семьей имеют много общего. Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Но технология работы обязательно включают три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный.
Профилактический уровень. Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
Диагностический уровень. При реализации диагностического уровня возможны два варианта деятельности социального педагога: при добровольном обращении клиентов — оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога; при недобровольном обращении — сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза.
Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей. Проведение диагностики предполагает соблюдение определенных принципов. Выделим наиболее важные из них.
Методологические принципы: объективность в сборе фактов и их интерпретации (необъективность может привести к якорному или замковому эффекту); множественность источников информации; достоверность информации; клиентоцентризм (необходимость смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
Этические принципы: конфиденциальность; степень открытости — право клиента; невмешательство в частную жизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы: наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики клиента); беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманному плану); анкетирование (письменный опрос); тестирование (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологических характеристик).
Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования семьи.
Цикл социально-педагогической помощи семьям, включает в себя все компоненты помощи: знакомство, оценка проблемы; планирование работы; выполнение намеченных действий; подведение результатов.
Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с членами семьи будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели. Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.
Реабилитационный уровень состоит из трех подуровней - индивидуального, группового и общинного.
На индивидуальном уровне реабилитационной работы с родителями или с ребенком используются консультирование, социальный патронаж.
Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини-лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы, приемы игротерапии, арт-терапии, мозгового штурма и т.д.
Цель общинной работы - оживление жизненного пространства семьи. Общинная работа активизирует усилия семьи по решению своих общих проблем, позволяет улучшить условия жизни.
Одна из базовых технологий работы социального педагога - это связь с общественностью. Возможно привлечение общественности, волонтерского движения к решению не только хозяйственных и экономических, но и воспитательных, развивающих, социокультурных задач в рамках помощи семье. Такая помощь может понадобиться для воздействия на трудные семьи, где, как достоверно известно, плохо обращаются с детьми. В таких случаях привлечение общественного мнения, становятся необходимы, особенно если ресурс самих родителей оказывается недостаточным для решения проблем и удовлетворения потребностей детей.
Задача социального педагога - создать в семье ощущение безопасности и комфорта для ребенка. Социальный педагог должен четко понимать, какие необходимо применять методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.
Литература
- Справочник социального педагога/ авт.-сост.Гришанова О.С. –Изд.2-е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2015 г.-294 с.
- Социальная педагогика: Курс лекций/Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...
Обеспечение профессионального самоопределения учащихся начальных классов как ведущий компонент деятельности учителя в условиях реализации ФГОС
Профессиональная ориентация школьников на ступени основного общего образования является одной из основных образовательных задач каждого общеобразовательного учреждения....
« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигае...
« ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигае...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Мастер-класс «Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Групповая работа на уроке, как способ достижения эффективности познавательной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»...
Методическое сопровождение педагогов условиях реализации ФГОС НОО: опыт, проблемы, перспективы.
1.Опыт.Задачи:1.Повысить качество преподавания предметов в начальных классах2.Активно использовать технологии деятельностного типа и информационные технологии3.Активизировать участие педагогов МО в пр...