Уроки развития
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Бердникова Ольга Владиславовна

Рабочая программа внеклассной деятельности, направленной на развитие логики, восприятия, внимания, памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.08.2021г. № 360, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ№6» на 2019-2023 учебный год,  авторской программы Бердниковой О.В., в соответствии с Положением о рабочей программе МБОУ «СШ №6». Программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и определяет распределение учебных часов по разделам предмета. Программа содержит результаты освоения предмета, содержание учебного предмета, тематический план. Рабочая программа рассчитана на 135 часов; (1 час в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ «СШ №6»

В современных условиях обучение детей должно удовлетворять интересы и потребности  ребенка,  способствовать развитию его интеллектуальных навыков, формировать культуру речевого общения,  удовлетворять его стремление мыслить и действовать самостоятельно.

Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности; расширить и углубить знания по математике и русскому языку.

Содержание данного курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

  • Углубление основ знаний из курса начальной школы по основным предметам.

  • Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Повышение уровня развития памяти, внимания и логического мышления.
  • Развитие способности переносить полученные мыслительные навыки на незнакомый материал.
  • Обогащение словарного запаса, умение пользоваться научными словами для доказательств своего мнения

  • Формирование логической интуиции и элементов логической грамотности,  развитие подвижности и гибкости мышления,  фантазии, воображения.

  • Формирование коммуникативно-речевых умений: ориентироваться в условиях общения.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о построении логических высказываний. Решение интеллектуальных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с логикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

Материал каждого занятия рассчитан на 30-40 минут.  Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.

1.  результаты освоения курса внеурочной деятельности;

Личностные:

  • формирование у обучающихся личностных компетенций, внутренней позиции личности, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установок уважительного отношения к своему праву и правам других людей на собственное мнение, личные убеждения; закрепление у них знаний о нормах и правилах поведения в обществе;
  • раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребенка и ориентация его на путь самосовершенствования;
  • расширение кругозора.

Метапредметные:

  • овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (надпредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач;
  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • решение проблем, находя несколько вариантов решения;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
  • формирование опыта применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач;
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
  • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
  • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
  • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
  • умение вести учебный диалог, принимать мнение собеседника, оценивать свои результаты и результаты товарищей.

Предметные:

Рабочая программа должна обеспечивать:

  •  усвоение основных базовых знания по логике; её ключевые понятия;
  •  овладение обучающимися способами исследовательской деятельности;
  • формирование творческого мышления;
  • улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах.

2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

   Содержание данного курса носит объемный характер. Включает в себя всевозможные разнообразные нестандартные виды творческих и интеллектуальных заданий, направленных на развитие способностей учащихся, логического нестандартного мышления, творческого подхода к решению учебных задач. Имеет ярко выраженную практическую направленность в обучении. Дает возможность учащимся работать как под руководством учителя, так и проявить свои способности на занятиях и при самостоятельной работе дома с родителями. Содержание групповых занятий можно дополнять новыми темами, более интересными новыми упражнениями, которые будут востребованы детьми.

В процессе усвоения элементарных знаний по курсу у детей развиваются мыслительные способности: умение анализировать, сопоставлять, группировать, обобщать материал, находить главное, строить логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи.

В целях активизации познавательной деятельности детей используются различного рода учебные задачи в форме игр (решение кроссвордов, шарад, ребусов), разнообразные упражнения («путешествие», «чудесные превращения», «тритий лишний», «Острый глаз»).

Первый год обучения

Содержание курса ВД

Форма организации

Вид деятельности

1

Дифференцированное восприятие.

Коллективная беседа, игры на развитие дифференцированного восприятия, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков, классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию.

2

Аналитическое восприятие.

Коллективная беседа, игры на развитие аналитического восприятия, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3

Конкретное восприятие.

Коллективная беседа, игры на развитие конкретного восприятия, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

4

Прогностическое восприятие.

Коллективная беседа, игры на развитие прогностического восприятия, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Второй год обучения

Содержание курса ВД

Форма организации

Вид деятельности

1

Запоминалки.

Игры на развитие памяти, построение лабиринта.

Учить составлять рифмовки.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков, классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию.

2

Диагностика объёма слуховой памяти.

Диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Проверить уровень слуховой памяти учащихся. Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3

Приём «группировки».

Коллективная беседа, игры на развитие конкретного восприятия, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

4

Смысловое соотнесение.

Коллективная беседа, игры, построение алгоритма, диспут, «Мозговой штурм», диагностика – тестирование.

Учить запоминать, используя приѐм по парного запоминания – ассоциация.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи.

5

Систематизация материала.

Коллективная беседа, игры на развитие прогностического восприятия, анализ конкретных учебных ситуаций.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

6

Оперативная память.

Диспут, диагностика – тестирование, работа в минигруппах.

Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

7

Долговременная память.

Игры на развитие памяти, мнемоника.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинноследственные связи. Построение доказательства и рассуждения, используя слова-связки.

Третий год обучения

Содержание курса ВД

Форма организации

Вид деятельности

1

Сравнение предметов.

Коллективная беседа, игры на развитие логики, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков, классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию.

2

Алгоритм.

Коллективная беседа, игры, построение алгоритма, диспут, «Мозговой штурм», диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3

Классификация.

Коллективная беседа, игры, моделирование и систематизация объектов, «Снежный ком», «диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков, классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

4

Доказательство.

Коллективная беседа, игры на развитие прогностического восприятия, анализ конкретных учебных ситуаций, диспут, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Построение доказательства и рассуждения, используя слова-связки.

Четвёртый год обучения

Содержание курса ВД

Форма организации

Вид деятельности

1

Объем внимания.

Коллективная беседа, игры на развитие внимания, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков,  классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию.

2

Распределение внимания.

Коллективная беседа, игры, моделирование, диспут, «Мозговой штурм», интерактивная игра «Найди пару», диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3

Переключение внимания.

Коллективная беседа, игры, моделирование и систематизация объектов, «Снежный ком», «Глухой телефон», диагностика – тестирование,  работа в мини-группах.

Сравнение объектов, выделение общих и отличительных признаков, классификация предметов по заданному условию и по самостоятельно выбранному условию. Контролировать результат своей деятельности (обнаруживать и устранять ошибки).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

4

Устойчивость и концентрация внимания.

Коллективная беседа, игры на развитие устойчивого внимания, анализ конкретных учебных ситуаций, диспут, диагностика – тестирование,  работа в мини-группах, «Круглый стол».

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи. Построение доказательства и рассуждения, используя слова-связки.

3. Тематическое планирование

Первый год обучения  «Развитие восприятия»

Раздел

Тема занятия

Количество часов

ЦОР

Дифференцированное восприятие.

Исследование восприятия.

1

https://resh.edu.ru/

Диагностика дифференцированного восприятия.

1

Чувства человека.

1

http://nachalka.edu.ru/

Формирование чувственности.

1

Определение на «глаз».

1

Классификация букв по количеству элементов.

1

Классификация букв.

2

Нахождение признаков предметов.

1

Тестирование дифференцированного восприятия.

1

Аналитическое восприятие.

Аналитическое восприятие.

1

Сравнение предметов.

4

Определение предмета по признаку.

3

Тестирование аналитического восприятия.

1

Конкретное восприятие.

Конкретное восприятие.

1

http://www.openclass.ru/

Изменение предмета.

2

Определение последовательности.

2

Тестирование конкретного восприятия.

1

Прогностическое восприятие.

Прогностическое восприятие.

3

Игры на закрепление «Острый глаз».

1

http://viki.rdf.ru/

Игры на закрепление «Весёлый конструктор».

1

Игры на закрепление «Следопыт».

2

Итоговое тестирование.

1

Итого:

33

Второй год обучения «Развитие памяти»

Раздел

Тема занятия

Количество часов

ЦОР

Запоминалки.

Запоминалки.

1

http://www.portalschool.ru

Диагностика объёма слуховой памяти.

Диагностика объёма слуховой памяти.

2

Приём «группировки».

Установка на запоминание.

1

http://nachalka.edu.ru/

Кратковременное запоминание.

1

Точность зрительной памяти.

1

Приём «группировки».

1

Тестирование слуховой и  зрительной памяти.

1

Диагностика объёма запоминания.

1

Смысловое соотнесение.

Смысловое соотнесение.

2

http://www.openclass.ru/   

Сюжетная линия.

2

Систематизация материала.

Словесно-логическая память.

2

Систематизация материала.

2

Тестирование умения использовать систему для запоминания.

1

https://resh.edu.ru/

Оперативная память.

Приём «повторения».

1

Приём «усиления».

1

Ассоциативное запоминание.

1

Приём «схематизация».

1

Пиктограммы.

2

http://festival.1september.ru

Обобщённый способ запоминания.

2

Тестирование способа запоминания.

1

Приём «составления плана».

2

Оперативная память.

2

Долговременная память.

Долговременная память.

2

Итоговое тестирование.

1

Итог:

34

Третий год обучения «Развитие логического мышления»

№№

Раздел

Тема занятия

Количество часов

ЦОР

Сравнение предметов.

Игры на развитие логики.

1

http://nachalka.edu.ru/

Оперирование признаками предметов.

2

Признаки абстрактных понятий.

2

Сравнение предметов.

1

Анаграмма и синонимы.

1

Родственные отношения.

1

Описание и определение предметов.

2

Тестирование умения сравнивать предметы.

1

Алгоритм.

Вид и род.

2

Алгоритм.

2

Рассматривание характерных ошибок в определениях.

1

https://resh.edu.ru/

Классификация.

Классификация.

3

Систематизация в классификации.

4

Тестирование умения проводить классификацию.

1

Доказательство.

Связки «и, или».

2

Слова «все, некоторые».

1

Игры на развитие логического мышления.

3

Задачи повышенной трудности.

3

Доказательное утверждение

1

Итоговое тестирование.

1

Итог:

34

Четвёртый год обучения «Развитие внимания»

Раздел

Тема занятия

Количество часов

ЦОР

Объём внимания.

Интеллектуальная разминка.

1

http://nachalka.edu.ru/

Развитие объёма внимания.

3

Игры на логику и внимание.

1

Развитие наблюдательности.

3

Подумаем вместе.

2

Тестирование объёма внимания.

1

Распределение внимания.

Распределение внимания.

4

Переключение внимания.

Переключение внимания.

4

Тестирование способностей к переключению и распределению внимания.

1

Устойчивость и концентрация внимания.

Устойчивость внимания.

4

https://resh.edu.ru/

Интеллектуальные задания.

1

Концентрация внимания.

2

Тренировка устойчивого внимания.

1

Развитие операции контроля.

3

Развитие самоконтроля умственных действий.

2

Итоговое тестирование.

1

Итог:

34

F:\Олечка\Олины документы\Внеурочка переделанная Бердниковой О.В\Сканированные рецензии Бердниковой О.В\Уроки развития 1.jpg

F:\Олечка\Олины документы\Внеурочка переделанная Бердниковой О.В\Сканированные рецензии Бердниковой О.В\Уроки развития 2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПТЕНТНОСТИ...

Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» с использованием ТРКМ. 4 класс Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

Систематическое проведение интегрированных уроков с применением ИКТ обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, ...

Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.

В материале отражены особенности эмоционального  развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Школа раннего развития (Уроки развития речи)

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком.Все родители хотят,чтобы их дети были хорошо подготовлены к школе,учились легко и с интересом.Курс "Развитие речи дошкольников" расчитан на 46 ...

Открытый урок по ритмике в 1 классе Тема урока: «Развитие координации в уроке ритмики»

Тема урока: «Развитие координации в уроке классического танца»Цель урока: улучшение координации движений и эмоциональной выразительности учащихся путем повторение и отработки пройденных движений....