Тесты по психологии.
тест на тему
Тесты по псилогии.SCL-90-R (Опросник выраженности психопатологической симптоматики, Дерогатис)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scl-90.doc | 196 КБ |
oprosnik_issledovaniya_tipov_aktsentuatsiy_haraktera_leongarda.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
SCL-90-R (Опросник выраженности психопатологической симптоматики, Дерогатис)
Ниже приведен перечень проблем и жалоб, иногда возникающих у людей. Пожалуйста, читайте каждый пункт внимательно. Обведите кружком номер того ответа, который наиболее точно описывает степень Вашего дискомфорта или встревоженности в связи с той или иной проблемой в течение последней недели, включая сегодня. Обведите только один из номеров в каждом пункте (так, чтобы цифра внутри каждого кружка была видна), не пропуская ни одного пункта. Если Вы захотите изменить свой отчет, сотрите резинкой Вашу первую пометку.
НАСКОЛЬКО СИЛЬНО ВАС ТРЕВОЖИЛИ: | СОВСЕМ НЕТ | НЕМНОГО | УМЕРЕННО | СИЛЬНО | ОЧЕНЬ СИЛЬНО |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
| 0 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Шкалы
- Соматизация – ощущения телесной дисфункции. Сюда относят жалобы со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, а также головные боли, другие боли и общий мышечный дискомфорт.
- Обсессивно-компульсивные расстройства – отражает мысли, импульсы и действия, воспринимаемые как постоянные и непреодолимые, но чуждые эго и нежелательные.
- Межличностная тревожность – определяется чувствами личностной неадекватности и неполноценности, самоосуждением, чувством беспокойства и дискомфорта в процессе общения, а также негативными ожиданиями относительно общения.
- Депрессивность – представлена отсутствием интереса к жизни, дисфорией, недостатком мотивации, потерей жизненной энергии, чувством безнадёжности и мыслями о суициде.
- Тревожность – ощущение, что угроза пронизывает всё, нервозность, напряжение, тремор, приступы паники и чувство ужаса.
- Враждебность – мысли, чувства и действия, являющиеся проявлениями злости, раздражительности, гнева и негодования.
- Фобии – стойкая реакция страха на определённых людей, места, объекты или ситуации, характеризующаяся как неадекватная по отношению к стимулу и влечёт за собой избегающее поведение.
- Паранойяльность – проекции мыслей, враждебность, подозрительность, напыщенность, страх потери независимости.
- Психотизм – избегающий, изолированный, шизоидный стиль жизни, зрительные и слуховые галлюцинации.
- Дополнительные пункты – не попадают ни под одно определение симптоматических расстройств, учитываются при общей обработке теста.
- Индекс GSI (Общий балл) – индикатор текущего состояния и глубины расстройства.
- Индекс проявлений симптоматики PSI – индикатор, указывающий на разнообразие представленных симптомов.
- Индекс выраженности дистресса PDSI – индикатор интенсивности состояния.
Ключ
№№ | Шкала | Пункты | Число пунктов |
1 | SOM Соматизация | 1 4 5 12 27 40 42 48 49 52 53 58 | 12 |
2 | О-С Обсессивность - Компульсивность | 3 9 10 28 38 45 46 51 55 65 | 10 |
3 | INT Межличностная тревожность | 6 21 34 36 37 41 61 69 73 | 9 |
4 | DEP Депрессивность | 14 15 20 22 26 29 30 31 32 54 56 71 79 | 13 |
5 | ANX Тревожность | 2 17 23 33 39 57 72 78 80 86 | 10 |
6 | HOS Враждебность | 11 24 63 67 74 81 | 6 |
7 | PHOB Фобии | 13 25 47 50 70 75 82 | 7 |
8 | PAR Паранойяльность | 8 18 43 68 76 83 | 6 |
9 | PSY Психотизм | 7 16 35 62 77 84 75 87 88 90 | 10 |
10 | Дополнительные пункты | 19 44 59 60 64 66 89 | 7 |
Обработка
- Баллы по каждой шкале – 9 показателей
Сумму баллов по каждой шкале разделить на количество пунктов по этой шкале.
Например, сумма балов по 1-й шкале делится на 12, по 2- на 10 и т.д.
- Общий балл – индекс GSI (General Symptomatikal Index)
Общую сумму всех баллов разделить на 90 (кол-во пунктов в опроснике)
- Индекс проявлений симптоматики PSI (Positive Symptomatikal Index)
Подсчитывается количество пунктов, на которые дается оценка от 1 до 4.
- Индекс выраженности дистресса PDSI (Positive Distress Symptomatikal Index)
Индекс GSI умножить на 90 и разделить на индекс PSI
Сводная таблица
№№ | ШКАЛЫ | НОРМА | ПАЦИЕНТЫ | ||||
Россия | Америка | Россия | Америка | ||||
Неврозы до леченения | Неврозы после леч. | Амбулат. психиатр. | Стацион. психиатр. | ||||
1 | SOM | 0,44 ± 0,03 | 0,36 | 1,28 + 0,08 | 0,70 | 0,87 | 0,99 |
2 | О-С | 0,75 ± 0,04 | 0,39 | 1,45 ± 0,08 | 0,77 | 1,47 | 1,45 |
3 | INT | 0,66 ± 0,03 | 0,29 | 1,40 ± 0,10 | 0,84 | 1,41 | 1,32 |
4 | DEP | 0,62 ± 0,04 | 0,36 | 1,56 ± 0,08 | 0,73 | 1,79 | 1,74 |
5 | ANX | 0,47 ± 0,03 | 0,30 | 1,66 ± 0,10 | 0,78 | 1,47 | 1,48 |
6 | HOS | 0,60 ± 0,04 | 0,30 | 1,03 ± 0,07 | 0,58 | 1,10 | 0,94 |
7 | PHOB | 0,18 ± 0,02 | 0,13 | 1,13 ± 0,10 | 0,74 | 0,74 | 0,96 |
8 | PAR | 0,54 ± 0,04 | 0,34 | 0,86 ± 0,08 | 0,63 | 1,16 | 1,26 |
9 | PSY | 0,30 ± 0,03 | 0,14 | 0,82 ± 0,07 | 0,41 | 0,94 | 1,11 |
10 | Dopoln. | 0,49 ± 0,03 | 1,29 ± 0,08 | 0,62 | |||
GSI | 0,51 ± 0,02 | 0,31 | 1,29 ± 0,06 | 0,69 | 1,26 | 1,30 | |
PSI | 21,39±2,02 | 57,04±3,10 | |||||
PDSI | 1,17±0,05 | 2,15±0,06 |
Предварительный просмотр:
Опросник исследования типов акцентуаций характера Леонгарда - Шмишека
Инструкция: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером в тетради поставьте знак «+» («да»), если нет – знак «—» («нет»). Над вопросами долго не думайте, правильных и неправильных ответов нет».
Текст опросника
- Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
- Восприимчивы ли вы к обидам?
- Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
- Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
- В детстве вы были таким же смелым, как ваши сверстники?
- Может ли ваше настроение меняться, от сильной радости до глубокой печали?
- Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
- Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
- Серьезный ли вы человек?
- Можете ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь?
- Предприимчивы ли вы?
- Быстро ли вы забываете, если вас кто-нибудь обидит?
- Мягкосердечный ли вы человек?
- Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в почтовый ящик, не осталось ли оно висеть в прорези?
- Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
- Испытывали ли вы в детстве страх во время грозы или при встрече с незнакомой собакой?
- Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к другу?
- Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и переживаний?
- Любят ли вас ваши знакомые?
- Склонны ли вы к состояниям сильного внутреннего беспокойства или страстного стремления?
- Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
- Был ли у вас раньше истерический припадок или нервный срыв?
- Трудно ли вам длительное время просидеть на одном месте?
- Энергично ли вы отстаиваете свои интересы, если кто-то поступает с вами несправедливо?
- Смогли бы вы зарезать курицу или овцу?
- Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется немедленно устранить эти недостатки?
- Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни в квартире?
- Часто ли у вас без причины меняется настроение?
- Всегда ли вы ответственно относитесь к своей деятельности?
- Быстро ли вы можете разгневаться?
- Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
- Можете ли вы иногда целиком проникнуться ощущением полного счастья?
- Подходите ли вы для того, чтобы быть ведущим концертов или представлений?
- Высказываете ли вы обычно людям откровенно свое мнение по тому или иному вопросу?
- Вам трудно переносить вид крови?
- Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой ответственностью?
- Склонны ли вы защищать человека, с которым поступили несправедливо?
- Трудно ли вам спускаться в темный подвал?
- Предпочитаете ли вы работу, где нужно действовать быстро, но не требуется высокого качества?
- Общительный ли вы человек?
- Охотно ли вы декламировали в школе стихи?
- Убегали ли вы в детстве из дома?
- Кажется ли вам жизнь трудной?
- Бывает ли так, что после конфликта или обиды вы были до того расстроены, что не могли заниматься делом?
- Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
- Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если вас кто-то обидел?
- Любите ли вы животных?
- Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке?
- Преследуют ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими родственниками случится какое-нибудь несчастье?
- Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
- Затруднит ли вас выступить на сцене перед большим количеством зрителей?
- Можете ли вы ударить обидчика, если он вас оскорбит?
- Много ли вы общаетесь?
- Если вы будете чем-либо разочарованы, впадёте ли вы в отчаяние?
- Нравится ли вам работа, связанная с организаторской деятельностью?
- Настойчиво ли вы добиваетесь своей цели, даже если на пути встречается много препятствий?
- Может ли трагический фильм взволновать вас так, что слезы выступят на глазах?
- Часто ли вам бывает трудно уснуть, из-за того, что проблемы предыдущего или будущего дня всё время крутятся у вас в голове?
- Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или списывать у товарищей домашнее задание?
- Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
- Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала на своем месте?
- Бывало ли так, что вы ложились спать в хорошем настроении, а просыпались в плохом?
- Легко ли вы привыкаете к новой ситуации?
- Часто ли у вас бывают головные боли?
- Часто ли вы смеетесь?
- Можете ли вы быть приветливым с людьми, которых не цените, не любите и не уважаете?
- Вы подвижный человек?
- Сильно ли вы переживаете из-за несправедливости?
- Можно ли вас назвать любителем природы?
- Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти, выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
- Пугливы ли вы?
- Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных причин для этого нет?
- Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в театральном кружке?
- Вы смотрите на будущее скорее пессимистично?
- Часто ли вас тянет попутешествовать?
- Может ли ваше настроение измениться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмой подавленностью?
- Легко ли вам поднять настроение в дружеской компании?
- Долго ли вы переживаете обиду?
- Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
- Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы допустили помарку?
- Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожностью, чем с доверчивостью?
- Часто ли вы видите страшные сны?
- Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна, или под приближающийся поезд?
- В весёлой компании вы обычно веселы?
- Способны ли вы отвлечься от сложной проблемы, требующей обязательного решения?
- Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлитесь?
- В беседе вы скупы на слова?
- Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, настолько войти в роль, что забыли бы, что это игра?
Обработка результатов. Оценивание уровня акцентуаций характера производится по ключевой таблице, а результаты отражаются на графике. Подсчитайте количество ответов «Да» (+) на одни указанные вопросы и количество ответов «Нет» (—) на другие, затем сумму умножьте на соответствующее данной шкале число. Результаты запишите в тетрадь и постройте график по полученным значениям, отложив по оси абсцисс типы акцентуаций характера (шкалы опросника), а по оси ординат – собственные числовые значения по каждой шкале.
Интерпретация результатов. Максимальный показатель по каждому типу акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 18 баллов. Таким образом, зона выраженной акцентуации включает в себя значения от 18 до 24 баллов. Диапазон значений от 12 до 17 баллов свидетельствует о предрасположенности к акцентуации характера по данному типу.
Условное обозначение типа | Тип характера | Ответ | № вопросов | Коэффициент выравнивания |
Дм | Демонстративный | да | 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 | *2 |
нет | 51 | |||
З | Застревающий | да | 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 | *2 |
нет | 12, 46, 59 | |||
П | Педантичный | да | 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 | *2 |
нет | 36 | |||
В | Возбудимый | да | 8, 20, 30, 42, 52, 64, 76, 86 | *3 |
Г | Гипертимный | да | 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77 | *3 |
Дис | Дистимичный | да | 9, 21, 43, 74, 81 | *3 |
нет | 31, 53, 65 | |||
Т | Тревожно-боязливый | да | 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 | *3 |
нет | 5 | |||
Эк | Аффективно-экзальтированный | да | 10, 32, 54, 75 | *6 |
Эм | Эмотивный | да | 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 | *3 |
нет | 25 | |||
Ц | Циклотимный | да | 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 | *3 |
Типы акцентуаций характера (классификация К. Леонгарда)
Гипертимический (гиперактивный) тип.
Особенности общения и поведения. Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Энергия подчас направляется на употребление спиртного, наркотиков, беспорядочную половую жизнь.
Черты, привлекательные для собеседников. Энергичность, жажда деятельности, нового, оптимизм.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Легкомысленность, склонность к аморальным поступкам, несерьезное отношение к обязанностям, раздражительность в кругу близких людей.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Противопоказаны монотонность, одиночество, условия жесткой дисциплины, постоянные нравоучения могут вызвать гнев. Часто бывают случаи заболевания маниакально депрессивным психозом.
Предпочитаемая деятельность. Работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр. Склонны к смене профессий, места работы.
Дистимичный тип.
Особенности общения и поведения. Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготятся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Ценят тех, кто дружит с ними и склонен им подчиняться.
Черты, привлекательные для собеседников. Серьезность, высокая нравственность, добросовестность, справедливость.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мышления, «отрыв от коллектива».
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации, требующие бурной деятельности, смена привычного образа жизни противопоказаны. Склонность к невротической депрессии.
Предпочитаемая деятельность. Работа, не требующая широкого круга общения.
Циклоидный тип.
Особенности общения и поведения. Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения, и низкая в период подавленности).
В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимической акцентуацией, в период спада - с дистимической. В период спада обостренно воспринимают неприятности, вплоть до самоубийства. Бывают случаи маниакально депрессивного психоза.
Предпочитаемая деятельность. Интересы зависят от цикла настроения. Склонны к разочарованию в профессии, смене места работы.
Эмотивный (эмоциональный) тип.
Особенности общения и поведения. Чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживают малейшие неприятности, излишне чувствительны к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение. Предпочитают узкий круг друзей и близких, которые понимают с полуслова. Редко вступают в конфликты, играют в них пассивную роль. Обиды не выплескивают наружу.
Черты, привлекательные для собеседников. Альтруизм, сострадание, жалостливы, радуются чужим удачам. Исполнительны, с высоким чувством долга. Хорошие семьянины.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Крайняя чувствительность слезливость Могут провоцировать нападки невоспитанных или раздражительных людей.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Конфликты с близким человеком, смерть или болезнь родных воспринимается трагически. Противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Склонны к невротической депрессии, инфаркту, гипертонии.
Предпочитаемая деятельность. Сфера искусств, медицина, воспитание детей, уход за животными, растениями.
Демонстративный (истероидный) тип.
Особенности общения и поведения. Выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовства, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывают о своих неблаговидных поступках. Поведение зависит от человека, с которым имеет дело, высокая приспособляемость к людям.
Черты, привлекательные для собеседников. Обходительность, упорство, целенаправленность, актерское дарование, способность увлечь других, неординарность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, склонность «заболевать» в самые ответственные и трудные моменты. Склонность к интригам, самоуверенности и высоким притязаниям. Провоцируют конфликты, при этом активно защищаются.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуации ущемления интересов, недооценка заслуг, низвержение с «пьедестала» вызывают истерические реакции. Замкнутый круг общения, однообразная работа угнетают. Склонность к истерии.
Предпочитаемая деятельность. Благоприятна работа с постоянно меняющимися кратковременными контактами
Возбудимый (эпилептоидный) тип.
Особенности общения и поведения. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки.
Черты, привлекательные для собеседников. Вне приступов гнева — добросовестность, аккуратность, любовь к детям.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с рукоприкладством, жестокость; ослабленный контроль над влечением.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Склонность к конфликтам по незначительным поводам, к невротическим срывам, психопатии, правонарушениям (аморальное поведение, злоупотребление алкоголем, асоциальные поступки).
Предпочитаемая деятельность. Физический труд, атлетические виды спорта. Из-за неуживчивости часто меняют место работы. Необходимо развивать выдержку, самоконтроль.
Застревающий тип.
Особенности общения и поведения. «Застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной, четко определены круг врагов и друзей. Проявляет властолюбие – «занудливость нравоучителя».
Черты, привлекательные для собеседников. Стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие устойчивые взгляды.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие к достижению честолюбивых целей, ситуация ревнивости способна вызвать «бред преследования, ревнивости».
Предпочитаемая деятельность. Работа, дающая ощущение независимости и возможность проявить себя. Необходимо развивать гибкость, даже забывчивость.
Педантичный тип.
Особенности общения и поведения. Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способны замучить посетителей формальными требованиями, изнурят домашних чрезмерной аккуратностью.
Черты, привлекательные для собеседников. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах и в чувствах, ровное настроение.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Формализм, «крючкотворство», «занудливость», стремление переложить принятие важного решения на других.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация личной ответственности за важное дело, недооценка их заслуг; склонность к навязчивостям, психастения.
Предпочитаемая деятельность. Профессии, не связанные с большой ответственностью, предпочитают «бумажную работу», не склонны менять место работы.
Тревожный (психастенический) тип.
Особенности общения и поведения. Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. Редко вступает в конфликты, пассивная роль.
Черты, привлекательные для собеседников. Дружелюбие, самокритичность, исполнительность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Боязливость, мнительность, вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, «козлами отпущения».
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация страха, угрозы, наказания, насмешек, несправедливых обвинений противопоказаны. Склонность к психастении.
Предпочитаемая деятельность. Нельзя быть руководителем, принимать ответственные решения, т.к. будет бесконечно взвешивать, переживать, а решение принять не сможет.
Экзальтированный (лабильный) тип.
Особенности общения и поведения. Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.
Черты, привлекательные для собеседников. Альтруизм, чувство сострадания, художественный вкус, артистическое дарование, яркость чувств, привязаны к друзьям.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство подверженность отчаянию.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Неудачи, горестные события воспринимают трагически. Склонность к невротической депрессии
Предпочитаемая деятельность. Сфера искусств, художественные виды спорта. Профессии, связанные с близостью к природе.
Интровертированный (шизоидный) тип.
Особенности общения и поведения. Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любят одиночество. В конфликты вступают редко — при попытке вторгнуться в их внутренний мир. Избирательность в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность слабая привязанность к близким.
Черты, привлекательные для собеседников. Сдержанность, степенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений, принципиальность.
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. Упорное отстаивание своих нереальных взглядов. На все имеет свою точку зрения, часто резко отличающуюся от мнения большинства.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Лишение «хобби», любимой работы противопоказаны. Одиночество, навязчивость, бесцеремонность, грубость окружающих усиливают замкнутость. Из психической патологии ближе всего шизофрения.
Предпочитаемая деятельность. Работа, не требующая широкого круга общения, интересы к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционированию, шахматам, музыке, фантастике.
Экстравертированный (конформный) тип.
Особенности общения и поведения. Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства принимает без раздумывания. В обществе с друзьями и в семье уступает лидерство другому.
Черты, привлекательные для собеседников. Готовность выслушивать «исповедь» другого, исполнительность
Черты, отталкивающие и способствующие конфликту. «Человек без царя в голове», подверженность чужому влиянию, необдуманность поступков, легковерие, страсть к развлечениям.
Ситуации, в которых возможен конфликт. Ситуация вынужденного одиночества, бесконтрольность и нерегламентированность жизни противопоказаны. Склонность к гипоманиакальности.
Предпочитаемая деятельность. Легкая приспособляемость к новой работе. Когда задачи и правила поведения четко определены, могут быть хорошими исполнителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолог в школе и работа педагога-психолога с родителями детей школьного возраста.
1) Введение……………………………………….3 2) Какой психолог нужен школе…………&hell...
Беседы с психологом. Тест "Готов ли ребёнок к школе".
Уважаемые родители! Эта страничка для вас - здесь я подбираю статьи разных авторов. Думаю, вы найдёте ответы на интересующие вас вопросы....
Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...
Тест по психологии ГИТ
Тест предназначен для исследования интеллектуального развития у учащихся 10- 12 лет. Подсчёт баллов осуществляется по пяти основным тестам. Время выполнения- 40 минут.1- й тест: Исполнение инструкций....
Тесты для аттестации по педагогике и психологии
Данный материал содержит вопросы тестов по психологии и педагогике...
Тест по психологии
Опросник структуры психологических защит М.Бонда...
Тесты и методики по психологии.
Тесты по психологии :1. Оценка устойчивости внимания у младших школьников методом корректурной пробы2.Исследование особенностей распределения внимания методом корректурной пробы (методика Бу...