Что такое тревожность?
консультация на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_trevozhnost.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое тревожность»
В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают...». Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.
Причины тревожности
До настоящего времени еще не выработано определенной точки зрения на причины возникновения тревожности. Но большинство ученых считает, что в дошкольном и младшем школьном возрасте одна из основных причин кроется в нарушении детско-родительских отношений. Тревожность развивается вследствие наличия у ребенка внутренного конфликта, который может быть вызван:
1. Противоречивыми требованиями, предъявляемые
родителями, либо родителями и школой (детским садом).
Например, родители не пускают ребенка в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей.
2. Неадекватными требованиями (чаще всего,
завышенными).
Например, родители неоднократно повторяют ребенку, что он непременно должен быть отличником, не могут и не хотят смириться с тем, что сын или дочь получает в школе не только «пятерки» и не является лучшим учеником.
3. Негативными требованиями, которые унижают ребенка,
ставят его в зависимое положение.
Например, воспитатель или учитель говорит ребенку: «Если ты расскажешь, кто плохо вел себя в мое отсутствия, я не сообщу маме, что ты подрался».
4. Тревожность ребенка во многом зависит от уровня
тревожности окружающих его взрослых. Высокая тревожность педагога или родителя передается ребенку. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто конфликтуют.
Портрет тревожного ребенка
Входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. уКажется, что он ожидает каких-то неприятностей. Это тревожный ребенок. Тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, - головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях.
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- Снятие мышечного напряжения.
Шпаргалка для взрослых
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказание лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
Психологическая школа для родителей
Рекомендации по взаимодействию с тревожными детьми.
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
2. Исключите сравнения вашего ребенка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт в вашем взаимодействии.
4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так,
чтобы он знал, за что.
5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
6. Демонстрируйте ребенку образцы уверенного поведения, будьте во всем
примером ребенку.
7. Следите за тем, чтобы ваши требования к ребенку соответствовали его
истинным возможностям (избегайте завышенных требований).
8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях (избегая телесных).
11. Даже в случае наказаний ведите себя так, чтобы ребенок чувствовал, что вы
его любите и уважаете.
ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
Не сравнивайте ребенка с окружающими.
Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть.
Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении даже малейших успехов, не забудьте похвалить.
Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
Используйте наказание лишь в крайних случаях.
Не унижайте ребенка, наказывая его.
Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!»
Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
Работа с тревожным ребенком занимает достаточно длительное время. Рекомендуется проводить работу по трем основным направлениям:
повышение самооценки ребенка;
обучение саморегуляции в конкретных, наиболее волнующих его случаях;
снятие мышечного напряжения.
Приводим примеры такой работы.
Повышение самооценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....