Современный урок: соединение традиций и инноваций.
статья на тему
В статье раскрываются требования, предъявляемые к современному уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sovremennyy_urok.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный урок: соединение традиций и инноваций
Скрыльникова Елена Станиславовна
учитель начальных классов, директор ГБОУ СОШ № 183 с углублённым изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет главным действующим лицом на любом уроке.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен только тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный, действенный.
Необходимость нововведений, или инноваций («новшество, новизна, изменение») в образование определяется рядом обстоятельств.
Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость обновления системы образования.
Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых технологий обучения.
В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер.
И в-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.
Что же такое урок? Дается ряд определений.
Значение слова урок по Ефремовой:
1. Учебная работа, задание, которые даются учащемуся для подготовки к следующему занятию.
2. Учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.
3. Поучение, наставление, нравоучение. // разг. Наказание, возмездие за что-л. // Наглядный пример, образец чего-либо.
4. Опыт, знание, приобретенные в жизни, в труде. // Вывод, итог, могущий быть полезным на будущее.
Значение слова урок по Ожегову:
1. Учебный час (в средних учебных заведениях), посвященный отдельному предмету. урока
2. Нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего
3. Преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным лицам
4. Работа, заданная для выполнения в определенный срок
5. Учебная работа, заданная школьнику на дом
Урок в Энциклопедическом словаре:
Основная форма организации учебных занятий при классно-урочной системе обучения в общеобразовательных школах, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях. Характеризуется строго установленным объемом учебной работы и порядком ее выполнения в рамках определенного времени (обычно 40-45 мин).
Значение слова урок по словарю синонимов:
Урок – задание
Современной школой накоплен богатый педагогический опыт. Каким же мы видим современный урок?
Учителю необходимо знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений, обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке: при определении целей, выборе содержания, методов, форм, средств обучения, учете возможностей, особенностях детей и др.
Структура урока в соответствии с логикой должна быть чёткой, в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями процесса обучения.
Самостоятельная разработка учителем поурочных планов уроков. Его знание типологии уроков, обоснованный выбор типа урока.
Одним из основных требований к уроку является научность, т.е. соответствие его содержания уровню современной науки и процесса обучения – достижениями педагогики.
Урок должен предусматривать задания, предполагающие применение новых знаний на практике в определенной ситуации. Осуществление перехода от человека знающего – к человеку знающему, понимающему и деятельному.
Часть знаний должна быть получена в процессе самостоятельного поиска путём решения поисковых задач. При этом необходимо учитывать доступность поиска такого содержания для учащихся соответствующего возраста, важность способов деятельности, которыми ученик овладевает в процессе поиска.
Существенной стороной урока является индивидуализация обучения. Она необходима в качестве условия, обеспечивающего работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому.
Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний, о мире с целью развития эрудиции школьников.
Эффективность современного урока предполагает применение современных технических средств. Они нужны не только потому, что совершенствуют процесс усвоения, повышают производительность учебного труда, обогащают разнообразие применения того или иного метода, но и потому, что вносят в урок атмосферу современной технической культуры.
Знание учителем определений: «психосберегающие, здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии».
По возможности дифференциация домашних заданий для разных групп учащихся.
Регулярный анализ полученных на уроке результатов обучения, воспитания, развития школьников. Оценка (самооценка) работы учителя по совпадению реальной успеваемости с ее прогнозом, сделанным в зоне ближайшего развития ребенка
Культура учителя, его интеллектуальный, нравственный и идейно – политический облик является основной предпосылкой реализации всех указанных и возможных других требований к современному уроку и условий его эффективности.
Итак: в современном уроке должны соблюдаться следующие признаки:
1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению.
3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования.
4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению.
5. Организация урока динамична и вариативна.
6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Список литературы:
1. Булатова О.С. Искусство современного урока.-М.: Образовательно-издательский центр "Академия", 2006. – 256с.
2. Гершунский Б.С.Философия образования для XXI века.- М.: Педагогическое общество России, 2002.-298 с.
3. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие.-М.: Центр педагогического образования, 2008.-272с.
Список использованных интернет-ресурсов:
1. http://tolkslovar.ru/u2640.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации.
Формы организации процесса обучения: традиции и инновации. В этой статье рассказывается о том, чем отличается традиционный урок в начальной школе от урока по новым стандартам....
Психогимнастика на уроках - традиции и инновации
Психогимнастика помогает детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможности для самовыражения. Прежде такие занятия показаны детям с...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Традиции и инновации в современном образовании на примере урока математики в 4 классе по теме «Умножение на 1000,10000,100000»
Аннотация. Традиции и инновации в образовательном процессе сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. Традиционные методы обучения являются осново...
Современный урок в начальной школе – интеграция традиций и инноваций
laquo;Все новое - это хорошо забытое старое»....
Презентация выступления на II Всероссийской научно - практической конференции "Современное общее начальное образование: традиции и инновации, проблемы и перспективы развития".
Перед любым педагогом, работающим в современной школе, встаёт проблема, как правильно организовать проектно – исследовательскую деятельность с учащимися, чтобы она приносила нужный результ...