для педагогов тест на толерантность
методическая разработка на тему

Цель: дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;

предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у детей;

смоделировать  профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_pedagogov_test_na_tolerantnost.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое занятие с элементами тренинга

 для педагогов

«Тест на толерантность».

Цель: дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности;

предложить педагогам практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств у детей;

смоделировать  профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Материалы: модель-схема «лестница духовного роста»,

бумага, маркеры;

репродукции («Джоконда» Леонардо да Винчи, «Аленушка» В. Васнецов»).

Мы сегодня говорим  о толерантности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром.  И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства  заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.

Наш разговор я хотела бы начать со сказки.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги, мне ,дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна краше другой.

- Вот, выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Красота.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбирать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь. Затем подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Мы педагоги, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи взрослого  и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени, не жди доброго семени» и т.д. Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назвали «Тест на толерантность».

Каждый человек неповторим, это индивидуальность. Если бы мы все были одинаковыми, жить на свете было бы просто неинтересно, поскольку у каждого из нас есть чему поучиться, если что-то интересное, каждого есть за что покритиковать. Но для того чтобы мы жили в мире и согласии, необходимо наличие таких качеств, как ответственность, сдержанность, уступчивость, доброжелательность, терпимость. Другими словами, необходимо быть толерантным по отношению к другим. Ни один человек не может быть на 100% толерантным, есть факторы, способствующие проявлению толерантности и снижающие такую возможность.

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице. Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять – «кто такой «я»». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.

Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим жизнь еще в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости содействуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?».

Самая высокая ступень жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Мы предлагаем вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.


Ступенька «Я».

1. Игровое проектирование «Самопрезентация».

На листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, что таковыми не являются. Необходимо выбрать качества, присущие вам.

№ п/п

Качество личности

+

№ п/п

Качество личности

+

1

Аккуратность

26

Обаяние

2

Беспечность

27

Обидчивость

3

Вдумчивость

28

Осторожность

4

Восприимчивость

29

Отзывчивость

5

Гордость

30

Педантичность

6

Грубость

31

Подвижность

7

Жизнерадостность

32

Подозрительность

8

Заботливость

33

Принципиальность

9

Завистливость

34

Поэтичность

10

Застенчивость

35

Презрительность

11

Злопамятность

36

Развязность

12

Искренность

37

Радушие

13

Изысканность

38

Рассудительность

14

Капризность

39

Решительность

15

Легковерие

40

Самозабвение

16

Медлительность

41

Сдержанность

17

Мечтательность

42

Сострадание

18

Мнительность

43

Стыдливость

19

Мстительность

44

Терпеливость

20

Настойчивость

45

Трусость

21

Нежность

46

Увлекаемость

22

Непринужденность

47

Упорство

23

Нервозность

48

Уступчивость

24

Нерешительность

49

Холодность

25

Несдержанность

50

Энтузиазм

Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.

Если мы изначально были искренними, то можем двигаться дальше.


2.Упражнение «Продолжи фразу».

  • Я грущу, когда…
  • Мне весело, когда…
  • Я обижаюсь, когда…
  • Я злюсь, когда…
  • Я радуюсь, когда…
  • Мне не нравится, когда…
  • Я теряюсь, когда…
  • Я страдаю, когда…
  • Я плачу, когда…

Очень важно, чтобы мы не были рабами эмоций, особенно негативных, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающим. Душу надо всегда настраивать на хорошее. Особенно нам, педагогам.

Ступенька «Мир людей».

Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.

В средние века от вас потребовались бы реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» и, можешь быть, спросить, «как дела?». Очень часто мы это говорим так, что даже душа не вздрогнет: приветствие было, а встречи не произошло.

Если бы к общению подключали душу, как бы изменились сами, как изменили бы жизнь в себе и вокруг себя! Нужно также понимать, что главный человек на свете тот, кто перед тобой. Постарайтесь, чтобы он понравился вам. Нужно стремиться к согласию, но не надо бояться разногласий. Разногласия между людьми вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов. Нам нужна терпимость к инакомыслию и инакомыслящим.

Именно поэтому мы предлагаем высказать свою точку зрения на поэтический тезис М. Ножкина «Добро должно быть с кулаками».

Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.

  • Если вы в этом горячо убеждены, убеждайте нас с восклицательным знаком.
  • Если сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.
  • Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

Наши взгляды как вы убедились, разные. Но есть и общее: тема, которую мы обсуждаем, нас волнует. Мы взволнованы, и эта эмоция нас объединяет!

Мотивационно - побудительная игра «Волшебная палочка».

Сейчас я назову одно слово. Каждый из вас будет добавлять к нему по одному слову, получится большое предложение. (Предлагается слово «Солнце»).

Что вы почувствовали, коллеги? Ответственность? Ведь «волшебная палочка», эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось хорошо!

В одном фильме десятиклассник написал: «Счастье – это когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись, не понял внутренний мир близкого человека и не поучаствовал в его судьбе и т.д.

Сейчас мы попробуем понять друг друга.

Упражнение «Пойми меня».

Участники разбиваются на пары. Один участник объясняет другому значение слова. Упор делается на признаки этого предмета, явления…

Используемые слова: радость, терпение, сострадание, альтруизм, улыбка, гордость, трусость, искренность, завистливость, аккуратность, принципиальность, упорство…

Мы взяли толерантные слова, попытались их объяснить, и главное – мы поняли друг друга.

Ступенька «Окружающий мир».

Окружающий мир – это пространство в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до пределов государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.

Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт, и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» - и порой затрудняемся найти ответ.

Рефлексивно - оценочная игра «Конфликтная ситуация».

Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в не предосудительности своих действий.

  • Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вы ненормальный!».
  • Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
  • Утром вы не успели накраситься. Знакомые не могут понять, что с вами, может быть, вы заболели или у вас горе? Но в любом случае, они думают: «Да, не красавица!»,
  • В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро  хмурым, настроение – унылым, глаза – мокрыми, дела – заброшенными. Но какой бы ни была наша жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо отыскать плюс.

Игра «Плюсы и минусы».

  • Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
  • Вы поругались с любимым человеком.
  • Вы опоздали на автобус.
  • Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только  с вас, а не с кого-то и не с чего-то.

А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль? Может быть женщина, кричащая в автобусе о том, что ей наступили на ногу, кричит о другом: о неустроенности, о черствых детях, о болезни, о жизни, что проходит?!

Решение ситуативных задач «В картинной галерее».

Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.

Если мы чаще будем понимать душевное состояние других, мир от этого только выиграет.

Ступенька «Творческая мастерская».

Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает.

Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Стать толерантным в одно мгновение невозможно, поэтому педагог, признающий необходимость воспитания толерантных качеств в детях, начнет с себя.

Мы сегодня проверили себя на толерантность.  И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд и не очерствело сердце.

У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремимся!

Подведение итогов.

Упражнение «Синквейн».

Подведем итог нашей сегодняшней встречи упражнением «Синквейн». Слово «толерантность».

1 строка – существительное,

2 строка – два прилагательных,

3 строка – три глагола,

4 строка – предложение,

5 строка – предложение с данным словом.

Все строки соответствуют по смыслу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "

Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...

Тест «Проявляешь ли ты толерантность?»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее....

Конкурсная работа регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности»

Данная методическая разработка стала победителем регионального этапа международного конкурса работ педагогов и учащихся «Память о Холокосте – путь к толерантности» в двух номинациях «Методич...

Развитие толерантной профессиональной позиции педагога

         Сложные условия современной России, в том числе образовательной среды, актуализировали проблему воспитания толерантности, настоятельно требующую практического ...

Тренинги по толерантности для педагогов

Помочь педагогом внимательно относится к себе и понимать окружающих...

Просмотр и обсуждение с педагогами фильма «Цирк бабочек» в рамках проведения Недели толерантности

Мероприятие проведено для педагогов в рамках Недели толерантности. Его цель: формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, жизнестойкой позиции, раскрытие внутренних ...

Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма

Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества.  Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновени...