Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма
статья
Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. В статье собраны приемы профилактики конфликтов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной толерантности педагога как профилактика проявлений экстремизма
Скобочкина О.В.
учитель МАОУ «СОШ № 5 г. Челябинска»
член городского методического
объединения классных руководителей
Бурные социальные процессы, происходящие в мире на современном историческом изломе, характеризуются неоднозначностью и противоречивостью. Они сопровождаются ростом агрессии и нетерпимости в обществе. Перенос эпицентра конфликтов в социально-экономическую сферу усиливает опасную тенденцию к конфронтации людей социальных групп, провоцируя дестабилизацию и разрушение общества.
Давно известно, что школа – зеркальное отражение общества. Все процессы и их последствия, как положительные, так и отрицательные, происходящие в общественной жизни, немедленно переносятся на школу, оседают и в ней закрепляются. Любые неблагоприятные перемены в жизни взрослых больнее всего бьют по детям, по школе, создавая комплекс условий для возникновения и увеличения напряженности. Пока будет плохо в обществе, в семье, будет плохо и в школе. Общественная напряженность неизбежно порождает школьную. Она ощущается- как состояние неуравновешенности. Ей в одинаковой мере подвержены и учителя, и ученики, и родители. Если отношения между ними вместо стабильного и безопасного состояния балансируют на грани разрушения и неизвестного, куда повернут и повлекут их завтрашние события – это и есть напряженность.
Проблемы социальной адаптации молодежи всё чаще принимают формы экстремизма, проявляющегося в деформации сознания, в совершении противоправных действий. В статье 1 ФЗ-114 «О противодействии экстремистской деятельности» содержится юридическое определение того, какие действия относятся к экстремизму. Среди них, в том числе, отмечаются:
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии;
Одной из формы проявления экстремизма является бытовая форма, которая характеризуется наличием установок на групповые конфликты и драки, агрессивное поведение как способ самоутверждения в группе равных.
Терроризм рассматривается как крайняя форма проявления экстремизма. Слово террор произошло из латинского языка: terror - страх, ужас. Любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста - это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является подростковый возраст и юность, которые характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. В социальном плане большинство молодых людей оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
Однако, экстремистское поведение не возникает одномоментно. Его формирование осуществляется поэтапно. Выделяют три этапа формирования экстремистского поведения: причинный, организационный и поведенческий.
Первый этап – причинный, этап формирования среды. Очевидно, антиобщественное, агрессивное, разрушительное поведение молодежи имеет свои причины. По мнению психологов и социологов, оно вызывается, как правило, ощущением собственной ущербности, обделенности в чем-либо, имеющей социальные основания.
Причины возникновения ощущения социальной обделенности могут иметь экономическую природу (резкое расслоение общества на бедных и богатых), идеологическую (разрушение идей патриотизма, девальвация духовных ценностей), психологическую (нереализованность, невозможность достигнуть своей цели – например, получить образование).
Второй этап – организационный, предполагает формальное и неформальное членство в организациях и движениях экстремистского толка.
Третий этап – поведенческий, на котором проявляются конкретные действия и поступки экстремистского толка. Молодые люди, объединенные общей экстремистской идеей, в основе которой лежит чувство социальной обделенности, вступают в открытый бой с «врагом», которого надо победить.
Очевидно, что образовательные организации должны активно участвовать в формировании среды, которая бы способствовала предупреждению возникновения малейших предпосылок к экстремистскому поведению.
Напряженными в данном аспекте для педагога могут быть ситуации:
- взаимодействия учителя и учащихся, связанные с нарушением дисциплины, игнорированием педагогических требований,
- взаимодействия с коллегами и администрацией, основанные на расхождении взглядов, мнений, распределении и объеме педагогической нагрузки,
- взаимодействия учителя с родителями учащихся, вызванные расхождением в оценке ученика педагогом и родителями.
Если говорить о процессе педагогического общения, то нетерпимость может быть вызвана причинами психологических различий (различия в уровнях интеллектуального развития, различия темпераментов, различия эстетических и нравственных аспектов).
Основой культуры педагога является коммуникативная толерантность. Именно в этом виде толерантности наиболее ярко проявляются все основные аспекты проблемы толерантности.
Создание Модели толерантного поведения
Толерантнн | Интолерантно |
Умение внимательно слушать и слышать | Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение |
Стремление разобраться, расспрашивание | Игнорирование |
Совет, предложение | Отстранение |
Похвала, согласие | Обзывание |
Подбадривание | Обвинение, упреки |
Благожелательность | Осуждение, критика |
Утешение | Морализирование, проповедь |
Уважение | Угрозы |
Эмпатия | Предостережение, предупреждение |
Поддержка | Приказ, указание |
Методы профилактической работы
«Фундаментальный метод» - предоставление собеседнику фактов и цифр, подтверждающих доказываемые тезисы и положения.
Малопродуктивным приемом аргументации является прямое непрерывное изложение доказательства. Лучше использовать метод «поэтапного согласия», при котором вся логическая цепь доказательства разбивается на отдельные отрезки и после каждого отрезка следует пауза и обращение к собеседнику, выяснение его согласия или несогласия, возникших у него возражений и вопросов.
Многие из возникающих возражений можно предвидеть заранее, и тогда полезно использовать прием «противопоставления аргументации» - «да,... но...», когда вы соглашаетесь с доводами против вашей позиции, но подчеркиваете, что эти слабые ее стороны перевешиваются сильными аргументами в ее защиту. Таким образом, с одной стороны, выражается согласие с оппонентом и уважение его позиции, а с другой - он лишается возможности использовать приведенные вами соображения против вас.
«Метод кусков» - расчленение высказывания собеседника на отдельные части: «это точно», «насчет этого существуют различные точки зрения», «это полностью ошибочно».
«Метод противоречия» - основан на выявлении противоречий в аргументации собеседника.
«Метод видимой поддержки» - демонстрация согласия с приведенными доводами оппонента, а затем - выдвижение контраргументов.
Допустим, Ваш оппонент выступает с позиций непоколебимой убежденности в своей правоте - используйте методы «видимой поддержки» и «противопоставления аргументации».
Если Ваш оппонент в своей доказательной базе противоречит сам себе или использует заведомо ложные предпосылки и мифы - применяйте методы «кусков» и «противоречия». Задавая наводящие вопросы, заставьте собеседника самого пытаться объяснить не состыковки событий, фактов и возникшие противоречия.
«Метод нейтрализации замечаний». Для того, чтобы достойно встретить замечания и возражения, необходимо знать, что и когда следует отвечать. Это зависит, прежде всего, от типа, к которому относится высказанное замечание.
1. Невысказанные замечания, то есть те, которые собеседник не успевает, не хочет или не может высказать. Для нейтрализации подобных замечаний необходимо перейти к диалогу, активизировать собеседника при помощи открытых вопросов.
2. Отговорки, то есть замечания, не связанные с предыдущей аргументацией, по существу не являющиеся настоящими замечаниями, и служащие лишь проявлением нежелания собеседника продолжать беседу или открыто высказываться по обсуждаемому вопросу - примите их к сведению и не дискутируйте по этому поводу.
3. Предубеждения, выражающиеся в виде неприятных замечаний, имеющих под собой эмоциональную почву. В этом случае логические аргументы не действенны. Прежде чем продолжать дискуссию необходимо подробнее выяснить мотивы и точку зрения собеседника, обсудить аналогичные случаи. И только после тщательного разбора ситуации переходить к логической контраргументации.
4. Ироничные (ехидные) замечания - либо «пропускайте мимо ушей», либо отшучивайтесь, но ни в коем случае не поддерживайте такой тон.
5. Стремление к получению информации - дайте спокойный и деловой ответ, попытайтесь разобрать вопрос вместе с собеседником.
6. Желание проявить себя - не препятствуйте собеседнику в выражении собственной значимости или стремлений. Предоставьте больше свободы выражения собеседнику, восстановите паритет в беседе (не давите на него, избегайте самоуверенного тона, учитывайте точку зрения собеседника, отдавайте должное его аргументам и доводам).
7. Объективные замечания по существу вопроса - профессиональные замечания, отвечая на которые не надо противоречить в открытую, лучше показать, что Вы понимаете его позицию, предложить еще раз обсудить Ваше предложение.
8. Общее сопротивление - необходимо снизить тревогу собеседника, создать для него психологически более комфортные условия, внести в беседу больше определенности. Если сопротивление не снижается, попытаться переформулировать тему беседы.
Приемы нейтрализации замечаний:
- необходимо точнее понять смысл замечания, задавая вопросы, подвести собеседника к тому, чтобы он сам ответил на замечание или от него отказался;
- признать его правоту и продолжать изложение своей точки зрения, особенно если замечания сделаны к месту;
- попытаться превратить замечание в стимул к дальнейшему диалогу;
- резко выступить против некорректных или уничижительных замечаний;
- для смягчения воздействия нескольких замечаний и возражений можно использовать «метод сжатия» - ответить на них одной фразой, сконцентрировав в ней все существенное (например, «с этим... этим... и этим я полностью с Вами соглашусь. «Мне кажется, что правильнее это было бы назвать...»);
- перефразировать замечание собеседника, одновременно смягчая его смысл (напр. «правильно ли я Вас понял, и Вы хотели сказать..?»);
- использовать «метод опроса» - не отвечая на замечания собеседника, задавать ему вопросы; при этом строить свои вопросы так, чтобы он сам отвечал на свои замечания;
- если замечание очень мешает ходу беседы или полностью ее блокирует, использовать «метод отсрочки» - попросить разрешения вернуться к этому замечанию чуть позже (замечание теряет свое значение по мере удаления беседы от того момента, когда оно было сделано).
В любом случае при ответе на замечания необходимо придерживаться следующих правил:
1) избегать открытого противоречия;
2) сохранять спокойный, доброжелательный тон;
3) с уважением относиться к позиции собеседника;
4) подчеркивать позитивные моменты, признавать правоту собеседника;
5) в ситуации оценки, высказываться только от первого лица (это ваша личная оценка);
6) быть лаконичным.
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что в «зоне риска» находятся:
- дети из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.
Анализ современных международных и российских исследований позволяет предложить основные черты комплексного подхода к профилактике молодежного экстремизма.
1. Профилактика экстремизма должна быть направлена на формирование безусловного отрицания насилия как ценности и как средства решения проблем. Допущение того, что насилие где-то может быть полезно и оправдано, ведет к формированию установки на допустимость его использования для решения социальных проблем в молодежной среде.
2. Формирование толерантности. Толерантность следует понимать как глубокое свойство личности, отражающее принятие разнообразия взглядов на мир и возможность смотреть на одну и ту же проблему с раз-ных точек зрения. Иными словами, толерантность означает способность видеть мир и явления, не относя их к однозначно «правильным» или «не-правильным». «Толерантная тренировка» сознания, развитие поисковой активности могут быть названы одними из важнейших направлений профилактики экстремизма.
3. Формирование потребности в позитивной социальной идентичности. Гордость за свой коллектив, за свой район и город – вот исходный пункт для позитивной идентичности и блокирования механизма «поиска врагов». Однако следует избегать распространенной ошибки - использование псевдомаркера позитивной социальной идентичности, заключающегося в утверждении «Мы лучше, потому, что мы их побили». В основе формирования потребности в позитивной социальной идентичности лежит патриотическое воспитание - любовь к своей стране и своему народу, гордость за принадлежность к своему социуму. Именно патриотизм В.В. Путин назвал главной национальной идеей. «У нас нет никакой и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма, – считает Путин. – Никакой другой идеи мы не придумаем, и придумывать не надо». И, конечно же, правильный подбор примеров в исторической и в современной перспективе повышает удовлетворенность молодежи своим положением, показывает положительную динамику социальной группы.
4. Реализация потребности в самоуважении. Данный подход играет большую роль в профилактике экстремизма. Известно, что директивные методы увеличивают депривацию этой потребности, тогда как диалогическое общение ведет к формированию оптимальных социальных установок. Грубость вызывает фрустрацию, способную вылиться в агрессию по отношению к другому, более удобному объекту.
5. Реализация потребности в активности. Необходимо обеспечить молодым людям социально-приемлемые каналы реализации такой активности. Подавление инициативы, поисковой активности и «конструктивной агрессивности» (стремление к освоению и изменению мира, к творческой самореализации) ведет к проявлению деструктивной агрессии. Исправные «социальные лифты» для социально активной молодежи, занятия спортом и творчеством, развитие института волонтерства способны стать существенным профилактическим ресурсом.
6. Просвещение, формирование культурной компетентности (этнической, религиозной и т.д.) Просвещение не должно сводиться к простому информированию об особенностях других социальных групп. Представляется, что этнокультурная компетентность, например, должна формироваться не путем рассказов об этнических особенностях, а выработкой реальных навыков взаимодействия в этнокультурной среде. Здесь недостаточно просто объединить представителей разных национальностей в группу, важно организовать их успешную и интересную совместную деятельность.
Целесообразным является использование в профилактической работе книг, фильмов и интернет-ресурсов подходящей тематики, формирующих ценности толерантности, ненасилия.
В завершении, хочется пожелать Вам успехов в таком непростом, но жизненно необходимом деле, как профилактика экстремизма в молодежной среде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/26/picture-212248-1361889525.jpg)
Профилактика проявления тревожности учеников в начальной школе
в лекции написано, как помоч ученику преодолеть превожность...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/16/picture-532014-1418739477.jpg)
Тема самообразования "Воспитание толерантного отношения к окружающим как основа формирования коммуникативной культуры личности"
В материале рассмотрены актуальность выбранной темы, принципы построения работы, структура занятий....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/13/picture-797475-1465833653.jpg)
Доклад "Профилактика проявления ксенофобии и экстремизма в подростковой среде."
Материал для родительских собраний....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/18/picture-435558-1550502737.jpg)
Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности
Методы оценки коммуникативного уровня педагога. Использование результатов диагностики коммуникативного уровня педагога для улучшения педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-1215-1454097698.jpg)
РОЛЬ АКМЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
При организации работы с детьми с ОВЗ важно учитывать внешние факторы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/15/picture-1249303-1589558768.jpg)
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/05/picture-513406-1415197563.jpg)
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА» «СЕМЕЙНЫЙ КРУГ»
ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНЫХ УСТАНОВОК И ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ-ОСНОВ...