Тренинги по толерантности для педагогов
тренажёр на тему
Помочь педагогом внимательно относится к себе и понимать окружающих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ТОЛЕРАНТНОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Цели:
осознание педагогами своей индивидуальности;
познакомить с понятием “толерантность”;
показать, что толерантность к себе и толерантность к другим тесно связаны;
помочь педагогам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
Задачи:
создание комфортного психологического климата в группе;
создание условий для самопознания и приобретения опыта позитивного общения.
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
1. Упражнение «Аплодисменты».
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, вы почувствовали вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни»
2. Упражнение «Смысл имени».
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим именем на занятиях. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он захочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность подчеркнуть свою индивидуальность.
3. Упражнение «Мы с вами похожи».
Это упражнение поможет созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы в группе, повышению взаимного доверия и сплоченности коллектива.
Участники садятся в круг. Психолог приглашает в центр круга одного из них, пользуясь принципом реального или воображаемого сходства с собой, с такими примерно словами: «…., выйди, пожалуйста, сюда, потому что у нас одинаковый цвет волос (или наши имена на «ю»; или мы работаем в одном классе; мы одного роста…)».Участник становится в круг и тоже приглашает кого-нибудь из педагогов по какому-то общему признаку. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся внутри круга.
4. Моя памятка на «черный день».
Цель: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе; развитие способности к самоанализу.
Необходимое время: 20 минут.
Материалы: бланки с табличками для каждого участника
Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий заводит разговор о том, что у каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда, кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть чем гордиться. В психологическом консультировании существует такой прием. Психолог вместе с обратившимся к нему человеком составляет памятку, в которую заносятся достоинства, достижения, способности этого человека. Во время приступов плохого настроения чтение памятки придает бодрости и позволяет оценивать себя более адекватно. Ведущий предлагает участникам проделать подобную работу. Участникам раздаются бланки с таблицами, в которых они должны самостоятельно заполнить следующие графы.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку участники должна записать черты или особенности своего характера, которые им в себе нравятся и составляют их сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда записываются способности и таланты в любой сфере, которыми человек может гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе записываются достижения участника в любой области.
5.Упражнение «Отражение в воде».
Работа в парах.
«Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тот, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
человек скорчил страшную рожицу;
человек замахнулся палкой;
человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке»
Вопросы после выполнения упражнения.
1.Что Вы чувствовали, когда Ваш партнёр скорчил Вам рожу (замахнулся на Вас, улыбнулся Вам);
2. Что Вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
3. Как Вы думаете, все ли из Вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
4.Злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих;
5.Замахиваясь на другого человека палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе
6.Упражнение « Волшебное озеро».
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза
Инструкция: «Сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему».
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
Вопросы после выполнения упражнения.
1.Изменилась ли Ваша точка зрения о том, кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
2. Как в ходе выполнения этого упражнения ответил Вам этот человек на Вашу улыбку?
3. Какого отношения Вы ждёте к себе как уникальной и неповторимой личности.
7. Знакомство с понятием “толерантность”.
«Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому очень полезно бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.
8.Упражнение «Я люблю тебя…»
«Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из Вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
Вы должны сказать: “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему Вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы Вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим».
Вопросы после выполнения упражнения.
1. Легко ли Вам было признаться в любви к самому себе?
2. Что Вы при этом чувствовали
9.Упражнение « Учимся говорить комплименты».
На это упражнение отводится примерно 10 минут. Психолог предлагает педагогам говорить комплименты. Он бросает мяч одному из педагогов и произносит комплимент. Например: « …. Вы умеете быть справедливыми»… получив мяч бросает его другому педагогу
10. “Я заслуживаю…”
Хочу предложить Вам упражнение, вернее, игру : “Я заслуживаю...”.
« Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывает много таких кусочков, но мы их не замечаем. А вот научиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые Вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните всё то хорошее, что у Вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, чтобы Алексей выполнил домашнее задание” и т.п.
Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит Ваше отношение к себе и окружающим»
11. «Я желаю себе и другим…»
Завершая наше занятие, я предлагаю последнее упражнение. Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
Список литературы
1. Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2002.
2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд – поиск - решение., М., 2002.
3. Кукушкин В.С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2002.
4. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика). Сборник научно–методических статей, М., 2002.
5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть I, М., 2000.
6. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе, М., 2002.
7. Фопель К. Энергия паузы, М., 2002.ний (теория и практика). 8. «Воспитание школьников» №3 2008г.
Моя памятка на «черный день»
«Мои лучшие черты» | «Мои способности и таланты» | «Мои достижения» |
Моя памятка на «черный день»
«Мои лучшие черты» | «Мои способности и таланты» | «Мои достижения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа формирования у педагогов личностно-ориентированной позиции по отношению к детям. Тренинг педагогической осознанности.
Данная тренинговая программа является частью комплексной работы по перестройке учебно-воспитательного процесса по типу личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми. Она не предназначена дл...
Тренинг для молодых педагогов
Данные упражнения направлены на понимание и развитие личностных качеств, необходимых каждому педагогу....
Тренинг для педагогов
Разработка тренинга для педагогов "!Профилактика эмоционального выгорания"...
Психологический тренинг для педагогов по формированию навыков снятия эффекта эмоционального выгорания
Цель тренинга:Познакомить участников с понятиями, которые характеризуют эмоциональное истощение;Отработать умение и навыки психологической саморегуляции и трансформации отрицательных переживаний...
Психологическое занятие с элементами тренинга «Психологическая комфортность педагогов ДОУ».
Цель: создание доброжелательной атмосферы среди педагогов ДОУ, снятие напряжения, чувства тревоги, создание группового доверия и принятия, развитие наблюдательности....
Тренинг для педагогов. Тема: «Проблемы общения педагога с родителями»
План занятияТренинг взаимодействия педагога с родителями:- Первый этап тренинга посвящен применению психологических знаний при общении с родителями в своей педагогической практике.- Второй этап посвящ...
Телесно-ориентированный тренинг «Пластика» составила педагог-психолог Болтенкова А.С.
Основной целью тренинга является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:1) нахождение и снятие...