Тема занятия: «Общение». Вид занятия: урок-путешествие. Задачи: - знакомство с видами общения: вербальное и невербальное общение;
- знакомство с понятиями «эмпатия» и «этические нормы»;
- развитие личностной и групповой активности;
- повышение познавательной активности;
- воспитание позитивного отношения в общении.
Оборудование: макет паровозика «Общение», «проездной билет» – памятка-алгоритм путешествия, магнитики. План занятия: 1. Организационная часть – 3 мин. 2. Основная часть – 24 мин. 3. Завершение занятия – 3 мин. ХОД ЗАНЯТИЯ. Здравствуйте, ребята! В начале нашего занятия давайте поздороваемся друг другом. Но сделаем это не совсем обычно, а используя жесты «приветствия разных народов». Упражнение «Приветствие разных народов». Во всех странах мира люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим доброжелательность. Приветствие сопровождается словами и действиями: рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы и т.д. (презентация) Мы сейчас перед занятием будем приветствовать друг друга, и вы все должны использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Варианты приветствия: Протягивание руки с открытым вверх ладонями, слегка наклоняясь, при этом кто постарше ложит ладонь сверху. (Тувинцы) Объятие и троекратное лобзание поочередно в обе щеки. (Россия) Легкий поклон со скрещенными на груди руками. (Китай) Простое рукопожатие и взгляд в глаза. (Германия) Легкий поклон, ладони сложены перед лбом. (Индия) Потереться друг о друга. (Эскимосская традиция) Легкий поклон, ладони и руки вытянуты по бокам. (Япония) Молодцы! Спасибо. Давайте, продолжая изучать нашу сферу общения друг с другом, и ответим на такие вопросы. Скажите пожалуйста, всегда - ли общение с другими бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно - ли учиться общению? Как Вы считаете, для чего это нужно? Обобщая сказанное вами, хочу отметить, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило не только радость, но и пользу. Тема нашей сегодняшней встречи «ОБЩЕНИЕ».
ЦЕЛЬ – знакомство с приёмами позитивного общения между людьми через путешествие, по путешествию паровозиком «Общение». Вы познакомитесь с видами общения, новыми словами. Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить виртуальное путешествие. Устройтесь удобнее. Закройте глаза и расслабьтесь. Внимание ваше растёт, вы как разведчики, всё замечаете и запоминаете. Голова мыслит ясно. Вы готовы отправиться в путь. Откройте ваши глаза. Итак, мы отправляемся в увлекательное путешествие на необыкновенном паровозике «ОБЩЕНИЕ», которой нет ни где, но у каждого из вас этот путь по своему индивидуален и неповторим. Обратите внимание. Перед вами путь нашего путешествия. Как на любом пути есть станции, так и на нашей карте они появятся. И все это мы сделаем с вами, по мере того, как мы остановимся на станциях «Вежливости», «Дружбы» и «Понимания». В целях экономии времени каждому из вас даётся «проездной билет» - алгоритм нашего путешествия. Наше путешествие будет проезжать по различным путям и команда должна быть готова к различным испытаниям. Команда есть. Давайте выберем капитана. Кто первый отгадает загадку, тот и капитан. Загадки: 1. Кто носит шляпу на ноге? У него одна нога, да и та без башмака. (Гриб) 2. Не король, а в короне, Не гусар, а при шпорах. На часы не глядит, А время знает. (Петух) Молодец, наш капитан! Твое место на командном мостике, ты будешь помогать мне в оформлении пути. Мы подъезжаем к волшебной станции «Вежливости», на нем очень много путей. Я предлагаю вам вспомнить вежливые слова, которые вы используете в своей речи и нанести их на нашему пути, это и будет наш путь. А для этого мы поиграем. Я бросаю мячик, а вы, поймав его, должны назвать вежливое слово, вернуть мяч мне, а капитан нанесет это слово на наш путь. Не забывайте, что вежливые слова произносят доброжелательно, глядя прямо в глаза. Ребята, посмотрите в свой проездной билет. Под цифрой один стихотворение. Давайте прочитаем его все вместе. СЛОВА «ДО СВИДАНИЯ», «СПАСИБО», «ПРОСТИТЕ», «ПОЖАЛУЙСТА», «ЗДРАВСТВУЙТЕ» – ЩЕДРО ДАРИТЕ, БЕЗ НИХ НЕ ВОЗМОЖНО ПРОЖИТЬ. СЛОВА ЭТИ НУЖНО С УЛЫБКОЙ ДАРИТЬ. Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении? Все ли они есть на наших путях? Вы справились с заданием, и теперь эта станция преобразился. Нравиться он вам? Есть что-то, что вы хотели добавить? А теперь в путь, к следующим победам! В вашем проездном билете под цифрой 2 есть таблицы, в которых зашифрована фраза. Вам необходимо расшифровать ее по принципу соответствия букв цифрам. Например, найдите цифру 1 в первой таблице – ей соответствует буква (Д), а цифре 2?
2 | 18 | 6 | 19 | 20 | 12 | 7 | 4 | 10 | 8 | 1 | 14 | 15 | 5 | 16 | 9 | 13 | 17 | 3 | 11 |
|
|
Напишите полученную фразу (Друзья познаются в беде). Физминутка: Ребята, мы немножко устали, давайте отдохнем ( музыка: Летка-Енка). Молодцы! Спокойно сели. Мы расшифровали фразу и оказались на станции «ДРУЖБА». Ребята а что такое «дружба»? Как Вы думаете? А можем ли мы дружить? А что главное в дружбе? Правильно! Дружба-это общение. Обратите внимание, в проездном билете под цифрой 3 перечислены качества, важные для нашего с вами общения. Давайте сейчас мы вместе будем внимательно читать их, а капитан наносит на станцию «ДРУЖБЫ». Один из секретов успешного общения – это ЭМПАТИЯ, умение понять и почувствовать другого человека, взглянуть на ситуацию его глазами. Это значит то, как мы чувствуем и понимаем другого человека. Например, вы приходите домой грустные, может быть вы получили двойку, а ваша мама посмотрев на вас сразу поняла, как вам плохо. Она обнимет вас, поговорит и сразу становится веселее. Кто ещё может привести пример. Всем понятно, что такое эмпатия? ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – способность не только чувствовать, но и показать друзьям свое хорошее отношение к ним. Вы добро желаете своим друзьям. Вам понятно? ТАКТИЧНОСТЬ – соблюдение этических норм при общении. Какое слово вам не знакомо? Наверное, этические нормы – это правила, которые нам помогают общаться и не обижать друг друга. (Не толкаться, не обзываться). Всем понятно? ОТКРЫТОСТЬ – способность открывать другим свой внутренний мир. Быть искренним в обсуждаемом вопросе, т.е. не обманывать. УМЕНИЕ СЛУШАТЬ – способность каждого из нас переключиться на другого человека, показывая ему свою заинтересованность. Вот и станция «Дружбы» стал другим. Нравиться он вам? Психогимнастика: Ребята, вспомните, какие роскошные летом деревья. Все встали, потянулись. Мы с вами деревья. Выросли высоко-высоко. Подул ветер, пошел дождь (дети качаются), Выглянуло солнышко, стряхнули с листьев капли. Спокойно сели. Наше путешествие продолжается. Мы приближаемся к станции «Понимания». В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнёра по общению. Традиционно все средства общения делятся на: вербальные и невербальные. Обратите внимание на свой проездной билет, под цифрой 4. К вербальным средствам относятся слова, которые мы произносим в процессе общения. К невербальным средствам – жесты, мимика, позы и дистанция. Команда делится на две группы. По правой части дороги группа при помощи пантомимы (мимика, жесты, движение) покажите профессию повара, зубного врача и окулиста. А группа по левой части дороги покажет при помощи пантомимы – зайца, медведя, воздушный шарик. У вас все получилось. Скажите, как вы выполняли это задание: при помощи слов или жестов и мимики. Наш капитан уже наносит пути на станции «Понимания». Ребята, посмотрите, какое замечательное путешествие у нас получилось на паровозике «Общение». Весь путь наш был направлен на понимание общения. Давайте прочитаем в проездном билете, что такое общение. А капитан закончит оформлять наш путь путешествия. Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми. Наше путешествие закончился, я надеюсь, что знания, полученные, на сегодняшнем занятии вы будете применять в своей жизни. Проездной билет остается у Вас и Вы можете им пользоваться. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что больше всего запомнилось? Почему? На какую станцию вам хотелось вернуться? Почему? Где было трудно вам, а где было легко? О чём ещё вам хотелось узнать? И в завершении давайте пожелаем друг другу лучшие пожелания и доброго пути, помашем другу другу. По тувински: «Байырлыг!» Спасибо ребята!
|