Проективная личностно- социометрическая методика «Именное классное дерево» на интерактивной доске.
методическая разработка на тему
Ребятам предлагается при помощи имен одноклассников нарисовать дерево. Работа ведется на интерактивной доске, выбирается цвет на палитре и пишете имена одноклассников (будем называть изогнутое, цветное имя «штриховка»), изгибайте его как вам нравится. Договоримся, что сверху имени вы пишете номер штриховки по порядку. Используются в рисунке имена всего класса без исключения. Имена можно изменять: писать полное, уменьшительно ласкательное, псевдоним (нужно обязательно спросить: почему и какой это персонаж отрицательный или положительный)
Методика позволяет определить:
· выявление степени сплоченности – разобщенности в группе;
· выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
· обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
- выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
- выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций
- определение уровня самооценки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektivnaya_lichnostno_sotsiometricheskaya_imennoe_klassnoe_derevo.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Проективная личностно- социометрическая методика
«Именное классное дерево» на интерактивной доске.
Цель:
- выявление степени сплоченности – разобщенности в группе;
- выявление относительного авторитета членов группы по признакам симпатии – антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
- обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
- выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
- выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и определить характер коммуникаций
- определение уровня самооценки.
Вид работы: индивидуальная и групповая (2-3 учащихся).
Удобство методики: не тратится бумага, карандаши, экономится время, работа уже в электронном варианте, повторный просмотр хода рисования если упущены детали, нужен только протокол аудио-видео протокола (аудио запись разговора ребят), и кабинет с интерактивной доской. Детям очень нравится работать на доске.
Ход работы: ребятам предлагается при помощи имен одноклассников нарисовать дерево. Вы работаете на интерактивной доске, выбираете цвет на палитре и пишете имена одноклассников (будем называть изогнутое, цветное имя «штриховка»), изгибайте его как вам нравится. Договоримся, что сверху имени вы пишете номер штриховки по порядку. Вы должны использовать в рисунке имена всего класса без исключения. Имена можно изменять: писать полное, уменьшительно ласкательное, псевдоним (нужно обязательно спросить: почему и какой это персонаж отрицательный или положительный)
Анализ методики:
Аудио запись помогает анализировать обстановку коллективной работы, выявить уровень сплоченности, лидера и отверженного. Выявить агрессию по отношению к одноклассникам и «костяк» класса.
Рисунок заменяет социометрические исследования. На рисунке видны дружеские предпочтения учащихся. Открывается социальные предпочтения.
Так же рисунок позволяет определить самооценку учащегося:
Лидер - ствол или крупно написано имя, или имя занимает центр всего рисунка и при этом выбран яркий цвет.
Отверженный – отдельно падающий лист или ветка ниже всей кроны дерева или тонкая ветка последняя на кроне.
Группа – штрихи хорошо пририсованы в центре кроны.
Самооценка: завышенная – крупное имя, яркое. Заниженная – тонкое маленькое имя лист.
Агрессия – темный цвет штриховки, крупная штриховка острые углы пририсованы: большая туча, отдельное дерево больше основного, темное насекомое, осадки.
Предпочтения –делает штрих очень близко к определенному штриху – видит в нем друга, хочет начать общение.
Творческие личности обычно пририсовывают радугу, солнце, облака в виде фигурок надо всем рисунком, украшают рисунок яркими веселыми деталями.
Стирание нарисованного. Стирание в рисунках связано с неуверенностью, нерешительностью и беспокойством. Как правило, эти ребята не удовлетворены собой и испытывают огромное беспокойство. В случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении.
Детали рисунка. Недостаток деталей в рисунке может указывать как на психосоматические проблемы, так и на депрессивное состояние, тенденции ухода от действительности. Чрезмерная детализация может быть связана с ригидностью, чувством беспокойства и обсессивно-компульсивными тенденциями (навязчивостью). Очень эмоциональные и творческие люди также прорисовывают большое количество деталей. Люди испытывающие психотическое состояние, склонны создавать хаос, беспорядочность при изображении деталей в рисунке.
Значения цветов: Цвета могут символизировать определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным при интерпретации конкретных образов, так как цвета очень многозначны. Более того, в обществе существует определённое соглашение по поводу определённых цветов. Конвенциональное использование цветов менее информативно, чем спонтанное. Использование красного цвета при изображении кирпича, печки, амбара даёт меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. Однако, одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.
Цвета делятся на основные: красный, синий и жёлтый, – и дополнительные: зелёный, оранжевый, фиолетовый. Красный — цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, лёгких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции — все революционные флаги непременно красного цвета. Он делает ленивых более активными. Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплёскиванием, эмоциональным отреагированием. Жёлтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, тенденции к интеллектуализированию, несдерживаемую экспансивность, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие. Зелёный цвет – самый распространенный цвет в нашей европейской природе. Он указывает на наличие желания настоять на своём, самоутверждение, желание доминировать. Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Серый цвет отражает невключённость, подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность. Черный цвет выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность и заблокированность, чувство неадекватности, самообесценивания, символизирует неизвестность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
Разработка классного часа для 1 класса "День знаний" с использованием интерактивной доски.
В разработке представлена презентация классного часа на интерактивной доске к 1 сентября для первоклашек. Даны комментарии к слайдам....
Новые подходы в организации педагогической деятельности. Интерактивные технологии. Как помогают интерактивные доски в образовании
Как эффективно использовать интерактивную доску в своей работе....
Обеспечение интерактивности в образовательном процессе с помощью мультимедийного оборудования: интерактивной доски, документ-камеры, мобильных лабораторий
Представление опыта учителей начальных классов....
Рефлексия для интерактивной доски "Дерево", "Лестница успеха"
Рефлексия для интерактивной доски для учащихся 1-4 классов....
Проективная диагностическая методика для коллективной работы «Выбираю цвет и фигуру» на интерактивной доске
диагностическая методика межличностных отношений в классе очень современная. Она проводится на интерактивной доске, что позволяет экономить время педагогу. Не надо тратить время на приготовление разда...
Работа со SMART доской в начальной школе. Использование интерактивной доски на уроках.
Методическая разработка на тему "Использование интерактивной доскина уроках."...