Проективная диагностическая методика для коллективной работы «Выбираю цвет и фигуру» на интерактивной доске
методическая разработка
диагностическая методика межличностных отношений в классе очень современная. Она проводится на интерактивной доске, что позволяет экономить время педагогу. Не надо тратить время на приготовление раздаточного материала. и экономится драгоценная краска принтера. а самое важно, что дети довольные. Для них это просто веселье, работать на интерактивных доска. применялась эта методика уже не один раз и ни разу не подвела. Социометрия точная, выявляются лидеры и отверженные, группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проективная диагностическая методика для коллективной работы
«Выбираю цвет и фигуру»
на интерактивной доске
Цель:
- выявление лидеров, звезд и отвергнуты по признакам симпатии – антипатии
- выявление степени сплоченности групп
- выявление неформального лидера в группе
- выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности
- определение уровня самооценки.
Отличительные свойства методики: методика очень удобна освобождением педагога от бумажной предварительной работы. Не тратится канцелярия, экономится время, работа уже в электронном варианте, возможен повторный просмотр хода проведения методики, если упущены детали, нужен только протокол и аудио – видео запись и кабинет с интерактивной доской. Обучающиеся обожают возиться на интерактивной доске.
Вид работы: групповой.
Ход работы: ребята находятся за партами, концентрируется внимание на условиях работы. Им демонстрируется образец хода работы на интерактивной доске (выбирать цвета, толщину линии, цвет и др… они знают со второго класса). Нужно по очереди, выходить к доске или по желанию (но, при этом поднять руку) или по просьбе одноклассника. Выбирается цвет, форма любой вымышленной или геометрическую фигуры, толщина линии и цвет заливки. Располагать на чистом «листе» свое «изображение» где угодно и как угодно (можно даже расположить сою фигуру поверх или под низ чужого рисунка. (дети не подписывают свои фигуры, анкета проходит практически анонимно (видео запись и протокол хода позволяют сделать анализ без особых проблем). Начинать работу желательно путем общего голосования. Есть особое условие нужно использовать только пять выходов к доске (и естественно только пять фигур используется). Один выход – один рисунок.
Анализ методики:
Первичный протокол, который велся непосредственно во время занятия, позволяет записать порядок выхода и фамилию ребенка его фигуру и цвет. Есть замечательная возможность записать кодовым знаком поведение ребенка во время работы на доске (обычно у психологов есть кодовые обозначения поведения). И фиксируется поведение некоторых ребят, которые выделяются во время работы их одноклассника в данный момент у доски (жалость, радость, восторг, расстройство, возмущение…)
Запись помогает анализировать более точно (повторные просмотры) обстановку в классе, выявить уровень сплоченности, лидера и отверженного. Так же позволяет выявить агрессию по отношению к одноклассникам и всегда выявляется «группа» и «лидеры «хороший и плохой».
Рисунок позволяет выявить:
- лидера. Фигура будет занимать почетное место по центру листа с ярким окрасом.
- отверженного. Расположит свой рисунок такой ученик в более удаленном месте или ближе к спокойной фигуре со спокойным цветом если нет нигде места для удаления.
- группы «отрицательного характера» и «положительного характера».
- агрессию.
- самооценку. С завышенной или высокой самооценкой ребенок расположит свое творение в верхней части листа и рисунок будет покрупнее остальных. С адекватной самооценкой рисунок будет средних размеров и спокойных тонов. С заниженной самооценкой рисунок получится малых размеров со светлым окрасом.
- агрессия. Темные цвета и накладывание своего изображения на других. Фигура содержит много углов.
- предпочтения. Играет роль место расположения своей фигуры около других.
- творческая личность выберет радужный цвет для своей фигуры и будет рисовать ее самостоятельно, а не готовыми эскизами фигур.
- группы. Самый интересный момент. Сидя за партами ребята, поняв после буквально второго выхода, что у них остается только по три выхода уже планируют свой рисунок сообща.
- страх, волнение не уверенность в себе показывает стирание. Однако, случае, если стираний в рисунке слишком много, можно предположить также наличие обсессивно-компульсивных черт личности. В тех случаях, когда люди стирают некоторые линии с целью улучшить рисунок, это может указывать на гибкость человека, его стремление к порядку, а также на его потребность в достижении
Интерпретация цвета и линий используются в из обычных привычных методик. Суть остается таже.
Выбор цвета. Цвета - определённые чувства, настроения и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов. Но нужно быть очень осторожным, так как цвета очень многозначны. Понимание важности выбора цвета и его психологического значения даёт много дополнительной информации. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения.
- Зеленый цвет – цвет независимости, самостоятельности и упорства. Дети, которые пытаются показать весь свой характер и самоутвердиться выбирают именно этот цвет.
- Желтый – малыш чувствует себя комфортно в данной ситуации.
- Синий – характеризует тревогу и волнение. Этот цвет указывает на то, что у ребенка есть какая-то проблема, которую он пытается решить.
- Фиолетовый – ребенок фантазер.
- Красный цвет – указывает на переизбыток энергии, которую необходимо как можно быстрее сбросить. Это относится к гиперактивным детям. Красный – цвет агрессии.
- Коричневый – означает сопротивление на подсознательном уровне. Малыш может быть обеспокоен какой-то ситуацией и поэтому чувствует тревогу и дискомфорт.
- Черный – указывает на озабоченность какой-то проблемой. Он полностью погружен в проблему.
- Если у старшеклассников рисунок заштрихован – означает закрытость. Человек постоянно ставит себя в рамки.
- Не заштрихованные фигуры – человек постоянно хочет развиваться, и все изменения воспринимает с радостью.
Линии:
- Сплошные ровные линии – ребенок эмоционально стабилен, гибок и уверен в себе. Даже из самых сложных проблем он способен выбраться.
- Прерывистые линии – указывают на человека неуверенного в себе, в своих возможностях.
- Жирные линии – такой человек везде хочет казаться первым и в центре внимания, что зачастую служит компенсацией его неуверенности.
- Тонкие линии – это серые мышки, которых пугает чрезмерное внимание к своей персоне. Они всегда находятся в тени, они не общительны и одиноки. Даже мимолетный стыд или вина могут раскрыть человека таким образом.
- Готовые геометрические рисунки, с прямыми четкими линиями – указывают на агрессивного человека. Также это указывает на консервативную личность, которой трудно адаптироваться к новой ситуации или обстановки
- Острые углы – явную раздражительность.
- Линии мягкие и плавные – характеризуют мягкого и покладистого человека. В большей части такие рисунки изображает женский пол.
Нетрадиционный подход к тестированию ребят в школе позволяет расширить взгляд детей на педагога. Увидеть в нем интересную личность. Проявить уважение к труду педагога и учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в организации педагогической деятельности. Интерактивные технологии. Как помогают интерактивные доски в образовании
Как эффективно использовать интерактивную доску в своей работе....
Проективная диагностическая методика на основе интерактивного упражнения «Дерево в бурю».
В своей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста вот уже несколько лет я использую авторскую проективную диагностическую методику «Дерево в бурю» для определения успешности прохо...
Проективная личностно- социометрическая методика «Именное классное дерево» на интерактивной доске.
Ребятам предлагается при помощи имен одноклассников нарисовать дерево. Работа ведется на интерактивной доске, выбирается цвет на палитре и пишете имена одноклассников (будем называть изогнутое, ...
Обеспечение интерактивности в образовательном процессе с помощью мультимедийного оборудования: интерактивной доски, документ-камеры, мобильных лабораторий
Представление опыта учителей начальных классов....
Презентация для интерактивной доски "Геометрические фигуры: плоские и объёмные"
Презентация для интерактивной доски к уроку по УМК "Гармония" "Геометрические фигуры плоские и объёмные"...
Презентация для интерактивной доски "Фигуры на плоскости"
Презентация для интерактивной доски....
Работа со SMART доской в начальной школе. Использование интерактивной доски на уроках.
Методическая разработка на тему "Использование интерактивной доскина уроках."...